Социально - культурная деятельность, как фактор нравственного воспитания средних подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза – нравственное воспитание средних подростков, обучающихся в условиях кадетского класса, средствами социально-культурной деятельности, будет успешным, если при разработке проекта программы будут учтены следующие условия:
будут учтены возрастные особенности среднего подросткового возраста;
будет изучен опыт работы с кадетским движением, история и особенности его развития;
будут созданы условия для участия в мероприятиях, способствующих повышению гражданской позиции, уровня патриотизма, нравственных качеств личности;
будет организованна социально-культурная деятельность, способствующая нравственному воспитанию.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного воспитания средних подростков в условиях социально-культурной деятельности.
§ 1. Категория «нравственное воспитание». Её сущность и критерии.
§ 2. Психолого-педагогические особенности средних подростков.
§ 3. Потенциал социально-культурной деятельности в нравственном воспитании средних подростков.
§ 4. Особенности организации социально-культурной деятельности, направленной на нравственное воспитание подростков в условиях кадетского класса.
§ 5. Феномен кадетства, в ракурсе нравственного воспитания подростов. История возникновения и развития и современное состояние.
Выводы по I главе.
Глава II. Практические аспекты нравственного воспитания средних подростков в условиях кадетского класса.
§ 1. Проект программы, направленной на нравственное воспитание подростков, обучающихся в кадетских классах «Основы этики и эстетики»
Выводы по II главе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

СБОРКА 2.doc

— 416.50 Кб (Скачать файл)

Правление Александра I «отражается на жизни кадетского движения» двумя сохранившимися документами: Запиской генерал-адъютанта графа Коновницына относительно преобразования кадетских корпусов (18… г.) и Правилами дневного порядка и занятия в зимнее время, предписанные к руководству по артиллерийскому училищу генерал-майором Засядко (1820 г.).

Отечественная война 1812 г. является ярчайшим подтверждением высокой оценки кадетского образования в России: из 549 генералов 119 воспитанники кадетских корпусов: фельдмаршал М.И. Кутузов, командир Нарвского пехотного полка генерал-майор А.В. Богдановский, полковник Киевского гренадерского полка А.А. Писарев, шеф 40-го егерского полка полковник Ф.В. Сазонов, генерал-майор Я.А. Потемкин, 28-летний командир гвардейской бригады генерал-майор М.Е. Храповицкий, генерал-майор А.К. Ридигер и др.

Николай I и Александр III в период своего правления особое внимание обращал на кадетские корпуса как на опору трона: понижение статуса до уровня гимназий и введение дисциплинарно – исправительных военно-учебных заведений Александром II; затем снова возвращается к кадетским корпусам, которые достигают своего высшего состояния реализуя педагогическую систему К.Д. Ушинского, при Александре III.

Конец XIX – начало XX века многие исследователи (среди них, Н. И. Галеева) называют расцветом кадетских времен. Великого Князя Константин Константиновича Романова (дядя императора) называют Отцом всех кадет. С назначением его в 1900 г. Главным начальником военно-учебных заведений, казарменная атмосфера была заменена заботливым отеческим  воспитанием, а также создание при Главном штабе Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям Педагогического музея (выставки которого на международных выставках в Париже и Лондоне награждены медалями). Активное участие выдающихся педагогов К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова и др. в повышении качества научно-методического обеспечения и создании единой системы подготовки преподавателей и офицеров-воспитателей возвысило систему кадетского образования до уровня явления национальной культуры. Основными ценностными ориентациями кадет выделяются религиозность, патриотизм, воинский долг, храбрость и мужество, офицерскую честь, достоинство, войсковое товарищество. При правлении Николая II выходит в свет «Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов» (1908 г.).

В СССР кадетское образование в период официального запрета (1917 – 1938 гг.), было лишь достоянием научного педагогического сознания, которое впоследствии было актуализировано в связи с Великой Отечественной войной. Предварительным этапом трансформации кадетского образования с 1938 г. является образовательная деятельность 16-ти средних специальных артиллерийских школ и артиллерийских военных подготовительных училищ. В 1943 году в стране возрождаются Суворовские и Нахимовские военно-морские училища для подростков, чьи родители погибли на фронтах. В приказе И. В. Сталин сделал приписку: «по типу кадетских».

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 90х годах XX века. У истоков этого процесса стояли энтузиасты, группы суворовцев первых выпусков, озабоченные падением патриотизма и уровнем образования в России, стали создавать по всей стране специализированные учебные заведения для детей с элементами воинской службы на базе детских домов-интернатов. Их – то и стали называть кадетскими школами-интернатами (или кадетскими корпусами), а воспитанников – кадетами.

На сегодняшний день только в столице существуют Первый, Второй и Третий Московские кадетские  корпуса, Морская кадетская школа, Морская Навигацкая школа, а в  недалеком будущем в каждом округе столицы появится по кадетскому корпусу, и это не считая кадетских классов при общеобразовательных школах. Интерес к кадетскому движению огромен, востребованность в кадетских корпусах высокая. Еще более 30 регионов заявили о своей готовности создать подобные заведения.

Исходя из вышесказанного, со всей определенностью можно констатировать, что в начале третьего тысячелетия в России создается новый тип учебных заведений, направленных на решение потребностей общества в XXI веке, т.е. идет процесс выработки новой системы национального воспитания и образования. И от правильного решения этой задачи будет в значительной мере зависеть будущее России. Совершенно новым в этом процессе является то, что кадетские учебные заведения создаются не только при Министерстве обороны РФ и других силовых структурах, а в своем большинстве образуются, прежде всего, в системе Министерства образования РФ, хотя ранее подобные заведения создавались лишь при военных ведомствах [11.38].

Главная на сегодняшний  день проблема в этом процессе –  это отсутствие централизованного  руководства кадетским движением со стороны государства, т.е. нет такого органа, который занимался бы непосредственно этим.

К глубокому сожалению, суворовские училища сегодня  представляют собой учреждения, в  большей степени направленные на подготовку юношей для поступления  в военные учебные заведения. И лишь отчасти сохранили дух и славные традиции кадетских корпусов. В последнее время наметилось перерождение выпускников суворовских училищ, им присущи все пороки современного общества. Многие из них имеют вредные привычки.

Следовательно, целесообразно вернуться к обучению кадет с 6-летнего возраста, т.е. к семилетнему обучению. Это позовлит поднять уровень обучения по общеобразовательным предметам и иностранным языкам, будет способствовать привитию культуры поведения, улучшит физическую подготовку и воспитание здорового образа жизни.

Необходима единая государственная  программа обучения и воспитания кадет, единые специальные учебники. Настало время подумать и о  подготовке офицеров – воспитателей для кадетских учебных заведений, решить, где и как их готовить: в системе образования или в системе Министерства обороны и из какой категории.

Так и способ комплектования должен быть один. Главный критерий – здоровье и желание самого ребенка  стать кадетом.

В кадетских корпусах должны учиться только дети, сами пожелавшие жить в условиях, имеющих элементы воинского уклада и быта, любящие военную форму одежды, жаждущие получить хорошее образование [11.39].

Существуют школы-интернаты  и в Челябинской области, например, при Челябинском Высшем Военном Авиационном Командном Училище Штурманов. Однако практика области показывает, что наиболее разумно открывать кадетские классы. Принципиальное отличие кадетского класса от кадетского корпуса заключается в том, что он существует в обычной школе и реализует воспитательные и образовательные задачи в основном в рамках дополнительного образования, в свободное от общеобразовательных занятий время. [9.37].

Кадетские классы имеют  профессиональную направленность и предполагают особую нагрузку на детей. Кроме общеобразовательных дисциплин воспитанники изучают военно-технические, спортивные, художественно-эстетические дисциплины. Воспитанник кадетского класса должен руководствоваться в своей жизни кодексом чести кадет, соблюдать кадетские традиции и изучать углубленно военные дисциплины. Все это дает возможность для личностного гармоничного развития, самореализации в творческом поиске, приобщения к красоте и духовности.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 

  1. Социально-культурная деятельность в качестве важнейшего ресурса социализации и инкультурации личности способствует более успешной социальной интеграции личности человека, выражению её творческого потенциала путем организованной досуговой деятельности.
  2. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
  3. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные норма, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие в современном обществе.
  4. Средний подростковый возра<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration: no

Информация о работе Социально - культурная деятельность, как фактор нравственного воспитания средних подростков