Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно.

Содержание работы

Введение……………………………………….…….…………………………....................3
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности русской живописи серебряного века..............................................................................................................................................
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой……………………………………………………………………………..
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...................
Библиографический список……………………………………………..............................

Файлы: 1 файл

Ярочкина.doc

— 794.50 Кб (Скачать файл)

 

И она продолжала творить, словно дав некий великий  обет и оставаясь верной ему до конца. Не стоит говорить о печальном  в ее жизни — о нужде, о пренебрежении, обильно выпавших на ее долю, она всегда умела их преодолеть: с ней было ее богатство — ее трудное и проклятое ремесло («Кляну свои папки, свое несчастное художество, так мало мне пригодное, чтобы сделать вас счастливыми»,— писала она своим детям на родину).

 

Владея этим богатством, она и в годину великих испытаний могла создавать образы, исполненные чистоты и надежды, как, например, юная и прекрасная «Обнаженная» 1941 года.

На русском  кладбище под Парижем над могилой  Серебряковой скромное надгробие— простой  белый крест. Кругом могилы таких же «блудных детей» России. Мы часто и привычно говорим, что они страдали в разлуке с родиной, что им недоставало ее, но, может быть, настала пора сказать, что и родине недоставало многих из них.

 

...Двадцать два  года спустя после выставки 1965 года художница вернулась к нам вторично. Неужели минуло ее столетие? На этой новой московской выставке она снова так прекрасна и молода! Редко на лицах зрителей даже во время самых выдающихся показов картин можно увидеть такое объединяющее всех выражение радости и воодушевления, как это было на выставке Серебряковой.

 

И снова для  молодого поколения зрителей выставка явилась открытием, а для видевших прежнюю впечатление оказалось  неожиданно еще более сильным. В  чем же причина столь большого интереса к Серебряковой сегодня, в наши бурные вось мидесятые? Разве не казалось ее искусство когда-то чересчур идиллическим, далеким от жизни? Но, видимо, даже со времени шестидесятых годов, не говоря уже о двадцатых, мы, зрители, во многих отношениях стали другими. Может быть, именно в последние годы мы утомились от зрелища надуманных поисков, вычурности «почерков» и «манер», амбициозного самоутверждения, камуфлирующих отсутствие чувства, мысли, а порой и элементарного мастерства?

 

 В залах  Серебряковой мы вступаем в  мир света, радости и добра. Лица ее портретов, обращенные к нам, приветливы и открыты, даруя нам наслаждение общения с ними. Нас пленяют в них благородство и скромность, достоинство и интеллигентность, а в женщинах — еще и полузабытые нами прелесть женственности и грация. Мы ощущаем в ее искусстве не изнеженность, но особую женскую чуткость восприятия красоты. Красота для нее — это земля, любовно возделанная человеком; это люди труда, умственного и физического, которых она пишет, не выполняя социальный заказ, а по велению сердца; это дети, прекрасные, как цветы, овеянные ее материнской нежностью; это не только юные, но и совсем старые люди, чьи глаза излучают человечность и мудрость; это русские, негры, арабы, евреи, французы — для нее прекрасен весь род человеческий без различия расы и возраста. Еще в ранний период творчества, ища в искусстве свой человеческий идеал и любя свои модели, она часто как бы перевоплощалась в них, а они становились ею — так появился чарующий женский тип с чертами самой художницы.

 

Апофеоз красоты для нее — это женщина, пленительная в своих превращениях и божественная — она любила это слово— в своей наготе. Обнаженное тело Серебрякова пишет так, как его уже почти разучились писать — не голым, а именно обнаженным— возвышенным, чистым, земным. А сколько положено ею любви и труда на создание монументальных полотен, воспевающих великий крестьянский труд на нашей родной земле — не укор ли это современным художникам, пока еще мало радующим нас в этой теме?!

В работах Серебряковой нет никакой изощренности— все просто, доступно восприятию каждого; лаконичные композиции и рисунок, убедительность цвета — часто ли нам доводится видеть в сегодняшней живописи столь ликующий, радостный цвет — красный, синий, зеленый, столь любимые издавна в нашей русской народной культуре, которым она вернула их изначальную чистоту?

 

Построения  ее многофигурных картин — итог длительных творческих поисков; она  неустанно ищет, отвергая и даже уничтожая ею же только что найденное, пока композиция не превращается в  художественное единство, целостность, сплав.

За кажущейся  простотой искусства Серебряковой мы ощущаем глубинный пласт всей мировой культуры, но в первую очередь  русской литературы и русской  реалистической живописи. Можно ли представить себе ее духовный мир  без ее поклонения Пушкину, прочность основы ее реалистического мастерства — без ее восхищения портретами Репина и Серова, ее утонченность — без ее близости «Миру искусства»? В ее творчестве нет прямых влияний, тем более — заимствований и цитат, но выросло оно на благодатной почве.

За кажущейся  легкостью искусства Серебряковой — ежедневный, упорный изнуряющий труд, в котором она, с юности страдавшая тяжелыми болезнями почек и глаз, себя не щадила. Суровой к себе она  была и в оценке своих произведений: как часто они казались ей слабыми и даже уродливыми, как она укоряла себя, что не уничтожила некоторые из них, как порой сожалела, что они оказались в музеях!

Что нам, зрителям, до того, что Серебрякову не считали, да и не будут считать в ряду великих мастеров: эта хрупкая женщина, бывшая в жизни такой застенчивой, робкой, отнюдь не победоносной, называвшая свое искусство «бесхитростным и беспретенциозным», подарила нам праздник, небесполезно напомнив всей своей жизнью, что в основе всякого творчества — талант, вдохновение, труд и что не может быть подлинного искусства без служения художника высокому, без самопожертвования, человечности и любви.

 

Татьяна Савицкая

 

Статья  к альбому "З.Серебрякова. Избранные  произведения" изд. Сов. художник 1989г.

 

http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/serebryakova.php

Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Серебрякова Зинаида  Евгеньевна (1884-1967). Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в усадьбе Нескучное (под Харьковом). Отец - Евгений Александрович Лансере - был известным скульптором. Мать - Екатерина Николаевна- происходила из семьи Бенуа, хорошо рисовала. Талантливым архитектором был и один из братьев Зинаиды Евгеньевны - Николай Евгеньевич. Значительное место в русском и советском искусстве принадлежит второму брату художницы - Евгению Евгеньевичу Лансере, видному мастеру монументальной живописи и графики.

 

Детство и юность Серебряковой прошли в Петербурге в  доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа, и  в Нескучном. В семье все жили искусством, это было настолько привычным, чтб особая одаренность девочки и ее настойчивое желание стать художницей никого не удивляли.

 

Годы учения Серебряковой оказались непродолжительными. В 1901 году она несколько месяцев  занимается в художественной школе, которой руководил И. Е. Репин, а  затем в мастерской О. Э. Браза.

 

В первых же работах 3. Е. Серебряковой, появившихся на выставке 1909 года, определились ее самостоятельный  почерк, стиль и круг интересов. При  изучении классического наследия мирового искусства в Эрмитаже, в музеях Италии и Франции Серебрякову привлекали мощной пластикой формы, умением выразить национальный характер работы Тинторетто Пуссена, Иорданса, Рубенса. Но особенно ее пленяли чистота и целомудренность образов А. Г. Венецианова. Она почувствовала значение простоты, гармонии внутреннего мира, присущих венециановским крестьянам, увидела органическую связь этих черт с русской природой. "Этим чудесным художником я не могу налюбоваться", - писала она впоследствии.

 

Повлияла на формирование творчества художницы  и жизнь в Нескучном: чистые краски окрестного пейзажа, неторопливость усадебной жизни, свобода и пластичность движений работающих крестьян восхищали Серебрякову.

 

С юности художница  стремилась выразить свою влюбленность в мир, показать его красоту. Наиболее ранние работы Серебряковой "Деревенская девушка" (1906, ГРМ), "Фруктовый сад в цвету" (1908, частное собрание) говорят о поисках любимой темы, об остром ощущении красоты русской природы и связанных с нею людей. Это этюды с натуры, и уже в первых опытах художница проявила незаурядность таланта, уверенность и смелость.

 

Успех у широкой  публики Серебряковой принес автопортрет "За туалетом" (1909, ГТГ), впервые  показанный на большой выставке Союза  русских художников в 1910 году.

 

"Жила молодая  женщина в глубокой деревенской  глуши... и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем... Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо... Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утонченности. Но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной", - писал о картине А. Н. Бенуа.

 

За автопортретом  последовали "Купальщица" (1911, ГРМ), портрет Е. К. Лансере (1911, частное собрание), портрет матери, Е. Н. Лансере (1912, ГРМ)-работы, поражающие зрелостью, строгостью композиции. Расцвета творчество Серебряковой достигает в 1914-1917 годах. Она создала в этот период серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и милой ее сердцу русской природе: "Крестьяне" (1914-1915, ГРМ), "Спящая крестьянка" (частное собрание).

 

Среди них самым  значительным произведением является "Беление холста" (1917, ГТГ), здесь  раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста. Фигуры крестьянок, изображенные на фоне неба, кажутся особенно величественными и мощными благодаря низкому горизонту. Цветовая композиция, построенная на сочетании крупных плоскостей красного, зеленого, коричневого, придает небольшой картине характер монументально-декоративного полотна, выглядит как часть величественного фриза. Это великолепное произведение звучит песней славы крестьянскому труду.

 

Серебрякова входила  в объединение "Мир искусства"; избираемые ею народные темы, гармония, мощная пластика, обобщенность живописных решений выделяют художницу среди остальных мастеров этой группы. Когда в 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе, наряду с Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиевым, М. В. Добужинским, и 3. Е. Серебрякову. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция, Сиам представлены ею аллегорически в виде прекрасных женщин. Одновременно были начаты композиции на темы античных мифов, оставшиеся незаконченными.

 

В творчестве 3. Е. Серебряковой продолжало развиваться  и глубоко личное, женственное  начало, особенно ярко проявившееся в  работе над автопортретами: в них  наивное кокетство девушки сменялось  то выражением чувства материнской  радости, то нежной поэтической грустью.

 

Многим планам художницы не суждено было сбыться. Внезапно от тифа умирает муж Зинаиды  Евгеньевны (Борис Александрович  Серебряков, инженер-путеец), на руках  остались мать и четверо малышей. В 1920 году семья переезжает в Петроград. Старшая дочь Татьяна поступила в балет, и с этой поры в творчестве Серебряковой тема театра стала постоянной. Диапазон ее творчества сузился: чаще всего художница изображала балерин перед спектаклем и, несмотря на достоинства и красоту этих работ, они, безусловно, не могли удовлетворить мастера.

 

Осенью 1924 года Серебрякова уехала в Париж, получив  заказ на большую декоративную роспись. По окончании работы она намеревалась вернуться на родину - здесь оставались мать и двое детей. Но жизнь сложилась  иначе, и она осталась во Франции.

 

Долгие годы жизни за пределами России не принесли Серебряковой радости и большого творческого удовлетворения; они  полны тоски по родине. Ее работы, созданные после 1924 года, свидетельствуют  о том, что и на чужбине художница  постоянно стремилась к своей любимой народной теме, оставалась верной реалистическому искусству.

 

Зинаида Евгеньевна много путешествовала. И в Бретани (Франция), и в Алжире, и в Марокко  ее как художницу привлекали образы людей из народа; среди произведений, созданных по материалам поездок, особенно выделяются портреты крестьян и рыбаков Бретани.

 

В пейзажах и  портретах последнего периода прежде всего ощущается личность художницы, ее влюбленность в прекрасное, будь то природа или человек. И все  же было утрачено нечто самое главное - связь с близким и родным.

 

В 1966 году в Москве, Ленинграде и Киеве состоялась большая  выставка произведений Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Отзывы посетителей, признание  Советским государством заслуг этого  большого мастера принесли художнице  огромную радость. Много произведений 3. Е. Серебряковой приобрели музеи нашей страны.

 

19 сентября 1967 года  в Париже в возрасте восьмидесяти  двух лет Зинаида Евгеньевна  Серебрякова скончалась.

 

Материалы статьи Петровой О.Ф.  из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

 

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967). Есть в русском  искусстве имена, при звуке которых  в нашем воображении встает ряд  совершенных образов, исполненных какого-то внутреннего сияния, созерцательности и умиротворенности. Для прошлого столетия это Венецианов и его лучший ученик Сорока. Среди этих имен и имя Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (Лансере), художницы, в искусстве которой, возникшем в первом десятилетии бурного XX века, мы не услышим ни одной диссонирующей ноты.

 

Зинаида Евгеньевна родилась в семье, дарившей русскому искусству на протяжении всего XIX и  в начале XX века превосходных мастеров. Достаточно вспомнить отца художницы-скульптора Е. А. Лансере, ее дядю-известного графика, живописца, историка искусства Александра Бенуа, старшего брата-художника Е. Е. Лансере.

 

Выросшая в  доме, где произведения искусства  и самый дух его были не просто необходимой, но неотъемлемой частью жизни  его обитателей, Серебрякова рано обрела целостность, гармоничность характера, художническая и человеческая грани которого оказались на редкость едиными. Профессиональные навыки пришли как-то сами собой, хотя и не стоит забывать об уроках, полученных в мастерской О. Э. Браза и парижской студии, называвшейся Академия де ла Гранд Шомьер.

Информация о работе Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой