Управление учреждениями культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В 90-е годы XX века в результате изменений социально-политических, социально-экономических условий сети учреждений культуры России был нанесен значительный ущерб. Государство сократило свое участие в регулировании влияния культуры на российское общество. В настоящее же время, в связи с относительной стабилизацией общественных отношений, уровень потребностей населения страны в культурных ценностях значительно возрос. Одновременно сфера культуры оказалась под противоречивым воздействием глобализации мировых общественных отношений. В этой связи, в области культуры возникло ряд сложных проблем: сохранение единого национально-культурного пространства; защита его от низкопробной продукции; обеспечение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры. Эти проблемы в ре

Содержание работы

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Сущность и содержание социального управления учреждениями культуры.
1.2. Учреждение культуры как бюрократическая организация.
1.3. Ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления учреждениями культуры.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Содержание и методика экспериментального исследования условий и путей совершенствования социального управления учреждениями культуры.
2.2. Организация системы социального управления учреждениями культуры.
2.3. Обоснование показателей и критериев эффективности системы социального управления учреждениями культуры.
2.4 Основные условия и пути совершенствования системы социального управления учреждениями культуры.
Введение:

Файлы: 1 файл

Культуры.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

 

В 2005-2007 годах возникали острые проблемы в связи с передачей памятников истории и культуры в собственность Церкви. Нередко выселяемым из этих зданий учреждениям культуры не предоставлялись необходимые для продолжения их работы помещения.

 

Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует выделить также:

 

"Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры";

 

"Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры";

 

"Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства".

 

Принятие последнего положения имеет особое значение. До этого учреждения культуры работали согласно документу, принятому еще в 1989 году комиссией под руководством Л.И.Абалкина при Совете Министров России. После принятия множества законодательных актов об основах хозяйствования в условиях рыночной экономики крайне важно было юридически закрепить те права, которыми сейчас пользуются учреждения культуры. Это и было сделано благодаря принятию нового положения.

 

1.2 Государственная и муниципальная политика

 

Российская Федерация является государством, с огромной базой запасов как экономического характера, так и культурного. Происходит локализация социально- культурного развития, которая создает ситуацию увеличивающейся социально- культурной дифференциации жителей разных частей страны и становится фактором ослабления общероссийской государственности.

 

Масштабные изменения в социально-культурном положении разных групп населения сопровождаются усилением социальной напряженности, потерей многими людьми ценностных ориентиров, развитием процессов социальной дезинтеграции Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. М., 2007. Как показывает реальная практика, происходящее в нашей стране развитие религиозной деятельности не снимает эту проблему. Необходимо формирование новых ценностей, адекватных характеру и глубине происходящих перемен, обеспечивающих сглаживание социального напряжения и интеграцию разных социальных и территориальных групп как граждан единого государства. В противном случае будет нарастать общественное недовольство и будут постепенно усиливаться тенденции социально-культурной и государственной дезинтеграции Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему/ Отв. Ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разногов. М., 2008..

 

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

 

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

 

Культура - это исторически сложившийся уровень развития общества. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, - художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

 

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

 

Культурное наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.

 

Культурная деятельность - деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. СПб.ТИК, 2009..

 

К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности:

 

ѕ культурно-просветительская деятельность;

 

ѕ театрально-концертная деятельность;

 

ѕ цирковая деятельность;

 

ѕ декоративно-прикладное искусство;

 

ѕ библиотечное дело;

 

ѕ музейное дело;

 

ѕ историко-архивная деятельность;

 

ѕ кино-видеопроизводство;

 

ѕ изобразительные искусства;

 

ѕ содержание и реставрация памятников истории и культуры;

 

ѕ радио и телевидение;

 

ѕ краеведение.

 

Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей Учреждения культуры и рынок. Ч.III . - Тюмень: ОНМЦНТ и КПР, 2010. с.84..

 

К полномочиям городского уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений культуры.

 

На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.

 

Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия муниципального значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений.

 

Сфера культуры должна стать в нашем обществе таким интеграционным механизмом. Она оформляет и предопределяет новые цели и ценности общественной жизни и может способствовать формированию нового "ценностного восприятия" происходящих перемен, а значит и отношения к власти, осуществляющей политику перехода к демократическому государству с рыночной экономикой.

 

В качестве важнейшей цели политики государства в сфере культуры было определено сохранение накопленного культурного потенциала и системы государственных институтов, обеспечивающих культурную деятельность. На достижение этой цели была направлена федеральная целевая программа "Сохранение и развитие культуры и искусства (2009-2010 годы)" Сфера культуры оказалась первой среди отраслей социальной сферы, для которой была разработана и принята специальная федеральная программа.

 

Это программа была по своей сути программой охранительной. Важно было защитить культуру и искусство, защитить организации и работников отрасли в период, когда ведущие политики многим готовы были пожертвовать ради чисто экономических реформ.

 

Разработка и принятие федеральной программы должны были решить две основные задачи. Во-первых, определить цели и приоритетные направления культурной политики государства в кардинально изменившейся политической и социально-экономической ситуации.

 

Во-вторых, установить гарантии поддержки государством сферы культуры в сложный период перехода к рыночной экономике.

 

Задачи, перечисленные как самые приоритетные, были в основном решены. Она была построена по предметно-тематическому принципу: ее части соответствовали определенным секторам сферы культуры. Однако приоритеты реализации отдельных подпрограмм, отдельных направлений в рамках подпрограмм не были четко установлены. Это и способствовало тому, что фактически выделяемые из бюджета средства "размазывались" и расходовались неэффективно.

 

Социально-экономическая ситуация в стране не позволяла в короткие сроки разрешить сложный комплекс проблем, стоящих перед российской культурой. Ряд задач остался нереализованным из-за недостаточного финансирования и сохранил свою актуальность.

 

Эти факторы были учтены разработчиками при подготовке новой программы.

 

В 2005 году Министерство культуры РФ инициировало разработку Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации, которая определила генеральное направление государственной культурной политики на новом этапе политического и социально-экономического развития России.

 

Выдвинулся ряд новых задач в сфере культуры, которые потребовали корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные акценты перенесены с задач сохранения ранее накопленного культурного потенциала на задачи его дальнейшего развития Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес. Деловым людям о предпринимательстве. - МИ,: Полымя. 2009..

 

Программа исходила из фундаментального значения отечественной культуры в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни. В условиях светского демократического государства именно культура берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа.

 

Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной политики государства. Важнейшими из них являются: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства, в том числе уважения свободы творчества и инакомыслия, гражданственности и патриотизма; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; сохранение культурных традиций народов Российской Федерации, формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

 

Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач: поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры; сохранение историко-культурного наследия России и его использование как важного фактора морально-нравственной консолидации народов страны; развитие принципов федерализма в осуществлении государственной политики на основе четкого разграничения полномочий и эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, сохранение и развитие национальных культур народов РФ, поддержка всех форм национально-культурной самоорганизации граждан; всемерное содействие развитию как государственных, так и негосударственных организаций культуры, укрепление взаимодействия и сотрудничества органов исполнительной власти в сфере культуры с Российским фондом культуры, творческими союзами и другими общественными объединениями деятелей культуры и искусства, осуществление ими совместных проектов развития и сохранения культуры; ряд других задач.

 

Программа охватывает сферы деятельности Министерства культуры РФ, Комитета РФ по кинематографии, Государственной архивной службы России, Российской государственной цирковой компании.

 

Основой формирования и модернизация сферы культуры в городе Благовещенске, стала концепция развития отрасли культуры.

 

Концепция была разработана на основе предложений и стратегических разработок муниципальных учреждений культуры города Благовещенска Учреждения культуры и рынок. Ч.III . - Тюмень: ОНМЦНТ и КПР, 2010. с.84..

 

Концепция призвана определить место и роль культуры в социальном и экономическом развитии и построении гражданского общества в г. Благовещенске на период с 2008 - 2012 гг.

 

Концепция основывается на нормативно-правовых актах:

 

1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".

 

2. Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Городского закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ.

 

3. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле".

 

4. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

 

5. Федеральная целевая программа "Культура России (2001 - 2005 годы)", утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. N 955.

 

6. Областная целевая программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2002 - 2005 гг., утвержденная Законом Амурской области от 15 марта 2002 г. N 88-ОЗ и другие нормативно- правовые акты.

 

Необходимость концептуального подхода к развитию культуры г. Благовещенска обусловлена наличием культурно-исторического наследия, богатых духовных традиций, развитой инфраструктуры отрасли.

 

На развитие культуры в городе Благовещенске большое воздействие оказывают такие факторы, как социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств, слабая нормативно-правовая база культурной деятельности, что создает следующие проблемы:

 

ѕ недостаточное развитие материально-технической базы;

 

ѕ нехватка квалифицированных кадров;

 

ѕ слабая инфраструктура отрасли.

 

Основными целями культурной политики являются:

 

ѕ сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала города;

 

ѕ повышение роли культуры в формировании социально-активной личности, укреплении институтов гражданского общества и его духовном возрождении.

 

Поставленные цели должны быть достигнуты путем решения основных задач:

 

ѕ развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, улучшение материально-технической базы;

 

ѕ гарантированная поддержка профессионального и самодеятельного творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни;

Информация о работе Управление учреждениями культуры