Деятельность социального работника ИУ в преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

Пенитенциарная трудная жизненная ситуация является качественно ещё более сложной, поскольку в местах лишения свободы сосредоточены лица, являющиеся, с одной стороны – социально опасными преступниками, с другой – жертвами общественного несовершенства, социальных пороков и неблагополучия, заложниками неблагоприятного стечения внешних и внутренних обстоятельств, некоторой биологической предрасположенности, психической слабости и т.п.

Содержание работы

Введение........................................................................................................2
Глава 1. Пенитенциарная трудная жизненная ситуация. Проблемы адаптации к условиям ИУ.
§1. Понятие, специфика и динамика трудной жизненной ситуации осуждённых на различных этапах отбывания наказания………………………7
§2. Психофизиологический аспект адаптации к среде исправительных учреждений……………………………………………………………………….14
§3. Характеристика факторов, влияющих на процесс адаптации осуждённых………………………………………………………………………21

Глава 2. Деятельность социального работника ИУ в преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации.
§1. Содержание социальной работы в карантине………………………27
§2. Основные формы и методы социальной работы с осуждёнными, находящимися в трудной жизненной ситуации………………………..…...…33
§3. Подготовка к освобождению. Проблемы реадаптации………..…42

Глава 3. Практика разрешения трудных жизненных ситуаций осужденных на различных этапах отбывания наказания.
§ 1. Диагностика социальных проблем осуждённых и особенности их разрешения……………………………………………………………………….50
§ 2. Рекомендации по оказанию социальной помощи осуждённым в преодолении трудной жизненной ситуации…..…….………………………....58
Заключение……………………………………………………………….65

Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Дип И нет.docx

— 134.86 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение........................................................................................................2

Глава 1. Пенитенциарная трудная жизненная ситуация. Проблемы адаптации к условиям ИУ.

§1. Понятие, специфика и динамика трудной жизненной ситуации осуждённых на различных этапах отбывания наказания………………………7

§2. Психофизиологический аспект адаптации к среде исправительных учреждений……………………………………………………………………….14

§3. Характеристика факторов, влияющих на процесс адаптации осуждённых………………………………………………………………………21

 

Глава 2. Деятельность социального работника ИУ в преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации.

§1. Содержание социальной работы в карантине………………………27

§2. Основные формы и методы социальной работы с осуждёнными, находящимися в трудной жизненной ситуации………………………..…...…33

§3. Подготовка к освобождению. Проблемы реадаптации………..…42

 

Глава 3. Практика разрешения трудных жизненных ситуаций осужденных на различных этапах отбывания наказания.

§ 1. Диагностика социальных проблем осуждённых и особенности их разрешения……………………………………………………………………….50

§ 2. Рекомендации по оказанию социальной помощи осуждённым в преодолении трудной жизненной ситуации…..…….………………………....58

Заключение……………………………………………………………….65

 

Список использованной литературы…………………………………68

 

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года под № 195 определяет понятие «трудная жизненная ситуация», как положение, обстановку, совокупность обстоятельств, объективно обуславливающих нарушение жизнедеятельности гражданина, преодолеть которые самостоятельно он не может. Это могут быть: утрата здоровья, инвалидность, миграция, вынужденное переселение, отсутствие определённого места жительства, безработица, малообеспеченность (ниже прожиточного минимума), сиротство, безнадзорность, асоциальность (девиантность, делинквентность, криминальность) и другие.

Попадание из условий свободы в микросреду пенитенциарного учреждения само по себе уже является «трудной жизненной ситуацией». Разве только рецидивисты, неоднократно отбывавшие наказание в виде лишения свободы, не испытывают дезадаптационного синдрома, вновь оказавшись в СИЗО, в исправительной колонии. Всем же остальным требуется пройти сложный начальный период социальной адаптации к условиям исполнения наказания.

Пенитенциарная трудная жизненная ситуация является качественно ещё более сложной, поскольку в местах лишения свободы сосредоточены лица, являющиеся, с одной стороны – социально опасными преступниками, с другой – жертвами общественного несовершенства, социальных пороков и неблагополучия, заложниками неблагоприятного стечения внешних и внутренних обстоятельств, некоторой биологической предрасположенности, психической слабости и т.п. Криминальная субкультура, нездоровая среда, неполноценное питание, психологический прессинг условий изоляции, давление осуждённых друг на друга и персонала на них, невозможность удовлетворить важнейшие из потребностей и другие обстоятельства негативно влияют на личностное развитие осуждённых, усугубляют ситуацию. За время отбывания наказания осуждённый значительно понижает свой социальный и правовой статус, утрачивает связи с обществом, депрофессионализируется, ухудшает состояние физического, психического и нравственного здоровья. Таковы доминирующие тенденции. Все это создаёт объективные предпосылки для организации специфической профессиональной социальной работы по устранению социальных проблем осуждённых и причин их порождающих на всех этапах жизнедеятельности после совершения преступления: в период предварительного расследования и содержания под стражей, отбывания наказания, подготовки к освобождению, а также на стадии постпенитенциарной ресоциализации и реадаптации в обществе.

Актуальность. Таким образом, в какой-то степени являясь жертвами своих собственных преступлений, часто совершённых под давлением неблагоприятных условий социализации, осуждённые не должны стать отвергнутыми людьми на всю оставшуюся жизнь, тем более учитывая, что по окончании срока наказания, они вновь вернуться на свободу в общество. Законно подвергаясь определённым судом изоляции, ограничению в некоторых правах и свободах, осуждённый в то же время попадает в зону повышенной опасности для физического и психологического здоровья, утраты положительных связей и социального статуса, отчуждения и стигматизации. В такой ситуации в рамках общесоциальной стратегии защиты всех категорий населения, особенно наиболее уязвимых её слоев, актуальной представляется деятельность по осуществлению системы защиты, поддержки и помощи осуждённым с целью их положительной адаптации в конечном итоге к жизни на свободе, становления полноценными членами современного общества.

Состояние разработанности вопроса. Важность обсуждаемого вопроса очевидна не только для представителей правозащитных организаций и мировой общественности, но и для учёных-юристов, психологов, педагогов таких как, А.В. Буданов, М.П. Стурова, В.И Селиверстов, В.Н. Чорный, А.В. Пищелко, А.В. Мудрик, И.П. Башкатов, А.И. Зубков, Л.Д. Столяренко, А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак, В.М. Поздняков и др так или иначе в своих трудах затрагивавших данную проблему.

Проблема адаптации вообще в современной науке рассматривается в нескольких направлениях. Так, в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, П.И. Царегородцева освещены философско-методологические аспекты социальной адаптации групп. Н.Н. Берёзовин, О.Л. Берак, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина исследовали педагогические аспекты адаптации. Социально-психологические аспекты представлены в трудах А.А. Бодалева, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.И. Ушатикова, В.Н. Казанцева, А.В. Чечковой и др.

Все эти учёные, безусловно, сделали огромный вклад в формирование теоретической и методологической базы, разносторонне и глубоко рассмотрели процесс адаптации индивидов к социальной действительности, показали перспективу их развития. Однако следует признать, остаётся ещё недостаточно изученной проблема социальной адаптации человека в местах лишения свободы, особенности трудных жизненных ситуаций на различных этапах отбывания наказания и возможности их разрешения.

Научная проблема дипломной работы состоит в том, чтобы определить пути, обеспечивающие наиболее успешное преодоление осуждённым трудностей, возникающих на протяжении всего срока лишения свободы.

Объектом исследования является пенитенциарная трудная жизненная ситуация.

Предметом исследования выступают особенности трудной жизненной ситуации в различные периоды пребывания в исправительном учреждении.

Цель дипломной работы – раскрыть сущность социальных проблем осуждённых и определить условия успешного преодоления ими трудных жизненных ситуаций.

Гипотеза. Предполагаю, что успешность преодоления осуждённым трудной жизненной ситуации во многом определяется индивидуальным подходом сотрудника отдела социальной защиты исправительного учреждения в работе с осуждёнными и полнотой использования потенциала социально-полезных связей.

Основные задачи дипломной работы:

1. Дать определение трудной жизненной ситуации и определить ее специфику в местах лишения свободы;

2. Обосновать влияние адаптационных процессов на особенности трудной жизненной ситуации осуждённых;

3. Проанализировать динамику трудной жизненной ситуации осуждённых на различных этапах отбывания наказания;

4. Определить роль социального работника ИУ в успешном преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации.

5. Выработать рекомендации  по оказании социальной помощи  осужденным, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Методологическую базу исследования составил гуманистический подход, а именно – концепция личностно-ориентированного воспитания и обучения, представленная трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Я.А. Коменского, М.С. Когана; психолого-педагогическая теория деятельности и общения, как факторов формирования личности Л.С.Выготского, Т.И. Шамова, Г.А.Цукермана.

Методы исследования: решению поставленных задач способствовало применение совокупности методов исследования:

1. Методы теоретического анализа философской, социологической, психологической, педагогической и специальной литературы пенитенциарной тематики; изучение практического опыта социологов, психологов, педагогов, учёных-пенитенциаристов;

2. Диагностические методы  – наблюдение, опрос, беседа, анализ документов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены сущность и содержание индивидуального подхода в деятельности социального работника с осуждёнными по оказанию им помощи в разрешении широкого спектра жизненных проблем. В процессе исследования дополнено значение деятельности по актуализации личностного потенциала осуждённого, как одной из главных условий успеха преодоления им трудной жизненной ситуации.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для социальных работников и психологов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Трудные жизненные ситуации осуждённых имеют свои особенности на различных этапах отбывания наказания.

2. Социальная работа по сохранению, созданию, восстановлению семейных отношений и других социально-полезных связей осуждённых – важное условие успешности разрешения их трудных жизненных ситуаций;

3. Помощь осуждённому  в обретении смысла жизни, построении жизненных перспектив – главный инструмент актуализации внутренних ресурсов для преодоления трудных жизненных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ИУ

 

§1. Понятие, специфика и динамика трудной жизненной ситуации осуждённых на различных этапах отбывания наказания

Пенитенциарная трудная жизненная ситуация складывается из совокупности сложных социальных проблем личности, являющихся детерминантами криминального поведения, и дополнительных трудноразрешимых обстоятельств, обусловленных отбыванием наказания в местах лишения свободы таких как: среда, условия исправительных учреждений, предполагающие изоляцию от общества; исполнение судом уголовных наказаний; система определённых правоограничений в свободах, возможностях произвольного удовлетворения интересов, потребностей; жестко регламентированный во времени и пространстве порядок поведения, жизнедеятельности, внешних и внутренних взаимоотношений; принудительное содержание под охраной, надзором в специфических социально-бытовых условиях совместного проживания и времяпрепровождения; широкая распространенность «тюремной» субкультуры, стратификация осуждённых, специфические регуляторы взаимоотношений в среде ИУ (понятия, нормы, обычаи, традиции); криминогенное межличностное и межгрупповое общение, а также ограниченность нормального общения; высокая степень конфликтности среды, распространённость криминальных способов разрешения противоречий, различных форм насилия и притеснений; неблагоприятный социально-психологический фон жизнедеятельности, гнетущая, психологически подавляющая личность обстановка и минимальные субъективные возможности для её улучшения; повышенный риск быть подвергнутым насилию, оскорблению, ущемлению человеческого достоинства, опасность для физического и психического здоровья и другие.

Среди спец.контингента пенитенциарных учреждений высока концентрация лиц, характеризующихся комплексом сложных, накладывающихся друг на друга, взаимодополняющих социальных проблем, и являющихся носителями социальных пороков и патологий: неизлечимых и трудноизлечимых болезней (туберкулёз, рак, ВИЧ, СПИД), алкоголизма и наркомании, инвалидности и ограниченной трудоспособности, социальной неустроенности и дезадаптации, что в большинстве случаев свидетельствует об устойчивости асоциальных установок поведения, доминировании криминального опыта и способов разрешения собственных проблем.

От момента заключения под стражу до окончания срока наказания правонарушитель не раз переживает особо сложные периоды. Обострение психического состояния, когда трудная жизненная ситуация преступившего закон человека, а затем – осуждённого к лишению свободы, видоизменяется, приобретает свою специфику на каждом этапе отбывания наказания, подчас накладывая одну проблему на другую, приходится на такие переломные рубежи, как: арест, вступление приговора в законную силу, прибытие в колонию, первые полгода в исправительном учреждении, за полгода до освобождения, и наконец, освобождение из исправительного учреждения.

Каждый из указанных периодов является «критическим» в динамике отбывания наказания, поскольку происходит резкая смена состояний, установок и направленности личности осуждённого: страх перед грядущим наказанием в связи с арестом; состояние апатии непосредственно после приговора; готовность искупить свою вину или оправдание своего преступления; стремление поскорее выйти на свободу.

Помимо основных личностных проблем на каждом этапе отбывания наказания человек вынужден адаптироваться к новым условиям, требованиям, предъявляемым окружающей действительностью. Так, в следственном изоляторе он впервые сталкивается с необходимостью адаптироваться к самому факту лишения свободы и связанным с этим правоограничениям, испытывает глубокие переживания по поводу обстоятельств расследования дела, взаимоотношений с соучастниками преступления. Особое влияние при этом оказывает обстановка в камере, общий морально-психологический климат в следственном изоляторе. Именно здесь правонарушитель впервые знакомится и впоследствии усваивает нормы и ценности преступной среды, традиции и законы воровского мира.

Морально-психологический климат может повлиять на выбор стратегии новичка не только в камере, но и на суде и по прибытии в колонию. Нередко неопытных запугивают, берут с них клятву, что они будут в колонии общаться (не общаться) с определёнными людьми. Жизнь в СИЗО не изолирована в одной камере. Подследственные вступают в общение с инспекторским составом, хозобслугой, которые должны оказывать своим поведением положительное влияние на них. Однако в действительности наибольшее количество жалоб поступает на грубость, бестактность, оскорбления, допускаемые инспекторами, что объясняется как их психолого-педагогической неподготовленностью, так и напряжённостью и стрессогенностью их работы.

Лишение свободы и связанные с ним правоограничения нарушают привычный образ жизни человека, вызывают у него состояния подавленности, растерянности, фрустрации (ломка жизненных планов), отчаяния, потери перспективы в жизни. В этот период ему как никогда нужны помощь, заинтересованное участие в его судьбе. Отсутствие такого внимания толкает человека к бывалым преступникам, которые внимательно выслушают его исповедь, дадут совет, как вести себя на следствии и в суде. Сотрудники СИЗО, психологи должны морально и психологически подготовить человека к адаптации в изоляторе, помочь ему выбрать правильную линию поведения в камере, на следствии и в суде [31, С.46].

Информация о работе Деятельность социального работника ИУ в преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации