Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно.

Содержание работы

Введение……………………………………….…….…………………………....................3
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности русской живописи серебряного века..............................................................................................................................................
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой……………………………………………………………………………..
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...................
Библиографический список……………………………………………..............................

Файлы: 1 файл

Ярочкина.doc

— 794.50 Кб (Скачать файл)

Две марокканские поездки - по существу, единственные радостные, полные художественного азарта месяцы за все сорок лет, проведенных  на чужбине.

Ее не покидало чувство обиды за то разорение  семейного очага, что принесла в  ее жизнь русская революция, обиды  на то, что она оказалась оторванной от своих корней, от своей земли, от родного дома, своих детей и  старой больной матери, которая так  в ней нуждалась.

Конечно, жившие с ней Шура и Катя, как могли, помогали ей. В своей парижской  квартире на улице Кампань Премьер (они жили там с 1939 года) она не была одинокой. Но в своем творчестве?

Сколько раз  она сетовала на то, что ее художество никому во Франции не нужно. Чувство постоянной неуверенности в завтрашнем дне угнетало художницу. Не раз она задумывалась о возвращении на родину, но страх новой перемены, болезни и возраст вставали непреодолимым препятствием.

В конце жизни  судьба подарила ей несколько радостных моментов. Она встретилась со своим старшим сыном Евгением и старшей дочерью Татьяной: в 1960-е годы стал возможным их приезд в Париж.

А в 1965 году Союзом художников СССР была организована ее большая выставка в Москве, Киеве  и Ленинграде. На выставке были показаны и картины, написанные в эмиграции. Успех выставки был огромный, и большей радости для русской художницы трудно себе представить.

Она умерла 19 сентября 1967 года, почти 83 лет от роду (как  и ее мать). Похоронили Зинаиду Евгеньевну на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.

 

Цитаты

 

Я не думала никогда  о "стиле" моих вещей, но думаю, что  увлеченье мое безмерное великими мастерами имело, конечно, влияние  на меня.

Серебрякова З.Е.

 

Современники  не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть "модным" или "не модным", и требуют от художника постоянного "обновления", а по-моему, художник должен оставаться самим собой!

Серебрякова З.Е.

 

В этих этюдах нагого женского тела живет не чувственность  вообще, а нечто специфическое, знакомое нам из нашей же литературы, из нашей же музыки, из наших личных переживаний. Это поистине плоть от плоти нашей. Здесь та грация, та нега, та какая-то близость и домашность Эроса, которые все же заманчивее, тоньше, а подчас и коварнее, опаснее нежели то, что обрел Гоген на Таити.

Бенуа А.Н.

 

Вот то широкое  классическое понимание формы человеческого  тела, которое нужно...

Лансере Е.Е.

 

Темы и серии

 

- Пейзаж. Нескучное 

- Крестьянская  тема 

- Эскизы панно  для Казанского вокзала 

- Семья. Муж. Дети

- Балет 

- Обнаженная  натура 

- Марокко 

- Франция 

- Типажи 

- Женский портрет 

- Мужский портрет 

- Детский портрет 

- Овощи и  фрукты 

- Русский "высший  свет" в эмиграции 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

 

(1884-1967)

 

серебрякова художница автопортрет холст

 

Зинаида родилась 10 декабря 1884 года в имении Нескучное  под Харьковым в одной из наиболее прославленных искусством семей  Бенуа-Лансере. Ее прадед по материнской  линии, потомок венецианцев Альберт  Кавос, приобрел широкую известность как строитель театров. Именно он в 1855-1856 гг. перестроил после пожара Большой театр в Москве. Дед художницы, Николай Леонтьевич Бенуа, был знаменитым архитектором, профессором, академиком. Дядюшка, Александр Николаевич Бенуа, - знаменитый художник и историк искусства. Мать Зинаиды, Екатерина Николаевна Бенуа, в замужестве Лансере, в юности посещала Академию художеств и брала уроки у знаменитого педагога П.П. Чистякова, прекрасно рисовала. Отец, Евгений Александрович Лансере, был известным русским скульптором. Родной брат, Евгений Евгеньевич Лансере, график и живописец, работал в области монументального искусства (росписи ресторана Казанского вокзала в Москве и гостиницы «Москва»). Естественно, что, родившись в такой семье, она не могла не стать художницей.

 

В 1900 году Зинаида  закончила женскую гимназию и  поступила в художественную школу, основанную княгиней М.К. Тенишевой. Она  была ученицей И.Е. Репина и художника-портретиста  Браза.

 

Борис Анатольевич  Серебряков - двоюродный брат художницы. Его мать - Зинаида Александровна Лансере - родная сестра отца художницы. С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Они рядом и в Петербурге, и в Нескучном. Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни, и родные принимают их отношения. Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников. К тому же Зинаида - римско-католического вероисповедания, Борис - православного. После долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям препятствия наконец удается устранить, и 9 сентября 1905 года свадьба состоялась. Зинаида увлеченно занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником. Оба, что называется, души не чаяли друг в друге и строили самые радужные планы на будущее.

 

После свадьбы  молодые отправились в Париж. С этой поездкой у каждого из них были связаны особые планы. Зинаида посещала Академию дела Гранд Шомьер, где рисовала с натуры, а Борис записался в Высшую школу мостов и дорог в качестве вольнослушателя.

 

Через год, полные впечатлений, Серебряковы возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряженно работает - пишет этюды, портреты и пейзажи, а Борис как заботливый и умелый хозяин косит камыш, сажает яблоневые деревья, следит за обработкой земли и урожаем, увлекается фотографией. Этот по-своему счастливый брак принес супругам четверых детей - сыновей Женю и Шуру, дочерей Таню и Катю. (Все они впоследствии связали свою жизнь с искусством, стали художниками, архитекторами, декораторами.)

 

Раннее творчество

 

Но вернемся к творчеству замечательной художницы.

 

Начиная с 1899 года почти каждую весну и лето Серебрякова  проводит в Нескучном. Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает ее особое внимание. Особенно пристальным этот интерес становится в 1906 году, после  возвращения из Парижа. И хотя до 1915 года - даты создания знаменитой «Жатвы» («Крестьяне в поле») - еще далеко и эскизы-портреты крестьянок и крестьянских детей заполняют ее альбомы.

 

Ошеломительный  успех впервые выставившейся  двадцатилетней Зинаидой Серебряковой стал неожиданностью буквально для всех: и для многочисленной художественной публики и для родных. Ее дебютом стала картина «За туалетом. Автопортрет» на 7-й выставке русских художников в Москве, состоявшейся в 1910 году.

 

Так что же было особенного в этом полотне? Как будто ничего. Сюжет картины незатейлив. «Жила молодая девушка в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое, веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем… Как и само лицо, таки все в этой картине юно и свежо… Здесь нет и следа какой-либо модернистской утонченности. Но простая и даже пошлая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной». Такое впечатление произвела картина на Александра Бенуа, художника и историка искусства.

 

Со времен ученичества  Зинаида старалась выразить свою любовь к красоте мира. Ее ранние работы - «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) - рассказывают о ее поисках и остром ощущении красоты русской земли. Эти этюды с натуры показывают, что, несмотря на молодость, ее замечательный талант, ее твердая рука и смелость были очевидны.

 

Широкую известность принес Серебряковой автопортрет 1909. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е.К. Лансере» (1912, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерины Лансере» (1912, Русский музей) - зрелые работы, твердые по композиции.

 

В 1914-1917 творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она рисует серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близко ее сердцу: «Крестьяне» 1914-1915. Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» 1917. Фигуры крестьянок, запечатленные на фоне неба, приобретают монументальность, подчеркнутую низкой линей горизонта.

 

«За туалетом. Автопортрет»

 

Автопортрет нарисован  в холодном тоне в сочетании с  темными оттенками, но в основном преимущество светлых оттенков. По середине картины расположена женщина любующаяся своим отражением в зеркале. Женщина держит в правой руке длинные и темные волосы, а левой держит темный гребень. Сама женщина одета в белый блузон. На переднем плане по всей видимости изображен стол на котором лежат все ее принадлежности. На столе присутствует разнообразие разных цветов: золотой, фиолетовый, зеленый и красно-розовый. По бокам зеркала видно две свечи. На заднем плане виден стол на котором расположены моющие принадлежности и кровать на которой спала женщина. На умывальном столе видно четкое очертание кувшина и таза, так же видно темную вешалку на которой весит белое полотенце.

 

«Зеленя осенью»

 

На картине  изображено осеннее небо и пасмурное  осеннее небо, также на ней изображена тропинка, которая уходит в даль к трем серым мельницам, которые привлекают внимание и становятся центром картины. На переднем плане мы видим озимые поля, а на заднем плане убранные поля и поля готовые к уборке зерна.

 

«Беление холста»

 

Картина написана в холодных тонах. Изображено четыре девушки-крестьянки на горизонте. Все  девушки держат белую ткань. Почти  весь фон занимает небо, но только снизу  видно очертание серой земли. Небо как мне кажется осеннее.

 

«Крестьяне»

 

Картина написана в теплых тонах. На ней изображены крестьяне: женщина и мужчина. У женщины хорошо виден кувшин с молоком, а у мужчины видно как он ножом режет хлеб. Они обедают в поле во время жатвы (уборки хлеба), что говорит об их усталости.

 

«З. Серебрякова. Автопортрет»

 

На картине  изображена сама Зинаиде Серебрякова. Почти все пространство занимает З. Серебрякова. Акцент идет на лицо, а  линии одежды видны не очень четко. Линии одежды хорошо видно только в теневой части картины. Картина  написана сангиной в 1916 году в самом расцвете ее творчества.

 

«Портрет Л.А. Ивановой в театральном костюме»

 

Картина написана в теплых тонах. На картине изображена девушка сидящая на стуле. Девушка  сидит в театральном костюме. Театральный костюм красного цвета, в котором присутствуют черты востока. Костюм отделан большим количеством жемчуга. На голове у девушки платок красного цвета с присутствием белых пятен. Из-за платка видно темные волосы. Фон темный из-за падающей тени девушки, но есть присутствие охры.

 

«Портрет молодого рыбака»

 

На картине  изображен молодой человек на белом фоне. Картина написана пастелью и углем. Углем четко видно  черты одежды. Весь акцент Зинаида  Петровна сделала на лицо и на руки. Руки скрещены, лицо загорелое с  целеустремленным взглядом.

 

«Молодуха»

 

На картине изображена крестьянка. На голове у крестьянки белый платок. Она одета в белую тунику с узором на рукавах, а на тунике красный сарафан который подпоясан платком. На шеи у крестьянки зеленые бусы. Художница хорошо передала настроение крестьянки: лукавый взгляд, улыбку, румянец на щеках, а так же загорелое лицо. Как будто она только, что с полевых работ и села отдыхать.

 

Расцвет творчества

 

В Петрограде Зинаида  сформировалась как личность, в Нескучном  ее дарование достигло расцвета (1914-1917). Дорога из Веселого в Нескучное - ворота в мир, воспетый Серебряковой. Этот клочок родной земли на путик родному всегда волновал художницу. В эти годы она рисует серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка ее сердцу: «Крестьяне» (1914-1915).

 

Наиболее важной из этих работ стала «Белене холста» (1917). Нескучное окружало небольшое  конопляное поле, но весьма важное в  жизни крестьян. Из семян давили масла, из волокна ткали холсты. Здесь  копились впечатления для картины «Белене холста». Фигуры крестьянок, запечатленные на фоне неба, приобретают монументальность, подчеркнутую низкой линией горизонта.

 

У Серебряковой самые простые события крестьянской жизни превращаются в величественные полотна, воспевающие сцены труда: «Жатва» (1915 г.) Серебряковой стала классикой живописи, невозможно удержаться от восхищения мастерством композиции, чистотой или звонкостью колорита. Трудно отвести взгляд от «по-серебряковски» стройных ясноликих крестьянок.

 

Серебрякова никогда  не огрубляет своих героев. Их идеализация сродни фольклорно-песенному началу. Цельность и законченность композиций, их мерный ритм и лад напоминают о закономерностях и устойчивой гармонии, существующих в природе. Высокий горизонт в одной картине и низкий - в другой - разные и в тоже время единые композиционные приемы, выявляющие в полотнах монументально-фресковое начало.

Информация о работе Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой