Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:58, дипломная работа
Пенитенциарная трудная жизненная ситуация является качественно ещё более сложной, поскольку в местах лишения свободы сосредоточены лица, являющиеся, с одной стороны – социально опасными преступниками, с другой – жертвами общественного несовершенства, социальных пороков и неблагополучия, заложниками неблагоприятного стечения внешних и внутренних обстоятельств, некоторой биологической предрасположенности, психической слабости и т.п.
Введение........................................................................................................2
Глава 1. Пенитенциарная трудная жизненная ситуация. Проблемы адаптации к условиям ИУ.
§1. Понятие, специфика и динамика трудной жизненной ситуации осуждённых на различных этапах отбывания наказания………………………7
§2. Психофизиологический аспект адаптации к среде исправительных учреждений……………………………………………………………………….14
§3. Характеристика факторов, влияющих на процесс адаптации осуждённых………………………………………………………………………21
Глава 2. Деятельность социального работника ИУ в преодолении осуждённым трудной жизненной ситуации.
§1. Содержание социальной работы в карантине………………………27
§2. Основные формы и методы социальной работы с осуждёнными, находящимися в трудной жизненной ситуации………………………..…...…33
§3. Подготовка к освобождению. Проблемы реадаптации………..…42
Глава 3. Практика разрешения трудных жизненных ситуаций осужденных на различных этапах отбывания наказания.
§ 1. Диагностика социальных проблем осуждённых и особенности их разрешения……………………………………………………………………….50
§ 2. Рекомендации по оказанию социальной помощи осуждённым в преодолении трудной жизненной ситуации…..…….………………………....58
Заключение……………………………………………………………….65
Список использованной литературы……………
Как показывают исследования, наиболее сильно осуждёнными переживается разрыв связей с родными и близкими. Около 75% опрошенных отмечают, что разрыв семейных и родственных связей для них является одним из самых тяжких последствий применения наказания в виде лишения свободы. Такого рода переживания оказывают глубокое воздействие на сознание, чувства и психологию осуждённых, поскольку семейные связи личности невосполнимы и их нельзя компенсировать никакими другими личностными отношениями [44, С.213]. В такой ситуации принципиально важную роль играет деятельность по сохранению, созданию, восстановлению семейных отношений и социально-полезных связей, а также правильно организованное привлечение родственников правонарушителей к воспитательному процессу, социальной работе с последними. Для этого при исправительных учреждениях создаются родительские комитеты в воспитательных колониях и советы родственников в исправительных. Данные общественные формирования предоставляют самую разнообразную социальную помощь исправительным учреждениям: финансовую, содействуют укреплению их материально-технической базы. Ими осуществляется всемерная помощь в решении вопросов взаимодействия с семьями осуждённых, закрепления результатов воспитания лиц, освобождаемых и освобождённых из колоний, оказания поддержки сиротам и лицам, лишенным родительского попечения. Совместно с сотрудниками ими ведётся большая работа по подготовке осуждённых к освобождению. Для этого организуется деятельность «школ по подготовке к освобождению».
Таким образом, основными направлениями деятельности благотворительных, общественных и религиозных организаций как субъектов социальной работы являются:
1. Оказание социальной помощи администрации исправительных учреждений в организации учебного и воспитательного процесса.
2. Содействие в укреплении материально-технической базы.
3. Практическая помощь в решении вопросов социальной защиты осуждённых, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.
§3. Подготовка к освобождению. Проблемы реадаптации.
За несколько месяцев до освобождения осуждённые, как правило, начинают переживать так называемый «период ожидания», для которого характерно состояние напряженности, тревоги и т.п. Их радует скорое освобождение и пугает то, что ожидает на свободе. Перед ними встает масса вопросов: куда поехать? как встретят дома? где жить и работать? Поскольку буквально все в исправительном учреждении предусматривается и организуется администрацией осуждённые, длительное время отбывавшие наказание, теряют способность к самостоятельной и активной деятельности. Известны факты, когда осуждённые не хотят покидать место лишения свободы. Резкий переход в условия полной свободы оказывает на психику экстремальное воздействие. В такой ситуации необходима не только установка на новый образ жизни, но и создание условий для реализации этой установки. В силу данных причин завершающий этап ресоциализации, призванный приспособить и реадаптировать освобождённого к жизни на свободе в условиях, требующих значительных усилий, является наиболее ответственным.
Подготовка к жизни на свободе подразумевает подготовку в нравственном, психологическом, практическом направлениях. В этот процесс привлекаются специалисты различных уровней: инспектора по трудовому и бытовому устройству, начальники отрядов, социальные работники, психологи. Нравственная подготовка включает в себя работу сотрудников по активизации таких качеств осуждённого, которые необходимы ему для жизни в обществе. Она должна быть направлена на приведение в готовность положительных нравственных убеждений, чувств, привычек освобождаемого.
Психологическая подготовка заключается в активизации способностей осуждённого, формировании у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. В её задачи входит – сформировать установку на правопослушное поведение, воспитать волю осуждённого для преодоления различных трудностей и препятствий, не прибегая к противозаконным действиям, тем самым помочь ему быстрее включиться в ритм жизни общества. Существуют специальные программы воспитательного воздействия в период подготовки осуждённых к освобождению. Например социально-психологический тренинг М.Г. Дебольского, проводимый в форме групповых дискуссий, ролевых игр, психодрамы, социодрамы, психотехнических упражнений, методом анализа конкретных ситуаций. Он способствует развитию и коррекции представлений осуждённых о себе, формированию гуманистических установок по отношению к окружающим, расширению сферы осознаваемого в понимании мотивов противоправного поведения, коррекции психологических защитных механизмов, ценностных ориентаций, развитию адекватной самооценки и уверенности в себе, прояснению и формированию жизненных планов, развитию эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях.
Практическая подготовка – это приобретение осуждённым профессиональных знаний, практических навыков и умений в определённой профессиональной сфере. С этой целью в исправительных учреждениях организуется общеобразовательное обучение, профессиональная подготовка, трудовая деятельность. Получение профессии в исправительном учреждении, по которой осуждённый сможет работать не только в ИУ, но и на свободе, является важной составляющей подготовки осуждённых к освобождению. Ведь получение осуждённым профессии позволит ему эффективнее адаптироваться к условиям жизни на свободе; найти работу и вести нормальный образ жизни.
Подготовительный этап включает в себя:
проведение беседы с каждым осуждённым, в процессе которой выясняется, где эти лица намерены проживать, работать или учится после освобождения из мест лишения свободы;
разъяснение освобождаемым законодательства РФ о порядке оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, выдачи паспортов и оформления регистрации. Одновременно им разъясняется целесообразность возвращения в места постоянного проживания и на те предприятия, где они работали до осуждёния;
разъяснение основных положений Закона РФ «О занятости населения в РФ», в частности по следующим вопросам: порядок постановки на учет в службе занятости населения; права и обязанности граждан при поиске работы с помощью службы занятости; перечень и порядок представления услуг и дополнительных гарантий, устанавливаемых Законом РФ «О занятости населения в РФ» для данной категории граждан, в том числе по профессиональной ориентации, организации профессионального обучения по специальным программам в соответствии с потребностями регионального и местного рынков труда;
получение от освобождаемых письменных заявлений на имя начальника ИУ с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;
рассмотрение заявлений руководителем ИУ и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве конкретным лицам [39, C.51].
Все формы подготовки осуждённых к жизни на свободе должны находится в тесной связи друг с другом и осуществляться с учетом вида режима, срока отбывания наказания, возрастных, криминологических, индивидуально-психологических, социально-психологических особенностей личности освобождаемого.
Ст.180 УИК РФ гласит: «…за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказания, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осуждённым месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.». Начальники отделов внутренних дел обязаны не позднее двадцатидневного срока с момента получения письма дать ответ о результатах решения вопроса о заблаговременном трудовом и бытовом устройстве освобождаемого. Иногда из отделов внутренних дел поступают ответы о невозможности трудового и бытового устройства освобождаемого по избранному месту жительства. В этом случае инспектор ставит в известность осуждённого и с его согласия принимает меры к решению этого вопроса в других местностях или на шефствующих предприятиях. Учет лиц, обратившихся за помощью в трудовом и бытовом устройстве, ведётся в специальном журнале, имеющемся в ИУ, а переписка по этим вопросам приобщается к личным делам осуждённых.
В соответствии с ч. 1 ст. 97 УИК РФ администрация исправительного учреждения может предоставить осуждённому перед его освобождением краткосрочный выезд для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства. Освобождаемым при отсутствии у них достаточных средств на дорогу и на период трудоустройства может быть выдано единовременное денежное пособие. Эта помощь может поступать также из общественного фонда оказания помощи осуждённым и за счет благотворительной деятельности различных организаций, объединений и частных лиц.
Высокие технологии позволяют сегодня упростить задачу по поиску работы для освобождающихся осуждённых. Многие территориальные органы Федеральной государственной службы занятости помещают информацию о вакансиях на интернет–сайтах. Подробный список электронных адресов территориальных органов можно создать в интернетовских поисковых системах (google, yandex, rambler), сформулировав запрос на поиск по ключевым словам – ФГСЗН. Создав банк электронных адресов органов ФГСЗН, социальный работник, наряду с отправлением официальных писем, сможет просматривать вакансии того региона куда поедет освобождаемый, и вести переписку по электронной почте со службой занятости и потенциальными работодателями. Кроме сайтов служб занятости в интернете имеются сайты специализированных кадровых агентств занимающихся подбором работников различных специальностей (Например http://www.rabota.ru и др.), а также сайты информационно рекламных изданий (Например газета Из рук в руки http://www.izrukvruki.ru ) публикующих информацию о вакансиях.
При подготовке к освобождению необходимо принимать во внимание наличие у осуждённых трудового стажа. Исходя из требований «Закона о занятости» целесообразным является приоритетное обеспечение работой в ИУ именно осуждённых готовящихся к освобождению не позднее чем за 26 недель до освобождения, что позволит им, в случае постановки на учет в службе занятости получать в первые три месяца безработицы пособие - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (на производстве в ИУ), в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов, в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума [15, С.23].
Наличие нормальных семейных отношений также является важным фактором успеха социальной реадаптации. Многие осуждённые стремятся вернуться в семью, и от того, как их встретят родные, как сложатся взаимоотношения, во многом зависит их дальнейшая судьба. Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены различные формы поддержания осуждённым социальных связей с родственниками: 1) краткосрочные и длительные свидания; 2) телефонные переговоры; 3) переписка, получение и отправление денежных переводов; 4) выезды осуждённых за пределы ИУ; 5) условия отбывания лишения свободы в колониях- поселениях; 6) получения осуждёнными посылок, передач и бандеролей; 7) новые формы воспитательной работы с осуждёнными (например день открытых дверей).
Социальная работа в УИС, фактически выступая одним из основных средств исправления, призвана осуществлять помощь осуждённым в разрешении личных проблем, ресоциализировать их, возрождать и регулировать позитивные связи с обществом, готовить к полноценному самодостаточному социальному функционированию после освобождения, а также способствовать развитию осуждённого как личности. Восстановление социального благополучия обеспечивает результативность воспитательного процесса, профилактику рецидива, полноценную самореализацию человека.
Администрация учреждения, исполняющего наказание, призвана содействовать освобождаемым в их трудовом и бытовом устройстве, ибо в условиях рыночных отношений у многих из них возникают проблемы и сложности, разрешение которых требует усилий со стороны органов местного самоуправления.
Отмечено, что наибольшая вероятность совершения повторного преступления присутствует в первый год после освобождения и, как правило, среди осуждённых из неблагополучных семей. Поэтому чрезвычайно важной становится деятельность специальных учреждений, патронажных центров, которые занимаются реадаптацией осуждённых, исключая отрицательное влияние на них криминальных лиц и способствуя упрочению связей с положительной средой.
* * *
Социальная работа имеет свою специфику на каждом этапе отбывания наказания. Поэтому всех лиц, содержащихся в местах лишения свободы, можно разделить на четыре категории: находящихся под стражей в период предварительного следствия; отбывающих наказания в ИУ в адаптационный период (пребывание в карантине и первые месяцы в отряде), в период основного (срединного) этапа, а также в заключительный, связанный с интенсивной подготовкой к освобождению. Условно можно выделить по этому основанию и пятую категорию: лиц, переживающих постпенитенциарный период.
Основное назначение пенитенциарной социальной работы состоит в недопущении ухудшения ситуации, сложившейся у конкретного осуждённого и их групп, разрешении социальных проблем, актуализации личностного потенциала по преодолению имеющихся и возможных трудностей или, по крайней мере, в облегчении субъективного переживания человека, изменении отношения к неразрешенным проблемам и ситуациям в период лишения свободы.
Необходимость создания в системе исправительных учреждений института социальной работы была вызвана самой действительностью, сложившимся положением дел в местах лишения свободы, неумолимым ростом рецидива преступлений. Социальная работа в УИС призвана осуществлять помощь осуждённым в разрешении личных проблем, ресоциализировать их, возрождать и регулировать позитивные связи с обществом, готовить к полноценному самодостаточному социальному функционированию после освобождения, а также способствовать развитию осуждённого как личности. Восстановление социального благополучия обеспечивает результативность воспитательного процесса, профилактику рецидива, полноценную самореализацию человека.
Основная задача пенитенциарной социальной работы – содействие осуждённому в разрешении возникшей трудной жизненной ситуации и всевозможное её предотвращение в перспективе. Это специфическая деятельность по оказанию социальной помощи, поддержки и защиты осуждённых в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации (реадаптации) в обществе после освобождения.