Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:58, дипломная работа
Пенитенциарная трудная жизненная ситуация является качественно ещё более сложной, поскольку в местах лишения свободы сосредоточены лица, являющиеся, с одной стороны – социально опасными преступниками, с другой – жертвами общественного несовершенства, социальных пороков и неблагополучия, заложниками неблагоприятного стечения внешних и внутренних обстоятельств, некоторой биологической предрасположенности, психической слабости и т.п.
Введение........................................................................................................2
Глава 1. Пенитенциарная трудная жизненная ситуация. Проблемы адаптации к условиям ИУ.
§1. Понятие, специфика и динамика трудной жизненной ситуации осуждённых на различных этапах отбывания наказания………………………7
§2. Психофизиологический аспект адаптации к среде исправительных учреждений……………………………………………………………………….14
§3. Характеристика факторов, влияющих на процесс адаптации осуждённых………………………………………………………………………21
Глава 2. Деятельность социального работника ИУ в преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации.
§1. Содержание социальной работы в карантине………………………27
§2. Основные формы и методы социальной работы с осуждёнными, находящимися в трудной жизненной ситуации………………………..…...…33
§3. Подготовка к освобождению. Проблемы реадаптации………..…42
Глава 3. Практика разрешения трудных жизненных ситуаций осужденных на различных этапах отбывания наказания.
§ 1. Диагностика социальных проблем осуждённых и особенности их разрешения……………………………………………………………………….50
§ 2. Рекомендации по оказанию социальной помощи осуждённым в преодолении трудной жизненной ситуации…..…….………………………....58
Заключение……………………………………………………………….65
Список использованной литературы……………
* * *
Наряду с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осуждённых, уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации устанавливается также охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осуждённым социальной помощи в адаптации. Так в части 2 статьи 1 УИК РФ говорится, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осуждённым помощи в социальной адаптации. Как было выяснено ранее, суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в УИК этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление социальной работы с осуждёнными в уголовно-исполнительной системе.
Пенитенциарная трудная жизненная ситуация характеризуется совокупностью сложных социальных проблем личности, являющихся детерминантами криминального поведения, а также дополнительных трудноразрешимых обстоятельств, обусловленных отбыванием наказания в местах лишения свободы таких как: среда, условия исправительных учреждений, предполагающие изоляцию от общества; исполнение судом уголовных наказаний; система определённых правоограничений в свободах, возможностях произвольного удовлетворения интересов, потребностей; жестко регламентированный во времени и пространстве порядок поведения, жизнедеятельности, внешних и внутренних взаимоотношений; принудительное содержание под охраной, надзором в специфических социально-бытовых условиях совместного проживания и времяпрепровождения; широкая распространенность «тюремной» субкультуры, стратификация осуждённых, специфические регуляторы взаимоотношений в среде ИУ (понятия, нормы, обычаи, традиции); криминогенное межличностное и межгрупповое общение, а также ограниченность нормального общения; высокая степень конфликтности среды, распространённость криминальных способов разрешения противоречий, различных форм насилия и притеснений; неблагоприятный социально-психологический фон жизнедеятельности, гнетущая, психологически подавляющая личность обстановка и минимальные субъективные возможности для её улучшения; повышенный риск быть подвергнутым насилию, оскорблению, ущемлению человеческого достоинства, опасность для физического и психического здоровья и другие.
Среди спец.контингента пенитенциарных учреждений высока концентрация лиц, характеризующихся комплексом сложных, накладывающихся друг на друга, взаимодополняющих социальных проблем, и являющихся носителями социальных пороков и патологий: неизлечимых и трудноизлечимых болезней (туберкулёз, рак, ВИЧ, СПИД), алкоголизма и наркомании, инвалидности и ограниченной трудоспособности, социальной неустроенности и дезадаптации, что в большинстве случаев свидетельствует об устойчивости асоциальных установок поведения, доминировании криминального опыта и способов разрешения собственных проблем.
Таким образом, обстановку в местах лишения свободы можно определить как сложную, насыщенную объективными и субъективными трудностями, напряженными экстремальными, стрессовыми и кризисными ситуациями, которые делают исправительные учреждения своеобразными «школами выживания», где особенно актуальным становится осуществление комплексной социальной деятельности. Её подробному изучению посвящена вторая глава настоящего исследования.
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ИУ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОСУЖДЁННЫМ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
§1. Содержание социальной работы в карантине.
Социальная работа с осуждёнными является составной частью и элементом многоуровневой системы государственного и негосударственного содействия гражданину в пенитенциарной трудной жизненной ситуации. Данная деятельность представляет собой специфический вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи, поддержки и защиты осуждённых в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации (реадаптации) в обществе после освобождения.
Социальная работа с осуждёнными направлена на достижение таких общих целей как:
увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом;
создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить всё, что им положено по закону;
адаптации или реадаптации в обществе;
создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает» [44, С. 26].
Для предварительного изучения личности каждого прибывшего осуждённого, особенностей его характера, установления степени десоциализации, определения образовательного уровня, а также для исследования состояния здоровья и проведения санитарно-гигиенических мероприятий используется пребывание в карантинном помещении. Здесь происходит первичный анализ данных личных дел осуждённых, проводятся беседы, тестирование, осуществляется общее наблюдение, идёт подготовка к жизни в условиях ИУ.
В этот период со вновь прибывшими работают представители практически всех служб учреждения. Так, психолог диагностирует индивидуальные качества осуждённых, медицинский работник оценивает состояние их здоровья, а социальный работник осуществляет социальную диагностику осуждённых (социальный анамнез), то есть выясняет: их семейное положение, характер связи с родственниками, прежние жилищные условия, наличие профессии (или профессий и специальностей), уровень образования, жизненные планы на период отбывания уголовного наказания и после освобождения, отношение к религии и различным религиозным конфессиям.
Из индивидуальных бесед с осуждённым социальный работник узнаёт его социальные ценности, установки, о соблюдении им норм социального поведения и т.д.
Большое значение имеет проведение со вновь прибывшими осуждёнными специальных групповых занятий в форме лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов, встреч с сотрудниками колонии, целью которых является подготовка к новым условиям жизни, режимным требованиям, правилам поведения и взаимоотношений с администрацией, осуждёнными, а также формирование установок на ближайшую и дальнейшую перспективы.
В карантине обеспечивается возможность читать книги, газеты, журналы, прослушивать центральные и местные радиопередачи, смотреть телепередачи.
На основе анализа результатов пребывания в карантине, комиссия в составе начальника ИУ, его заместителей, психолога, врача, директора школы и ПУ, представителей отделов и служб, социальных работников проводит распределение осуждённых по отрядам.
Совместно с начальником карантина, психологом, социальный работник заполняет дневник индивидуальной работы с осуждённым или карту ресоциализации. Здесь содержатся все его основные характеристики на начало отбывания срока наказания, а также составляется перспективный план социальной работы с каждым осуждённым с учетом его личностных характеристик, данных личного дела и полученных сведений о его поведении в период пребывания в карантине.
Также вместе с осуждённым специалист по социальной работе разрабатывает и записывает планы и намерения осуждённого на период отбытия наказания и результаты их реализации. В частности, конкретизируется какая помощь может быть оказана со стороны учреждения, в решении каких жизненно важных проблем осуждённый нуждается в помощи, как решаются эти вопросы и каковы результаты принимаемых мер. Фиксируются планы и намерения относительно возможного получения законных льгот, участия в общественно полезном труде, поддержания состояния здоровья, общего физического состояния, личной гигиены, повышения общеобразовательного уровня профессиональной подготовки, подготовки к освобождению, решения личных финансовых, жилищных проблем и результаты их реализации.
Данные, содержащиеся в карте ресоциализации, не разглашаются, если в этом нет объективной необходимости. Представитель руководства учреждения проверяет содержание программы и ход ее реализации не реже одного раза в полгода. Один раз в год, как правило, перед плановой аттестацией, программа просматривается совместно с осуждённым. При необходимости вносятся изменения и дополнения.
При переводе осуждённого в другое учреждение или при освобождении карта ресоциализации обязательно прилагается к его личному делу для дальнейшей реализации и для хранения с другими документами. При переводе осуждённого в другое учреждение специалист по социальной работе и психолог (по необходимости) фиксируют замечания об особенностях и рекомендации по реализации программы.
Описание наиболее социально значимых характеристик осуждённых содержит в себе социальный паспорт учреждения, составляющийся на основе периодической диагностики актуальных проблем спец.контингента. Диагностика осуществляется традиционным набором методов конкретных социологических и социально-психологических исследований: метод анализа документов (контент-анализ), наблюдение, включая аудиовизуальную симптоматику, интервьюирование руководителей ИУ и других сотрудников, анкетирование осуждённых, метод социометрии и др.
С помощью перечисленных методов и исходя из основных задач, стоящих перед социальной службой ИУ, специалисты по социальной работе выясняют наличие и уровень злободневности следующих социальных проблем в конкретном исправительном учреждении:
1. Удовлетворение осуждённых
питанием в столовой, в магазине
при ИУ (стоимость питания в
сутки, наличие продуктового
2. Соблюдение в данном ИУ санитарных норм размещения осуждённых в соответствии с существующими нормативами (спальные место, туалеты, количество помывочных мест в бане и т.п.).
3. Соблюдение санитарной
гигиены осуждёнными (чистота в
жилых и производственных
4. Соблюдение личной
5. Удовлетворение культурных потребностей осуждённых (наличие библиотеки в ИУ и количество, тематическая структура книг в ней, наличие школы и возможность обучения, количество обучающихся и отношение к учебе).
6. Удовлетворение потребности
в общении, досуг осуждённых (наиболее
типичные формы проведения
7. Оказание правовой помощи осуждённым (возможность правовой консультации, обращения за помощью к адвокату, юристу, наличие юридических книг в библиотеке ИУ).
8. Соблюдение законности
сотрудниками ИУ, анализ жалоб
осуждённых прокурору по
9. Трудовая занятость
осуждённых и возможность
10. Анализ социально-
Очень важно на этапе диагностики определить к какой группе в зависимости от сложности социальных проблем относится осужденный. Группу высокого риска составляют: инвалиды, пенсионеры, молодые осуждённые, переведенные из воспитательных колоний; женщины, имеющие детей до трёх лет; больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью; не имеющие определенного места жительства; осуждённые, подвергающиеся постоянному физическому и психическому насилию (притеснению) некриминального характера. Данные категории, как правило, имеют комплекс взаимосвязанных социальных проблем, особых нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в ИУ, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осуждённые нуждаются в поддержке, защите, в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной). Социальная работа с ними обязательна для специалиста, носит характер сопровождения и даже комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей местных органов социальной защиты населения. При этом необходимо учитывать, что некоторые из социальных проблем личностного уровня (инвалидность, старость, притеснения и другие) по объективным причинам разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.
Далее по важности следует группа осуждённых, имеющих несколько объективно разрешимых социальных проблем (распавшаяся семья, отсутствие профессии или невозможность заниматься определённым видом деятельности, неблагоприятное микроокружение и т.д.). Для этого после проведения социальной диагностики необходимо включение осуждённого в общественно полезные виды деятельности, восстановление различными путями позитивных связей с родственниками, целевое консультирование о способах преодоления трудностей, периодическая поддержка и актуализация личностных ресурсов по самосовершенствованию.
Третью группу составляют лица, у которых кроме осуждения есть одна или несколько несложных социальных проблем, как правило, возникающих и преодолевающихся в период отбывания наказания. К ним относятся необходимость оформления документов, удостоверяющих личность (паспорта, доверенности), разрешающих имущественные вопросы (свидетельства, завещания), пенсий, страховок; содействие в устройстве на работу, поступление на учебу и продолжение образования в вузах; восстановление родительских прав, установление опеки; подготовка материалов для улучшения условий отбывания наказания, помилования, условно-досрочного освобождения; содействие в получении необходимых медикаментов, очков, протезов, а также специализированном лечении. При этом специалист по социальной работе в основном выполняет функции консультанта и посредника, а помощь носит ситуативно-эпизодический характер и прекращается после удовлетворения потребности осуждённого.