Деятельность социального работника ИУ в преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

Пенитенциарная трудная жизненная ситуация является качественно ещё более сложной, поскольку в местах лишения свободы сосредоточены лица, являющиеся, с одной стороны – социально опасными преступниками, с другой – жертвами общественного несовершенства, социальных пороков и неблагополучия, заложниками неблагоприятного стечения внешних и внутренних обстоятельств, некоторой биологической предрасположенности, психической слабости и т.п.

Содержание работы

Введение........................................................................................................2
Глава 1. Пенитенциарная трудная жизненная ситуация. Проблемы адаптации к условиям ИУ.
§1. Понятие, специфика и динамика трудной жизненной ситуации осуждённых на различных этапах отбывания наказания………………………7
§2. Психофизиологический аспект адаптации к среде исправительных учреждений……………………………………………………………………….14
§3. Характеристика факторов, влияющих на процесс адаптации осуждённых………………………………………………………………………21

Глава 2. Деятельность социального работника ИУ в преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации.
§1. Содержание социальной работы в карантине………………………27
§2. Основные формы и методы социальной работы с осуждёнными, находящимися в трудной жизненной ситуации………………………..…...…33
§3. Подготовка к освобождению. Проблемы реадаптации………..…42

Глава 3. Практика разрешения трудных жизненных ситуаций осужденных на различных этапах отбывания наказания.
§ 1. Диагностика социальных проблем осуждённых и особенности их разрешения……………………………………………………………………….50
§ 2. Рекомендации по оказанию социальной помощи осуждённым в преодолении трудной жизненной ситуации…..…….………………………....58
Заключение……………………………………………………………….65

Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Дип И нет.docx

— 134.86 Кб (Скачать файл)

Выделение уголовно-исполнительной системы в самостоятельную Федеральную службу исполнения наказаний поставило задачей полностью сориентировать пенитенциарные учреждения на исправление и ресоциализацию осуждённых, т.е. формирование системы поэтапного изменения и самосовершенствования личности, а также создание благоприятных внешних условий, поддерживающих и стимулирующих её активное развитие, а не усложнение и без того тяжелой жизненной ситуации.

По завершении этапа диагностики, когда проблема идентифицирована, технология её разрешения предполагает разработку подробного плана, алгоритма действий, а затем претворения его в жизнь. Как известно, трудные жизненные ситуации складываются из комплекса разнообразных проблем, которые у каждого свои и сугубо индивидуальные, потому целесообразно и правильно разрабатывать план мероприятий совместно с отдельным осуждённым, тем самым осуществляя индивидуальный подход к каждому и повышая шансы на успех преодоления им трудной жизненной ситуации.

По данным исследований наиболее остро осуждённые воспринимают разрыв связей с родными и близкими. Такого рода переживания оказывают глубокое воздействие на сознание, чувства и психологию осуждённых, поскольку семейные связи личности невосполнимы и их нельзя компенсировать никакими другими личностными отношениями. Осуждённые, активно поддерживающие связи с родными и близкими, как правило менее отягощены вопросами трудо- и бытоустройства, имеют профессию, специальность, более оптимистично смотрят в будущее, легче преодолевают трудности, ощущая поддержку, заботу и любовь дорогих и значимых для них людей, и потому в большинстве своём положительно адаптируются к условиям ИУ, а затем и к жизни на свободе. В связи с этим деятельность по сохранению, созданию, восстановлению семейных отношений и социально-полезных связей, а также правильно организованное привлечение родственников к социальной работе с осуждёнными несёт в себе мощный положительный потенциал для разрешения трудных жизненных ситуаций осуждённых. Таким образом, выдвинутая вначале исследования гипотеза о том, что успешность преодоления осуждённым трудной жизненной ситуации во многом определяется индивидуальным подходом сотрудника отдела социальной защиты исправительного учреждения в работе с осуждёнными и полнотой использования потенциала социально-полезных связей, нашла своё полное подтверждение.

Социальная работа с осуждёнными осуществляется в различных направлениях в зависимости от периода пребывания в местах лишения свободы. Такое разделение деятельности социального работника объясняется тем, что пенитенциарные трудные жизненные ситуации имеют свои особенности на каждом этапе отбывания наказания. На начальной стадии и на этапе подготовки к освобождению на первый план выходит необходимость мобилизации адаптивных возможностей и сил у осуждённых с целью их оптимального приспособления к жизни в новых условиях.

Для актуализации внутренних ресурсов осуждённого в разрешении возникающих проблем эффективным средством является так называемый метод логотерапии, суть которого заключается в том, чтобы помочь осуждённому вновь обрести смысл жизни, пробудить в нём духовные силы, мужество и желание жить, действовать, взяв судьбу в свои руки. Социальный работник здесь может оказать помощь в построении жизненных перспектив, разработке плана мероприятий и содействие в их реализации.

Оптимальная модель организации службы социальной работы с осуждёнными, на наш взгляд, представлена в Орловской области. Здесь созданы, так называемые Центры психолого-педагогической и социальной работы с осужденными, каждый из которых объединяет 4-5 отрядов осуждённых дифференцированно в зависимости от условий содержания. Сотрудники, осуществляющие свою деятельность в составе центров (начальники отрядов, психологи, социальные работники) действуют как одна команда в теснейшем контакте и взаимодействии, комплексно решая основные проблемы и удовлетворяя базовые потребности осуждённых: обеспечения безопасности; защиты прав и законных интересов; сохранения здоровья; нравственного исправления; психологической и социальной помощи, поддержки (при необходимости – психокоррекционного воздействия), подготовки к жизни на свободе (ресоциализации) с первых дней пребывания в ИК. Создание подобных структур, безусловно, положительно бы сказалось на результатах деятельности как отдельного учреждения, так и уголовно-исполнительной системы в целом.

Таким образом, система пенитенциарной социальной работы, подкрепленная комплексными мерами по социальной реадаптации и реабилитации освобождённых из ИУ граждан, в решающей степени предопределяют успешность возврата в общество её полноценных членов. Следовательно, формула успеха деятельности УИС заключается в сквозном социальном сопровождении, психологической помощи и воздействии, исправлении криминогенных качеств и развитии позитивного личностного потенциала, а также создании человеческих условий для жизни после освобождения осуждённого при деятельном участии самого гражданина.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конвенция о защите прав и основных свобод от 05.05.1998г.;
  2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30.08.1955г.;
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 2005г.;
  4. Федеральный закон «О занятости населения» от 19 апреля 1991 г.;
  5. Федеральный закон № 195 «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10.12.1995г.;
  6. Приказ Минюста Российской Федерации №262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осуждённых ИУ УИС» от 30.12.2005г.;
  7. Приказ ГУИН МЮ РФ № 264 «Об утверждении инструкции о порядке оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест отбывания лишения свободы» от 26.12.2001г.;
  8. Бабушкин А.В. Основы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. – М., 1996г.;
  9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М., 1992г.;
  10. Валигура Б. Функционирование человека в условиях тюремной изоляции. Познань, 1974г.;
  11. Васильев В.А. Юридическая психология. Спб., 1997г.;
  12. Васильева Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия. 2001г.;
  13. Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1926г.;
  14. Глоточкин А.Д. Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1975г.;
  15. Горожанкин М.В. Подготовка к освобождению // Воспитание и правопорядок. – 1988. №З;
  16. Григорьев С.И. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.
  17. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М., 1983г.;
  18. Елеонский В.А. Отношение осуждённых к наказанию. Рязань, 1976г.;
  19. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996г.
  20. Зорина А. Перспективы реформирования пенитенциарной системы // Преступление и наказание. 2006, №8
  21. Исправительная (пенитенциарная ) педагогика. Рязань, 1993г.;
  22. Исправительно-трудовая психология / Под ред. К.К. Платонова, А.Д. Глоточкина, К.Е. Игошева. Рязань, 1985;
  23. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. М., 1997г.;
  24. Курбатов В.И. Социальная работа. Ростов н/Д, 2004г.;
  25. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. М., 2004г.;
  26. Лузгин С.А. Социальная работа как одно из основных средств исправления. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002 № 6
  27. Макаренко А.С. Полное собрание сочинений. В 8 томах. М., 1983г. Т.1;
  28. Макаров С.И., Квачев В.Е., Сухинская Л.А. Первая встреча с вновь прибывшими осуждёнными. Днепропетровск, 1991г.;
  29. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. М., 1997 г.;
  30. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 2000г.;
  31. Пирожков В.Ф. Социальная изоляция и личность осуждённых//Исправительно-трудовые учреждения. 1985. №7;
  32. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001г.;
  33. Социальная работа с осужденными / Под ред. Жукова В.И., Галагузовой М.А. Учебное пособие. М., 2002г.;
  34. Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. М., 1998г.;
  35. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997г.;
  36. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М., 2000г.;
  37. Технологии социальной работы / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. М., 2001 г.;
  38. Технология социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 2000 г.;
  39. Тихонов А.А. Освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы: Учебное пособие. – М.: Юридический Институт МВД РФ., 1994г.;
  40. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А.Я. Гришко. М., 2003
  41. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003г.;
  42. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.;
  43. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990г.
  44. Хохштрассер Ф., Лузгин С.А., Кузнецов М.И., Казанцев В.Н., Махиборода Н.И., Матвеенко В.Е., Чечкова А.В., Щербаков Г.В., Молоствов А.В., Ананьев О.Г., Ананьева А.О. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе. Рязань, 2002 г.;
  45. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Информация о работе Деятельность социального работника ИУ в преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации