Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, курсовая работа
Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно.
Введение……………………………………….…….…………………………....................3
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности русской живописи серебряного века..............................................................................................................................................
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой……………………………………………………………………………..
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...................
Библиографический список……………………………………………..............................
Две марокканские поездки - по существу, единственные радостные, полные художественного азарта месяцы за все сорок лет, проведенных на чужбине.
Ее не покидало чувство обиды за то разорение семейного очага, что принесла в ее жизнь русская революция, обиды на то, что она оказалась оторванной от своих корней, от своей земли, от родного дома, своих детей и старой больной матери, которая так в ней нуждалась.
Конечно, жившие с ней Шура и Катя, как могли, помогали ей. В своей парижской квартире на улице Кампань Премьер (они жили там с 1939 года) она не была одинокой. Но в своем творчестве?
Сколько раз она сетовала на то, что ее художество никому во Франции не нужно. Чувство постоянной неуверенности в завтрашнем дне угнетало художницу. Не раз она задумывалась о возвращении на родину, но страх новой перемены, болезни и возраст вставали непреодолимым препятствием.
В конце жизни судьба подарила ей несколько радостных моментов. Она встретилась со своим старшим сыном Евгением и старшей дочерью Татьяной: в 1960-е годы стал возможным их приезд в Париж.
А в 1965 году Союзом художников СССР была организована ее большая выставка в Москве, Киеве и Ленинграде. На выставке были показаны и картины, написанные в эмиграции. Успех выставки был огромный, и большей радости для русской художницы трудно себе представить.
Она умерла 19 сентября 1967 года, почти 83 лет от роду (как и ее мать). Похоронили Зинаиду Евгеньевну на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.
Цитаты
Я не думала никогда
о "стиле" моих вещей, но думаю, что
увлеченье мое безмерное
Серебрякова З.Е.
Современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть "модным" или "не модным", и требуют от художника постоянного "обновления", а по-моему, художник должен оставаться самим собой!
Серебрякова З.Е.
В этих этюдах нагого женского тела живет не чувственность вообще, а нечто специфическое, знакомое нам из нашей же литературы, из нашей же музыки, из наших личных переживаний. Это поистине плоть от плоти нашей. Здесь та грация, та нега, та какая-то близость и домашность Эроса, которые все же заманчивее, тоньше, а подчас и коварнее, опаснее нежели то, что обрел Гоген на Таити.
Бенуа А.Н.
Вот то широкое классическое понимание формы человеческого тела, которое нужно...
Лансере Е.Е.
Темы и серии
- Пейзаж. Нескучное
- Крестьянская тема
- Эскизы панно для Казанского вокзала
- Семья. Муж. Дети
- Балет
- Обнаженная натура
- Марокко
- Франция
- Типажи
- Женский портрет
- Мужский портрет
- Детский портрет
- Овощи и фрукты
- Русский "высший свет" в эмиграции
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
(1884-1967)
серебрякова художница автопортрет холст
Зинаида родилась 10 декабря 1884 года в имении Нескучное под Харьковым в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Ее прадед по материнской линии, потомок венецианцев Альберт Кавос, приобрел широкую известность как строитель театров. Именно он в 1855-1856 гг. перестроил после пожара Большой театр в Москве. Дед художницы, Николай Леонтьевич Бенуа, был знаменитым архитектором, профессором, академиком. Дядюшка, Александр Николаевич Бенуа, - знаменитый художник и историк искусства. Мать Зинаиды, Екатерина Николаевна Бенуа, в замужестве Лансере, в юности посещала Академию художеств и брала уроки у знаменитого педагога П.П. Чистякова, прекрасно рисовала. Отец, Евгений Александрович Лансере, был известным русским скульптором. Родной брат, Евгений Евгеньевич Лансере, график и живописец, работал в области монументального искусства (росписи ресторана Казанского вокзала в Москве и гостиницы «Москва»). Естественно, что, родившись в такой семье, она не могла не стать художницей.
В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М.К. Тенишевой. Она была ученицей И.Е. Репина и художника-портретиста Браза.
Борис Анатольевич Серебряков - двоюродный брат художницы. Его мать - Зинаида Александровна Лансере - родная сестра отца художницы. С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Они рядом и в Петербурге, и в Нескучном. Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни, и родные принимают их отношения. Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников. К тому же Зинаида - римско-католического вероисповедания, Борис - православного. После долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям препятствия наконец удается устранить, и 9 сентября 1905 года свадьба состоялась. Зинаида увлеченно занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником. Оба, что называется, души не чаяли друг в друге и строили самые радужные планы на будущее.
После свадьбы молодые отправились в Париж. С этой поездкой у каждого из них были связаны особые планы. Зинаида посещала Академию дела Гранд Шомьер, где рисовала с натуры, а Борис записался в Высшую школу мостов и дорог в качестве вольнослушателя.
Через год, полные впечатлений, Серебряковы возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряженно работает - пишет этюды, портреты и пейзажи, а Борис как заботливый и умелый хозяин косит камыш, сажает яблоневые деревья, следит за обработкой земли и урожаем, увлекается фотографией. Этот по-своему счастливый брак принес супругам четверых детей - сыновей Женю и Шуру, дочерей Таню и Катю. (Все они впоследствии связали свою жизнь с искусством, стали художниками, архитекторами, декораторами.)
Раннее творчество
Но вернемся к творчеству замечательной художницы.
Начиная с 1899 года почти каждую весну и лето Серебрякова проводит в Нескучном. Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает ее особое внимание. Особенно пристальным этот интерес становится в 1906 году, после возвращения из Парижа. И хотя до 1915 года - даты создания знаменитой «Жатвы» («Крестьяне в поле») - еще далеко и эскизы-портреты крестьянок и крестьянских детей заполняют ее альбомы.
Ошеломительный успех впервые выставившейся двадцатилетней Зинаидой Серебряковой стал неожиданностью буквально для всех: и для многочисленной художественной публики и для родных. Ее дебютом стала картина «За туалетом. Автопортрет» на 7-й выставке русских художников в Москве, состоявшейся в 1910 году.
Так что же было особенного в этом полотне? Как будто ничего. Сюжет картины незатейлив. «Жила молодая девушка в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое, веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем… Как и само лицо, таки все в этой картине юно и свежо… Здесь нет и следа какой-либо модернистской утонченности. Но простая и даже пошлая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной». Такое впечатление произвела картина на Александра Бенуа, художника и историка искусства.
Со времен ученичества Зинаида старалась выразить свою любовь к красоте мира. Ее ранние работы - «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) - рассказывают о ее поисках и остром ощущении красоты русской земли. Эти этюды с натуры показывают, что, несмотря на молодость, ее замечательный талант, ее твердая рука и смелость были очевидны.
Широкую известность принес Серебряковой автопортрет 1909. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е.К. Лансере» (1912, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерины Лансере» (1912, Русский музей) - зрелые работы, твердые по композиции.
В 1914-1917 творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она рисует серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близко ее сердцу: «Крестьяне» 1914-1915. Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» 1917. Фигуры крестьянок, запечатленные на фоне неба, приобретают монументальность, подчеркнутую низкой линей горизонта.
«За туалетом. Автопортрет»
Автопортрет нарисован в холодном тоне в сочетании с темными оттенками, но в основном преимущество светлых оттенков. По середине картины расположена женщина любующаяся своим отражением в зеркале. Женщина держит в правой руке длинные и темные волосы, а левой держит темный гребень. Сама женщина одета в белый блузон. На переднем плане по всей видимости изображен стол на котором лежат все ее принадлежности. На столе присутствует разнообразие разных цветов: золотой, фиолетовый, зеленый и красно-розовый. По бокам зеркала видно две свечи. На заднем плане виден стол на котором расположены моющие принадлежности и кровать на которой спала женщина. На умывальном столе видно четкое очертание кувшина и таза, так же видно темную вешалку на которой весит белое полотенце.
«Зеленя осенью»
На картине изображено осеннее небо и пасмурное осеннее небо, также на ней изображена тропинка, которая уходит в даль к трем серым мельницам, которые привлекают внимание и становятся центром картины. На переднем плане мы видим озимые поля, а на заднем плане убранные поля и поля готовые к уборке зерна.
«Беление холста»
Картина написана в холодных тонах. Изображено четыре девушки-крестьянки на горизонте. Все девушки держат белую ткань. Почти весь фон занимает небо, но только снизу видно очертание серой земли. Небо как мне кажется осеннее.
«Крестьяне»
Картина написана в теплых тонах. На ней изображены крестьяне: женщина и мужчина. У женщины хорошо виден кувшин с молоком, а у мужчины видно как он ножом режет хлеб. Они обедают в поле во время жатвы (уборки хлеба), что говорит об их усталости.
«З. Серебрякова. Автопортрет»
На картине изображена сама Зинаиде Серебрякова. Почти все пространство занимает З. Серебрякова. Акцент идет на лицо, а линии одежды видны не очень четко. Линии одежды хорошо видно только в теневой части картины. Картина написана сангиной в 1916 году в самом расцвете ее творчества.
«Портрет Л.А. Ивановой в театральном костюме»
Картина написана в теплых тонах. На картине изображена девушка сидящая на стуле. Девушка сидит в театральном костюме. Театральный костюм красного цвета, в котором присутствуют черты востока. Костюм отделан большим количеством жемчуга. На голове у девушки платок красного цвета с присутствием белых пятен. Из-за платка видно темные волосы. Фон темный из-за падающей тени девушки, но есть присутствие охры.
«Портрет молодого рыбака»
На картине изображен молодой человек на белом фоне. Картина написана пастелью и углем. Углем четко видно черты одежды. Весь акцент Зинаида Петровна сделала на лицо и на руки. Руки скрещены, лицо загорелое с целеустремленным взглядом.
«Молодуха»
На картине изображена крестьянка. На голове у крестьянки белый платок. Она одета в белую тунику с узором на рукавах, а на тунике красный сарафан который подпоясан платком. На шеи у крестьянки зеленые бусы. Художница хорошо передала настроение крестьянки: лукавый взгляд, улыбку, румянец на щеках, а так же загорелое лицо. Как будто она только, что с полевых работ и села отдыхать.
Расцвет творчества
В Петрограде Зинаида сформировалась как личность, в Нескучном ее дарование достигло расцвета (1914-1917). Дорога из Веселого в Нескучное - ворота в мир, воспетый Серебряковой. Этот клочок родной земли на путик родному всегда волновал художницу. В эти годы она рисует серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка ее сердцу: «Крестьяне» (1914-1915).
Наиболее важной из этих работ стала «Белене холста» (1917). Нескучное окружало небольшое конопляное поле, но весьма важное в жизни крестьян. Из семян давили масла, из волокна ткали холсты. Здесь копились впечатления для картины «Белене холста». Фигуры крестьянок, запечатленные на фоне неба, приобретают монументальность, подчеркнутую низкой линией горизонта.
У Серебряковой
самые простые события
Серебрякова никогда не огрубляет своих героев. Их идеализация сродни фольклорно-песенному началу. Цельность и законченность композиций, их мерный ритм и лад напоминают о закономерностях и устойчивой гармонии, существующих в природе. Высокий горизонт в одной картине и низкий - в другой - разные и в тоже время единые композиционные приемы, выявляющие в полотнах монументально-фресковое начало.
Информация о работе Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой