Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, курсовая работа
Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно.
Введение……………………………………….…….…………………………....................3
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности русской живописи серебряного века..............................................................................................................................................
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой……………………………………………………………………………..
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...................
Библиографический список……………………………………………..............................
Уже в самых первых работах Серебряковой ощутима уверенная и точная рука. Показ художницей на выставках 1909 и 1910 годов автопортрета ("За туалетом") принес ей шумную славу. "Улыбкой во весь рот" назвал эту работу Александр Бенуа, отметивший и блестящее мастерство, и удивительно радостное настроение этой вещи. Перед нами не просто портрет, но портрет-картина. Использованный здесь мотив отражения в зеркале усложняет смысловой строй произведения, внося как бы оттенок игры со зрителем.
В последовавших за этой работой портретах Серебрякова продолжила линию портретов-картин с их усложненными композиционными решениями. Она то вводит мотив окна или проема двери, расширяющих пространство ("Портрет О. К. Лансере", 1910), то располагает свою модель "на пленэре", и тогда роль пространственного "прорыва" играют просветы между деревьями ("Портрет Н. Г. Чулковой", 1911). Итогом поисков в направлении "смыкания" жанров можно считать сюжетную картину 1911 года "Купальщица", героиня которой наделена конкретными портретными чертами. Стремление воплотить в своих работах совершенный женский образ привело художницу к созданию многофигурной композиции "Баня" (1912). Этот обыденный мотив звучит у Серебряковой как вариация на тему обнаженного женского тела, как своеобразная "деревенская симфония", черпающая силу в грубоватых ритмах народного танца, но облагороженная, усложненная оркестровкой. Художница не стилизует, но как бы выправляет натуру, убирая случайное и возвращая ей изначальную гармонию.
Все .эти годы Серебрякова почти безвыездно провела в деревне, в родном имении Нескучное Курской губернии. В постоянном общении с природой и людьми, крестьянами окрестных сел и деревень художница ощущала себя как бы естественной и органичной частью единого целого. Мечтой ее стало создание картин, могущих передать чувство неразрывной связи земли и человека. Нужны были образы величественные, фресковые по значимости. Поездка в Италию летом 1914 года помогла русской художнице выбрать направление формальных поисков. Искусство Тинторетто и других прославленных мастеров стенописи стало образцом искомой монументальности.
По возвращении из Италии художница сразу же приступает к работе над большими композициями на тему "Жатва". В ходе подготовки основной работы возникали самостоятельные композиции. Такая, например, как "Крестьяне" (1914). Сидящие в поле среди скошенного хлеба крестьяне собираются обедать. Мужчина отрезает от каравая ломоть хлеба, женщина наливает в миску молоко из горшка. Движение их уверенны, но замедленны, это движения сильных, но уставших людей, знающих, что впереди трудный день. Перед нами целостные, внутренне гармоничные люди. Они часть природы, часть земли, дающей им хлеб и требующей за это их любви и заботы. Это как бы вечный в своей повторяемости цикл- земля - люди - хлеб насущный - земля,- определяющий смысл бытия. Композиция "Крестьяне", являющаяся лишь фрагментом первого варианта "Жатвы", была бережно вырезана художницей из большого уничтоженного ею холста и получила самостоятельную жизнь. Фрагмент целен по построению, ничто не отвлекает нас от фигур, заполнивших все пространство холста, горизонт поднят так высоко, что не виден зрителю. На фоне желтеющей нивы несколько локальных красочных пятен-красная кофта женщины, ее белый передник, синяя рубаха крестьянина. Линейный ритм и цветовой строй композиции подчеркивают ее замкнутость, вторя основной идее автора.
Картины "Жатва" (1915) и "Беление холста" (1917)- монументальные полотна на тему труда крестьян, поистине фресковые по звучанию образов, композиционному строю, колористической обобщенности.
В "Белении холста", пожалуй, первый и единственный раз у Серебряковой возникает тревожная нота, рожденная некоторой сумрачностью колорита и очень низким горизонтом, когда огромные фигуры женщин, заполняющие пространство картины, видны на фоне беспокойного неба.
В послереволюционные годы личная трагедия изменила жизнь Серебряковой; в 1919 году умер от холеры ее муж. Оставшись вдовой с четырьмя маленькими детьми, она с трудом находила заработок, хотя продолжала много работать. Художница не решается браться за новые крупные темы, ограничиваясь камерными работами. Ею создан в эти годы ряд портретов, натюрмортов, композиций на темы балета. Попытка обрести материальное благополучие была сделана ею в 1924 году. Она уезжает в Париж в надежде получить заказы, устроить выставку, продать картины и вернуться. Однако ей не суждено было вновь увидеть Россию.
Французский период творчества художницы отмечен, как и более ранние, интересом к натуре. Портретные работы на заказ и для себя, многочисленные наброски, фиксирующие уличные сценки, быстрые летние зарисовки природы, сделанные в маленьких курортных городах,-и всегда точная передача реального ощущения, уверенная, твердая манера. Две поездки в Марокко в 1928 и 1932 годах позволили художнице окунуться на время в новую для нее атмосферу жизни южного народа. Серия марокканских работ - свидетельство мастерства Серебряковой - портретиста и пейзажиста.
В отличие от многих русских художников, создававших за рубежом ретроспекции на русские темы, Серебрякова, привыкшая работать с натуры, не оставила подобных произведений. Но ее чувство связи с русским искусством с годами не ослабевало. Незадолго до смерти она писала, что самая большая ее привязанность в искусстве - А. Г. Венецианов.
Использованы материалы статьи Т.Володиной в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.
Литература:
В. П. Князева. Зинавда Евгеньевна Серебрякова. М., 1979
http://www.noogen.su/iefremov/
Материалы XI Ефрeмовских чтений
(Вырица, Ленинградская обл. 19 апреля 2008 г.)
Ольга Цыбенко
Творчество З.Е.Серебряковой в контексте произведения
И.А.Ефремова "Лезвие бритвы"
Зинаида Евгеньевна Серебрякова... Это имя связано для меня с картиной, находящейся в Третьяковской галерее: молодая женщина перед зеркалом... В памяти остается ощущение удивительной чистоты и ясности образа, редкое сочетание душевной и физической красоты...
Иван Антонович Ефремов в романе "Лезвие бритвы" вспоминает о Зинаиде Серебряковой как о замечательной русской художнице, "одной из самых выдающихся русских мастеров, незаслуженно забытых". Всю свою жизнь художница посвятила собиранию красоты, запечатлевая ее на своих полотнах.
Зинаида
Евгеньевна Серебрякова
Детские
и юношеские годы Зинаиды
В 1905 году
она выходит замуж за Бориса
Анатольевича Серебрякова,
Зинаида
Евгеньевна всей душой любила
русскую деревню. А когда что-
Ее пейзажи и зарисовки близки к импрессионизму своей чистотой и звучанием красок, таким способом отображения действительности, когда мир видится наполненным чистым вдохновением и радостью жизни.
Многие свои
самые лучшие работы
За воплощение
такой красоты, видимо и любил
Иван Антонович Ефремов
Струящиеся
и нежные линии передают
В 1911 году
Зинаида Серебрякова входит во
вновь воссозданное
Эти годы для России стали Серебряным веком, когда религиозно-философский ренессанс определил развитие культуры. Это было время религиозно-философских исканий, время расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, поиска новых форм творчества и синтеза разных искусств. Появилась символическая поэзия, метафизическая живопись, новый театр, стиль модерн в архитектуре. Возникло новое культурное явление - русский символизм. Символисты были поклонниками философии Владимира Сергеевича Соловьева, восточных наук, эзотерики, верили в существование трансцендентного мира, полного живой духовности. И эту духовность они пытались передать всеми имеющимися средствами, а если их не хватало, придумывали новые. Искусство считалось магической силой, призванной изменить мир с помощью красоты. Символисты мечтали, по словам А.Н.Бенуа, о том времени, когда можно будет "раскинуть красоту по большим площадям", "говорить языком фресок и поэм". И можно увидеть, что неспроста Ефремов в своем романе о красоте - в "Лезвии бритвы" вспоминает об объединении "Мир искусства". Среди художников именно этот союз молодых людей - высокообразованных, талантливых, отличался своей приверженностью к идеям символизма. А символисты утверждали, что красота сама по себе - созидающая сила, и человек, который может одновременно находясь в материальной стихии бытия, в своем сознании осмыслить мир, как единый живой организм и преображать его, выступая посредником между миром материальным и идеальным.
Зинаида Серебрякова, выросшая в атмосфере высокой культуры, эстетизма, духовного аристократизма как никто восприняла философские идеи Серебряного века о гармоническом человеке. Всегда устремленная к поиску идеала, она творит свою прекрасную реальность. Ее эмоциональной натуре и творческим исканиям оказалось наиболее близки символизм и модерн с их культом красоты и романтическим поиском национальных истоков.
В эти годы художница пишет одно из самых запоминающихся своих произведений - "Купальщицу".
Опираясь на искусство античности и эпохи Возрождения с их культом прекрасного человека, она стремится отобразить вечные эстетические ценности. Следование традиции предполагает четкий рисунок, точную передачу анатомии и пластики человеческого тела и Серебрякова справляется с этим как блестящий мастер. Ей удалось создать жизненное и одновременно романтичное изображение молодой женщины. Теплые краски передают полнокровность тела модели, которое четко выделяется на фоне холодных оттенков травы и неба. Женщина кажется славно светящейся изнутри. Все на картине приведено в движение: бегущие облака, склоняющаяся под ветром трава, развивающиеся волосы купальщицы. Мы видим и чувствуем авторскую устремленность к идеалу, к прекрасному, ту внутреннюю близость Серебряковой к символистской эстетике, которая направлена не на отрицание реальности, а на наиболее достоверное ее изображение. Лучше всего эту мысль выразил поэт-символист Вячеслав Иванов:
Информация о работе Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой