Б. Малиновский и его творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Бронислав Каспер Малиновский родился в 1884 году в Кракове (Польша). Его отец был профессором-лингвистом, мать из польской семьи землевладельцев. Ребенком рос болезненным, но превосходным учеником в школе. После окончания школы он поступил в Красковский университет, где изучал физику и математику. Получив в 1908 году докторскую степень по физике и математике, Б.Малиновский два года занимался физической химией в Лейпциге, но затем отказался от юношеских пристрастий к точным наукам и решил посвятить свою жизнь антропологии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..3

Историческая справка……………………………………....4

Научная деятельность……………………………………...5-6

Функционализм Б.Малиновского - метод изучения
культур, зарождение функционализма…………………..7-10

Б.Малиновский и его «Научная теория культуры»……11-13

Достижения и заблуждения Б.Малиновского в отношениях культуры и потребностей…………………….……….....14-16

Заключение……………………………………………….17-18

Список литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

Д-11780МР Русалева НЮ Междуреченск Социальная антропология.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Культурный процесс, рассматриваемый  с точки зрения его конкретных проявлений, всегда включает человеческий фактор, который определяет соотношения  различных видов деятельности между  собой. Люди организуют культурные элементы, взаимодействуя друг с другом вербальным образом или посредством символических действий. Культурные элементы, человеческие группы и системы символов – вот три составляющих культурного процесса6.

Функционализм Малиновского основывался скорее на потребностях индивида, чем на нуждах социальной системы. Функционализм отличается от других социологических теорий более определенно, возможно, в его понятии и определении индивида более, чем в другом отношении. Функционалист включает в свой анализ не просто эмоциональную, а также интеллектуальную сторону, но также настаивает на том, что человек в своей полной биологической реальности должен быть введен в наш анализ культуры7.

Основные положения функционализма Малиновского:

- Исторический процесс непознаваем. Попытки исследования длительной эволюции культурных элементов – бессмысленны.

- Задачи этнологии состоят в  изучении функций культурных  явлений, их взаимосвязей и  взаимообусловленности в рамках  каждой отдельной культуры, вне  взаимосвязи ее с другими культурами.

- Этнология отталкивается от  концепции «социальных институций»,  под которыми понимались социально  установленные и признанные нормы  и модели поведения. С их  помощью и в их рамках индивиды  реализовывают свои взаимные  ожидания, достигая при этом социально и индивидуально значимых результатов. В своей совокупности «социальные институции» формируют социально-функциональную структуру общества.

- Культура служит нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым, производным и интегративным.

Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из перечисленных  выше потребностей. Культура не имеет  лишних и бесполезных элементов.

 

Вывод: Свою концепцию, как основателя функционализма

_______________

6. B.Malinovsky. A Sciehtific theory of culture. Chapell Hill: The University of North Carolina Press, 944. P.150

7. Malinovsky, Rewiew of six essays on culture by Albert Blumenthal. American Sociological Rewiew, Vol. 4, 1939, p.939

 

Малиновский строил на биологических основаниях в связи с рассмотрением способа удовлетворения потребностей человека в еде, одежде, жилище, сексуальном партнере, движении. Если

рассмотреть культуру, которую трактует Малиновский, то любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого «равновесия», где каждая часть выполняет свою определенную функцию. Функционализм Малиновского благодаря своей четкой и понятной позиции стал, пожалуй, самым плодотворным направлением в антропологии ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Б.МАЛИНОВСКИЙ И ЕГО «НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

 

Одна из самых важных книг «Научная теория культуры» выдающегося  антрополога, создателя современного функционализма Бронислава Малиновского. В нашей стране труды Б.Малиновского известны лишь узкому кругу специалистов. Не будет преувеличением сказать, что именно с работ Малиновского начинается новый отсчет времени не только в антропологии, но и во всех тех областях научного знания, для которого значимо понятие культуры. Ему удалось сделать самое сложное в науке – изменить взгляд на природу культуры, увидеть в ней не просто составляющие ее элементы, а систему фундаментальных потребностей человека.

Среди антропологов существует два образа Малиновского – блестящего этнографа, наблюдения которого над  жизнью и бытом, тробрианцев до сих пор считают образом полевых исследований, и теоретика, идеи которого стали объектом критики еще при его жизни. Эти два образа почти не пересекаются, хотя пример Малиновского представляет собой тот редкий случай, когда теория построена на фактах, которые он наблюдал и описывал в своих полевых разысканиях.

Малиновский почувствовал необходимость нового подхода к  интерпретации фактов культуры. Его  не удовлетворяли ни эволюционистский подход Фрэзера с выделением непременных  стадий эволюции, ни тем более диффузионизм Гребнера, когда отдельные факты просто вырываются из контекста и по внешним признакам «устанавливается» их распространение. Он не хотел заниматься только антропологией. Он считал, что вопросы формулируемые антропологом по отношению к культуре, должны быть близкими социологам, психологам, лингвистам, ибо культура – единое поле для представителей всех дисциплин, изучающих ее отдельные ракурсы и аспекты.

Собственно, любая теория, применение которой дает приращение нового знания, содержит элементы функционального анализа.

Сам Малиновский насчитал 27 предшественников, которые в той  или иной мере использовали функциональный подход при интерпретации культурных фактов. К их числу можно отнести  Тайлора, Робертсона Смита, Самнера  и др. К числу приверженцев функционального подхода можно отнести Якобсона, Проппа, Леви-Строса. Но ни один из них не использовал возможности функционального анализа в той мере, в какой это удалось сделать Малиновскому.

Многие упрекают Малиновского в антиисторизме, видимо, понимая под историей те события, которые постоянно «совершенствуются» самим историками. Такие обвинения будут перенесены на структурализм, непосредственным предшественником которого является Малиновский.

Малиновскому принадлежат  идеи, которые имеют статус эпохальные не только для антропологов.

Известный российский фольклорист  Е.М. Мелетинский, анализируя развитие науки о мифе, пишет о Малиновском: «Следует признать, что именно он, а  не Фрэзер был подлинным новатором  в вопросе о соотношении мифа и ритуала и, шире, в вопросе о роли и месте мифов в культуре… Малиновский показывает, что миф в архаических обществах, то есть там, где он еще не стал «пережитком», имеет не теоретическое значение и не является средством научного или донаучного познания человеком окружающего мира, а выполняет чисто практические функции, поддерживая традиции и непрерывность племенной культуры за счет обращения к сверхъестественной реальности доисторических событий… Именно Малиновский аргументировано увязал миф с магией и обрядами отчетливо поставил вопрос о социально-психологической функции мифа в исторических обществах»8.

Существует еще третий образ Малиновского. Этот образ принадлежит  его ученикам. Образ учителя. По их воспоминаниям, он любил учить и  считал это не менее важным занятием, чем поездки в экспедиции и написание книг и статей. Эти три вида деятельности были для него неразделимы, а если все же рассматривать их по отдельности, то с точки зрения научная работа нужна в конечном счете для того, чтобы получить новое знание и передать его ученикам9.

Книга «Научная теория культуры»  представляет собой 

 

_______________

8. Поэтика мифа. М., 1976, с.37-38

9. А.К. Байбурин. Б.Малиновский «Научная  теория культуры». 

одновременно и обобщение, и новую формулировку функциональной теории культуры профессора Малиновского. Некоторые из идей этой теории в зачаточном состоянии можно найти уже на первой странице его самой первой книги, опубликованной больше тридцати лет назад

 

Вывод: Здесь  Малиновский в систематической  форме изложил свои взгляды на природу культур и метод их познания. Отношение к полевым и теоретическим исследованиям вполне традиционно: считается, что факты не стареют, их ценность со временем лишь повышается, в то время как любые теоретические построения обречены на короткую жизнь. Однако для самого Малиновского соотношение «практического» и «теоретического» было иным. В своих работах он старался показать, что факты бессмысленны без теории, так как теория имеет смысл только тогда, когда способна объяснить насущную необходимость этих фактов для функционирования культуры. Малиновский принадлежал к числу профессоров, которые любят не лекции, а семинары, не свой монолог, а диалог, дискуссию.

Важно то, какие  идеи остаются и становятся общепринятыми, входят в тот фонд, на основе которого и совершается дальнейшее поступательное движение научной мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ДОСТИЖЕНИЯ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ Б.МАЛИНОВСКОГО В ОТНОШЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

 

Достижением социологии является также ввод Малиновским  нового понятия «социальный институт», ставший широко принятым в научной  практике. Еще одно утверждение делает Малиновский, продолжая развитие целостного представления социологии, что на путях удовлетворения потребностей человека и социума в целом как инструмент постепенно возникает «организация» или «институт». В теме «организации» Малиновский не прошел до логического конца, хотя затратил на ее развитие много усилий. Малиновский осознает важную роль организации, но не выходит на ее объяснение, хотя и собирается это сделать. В своем анализе Малиновский приходит к выводу, что он получил ключ к идее, к происхождению социальной организации: «А главная идея организации и предписания норм – идея власти, наряду с дифференциацией деятельности и полномочий. Следовательно, политическая структура тоже может быть выведена из анализа нашей схемы»10.

Малиновский был уверен, что именно на пути «организационного поведения», лежит открытие проблемы социальной (иерархической) структуры.

Начиная с анализа  потребностей человека, Малиновский  упоминает для общества лишь потребности  физиологически и безопасности «защита  от внешних врагов и опасностей», а следующие именует «производными» и далее занимается социальными «институтами» и элементами культуры, организации труда и знаний. Начав в верном направлении, автор все же оставляет нерешенными следующие пласты потребностей (безопасности и продолжения рода), и далее отвлекается на темы более важные в его профессиональных интересах. Он отмечает влияние потребностей на рост культуры, когда указывает, что «культурное качество жизни предполагает, что появляются новые потребности и новые императивы или определяющие факторы налагаются на человеческое поведение»11.

 

________________

10. Б.Малиновский. Научная теория культуры, ОГИ, М., 1999, с.107

11. Б.Малиновский. Научная теория  культуры, ОГИ, М., 1999, с.45

 

«…возможно, построить  теорию культуры, в которой базовые потребности и их культурное удовлетворение могут быть связаны с возникновением новых культурных потребностей. Эти новые потребности налагают на человека и общества новые ограничения, представляют собой определенные факторы вторичного типа. Тогда мы сможем различать инструментальные императивы, вытекающие из экономической, нормативной, образовательной и политической деятельности, и интегративные императивы, куда мы отнесем познание, религию и магию.»12

А далее Малиновский  более конкретно переходит к «императивам»: «…функцию нельзя определить иначе, нежели как удовлетворение некоторой потребности путем деятельности, в рамках которой люди сотрудничают, используют артефакты и потребляют плоды своего труда…»13.

В первой цитате культурные потребности – это ограничения или «инструментальные» и «интегративные» императивы. Во-второй цитате культурные потребности существуют сами по себе, и дополнительно создают ограничения в виде императивов.

В конструкции Малиновского культура обязана стать «железным законом» социологии. Можно только предполагать причины такого жесткого видения идеализацией окружающего социолога конкретного мира.

Также Малиновский доказывал, что без культуры происходит упадок производства и потребностей14, это можно отметить верным. Но он, показывая, как нужна культура, не показывал, как она возникает и как меняется. Малиновский прав, но не до конца. Малиновский, отмечая трагедию в обществе должен был найти ее истинные причины, и понять насколько текущий процесс детерминирован потребностями общества или его ведущих социальных слоев на текущий момент. Он же указал только на то, что результат может быть плох. Общество обработало этот результат и исправило собственные ошибки, и так делает постоянно, потому изменение культуры является важным процессом, о котором не сказал Малиновский.

 

_______________

 

12. Б.Малиновский. Научная теория культуры, ОГИ, М., 1999, с.45

13. Б.Малиновский. Научная теория культуры, ОГИ, М., 1999, с.46

14. Б.Малиновский. Научная теория культуры, ОГИ, М., 1999, с.117

Вывод: В целом  Малиновский считал, что в развитом обществе возникают «культурные  ответы на биологические потребности», при этом он поддерживал взгляды  на побуждение, поведение и удовлетворение. Данные взгляды относятся к бихевиористам. Малиновский перечисляет культурные императивы как виды деятельности, нужные для развития общества. Также он определил природу производных потребностей как «культурные императивы», связанные со стремлением человека. Малиновский пытался показать как хозяйственная деятельность, познание, религия, обучение и т.д. связаны с физиологическими потребностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малиновский наблюдал за людьми, затем обращался к книгам и снова наблюдал за людьми. Он наблюдает людей отнюдь не затем, чтобы увидеть то, что, по утверждениям книг, он должен увидеть, как это нередко делают другие.

Информация о работе Б. Малиновский и его творчество