Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:58, дипломная работа
Пенитенциарная трудная жизненная ситуация является качественно ещё более сложной, поскольку в местах лишения свободы сосредоточены лица, являющиеся, с одной стороны – социально опасными преступниками, с другой – жертвами общественного несовершенства, социальных пороков и неблагополучия, заложниками неблагоприятного стечения внешних и внутренних обстоятельств, некоторой биологической предрасположенности, психической слабости и т.п.
Введение........................................................................................................2
Глава 1. Пенитенциарная трудная жизненная ситуация. Проблемы адаптации к условиям ИУ.
§1. Понятие, специфика и динамика трудной жизненной ситуации осуждённых на различных этапах отбывания наказания………………………7
§2. Психофизиологический аспект адаптации к среде исправительных учреждений……………………………………………………………………….14
§3. Характеристика факторов, влияющих на процесс адаптации осуждённых………………………………………………………………………21
Глава 2. Деятельность социального работника ИУ в преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации.
§1. Содержание социальной работы в карантине………………………27
§2. Основные формы и методы социальной работы с осуждёнными, находящимися в трудной жизненной ситуации………………………..…...…33
§3. Подготовка к освобождению. Проблемы реадаптации………..…42
Глава 3. Практика разрешения трудных жизненных ситуаций осужденных на различных этапах отбывания наказания.
§ 1. Диагностика социальных проблем осуждённых и особенности их разрешения……………………………………………………………………….50
§ 2. Рекомендации по оказанию социальной помощи осуждённым в преодолении трудной жизненной ситуации…..…….………………………....58
Заключение……………………………………………………………….65
Список использованной литературы……………
Для разрешения проблем осуждённого, создания условий для его нормального социального самочувствия и позитивного развития личности должны быть использованы все предусмотренные законом основные средства исправления, не запрещенные способы и технологии, привлечены все возможные здоровые силы (государственные органы, неправительственные, добровольческие, благотворительные, правозащитные, религиозные и иные организации и учреждения, частные лица).
Социальная работа должна быть направлена на поиск и поддержку позитивного ресурса осуждённого по самостоятельному разрешению своих проблем, а также личное самовоспитание. Участие осуждённого в социальной работе необходимо рассматривать в качестве одного из оценочных показателей его исправления, а способность к самостоятельному некриминальному разрешению трудных жизненных ситуаций – как один из критериев готовности к полноценной жизни на свободе.
ГЛАВА III. ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ ОСУЖДЁННЫХ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
1. Диагностика социальных проблем осуждённых и особенности их разрешения.
Тематика дипломной работы: «Особенности трудной жизненной ситуации осуждённых на различных этапах отбывания наказания» охватывает длительный период взаимодействия социального работника пенитенциарного учреждения с осуждённым от момента поступления в места лишения свободы до освобождения.
В ходе выполнения эмпирической части исследования нами был сделан анализ социальных проблем осуждённых, совместно с сотрудниками учреждения ИК №9 ГУФСИН России по Краснодарскому краю проведён целый комплекс мероприятий по оказанию помощи в адаптации к условиям ИУ, разрешению индивидуальных проблем различного характера, работе с коллективом осуждённых, подготовке к жизни на свободе.
Так, в период нахождения осуждённого в карантине одной из главных задач перед нами стояло провести социальную диагностику, другими словами составить «социальный анамнез» вновь прибывшего, то есть выяснить: его семейное положение, характер связи с родственниками, прежние жилищные условия, наличие профессии, специальностей, уровень образования, жизненные планы, отношение к религии, социальные ценности, установки. Социальному работнику нужно определить, находиться ли осуждённый в трудной жизненной ситуации, какова его потребность в получении профессиональной социальной помощи.
Большое значение на данном этапе отводится организации групповых занятий в форме лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов, целью которых является подготовка к новым условиям жизни, режиму, правилам поведения и взаимоотношений, формирование правильных установок.
Совместно с начальником карантина, психологом, социальный работник заполняет дневник индивидуальной работы с осуждённым (Пр.№1). Здесь содержатся все его основные характеристики, а также составляется перспективный план социальной работы с каждым осуждённым с учетом его личностных характеристик, данных личного дела и полученных сведений о его поведении в период пребывания в карантине.
Социальная карта осуждённого содержит все индивидуальные сведения о конкретном осуждённом (биографические данные, образование, опыт работы и квалификация, состояние здоровья, трудоспособность, иные личностные особенности, рекомендации по социальному обеспечению и др.) (Пр.№2). Данный документ выдаётся каждому освобождаемому из ИУ для предоставления в органы местного самоуправления, занятости, социальной защиты населения и другие организации по месту жительства для получения необходимой помощи и содействия.
Описание наиболее социально значимых характеристик осуждённых содержит в себе социальный паспорт учреждения, составляющийся на основе периодической диагностики актуальных проблем спец.контингента (Пр. №3). Диагностика осуществляется традиционным набором методов конкретных социологических и социально-психологических исследований: метод анализа документов (контент-анализ), наблюдение, включая аудиовизуальную симптоматику, интервьюирование руководителей ИУ и других сотрудников, анкетирование осуждённых, метод социометрии и др.
Социальная работа проводится как со всеми осуждёнными, осознавшими свои социальные проблемы, трудную жизненную ситуацию и обратившимися к специалисту за помощью, так и с лицами, отнесёнными в результате социальной диагностики к «группам риска»: инвалиды, пенсионеры, наркоманы и алкоголики, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями (туберкулез, ВИЧ-инфекция и др.), имеющие психические аномалии, подвергшиеся физическому или психическому притеснению, воспитанники детских домов и сироты, осуждённые молодежного возраста, не имеющие постоянного места жительства, а также осуждённые, которым до окончания срока осталось менее одного года.
Объектом внимания и воздействия специалиста по социальной работе являются и среда осуждённых в ИК, отряде, а также родственники, друзья, авторитетные люди, представители общественности, религиозных организаций, привлекаемые к воспитательному процессу в целях концентрации положительного влияния на личность осуждённого и оздоровление обстановки. Проводимая групповая работа фиксируется в соответствующих журналах.
Анализ социальных проблем осуждённых нашего учреждения показал, что наиболее актуальны проблемы: адаптации к условиям ИК (различным правоограничениям, коллективу бригады, отряда) на начальном этапе отбывания наказания; восстановления социально полезных связей (особенно с семьей); проблемы со здоровьем; необходимость получения профессии, образования; проблемы трудо- и бытоустройства после освобождения, оформление пенсий. Таким образом, трудные жизненные ситуации на каждой стадии отбывания наказания имеют свою специфику, однако следует отметить, что деление на этапы условно, социальные проблемы могут выступать в комплексе и сопровождать разных осуждённых в течение разного периода времени в зависимости от индивидуальных особенностей человека, прежнего образа жизни, и наконец, качества осуществляемой в исправительном учреждении деятельности по оказанию социальной помощи осуждённым.
В ходе эмпирического исследования мы также убедились в том, что успешность преодоления осуждённым возникающих трудностей зависит не только и не столько от полноты оказываемых ему социальным работником услуг, а от актуализации у него внутренних ресурсов для разрешения возникающих проблем. Это требует индивидуального подхода к каждому осуждённому, помощи в обретении смысла своего существования, построении дальнейших жизненных перспектив.
Таким образом, выявленные проблемы и трудности конкретного осуждённого и общностей, а также пути их разрешения образуют предмет и содержание деятельности специалиста по социальной работе и сферы его взаимодействия с другими сотрудниками, в первую очередь, начальниками отрядов и психологами. В «предмет ведения» последних входят психологические проблемы, свойственные различным общностям осуждённых и конкретной личности на всех этапах отбывания наказания в специфических условиях лишения свободы, а также позитивный личностный потенциал развития и саморазвития. Наряду с психодиагностикой и консультированием большое внимание психологами уделяется коррекционной работе с осуждёнными, склонными к деструктивному поведению (злостным нарушениям, суициду, членовредительству, агрессии), имеющими психические аномалии и состоящими в «группе риска».
Для изучения общности осуждённых, в частности состояния социально-психологического климата в их среде используются различные специализированные программы, методики, средства, такие как: беседа, наблюдение, анкетирование, тесты. Как выяснилось, конфликты в среде осуждённых – это возникающие противоречия между ними, которые часто разрешаются с помощью психологического и физического насилия в целях занятия лидирующего положения, извлечения определённой выгоды, обладания запрещёнными предметами, насильственного удовлетворения потребностей, месть за отклонение от преступных традиций и норм, на почве личных неприязненных отношений. Чаще всего конфликты возникают между осуждёнными положительной и отрицательной направленности.
Особое внимание в нашей колонии уделяется организации свободного времени, досуга осуждённых. Им предоставлен широкий спектр положительных видов деятельности, что играет важную роль в обеспечении так называемой динамической безопасности, то есть если осуждённые в полной мере заняты полезной деятельностью, их заключение будет менее вредным и более безопасным. В комплекс культурно-спортивных мероприятий входят валеологические программы, программы художественной самодеятельности, антиалкогольного и антинаркотического воспитания. Интересным и важным, с нашей точки зрения, показался метод Шичко Г.А. по выработке психоиммунитета, формирующий волю при отказе от вредных привычек и закрепляющий новые убеждения и навыки на подсознательном уровне. Организованный досуг осуждённых включает в себя также развлекательные вечера, занятия в кружках ручного труда, рисования, музыки, самодеятельности и т.п.
На территории учреждения функционируют школа, профессиональное училище № 191. Таким образом, осуждённые получают возможность повысить свой культурный и образовательный уровень, расширить мировоззрение, изменить негативные установки и просто приобрести специальность, что, в свою очередь, поможет им более успешно и положительно адаптироваться к условиям жизни на свободе.
Кроме того, что в центре трудовой адаптации ФГУ ИК-9 осуждённые получают возможность обучиться широкому спектру профессий и специальностей, они могут быть трудоустроены на оплачиваемую работу на должности: пекаря, повара, электросварщика, электромонтёра, плотника, столяра, сборщика корпусной мебели, металло-каркасной мебели, автомеханика, автослесаря, каменщика, штукатура, маляра, рабочего подсобного хозяйства, оператора котельных, насосных станций и др. (Пр.№4)
В индивидуальных беседах из 98 опрошенных осуждённых 73 отмечали, что наиболее болезненно они переживают разрыв с родными и близкими. Значимость семьи и близких людей для лиц отбывающих наказание в местах лишения свободы обосновывает выделение деятельности исправительного учреждения по установлению (восстановлению), сохранению социальных связей осуждённых с родственниками и иными лицами в отдельное направление. Уголовно-исполнительным законодательством РФ гарантируется предоставление осуждённым краткосрочных и длительных свиданий, отпусков, выездов, права получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества, права получать и отравлять денежные переводы. Задача сотрудников учреждения и в частности отдела социальной защиты суметь правильно и всецело использовать потенциал социально-полезных связей осуждённых при разрешении трудных жизненных ситуаций.
Многообразие проблем спец.контингента и ограниченные возможности их разрешения силами исправительного учреждения определяет важность и необходимость такого направления деятельности социального работника, как посредничество. Его суть заключается в установлении функциональной связи с внешними учреждениями и организациями, которые могут помочь осуждённому в разрешении его трудной жизненной ситуации. Конкретно в нашей практике возникали случаи, когда осуждённым требовались услуги «узких» специалистов-медиков, юридических консультаций по поводу оформления завещаний, составления договора купли-продажи недвижимости, восстановления утерянных документов, дающих право на получение пенсий, пособий, помощь в поиске родных.
Сотрудниками отдела социальной защиты ФГУ ИК-9 осуществляется большой объём работ по сбору и подготовке документов для оформления пенсии по различным основаниям, восстановления трудового стажа, оформления опеки, попечительства. В частности нами был подготовлен пакет документов на осуждённого Элояна Р.Н. для получения им социальной пенсии по инвалидности. (Пр.№ 5).
В ФГУ ИК-9 регулярно организуются занятия в «школах по подготовке осуждённых к освобождению». Заместителем начальника по кадрам и воспитательной работе ежеквартально утверждается разработанный старшим инспектором социальной защиты осуждённых план занятий, куда могут войти темы о здоровом образе жизни, правах лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, правах и обязанностях гражданина РФ, психологические аспекты адаптации подготовки к жизни на свободе и другие наиболее важные вопросы. Совместно с юрисконсультом, старшим инспектором социальной защиты осуждённых нами был составлен план-конспект на тему: «Социальная помощь лицам, освободившимся из мест лишения свободы», согласно которого на занятиях школы подготовки к освобождению осуждённым были разъяснены положения законодательства, регулирующего вопросы правового и социального статуса освободившихся из исправительного учреждения. Особое внимание было уделено обсуждению проекта федерального закона «О социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы», вызвавшего у осуждённых заметный интерес (Пр. № 6).
На стадии подготовки к освобождению с каждым осуждённым проводится беседа, в процессе которой выясняется, где они намерены проживать, работать или учится по окончанию срока отбывания наказания, объясняется целесообразность возвращения в места постоянного проживания и на те предприятия, где они работали до осуждения. По письменному заявлению осуждённых руководителем ИУ принимаются решения по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве конкретным лицам.
Освобождаемым разъясняется законодательство РФ о порядке оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, выдачи паспортов и оформления регистрации, их знакомят с основными положениями закона РФ «О занятости населения в РФ» (порядок постановки на учёт в службе занятости населения; права и обязанности граждан при поиске работы с помощью службы занятости; перечень и порядок предоставления услуг и дополнительных гарантий, устанавливаемых законом для данной категории граждан, в т.ч. по профессиональной ориентации, организации профессионального обучения по специальным программам в соответствии с потребностями регионального и местного рынков труда).
За 6 месяцев до истечения срока наказания администрация ИУ уведомляет органы местного самоуправления по избранному месту жительства о предстоящем освобождении конкретного осуждённого, а также о наличии или отсутствии у него жилой площади, его трудоспособности и имеющихся специальностях. Начальники ОВД обязаны не позднее 20 дневного срока с момента получения письма дать ответ о результатах решения вопроса о заблаговременном трудовом и бытовом устройстве освобождаемого. Иногда поступают ответы о невозможности трудового и бытового устройства освобождаемого по избранному месту жительства. В этом случае инспектор ставит в известность осуждённого и с его согласия принимает меры к решению этого вопроса в других местностях или на шефствующих предприятиях. Учёт лиц, обратившихся за помощью в трудовом и бытовом устройстве, ведётся в специальном журнале, имеющемся в ИУ, а переписка по этим вопросам приобщается к личным делам осуждённых.