Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно.

Содержание работы

Введение……………………………………….…….…………………………....................3
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности русской живописи серебряного века..............................................................................................................................................
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой……………………………………………………………………………..
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...................
Библиографический список……………………………………………..............................

Файлы: 1 файл

Ярочкина.doc

— 794.50 Кб (Скачать файл)

 

Уже в самых  первых работах Серебряковой ощутима  уверенная и точная рука. Показ  художницей на выставках 1909 и 1910 годов  автопортрета ("За туалетом") принес ей шумную славу. "Улыбкой во весь рот" назвал эту работу Александр Бенуа, отметивший и блестящее мастерство, и удивительно радостное настроение этой вещи. Перед нами не просто портрет, но портрет-картина. Использованный здесь мотив отражения в зеркале усложняет смысловой строй произведения, внося как бы оттенок игры со зрителем.

 

В последовавших  за этой работой портретах Серебрякова  продолжила линию портретов-картин с их усложненными композиционными  решениями. Она то вводит мотив окна или проема двери, расширяющих пространство ("Портрет О. К. Лансере", 1910), то располагает свою модель "на пленэре", и тогда роль пространственного "прорыва" играют просветы между деревьями ("Портрет Н. Г. Чулковой", 1911). Итогом поисков в направлении "смыкания" жанров можно считать сюжетную картину 1911 года "Купальщица", героиня которой наделена конкретными портретными чертами. Стремление воплотить в своих работах совершенный женский образ привело художницу к созданию многофигурной композиции "Баня" (1912). Этот обыденный мотив звучит у Серебряковой как вариация на тему обнаженного женского тела, как своеобразная "деревенская симфония", черпающая силу в грубоватых ритмах народного танца, но облагороженная, усложненная оркестровкой. Художница не стилизует, но как бы выправляет натуру, убирая случайное и возвращая ей изначальную гармонию.

 

Все .эти годы Серебрякова почти безвыездно провела  в деревне, в родном имении Нескучное  Курской губернии. В постоянном общении  с природой и людьми, крестьянами  окрестных сел и деревень художница  ощущала себя как бы естественной и органичной частью единого целого. Мечтой ее стало создание картин, могущих передать чувство неразрывной связи земли и человека. Нужны были образы величественные, фресковые по значимости. Поездка в Италию летом 1914 года помогла русской художнице выбрать направление формальных поисков. Искусство Тинторетто и других прославленных мастеров стенописи стало образцом искомой монументальности.

 

По возвращении  из Италии художница сразу же приступает к работе над большими композициями на тему "Жатва". В ходе подготовки основной работы возникали самостоятельные композиции. Такая, например, как "Крестьяне" (1914). Сидящие в поле среди скошенного хлеба крестьяне собираются обедать. Мужчина отрезает от каравая ломоть хлеба, женщина наливает в миску молоко из горшка. Движение их уверенны, но замедленны, это движения сильных, но уставших людей, знающих, что впереди трудный день. Перед нами целостные, внутренне гармоничные люди. Они часть природы, часть земли, дающей им хлеб и требующей за это их любви и заботы. Это как бы вечный в своей повторяемости цикл- земля - люди - хлеб насущный - земля,- определяющий смысл бытия. Композиция "Крестьяне", являющаяся лишь фрагментом первого варианта "Жатвы", была бережно вырезана художницей из большого уничтоженного ею холста и получила самостоятельную жизнь. Фрагмент целен по построению, ничто не отвлекает нас от фигур, заполнивших все пространство холста, горизонт поднят так высоко, что не виден зрителю. На фоне желтеющей нивы несколько локальных красочных пятен-красная кофта женщины, ее белый передник, синяя рубаха крестьянина. Линейный ритм и цветовой строй композиции подчеркивают ее замкнутость, вторя основной идее автора.

 

Картины "Жатва" (1915) и "Беление холста" (1917)- монументальные полотна на тему труда крестьян, поистине фресковые по звучанию образов, композиционному строю, колористической обобщенности.

 

В "Белении  холста", пожалуй, первый и единственный раз у Серебряковой возникает  тревожная нота, рожденная некоторой  сумрачностью колорита и очень низким горизонтом, когда огромные фигуры женщин, заполняющие пространство картины, видны на фоне беспокойного неба.

 

В послереволюционные годы личная трагедия изменила жизнь  Серебряковой; в 1919 году умер от холеры ее муж. Оставшись вдовой с четырьмя маленькими детьми, она с трудом находила заработок, хотя продолжала много работать. Художница не решается браться за новые крупные темы, ограничиваясь камерными работами. Ею создан в эти годы ряд портретов, натюрмортов, композиций на темы балета. Попытка обрести материальное благополучие была сделана ею в 1924 году. Она уезжает в Париж в надежде получить заказы, устроить выставку, продать картины и вернуться. Однако ей не суждено было вновь увидеть Россию.

 

Французский период творчества художницы отмечен, как  и более ранние, интересом к натуре. Портретные работы на заказ и для себя, многочисленные наброски, фиксирующие уличные сценки, быстрые летние зарисовки природы, сделанные в маленьких курортных городах,-и всегда точная передача реального ощущения, уверенная, твердая манера. Две поездки в Марокко в 1928 и 1932 годах позволили художнице окунуться на время в новую для нее атмосферу жизни южного народа. Серия марокканских работ - свидетельство мастерства Серебряковой - портретиста и пейзажиста.

 

В отличие от многих русских художников, создававших за рубежом ретроспекции на русские темы, Серебрякова, привыкшая работать с натуры, не оставила подобных произведений. Но ее чувство связи с русским искусством с годами не ослабевало. Незадолго до смерти она писала, что самая большая ее привязанность в искусстве - А. Г. Венецианов.

 

Использованы  материалы статьи Т.Володиной в  кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.

Литература:

 

В. П. Князева. Зинавда  Евгеньевна Серебрякова. М., 1979

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.noogen.su/iefremov/vyrtz-2008/violika-08.htm

Материалы XI Ефрeмовских чтений

(Вырица, Ленинградская обл. 19 апреля 2008 г.)

 

Ольга Цыбенко

 

Творчество З.Е.Серебряковой в контексте  произведения

И.А.Ефремова "Лезвие бритвы"

Зинаида Евгеньевна Серебрякова... Это имя связано для меня с картиной, находящейся в Третьяковской галерее: молодая женщина перед зеркалом... В памяти остается ощущение удивительной чистоты и ясности образа, редкое сочетание душевной и физической красоты...

 

Иван Антонович  Ефремов в романе "Лезвие бритвы" вспоминает о Зинаиде Серебряковой как о замечательной русской  художнице, "одной из самых выдающихся русских мастеров, незаслуженно забытых". Всю свою жизнь художница посвятила  собиранию красоты, запечатлевая ее на своих полотнах.

 Зинаида  Евгеньевна Серебрякова родилась  в 1884 году, в семье Лансере-Бенуа,  прославленной художественной династии  России. Отец её, Евгений Александрович  Лансере был известным скульптором,  он умер когда Зине было  всего 2 года и она знала о нем только по рассказам родных. Ее мать - Екатерина Николаевна Лансере была родом из знаменитой семьи художников и архитекторов Бенуа.

 Детские  и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны  прошли в Петербурге. Своё влияние  на формирование юной художницы  оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Дух высокого искусства царил и в доме. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству. Каждый день Зина могла наблюдать, как взрослые самозабвенно работали, много писали акварелью, техникой которой владели в семье все. Талант девочки развивался под пристальным вниманием старших членов семьи: матери и братьев, которые готовились стать профессиональными художниками. Вся домашняя обстановка семьи воспитывала уважение к классическому искусству: рассказы деда - Николая Леонтьевича об Академии художеств, поездки с детьми в Италию, где они знакомились с шедеврами эпохи Возрождения, посещение музеев. В 1905 году в Петербурге С. Дягилевым была организована выставка русских портретистов. Перед русской общественностью впервые открывалась красота искусства Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Венецианова:Венециановские портреты крестьян, поэтизация крестьянского труда вдохновили Зинаиду Серебрякову на создание своих картин, подтолкнули к серьезной работе над портретами.  

 В 1905 году  она выходит замуж за Бориса  Анатольевича Серебрякова, соседа  по имению. Они были знакомы  с детства и хотели соединить  свои жизни, несмотря на то, что являлись двоюродными братом и сестрой. Пришлось преодолеть множество препятствий, так как они были разного вероисповедания и довольно близкими родственниками. После поездок в Белгород и Харьков к духовным властям разрешение было, наконец, получено и молодые люди смогли пожениться. Борис Анатольевич был студентом Института путей сообщения и относился к той части русской интеллигенции, которая считала, что у человека должен быть "ум с сердцем в ладу" и что супруги при всей разности интересов должны быть единомышленниками. Молодые уехали сначала в Париж, а затем, вернувшись, поселились в родовом имении "Нескучное" на границе Курской области и Украины.

 Зинаида  Евгеньевна всей душой любила  русскую деревню. А когда что-то  любишь, то видишь в этом только  хорошее и светлое. Художница  писала, что "влюбилась в безбрежную ширь полей, в живописный облик крестьян, столь отличный от городских лиц". В ее альбомах появляются этюды из сельской жизни.  

Ее пейзажи  и зарисовки близки к импрессионизму своей чистотой и звучанием красок, таким способом отображения действительности, когда мир видится наполненным чистым вдохновением и радостью жизни.

 

 Многие свои  самые лучшие работы Серебрякова  напишет, вдохновленная образами  русских крестьянок. Крестьянские  девушки, гармония их чистых  душ и сильных тел, закаленных физическим трудом и жизнью близкой к природе, станут для художницы эталоном той безусловной красоты, о которой Иван Антонович Ефремов говорит в "Лезвии бритвы" устами Ивана Гирина: "...Красота - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание - это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя. Нетрудно, зная материалистическую диалектику, увидеть, что красота - это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон - наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее - чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким - лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти невидимому из-за чрезвычайной остроты... Главное, что я хотел сказать, это то, что существует объективная реальность, воспринимаемая нами, как безусловная красота".

 За воплощение  такой красоты, видимо и любил  Иван Антонович Ефремов написанный  Зинаидой Серебряковой в Нескучном  портрет Ольги Константиновны Лансере - жены брата Евгения. "Больше всего люблю написанный с громадной силой портрет жены Лансере - женщины с черными косами", - говорит Гирин.

 Струящиеся  и нежные линии передают женственность,  теплые тона и мягкий свет - ощущение покоя и гармонии. Прекрасная женщина ощущается нами как единая сущность с природой, изображенной за открытым окном, с полями и деревьями, мягким и рассеянным солнечным светом. Длинные и густые волосы модели, их глубокий насыщенный цвет, ясные глаза, красиво очерченные брови, все чем любуется художница - это та самая безусловная, всесторонне привлекательная, объективная красота, о которой говорит нам Ефремов. Именно это свойство Серебряковой, ее здоровая радостная способность видеть, различать и подчеркивать красивое - делают ее особенно ценным для нас художником.

 В 1911 году  Зинаида Серебрякова входит во  вновь воссозданное объединение  "Мир искусства", одним из  основателей которого был ее  дядя, Александр Николаевич Бенуа  - график и живописец, историк искусства и художник театра.

 Эти годы для России стали Серебряным веком, когда религиозно-философский ренессанс определил развитие культуры. Это было время религиозно-философских исканий, время расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, поиска новых форм творчества и синтеза разных искусств. Появилась символическая поэзия, метафизическая живопись, новый театр, стиль модерн в архитектуре. Возникло новое культурное явление - русский символизм. Символисты были поклонниками философии Владимира Сергеевича Соловьева, восточных наук, эзотерики, верили в существование трансцендентного мира, полного живой духовности. И эту духовность они пытались передать всеми имеющимися средствами, а если их не хватало, придумывали новые. Искусство считалось магической силой, призванной изменить мир с помощью красоты. Символисты мечтали, по словам А.Н.Бенуа, о том времени, когда можно будет "раскинуть красоту по большим площадям", "говорить языком фресок и поэм". И можно увидеть, что неспроста Ефремов в своем романе о красоте - в "Лезвии бритвы" вспоминает об объединении "Мир искусства". Среди художников именно этот союз молодых людей - высокообразованных, талантливых, отличался своей приверженностью к идеям символизма. А символисты утверждали, что красота сама по себе - созидающая сила, и человек, который может одновременно находясь в материальной стихии бытия, в своем сознании осмыслить мир, как единый живой организм и преображать его, выступая посредником между миром материальным и идеальным.

 Зинаида  Серебрякова, выросшая в атмосфере высокой культуры, эстетизма, духовного аристократизма как никто восприняла философские идеи Серебряного века о гармоническом человеке. Всегда устремленная к поиску идеала, она творит свою прекрасную реальность. Ее эмоциональной натуре и творческим исканиям оказалось наиболее близки символизм и модерн с их культом красоты и романтическим поиском национальных истоков.

 

 В эти  годы художница пишет одно  из самых запоминающихся своих  произведений - "Купальщицу".

 

 

 Опираясь  на искусство античности и эпохи Возрождения с их культом прекрасного человека, она стремится отобразить вечные эстетические ценности. Следование традиции предполагает четкий рисунок, точную передачу анатомии и пластики человеческого тела и Серебрякова справляется с этим как блестящий мастер. Ей удалось создать жизненное и одновременно романтичное изображение молодой женщины. Теплые краски передают полнокровность тела модели, которое четко выделяется на фоне холодных оттенков травы и неба. Женщина кажется славно светящейся изнутри. Все на картине приведено в движение: бегущие облака, склоняющаяся под ветром трава, развивающиеся волосы купальщицы. Мы видим и чувствуем авторскую устремленность к идеалу, к прекрасному, ту внутреннюю близость Серебряковой к символистской эстетике, которая направлена не на отрицание реальности, а на наиболее достоверное ее изображение. Лучше всего эту мысль выразил поэт-символист Вячеслав Иванов:

Информация о работе Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой