Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа
Цель данной работы изучение целостной концепции формирования личностных качеств социального педагога, необходимых в его профессиональной деятельности.
Введение. 3
1. Специфика работы социального педагога и его основные функции. 3
2. Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога. 10
2.1. Личностная характеристика социального педагога. 10
2.2. Профессиональная компетентность социального педагога. 14
2.3. Профессиограмма деятельности социального работника. 17
3. Ценностные ориентации социального педагога. 20
Заключение. 24
Список используемых источников. 26
Содержание
Введение. 3
1.
Специфика работы социального
педагога и его основные
2. Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога. 10
2.1.
Личностная характеристика
2.2. Профессиональная компетентность социального педагога. 14
2.3.
Профессиограмма деятельности
3.
Ценностные ориентации
Заключение. 24
Список
используемых источников. 26
Введение
Изменения в социальной, культурной, экономической, политической и других областях жизнедеятельности общества обусловили принципиально новую ситуацию на рынке труда, в частности, и в системе подготовки кадров социокультурной сферы, С одной стороны, существующая номенклатура специальностей не в полной мере учитывает складывающийся спрос на специалистов, что приводит как к падению престижа высшего гуманитарного образования, так и невостребованности специалистов. С другой стороны, в обществе возникла необходимость создания новых социальных институтов и их кадрового обеспечения. Если раньше выпускники вузов культуры поступали в распоряжение системы культурно-просветительных учреждений, то сегодня образовалось немалое количество новых структур, которым требуются квалифицированные кадры. Обществу необходимы социальные работники, ориентированные на культурно-воспитательную деятельность с мигрантами и беженцами; педагоги-референты по работе с семьей; специалисты в области дополнительного и неформального образования; социальные педагоги по работе с педагогически запущенными подростками в специальных учреждениях по коррекции и социальной адаптации и другие. Это, в свою очередь, обусловливает качественно иные требования к уровню профессиональной подготовки всех категорий специалистов, в том числе и социальных педагогов.
Все это предполагает существенное изменение не только целей, задач, содержания, но и методов обучения социальных педагогов.
Цель
данной работы изучение целостной концепции
формирования личностных качеств социального
педагога, необходимых в его профессиональной
деятельности.
1.
Специфика работы
социального педагога
и его основные
функции
Социальные
педагоги и социальные работники
как специалисты различных
Введение
в стране института социальных педагогов
положило начало развитию различных медико-психолого-
На основе обследования семей учащихся, контингента подростков, живущих в микрорайоне школы, целесообразно организовать в школе работу социально-педагогической службы по оказанию экстренной помощи подросткам, родителям, учителям, попавшим в экстремальную ситуацию или переживающим стресс. Исходя из местных условий, служба может работать ежедневно или в определенные дни и часы, главное, чтобы все знали о существовании этой службы.
Социальная адаптация подростков происходит в очень сложной социальной среде, поэтому для них очень важно найти единомышленника, человека или группу людей, которое его поймут и помогут, исходя из опыта работы нашего Центра, такую поддержку ребенок получит от своих же сверстников или ребят чуть старте, но прошедших подготовку в детских социальных службах, а такие инструктаж общественных субъектов. Не случайно приоритет обнаруживается и прибивает себе дорогу в условиях деморализации общества: только оно позволяет поставить общечеловеческие ценности - ценности мировой цивилизации на службу человеку, обеспечить ему высокий социальный статус и благополучие. С учетом этого к общечеловеческим ценностям относят не только достижения духовной культуры и морали, но и, возможно, в первую очередь - экономические и социальные отношения (собственность, товарно-рыночное производство, право, демократия и др.).
Общечеловеческие ценности столь же недопустимо недооценивать, как и переоценивать. Это не отвлеченное понятие, которое в одинаковой мере можно было бы применить где угодно и когда угодно без учета местных особенностей и условий.
В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно распространяются (часто путем морального и физического принуждения) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы, агрессии, насилием и жестокостью по отношению к другим людям.
Одно из следствий бедственного положения подростков - быстрый рост среди них правонарушений. Острый психологический кризис несовершеннолетних, усугубленный отсутствием к ним внимания я доверия со стороны взрослых, таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений.
Для снижения преступности среди несовершеннолетних -необходимо оздоровление социальной жизни дети и подростков и их внутреннего мира. Это предполагает выявление причин деформации в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах ребенка, построение процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.
Под нормой будем понимать способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, имеющего такие особенности:
- отношение к другому человеку как к самоценности, способность к самоотдаче;
-
творческий характер
-
возможность проектировать
-
внутренняя ответственность
-
искоренение причин
Задачи оздоровления общества, в том числе и системы воспитания (включая и решение проблемы преступности), являются первостепенными.
Необходима кардинальная реформа социальной системы помощи детям и подросткам, предусматривающая защиту нравственности, здоровья, конституционных прав. Предупреждение и корректировку отклонений и деформаций в поведении подростков.
В
условиях школы одному социальному
педагогу или организатору работы в
микрорайоне справиться с такой задачей
очень сложно. Поэтому школе нужна психолого-педагогическая
служба. Деятельность службы социальной
помощи детям и подросткам должна определяться,
в первую очередь, личностным подходом
к ним и строиться на основе медико-социально-
Формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство подростков, подрывать самоуважение и самооценку личности его и его родителей, создавать негативное отношение к родителям. Организацию помощи не следует ограничивать только работой с самим подростком.
Обязательно надо привлекать к ней и его окружение, прежде всего его семью. В штат школьной социально-психологической службы входят: психолог, педагог-организатор, социальный педагог, медицинский работник. Служба осуществляет диагностику психического развития, отклонений в развитии детей и подростков, выявляет причины, трудности адаптации учащихся в школе, отклоняющегося поведения детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних.
Социальный
педагог, независимо от специализации,
имеет базовые должностные
Социальный педагог включает клиентов (и детей, и взрослых) в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, социальные инициативы.
Социальный педагог стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого подростка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать. Он создает позицию как товарища и ведущего участника общего дела. Вместе с клиентами и впереди них - такова основная заповедь социального педагога.
Целевой ориентацией деятельности социального педагога является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме. Решая эту задачу, социальный педагог содействует становлению и развитию у детей и взрослых общей системы интересов и ценностей. Социальный педагог заботится о возрождении, сохранении и развитии духовных ценностей старшего поколения, традиций народной педагогики, культуры. Его социальная активность, умение находить общий язык с детьми, людьми старшего поколения, людьми разных интересов и увлечений помогает создавать атмосферу внимательной и взаимной заботы. Опираясь на авторитетных людей, он влияет на общественное мнение, формируя у подрастающего поколения чувство ответственности за свою семью, друзей, за преобразование окружающей среды, охрану природы, развитие культурного наследия народа.
Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и "выводит" на их решение социальных работников, специалистов профессионального уровня различного профиля. Он устанавливает контакт с семьей, побуждая ее к совместной деятельности, помогает детям и подросткам использовать личные ресурсы, возможности микросоциума для преодоления трудностей.
Социальный педагог анализирует позитивные и негативные влияния на клиента, вскрывает причины социальных неурядиц. Он выявляет психологические, педагогические, медицинские, социальные и другие проблемы детей и подростков, а также членов их семей и выполняет посредническую функцию во взаимосвязи со специалистами, психологами, социальными работниками, врачами, юристами, представителями органов власти, общественностью.
Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на развитие, оздоровление и нормализацию отношений в семье, ее микросоциуме по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты и гуманизма, милосердия. Опираясь на приоритет семьи в социальном формировании и развитии человека, социальный педагог не подменяет семью, а активно вовлекает ее членов, в том числе и в активную социальную деятельность, направляет свои усилия на работу вместе с семьей, тем самым укрепляя и развивая ее социальные функции.
Информация о работе Ценностные ориентации социального педагога