Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:58, дипломная работа
Пенитенциарная трудная жизненная ситуация является качественно ещё более сложной, поскольку в местах лишения свободы сосредоточены лица, являющиеся, с одной стороны – социально опасными преступниками, с другой – жертвами общественного несовершенства, социальных пороков и неблагополучия, заложниками неблагоприятного стечения внешних и внутренних обстоятельств, некоторой биологической предрасположенности, психической слабости и т.п.
Введение........................................................................................................2
Глава 1. Пенитенциарная трудная жизненная ситуация. Проблемы адаптации к условиям ИУ.
§1. Понятие, специфика и динамика трудной жизненной ситуации осуждённых на различных этапах отбывания наказания………………………7
§2. Психофизиологический аспект адаптации к среде исправительных учреждений……………………………………………………………………….14
§3. Характеристика факторов, влияющих на процесс адаптации осуждённых………………………………………………………………………21
Глава 2. Деятельность социального работника ИУ в преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации.
§1. Содержание социальной работы в карантине………………………27
§2. Основные формы и методы социальной работы с осуждёнными, находящимися в трудной жизненной ситуации………………………..…...…33
§3. Подготовка к освобождению. Проблемы реадаптации………..…42
Глава 3. Практика разрешения трудных жизненных ситуаций осужденных на различных этапах отбывания наказания.
§ 1. Диагностика социальных проблем осуждённых и особенности их разрешения……………………………………………………………………….50
§ 2. Рекомендации по оказанию социальной помощи осуждённым в преодолении трудной жизненной ситуации…..…….………………………....58
Заключение……………………………………………………………….65
Список использованной литературы……………
Под контролем старшего специалиста отдела социальной защиты нами были подготовлены документы по подготовке к освобождению осуждённого Некрасова А.П.(Пр.№7)
Перед освобождением осуждённому может быть предоставлен краткосрочный выезд для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства. Освобождаемым при отсутствии у них достаточных средств на дорогу и на период трудоустройства может быть выдано единовременное денежное пособие.
Для поиска работы освобождающимся осуждённым сотрудниками группы социальной защиты нашего учреждения активно используется интернет. Инспектор регулярно отбирает информацию о вакансиях помещенную на сайтах территориальных органов Федеральной государственной службы занятости населения, ведёт переписку по электронной почте со службой занятости и потенциальными работодателями.
Таким образом, технологию социальной работы по подготовке осуждённых к освобождению можно представить так: 1. помощь в получении профессии, специальности; 2. восстановление (установление) семейных и других социально-полезных связей осуждённых; 3. содействие в поиске работы; 4. помощь в решении жилищных проблем.
§ 2. Рекомендации по оказанию социальной помощи осуждённым, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Социальная помощь осуждённым – это система разносторонних социальных мер в виде содействия, поддержки, консультирования, иных услуг, оказываемых осуждённым и их группам для преодоления трудных жизненных ситуаций и позитивного личностного развития.
Для разрешения проблем осуждённого, создания условий для его нормального социального самочувствия и позитивного развития личности должны быть использованы все предусмотренные законом основные средства исправления, не запрещенные способы и технологии, привлечены все возможные здоровые силы (государственные органы, неправительственные, добровольческие, благотворительные, правозащитные, религиозные и иные организации и учреждения, частные лица).
Большая загруженность на работе не позволяет психологу обстоятельно диагностировать всех поступивших в колонию. По этой причине первоочередное внимание должно уделяться осуждённым, которые вызывают тревогу: постоянно нарушающие дисциплину, имеющие ярко выраженные психические отклонения (умственная отсталость, нервное заболевание), отклонения в поведении (явная агрессивность по отношению к администрации или осуждённым, склонность к членовредительству и суициду).
На основании предварительного обследования психолог составляет заключение, определяет пути и методы работы, делает прогноз поведения осуждённого. Рекомендации психолога о направлении осуждённого в тот или иной отряд в зависимости от социально-психологического климата в нём, личностных характеристик новичка – важный этап позитивного вхождения и адекватной адаптации его в исправительном учреждении.
Осуждённому приходиться неоднократно адаптироваться: к различным требованиям режима отбывания наказания в зависимости от вида режима и условий отбывания наказания, провоограничениям; основным средствам воздействия на него; изменению условий отбывания уголовного наказания (прогрессивная система); условиям жизни на свободе в связи с освобождением из исправительного учреждения.
Таким образом, адаптация к местам заключения, объективно являющаяся одним из самых сложных процессов и состояний человека, занимает существенное место в содержании пенитенциарной социальной работы, призванной оказывать всемерную помощь, поддержку и защиту попавшим в трудную жизненную ситуацию. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма – необходимое условие профессионализма специалиста по социальной работе.
Как было выяснено в ходе нашего исследования лишь небольшой группе осуждённых удаётся быстро и положительно адаптироваться к условиям жизни в местах лишения свободы. Это, как правило, люди с сильными волевыми качествами, эмоционально устойчивые, оптимистичные, имеющие зрелые взгляды на жизнь, чёткие представления о перспективах на будущее, обладающие определёнными трудовыми навыками, умениями и в большинстве своём семейные.
Успех адаптации обусловлен рядом объективных и субъективных факторов. Объективно влияющими на процесс адаптации являются факторы: резкий переход из одной социальной среды в другую; отличия в материально-бытовых условиях в прежней и новой обстановке; разница в пространственно-временных характеристиках; особенности системы ценностей и межличностных отношений адаптивной общности. В качестве субъективных факторов можно назвать: личностные характеристики осуждённого; степень его внушаемости, ригидности (инертности психики); психологическая совместимость участников.
Насколько благополучно будет проходить процесс адаптации осуждённого к местам лишения свободы во многом зависит от сотрудников учреждения. Во-первых, конечно, определяющее значение имеет та среда, куда попадает вновь прибывший. В общности, где отношения регулируются тюремными законами, шансы на то, что адаптация пройдёт положительно, когда главная цель уголовного наказания – исправление и ресоциализация будет достигнута, – безусловно, ничтожно малы. Поэтому задача персонала учреждения с привлечением общественных сил посредством установленных законом средств исправления, методов группового и индивидуального воздействия на личность осуждённого, работая с коллективом осуждённых, создавая и поддерживая достойные условия существования, свести к минимуму влияние тюремной субкультуры, противопоставляя ей лучшую литературу, музыку, произведения отечественной и мировой культуры.
Во-вторых, сам новичок должен быть внутренне готов войти в коллектив, принять и приспособиться к предъявляемым требованиям. Пребывание в карантине исправительного учреждения рассчитано на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности. В этот период осуждённого необходимо ознакомить с теми неожиданностями, с которыми он может встретиться в тюремном мире, оказать ему психологическую поддержку, направленную на управление своими психическими состояниями, мобилизацию волевых усилий на преодоление внешних и внутренних трудностей.
Исследование истории жизни вновь прибывшего даёт возможность проследить процесс становления личности в динамике. Тщательно собранный анамнез, сравнение фактов, полученных из разных источников, помогут сотруднику не только узнать личность осуждённого, но и оперативно проверить, на какие поступки он способен, каким хочет выглядеть в глазах своих товарищей, воспитателей, как он относится к совершённому им преступлению, как оценивает себя. Все эти данные позволят получить психологический профиль обследуемой личности для ориентировки и уточнения некоторых особенностей психологических свойств и качеств осуждённого, важных для процесса адаптации.
В период поступления осуждённые чаще всего испытывают чувства беспокойства, усталости, повышенной возбудимости. Появляется апатия, депрессия, возможны различные фобии и даже истерические реакции. После освобождения требуется немало времени для снятия утомляемости и астенического синдрома. Чрезмерные душевные и телесные нагрузки в ситуации тюремного прессинга особенно опасны для здоровья людей старшего и пожилого возраста.
Предварительная психологическая подготовка включает в себя беседы о роли аутотренинга в поддержании психологического здоровья. Установлено, что в состоянии релаксации значительно возрастает эффективность усвоения информации, поскольку снижаются критичность и чрезмерная тревожность у осуждённых, а это является предпосылкой для осуществления моделирования в состоянии релаксации заданного настроения и установок вариантов поведения в местах лишения свободы.
С помощью педагогического аутотренинга осуществляется педагогически целенаправленное управление осознаваемым и неосознаваемым в психике осуждённого. Основная цель педагогического аутотренинга – снять состояние чрезмерной тревожности и депрессии (неклинические формы) и сформировать психологическую готовность к преодолению трудностей. Проводимые тренинги могут быть представлены следующими темами, формирующими необходимые установки: «Быть человеком», «Самоуверждение – его роль и направленность», «Что значит быть лично ответственным?», «Как начинается падение личности?», «Начать жизнь сначала никогда не поздно», «Воля и её роль в жизни человека», «Учись преодолевать себя», «Самопознание», «Прими полезные советы», «Учись быть добрым».
Беседы на такие темы, как «Наедине с собой», «Мечты о будущем», «Час звезды», призваны решать задачу по созданию жизненной перспективы, когда период адаптации закончился положительно. В этом случае одни занятия проводятся, когда осуждённые находятся в состоянии полного бодрствования, другие – в состоянии мышечного расслабления. В таких условиях повышается внушаемость, педагогическая информация проходит и воспринимается личностью, устраняются психологические барьеры. Созданные таким образом установки более устойчивые, поскольку глубоко переживаются личностью [41, С.436].
В совокупности с другими методами коррекционного и терапевтического воздействия (рациональная терапия, логотерапия, трансактноаналитическая терапия, терапия самовоспитания, трудотерапия, различные тренинги межличностного общения и др.) педагогический аутотренинг выступает в качестве эффективного средства, стимулирующего психическую деятельность осуждённого, формирует установку на положительную адаптацию.
Желание свести счёты с жизнью всегда связано с потерей веры в будущее. Человек утрачивает внутренний стержень, ломается. Здесь важно помочь ему вновь обрести смысл жизни, дабы пробудить духовные силы, мужество жить. Ведь как точно заметил великий философ Ницше: «У кого есть зачем жить, может вынести любое как»! Возможность осмысленного существования, вопреки лишениям и страданиям, зависит от отношения человека к жизни, его установки в конкретной ситуации. Обретая внутреннюю свободу человек, становится способным подавить апатию, оградить себя от пагубного влияния окружающей среды. По данному поводу Франкл высказался: «Самая действенная помощь, которую мы можем оказать пришедшему в отчаяние человеку, состоит не в снятии с него бремени, а в пробуждении у него энергии, необходимой для преодоления этого бремени» [43, С.150].
Очень важно показать осуждённому перспективу возможной достойной счастливой жизни и помочь ему мобилизовать собственные силы для преодоления трудностей на пути к достижению цели. Наряду с проведением индивидуальных бесед, различных тренингов, необходимо донести до осуждённого, значимость получения образования, освоения специальности, профессии, деятельного проведении своего времени, восстановления добрых отношений с родными и близкими, создания семьи и наконец, отказа от прежней тупиковой линии поведения для выстраивания надёжной платформы новой благополучной жизни.
Чрезвычайно актуально внедрение в практику пенитенциарных учреждений дифференцированных комплексных программ исправления, ресоциализации и психологической помощи различным категориям осуждённых, а также осуждённым, содержащимся на строгих, обычных и облегчённых условиях. Очевидно, что на строгих условиях должны преобладать коррекционно-психологические технологии воздействия на криминогенные свойства личности с тем, чтобы выявить и устранить главные криминогенные детерминаты поведения, отношений, взглядов. На обычных условиях основными должны стать позитивно развивающие методики, направленные на замещение, вытеснение негативного в личностных характеристиках путём развития позитивного потенциала, включения в полезные виды деятельности. На облегчённых условиях приоритетными должны быть ресоциализирующие подходы, в основе которых – интенсивная подготовка к освобождению, предварительное бытовое и трудовое устройство.
Как показала многолетняя практика, жёсткие меры в качестве основной доминанты социальной защиты носят кратковременный эффект и в конечном итоге оказываются пагубными для общества, а особенно личности осуждённого. Наиболее прогрессивной признана ориентация на проблему человека в социуме, политику по искоренению возможности возникновения для личности самой трудной, кризисной, а затем и криминогенной ситуации, ведущей к асоциальному или преступному поведению.
Главный вывод, к которому мы пришли, работая над темой исследования таков: признание каждого человека высшей самоценностью, создание благоприятных условий для максимально полной позитивной самореализации личности осуждённых, как одной из наиболее уязвимых категорий населения, должны лежать в основе деятельности исправительного учреждения. Для этого необходимо психологически помочь осуждённым, создать соответствующую обстановку, социально-педагогическую среду и другие объективные предпосылки, побуждающие человека к субъективному исправлению и ресоциализации в местах лишения свободы, социальной адаптации после освобождения, а также проявления личностной активности в процессе самоисправления. При условии определённого организационно-управленческого обеспечения данная система сделает высоковероятностным, закономерно обусловленным успешное исправление как массовидное, а не единичное явление.
Социальная работа должна быть направлена на поиск и поддержку позитивного ресурса осуждённого по самостоятельному разрешению своих проблем, а также личное самовоспитание. Участие осуждённого в социальной работе необходимо рассматривать в качестве одного из оценочных показателей его исправления, а способность к самостоятельному некриминальному разрешению трудных жизненных ситуаций – как один из критериев готовности к полноценной жизни на свободе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, совокупность внешних и внутренних факторов, неблагоприятных обстоятельств и личностных несовершенств детерминируют появление у людей различных трудных жизненных ситуаций. Преодолеть их, соблюдая нравственно-правовые нормы, способен далеко не каждый, главным образом, в силу ограниченности личностного потенциала и отсутствия социально-превентивной помощи. В местах лишения свободы к уже имеющимся у осуждённого основным проблемам добавляются ещё и специфичные, связанные с особенностями отбывания наказания в ИУ. Таким образом трудная жизненная ситуация правонарушителя усложняется, что обосновывает необходимость организации специальной помощи, суть которой заключается в социальной работе с криминальной личностью и её проблемами.