Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:58, дипломная работа
Пенитенциарная трудная жизненная ситуация является качественно ещё более сложной, поскольку в местах лишения свободы сосредоточены лица, являющиеся, с одной стороны – социально опасными преступниками, с другой – жертвами общественного несовершенства, социальных пороков и неблагополучия, заложниками неблагоприятного стечения внешних и внутренних обстоятельств, некоторой биологической предрасположенности, психической слабости и т.п.
Введение........................................................................................................2
Глава 1. Пенитенциарная трудная жизненная ситуация. Проблемы адаптации к условиям ИУ.
§1. Понятие, специфика и динамика трудной жизненной ситуации осуждённых на различных этапах отбывания наказания………………………7
§2. Психофизиологический аспект адаптации к среде исправительных учреждений……………………………………………………………………….14
§3. Характеристика факторов, влияющих на процесс адаптации осуждённых………………………………………………………………………21
Глава 2. Деятельность социального работника ИУ в преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации.
§1. Содержание социальной работы в карантине………………………27
§2. Основные формы и методы социальной работы с осуждёнными, находящимися в трудной жизненной ситуации………………………..…...…33
§3. Подготовка к освобождению. Проблемы реадаптации………..…42
Глава 3. Практика разрешения трудных жизненных ситуаций осужденных на различных этапах отбывания наказания.
§ 1. Диагностика социальных проблем осуждённых и особенности их разрешения……………………………………………………………………….50
§ 2. Рекомендации по оказанию социальной помощи осуждённым в преодолении трудной жизненной ситуации…..…….………………………....58
Заключение……………………………………………………………….65
Список использованной литературы……………
Указанные факторы действуют в единстве, а не изолированно. При выходе из кризиса человек переоценивает ценности и смысл жизни, по-новому видит свое место в ней, намечает новый путь. Это связано с психологической переадаптацией [43, С.137].
В. Франкл выделяет следующие этапы адаптации: стартового психического напряжения; острых психических реакций; переадаптации; завершающего психического напряжения; острых психических реакций выхода; психологической реадаптации.
Каков же физиологический механизм адаптации? Согласно учения И.П. Павлова условия жизни, среда (внешний стереотип) создают систему постоянно действующих, повторяющихся раздражителей, формирующих в коре мозга человека систему устойчивых связей (внутренний стереотип), однако носящих временный характер. Чем сильнее отличия между прежними внешними условиями жизни и теми, в которые попадает человек, тем основательнее должны изменяться прежние нервные связи, ломаться старые привычки, формы поведения. Если новые условия его жизни незначительно отличаются от предыдущих и старый стереотип соответствует новым внешним воздействиям, то вступает в действие закон суммирования временных нервных связей. Новые воздействия не вступают в противоречие со старыми следами, оставшимися в коре головного мозга, и поэтому легко сживаются с ними (суммируются), постепенно усложняя имеющуюся систему временных нервных связей.
В случае, когда обстановка значительно отличается от привычной старой и предъявляемые требования противоречат сложившимся нервным связям, то начинают действовать законы корригирования, или отмены старых образований и стереотипов. Процесс ломки, корригирования стереотипов часто сопровождается внутренними конфликтами. В связи с этим сотрудники ИУ, и в первую очередь психологи, должны оказывать осуждённым необходимую помощь.
Оказавшись в местах лишения свободы, человек становиться перед необходимостью перестройки своего жизненного ритма, форм поведения и отношения к окружающему. Приспособиться к условиям мест лишения свободы удаётся немногим осуждённым, остальные оказываются неадаптированными, а значит, живут в состоянии непрекращающегося стресса.
Одним из особенно неприятных для себя факторов осуждённые отмечают фактор публичности, сильнее всего к нему чувствительны женщины, поскольку, очевидно, для них внешнее впечатление более значимо, чем для мужчин. Как отмечал русский психиатр С.С. Корсаков: «Одно из величайших мучений – это не иметь возможности быть одному, всегда быть под взглядом» [41, С. 421].
Каждый испытывает дискомфорт при вторжении в его личное пространство, а в совместных скученных условиях проживания осуждённых оно и вовсе отсутствует. Понятно, что такое положение дел не может благотворно влиять на личность осуждённого, его благополучную адаптацию и ресоциализацию. Полная открытость духовного мира сопоставима с неприкрытостью отдельных участков тела. Мысль о том, что кому-то известно больше, чем хочет сам человек, ему неприятна. Поэтому он стремится уединиться или ведёт дневник.
Адаптация осуждённых может быть адекватной и неадекватной. Неадекватные реакции проявляются в различного рода фобиях: тревожно-депрессивных, негативно-депрессивных и негативно-истерических реакциях. Фобии могут выражаться в боязни закрытого пространства (камеры следственного изолятора, тюрьмы). Тревожно-депрессивные состояния характеризуются преобладанием угнетённого, подавленного настроения, чувства безнадёжности, при негативно-депрессивных – добавляется внутреннее отрицательное отношение к факту лишения свободы, а негативно-истерические – проявляются в бессоннице, вязкости мышления, различных формах расстройства воображения [30,C. 159].
При диагностике психологической адаптации осуждённого необходимо учитывать: диапазон адаптации – одни осуждённые способны адаптироваться в узком диапазоне (только к трудовой деятельности или только к жизни в семье), другие – в более широком (как к микросоциальным, так и к макросоциальным условиям); скорость адаптации – одни быстро адаптируются к условиям, положительно влияющим на них, менее подвержены воздействию отрицательных факторов, а другие – наоборот; точность адаптации – степень приспособления к новым условиям; надежность адаптации – степень устойчивости сформировавшихся качеств, обеспечивающих способность личности выдерживать неблагоприятные воздействия; переключаемость адаптации, способность переадаптироваться к изменениям в окружающей среде. У разных осуждённых эти признаки могут встречаться в самых различных сочетаниях [14, С. 245].
Информационная истощаемость партнеров по общению в местах лишения свободы вызывает настоятельную потребность в психологической поддержке, в частности, в контакте с семьей (письма, телеграммы, телефонные переговоры).
Ограничение доступа информации в местах лишения свободы ведёт к возникновению трудностей в ресоциализации осуждённого после отбывания наказания.
Одна треть освобождающихся нуждаются в специальном психологическом или психиатрическом вмешательстве для восстановления ослабленных или разрушенных механизмов приспособления. Психологическая адаптация связана с выработкой психологической защиты. Наиболее распространенной в среде осуждённых является установка считать наказание несправедливым, а свое преступление незначительным. Кроме того, осуждённые вытесняют из своего сознания неприятные воспоминания, выдумывают красивые «легенды» и различного рода оправдывающие их неблагоприятные обстоятельства.
М.Н. Гернет писал: «Мы далеки от мысли, что особенности того или другого вида режима в той или другой тюрьме проходят через психику осуждённого везде одинаково. Наоборот, мы признаём, что следы в психике от такого прохождения через неё тюремного режима очень различны: у одних они так же глубоки, как глубоки колеи от нагруженной телеги на грязной просёлочной дороге, у других эти следы – лишь рябь на реке после прошедшего парохода, очень быстро совсем исчезающая» [13, С.38].
Безусловно, самое большое влияние на осуждённых оказывает плохое обращение со стороны персонала и членов отряда вследствие ненадлежащего контроля и надзора внутри учреждения. Лишь немногие программы обучения, воспитания и досуга действительно эффективны. Осуждённый постоянно чего-нибудь боится и должен быть начеку, поэтому спустя некоторое время такие состояния начинают определять стиль всей жизни в исправительном учреждении.
Таким образом, лишение свободы влечёт за собой негативные последствия: осуждённый отрывается от семьи и близких, оказывается выброшенным из общества; снижается уровень его самооценки, он подвергается унижению и клеймению, что затрудняет возвращение в нормальную среду после освобождения.
Если не удается обеспечить минимальное уважение к человеку, его достоинству, квалифицированную психологическую помощь, то позитивное воздействие уголовного наказания сводится к нулю.
§3. Характеристика факторов, влияющих на процесс адаптации осуждённых
От того насколько благоприятно будет проходить адаптация зависит дальнейшая линия поведения осуждённого, а значит и его судьба. В свою очередь успешность процесса адаптации обуславливается совокупностью факторов, среди которых принято выделять объективные и субъективные.
Объективно влияющими на процесс адаптации являются факторы: резкий переход из одной социальной среды в другую; отличия в материально-бытовых условиях в прежней и новой обстановке; разница в пространственно-временных характеристиках; особенности системы ценностей и межличностных отношений адаптивной общности.
В качестве субъективных факторов можно назвать: личностные характеристики осуждённого; степень его внушаемости, ригидности (инертности психики); психологическая совместимость участников.
Серьёзно затрудняют процесс адаптации осуждённых:
несформированность чётких жизненных целей, отсутствие трудовых умений и навыков, способностей к профессии;
неблагоприятные материальные, бытовые и духовные условия для адаптации в местах лишения свободы.
Поддержание стабильности обстановки в исправительном учреждении, внешнего и внутреннего порядка, режима; формирование положительных традиций в общностях осуждённых; учет степени психологической совместимости при распределении осуждённых по отрядам, бригадам существенно облегчает протекание адаптации.
Различные категории осуждённых с разной степенью скорости, устойчивости адаптируются к условиям исправительных учреждений. Существуют особенности социальной адаптации осуждённых в зависимости от количества судимостей, вида совершённого преступления, режима содержания, срока отбытого наказания, пола, возраста, семейного положения, наличия образования.
Так, ранее судимые быстрее других адаптируются к условиям заключения в силу того, что у неоднократно отбывавших лишение свободы имеются четкие представления об обстановке в исправительном учреждении, накопленный опыт их предыдущей адаптации.
Впервые осуждённые к лишению свободы особенно трудно переносят начальный период. На заключительном этапе наибольшим переживаниям подвержены лица с большим количеством судимостей, поскольку они начинают глубже осознавать трудности, которые у них могут возникнуть в связи с устройством жизни на свободе. Они обычно жалуются на ухудшение состояния здоровья, отсутствие материальных сбережений, жилья, семьи.
Осуждённые за корыстные преступления внешне могут демонстрировать положительное поведение, однако внутренне остаются при своих убеждениях. Чем моложе корыстный преступник, тем более он криминален: стремится к лидерству, конфликтует, трудно уживается в коллективе, в период адаптации сразу же занимает отрицательную позицию.
Осуждённые за насильственные преступления характеризуются большими сроками лишения свободы. Они старше преступников, осуждённых за корыстные преступления. Чем моложе такие осуждённые, тем сложнее они адаптируются. У осуждённых, неоднократно судимых за насильственные преступления, процесс адаптации идентичен.
Правонарушители, направляемые для отбывания наказания в ИУ, быстрее адаптируются к условиям общего режима или тюрьмы. Лица, освобождаемые из колонии особого режима или из тюрьмы после отбытия наказания, труднее адаптируются к новым условиям жизни на свободе, чем лица, освобождающиеся из колоний-поселений. Это объясняется тем, что условия жизни в колониях особого режима и тюрьмах резко отличаются от условий жизни на свободе.
Очевидна зависимость адаптации и от срока отбытого наказания. Чем больше времени человек провел в ИУ, тем больше он отвык от жизни на свободе, тем труднее ему адаптироваться. Чем больший срок осужденный отбывал в ИУ, тем быстрее у него срабатывает механизм адаптации при повторном лишении свободы.
Первые месяцы в исправительном учреждении для большей части осуждённых особенно трудны, поскольку коренным образом изменяются условия жизни и деятельности человека. Крайне важно в воспитательных целях своевременно и правильно использовать переживаемое состояние осуждённого, вызванное изоляцией от общества, разрывом с семьёй, чувством вины, когда причины, его вызвавшие, свежи в памяти и остро воспринимаются. По истечении времени под влиянием различных обстоятельств, главным образом защитных механизмов, переживания начинают притупляться и перестают оказывать на сознание и психологию человека заметное влияние. На последующих этапах отбывания наказания вызвать у человека раскаяние за совершённое преступление значительно сложнее.
Установлено, что каждый второй осуждённый до 25 лет наиболее тяжело переживает начальный период (треть срока).
Адаптация осуждённых зависит от их пола. Так, наиболее тяжело переживают первый период отбывания наказания 54% мужчин и 45,2% женщин, а заключительный – соответственно 33,8% и 48,3%. Женщин особенно заботит семейная, трудовая, жилищная неустроенность [41, С.422-423].
Семейные чаще позитивно адаптируются, оказывают помощь родным и поддерживают с ними постоянную связь. Они более оптимистично смотрят на своё будущее, более спокойно чувствуют себя в критические для большинства первый и последний периоды отбывания наказания. Мужчины, не имеющие семьи, труднее переносят первый период, а женщины – заключительный. Это связано с тем, что женщинам, если они отбыли в колонии даже сравнительно небольшой срок, труднее решить личные вопросы, связанные с социальной адаптацией на свободе.
Согласно проведённым исследованиям, чем выше образовательный уровень осуждённых, тем тяжелее переживается первый период и гораздо легче заключительный. Вовлечение осуждённых в обучение способствует оптимистическому настроению перед освобождением и существенно облегчает социализацию личности в условиях свободы. Что касается лиц, имеющих более высокий уровень образования, то их глубокие переживания на первом этапе являются хорошей основой для последующей их ресоциализации [18, C. 95].
Одни осуждённые адаптируются к положительным условиям среды. В этом случае говорят о позитивной адаптации, поскольку вырабатывается такое поведение осуждённого, которое обеспечивает выработку общественно полезных навыков, привычек и в итоге способствует ресоциализации преступника.
Другие же осуждённые настолько сживаются с необычными для нормального человека условиями лишения свободы, что перестают их замечать. Здесь имеет место негативная адаптация. Её парадокс заключается в том, что они привыкают к своему статусу иждивенческой жизни в исправительных учреждениях, не ждут и не желают освобождения. Кара при таких условиях не вызывает у осуждённых каких-либо страданий и оказывается малодейственной. Негативная адаптация существенно затрудняет ресоциализацию преступника после его освобождения.
Таким образом, чтобы адаптация осуждённых к новым условиям жизни и деятельности проходила успешно, следует учитывать объективные и субъективные факторы, затрудняющие и облегчающие этот процесс. Субъективными факторами являются: пониженная общительность, завышенный уровень притязаний, негативизм и другие личностные качества осуждённого. Среди объективных факторов, затрудняющих адаптацию, можно назвать конфликтность взаимоотношений в группе, неблагоприятные условия быта и отсутствие возможности трудиться, наличие тюремных норм и обычаев.