Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:53, контрольная работа
Жизнь развивается по строгим законам природы. Биологические виды (в том числе и человек) могут существовать и нормально развиваться только в определенных условиях, к которым они адаптировались в результате тысячелетий эволюции. Чтобы существовать, человеческое общество вынуждено вступать в определенные отношения с природой, обусловленные его трудовой деятельностью.
Таблица №1
Национальные ценности России
Любовь к России |
Материальное и духовное состояние |
Государственное единство |
Территориальная целостность |
Семья |
Коллективизм |
Свобода личности |
Добросовестный труд |
Демократия |
Социальная справедливость |
Равноправие народов |
Многонациональная культура |
Самоотверженность в защите Отечества |
Духовность |
Любовь к Родине - в ней первоисточник трудолюбия, героизма, долготерпения, скромности, преданности - словом, всего того, что на протяжении столетий воспринимается как загадочная душа народа, который свято привержен своему Отечеству.
Материальное и духовное состояние России - это не только дарованные природой богатейшие минеральные ресурсы, созданные трудом поколений экономика и культура, но и то, что у нас назьгеают «дымом Отечества» или «загадочной русской душой».
Государственное единство - для россиян тождественно самой жизни, потому что именно исторически сложившееся многонациональное единство является оплотом суверенитета, гарантом социально-экономического прогресса и духовного расцвета всех народов, живущих на территории России.
Территориальная целостность*'-собиранию земель, обустройству их для совместного проживания, развития, процветания посвятили свою жизнь многие поколения наших соотечественников.
Семья - эта ячейка общества не только с точки зрения продолжения рода, прочных уз и имущественных отношений, но и как средство реализации духовных связей между поколениями, нравственных обязательств, которые воплощаются в формуле «сыновний долг» и являются могущественной движущей силой общественного развития.
Коллективизм - одна из отличительных черт характера и мировосприятия россиян - отзывчивость, доброта, способность к состраданию, готовность к взаимопомощи и взаимовыручке.
Свобода личности - отношение к которой базируется не на толщине кошелька, а в первую очередь на нравственных, профессиональных достоинствах человека.
Добросовестный труд - стимулами к нему у нас всегда были не только, а часто и не столько материальные, сколько в равной или даже в большей мере нравственные начала.
Демократия - важнейшая национальная ценность нашего города. С ней сопряжена и такая черта, как принадлежность социальной справедливости, которая не позволят воспринимать мироустройство как благополучное или счастливое, если часть соотечественников ис-пытывает нужду, лишения и бедствует.
Равноправие народов - характеризует нашу страну как особую цивилизацию, в которой «всяк сущий в ней язык» фактически равен с другими и имеет все возможности для саморазвития и самовыражения. Антиподы этой ценности - национал-сепаратизм, шовинизм и т.д. -все то, что в последние годы пытается расчленить, изувечить, уничтожить эту краеугольную национальную ценность нашего народа. Так же, как и многонациональную культуру, в которой за сотни лет совместной жизни, труда, защиты общего Отечества синтезировалось все лучшее из духовных богатств более чем 150 наций и народностей России.
Самоотверженность в защиту Отечества - отличительная черта воинов Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Первого, Александра Суворова, массовый, поистине всенародный ратный и трудовой героизм в первой и второй Отечественных войнах.
Духовность - была и остается стержневым элементом всей системы национальных ценностей России.
Предложенный перечень охватывает основные, на наш взгляд, имеющие ментальный характер национальные ценности России.
6.2.2. Национальные интересы
Национальные интересы - это осознанные, официально выраженные объективные потребности народа, вытекающие из его национальных ценностей, направленные на сохранение, создание или достижение благоприятных условий для его стабильного существования и устойчивого прогрессивного развития.
Постоянный устойчивый характер национальных интересов гарантирует преемственность во внутренней и внешней политике, обуславливает ее предсказуемость, а для основной массы народа - жизненно необходимую уверенность в завтрашнем дне. Все это в конеч ном счете предопределяет стабильное состояние и поступательное развитие личности, общества и государства.
Структуры общества могут смешаться, а национальные интересы должны оставаться, выполняя роль доминанты в определении магистральных направлений народной жизни. Именно её" потребности и решение задач практической политики диктуют необходимость классификации национальных интересов.
Первая категория - жизненно важные интересы, связаны с сохранением, приумножением и защитой национальных ценностей, девальвация и утрата которых ставят под вопрос индетификацию или даже само существование народа. К таким интересам могут быть отнесены суверенитет, государственная и территориальная целостность, эффективная система обороны и безопасности, отражение агрессии, предотвращение войн. Вот почему их защита допускает (но не предполагает) применение вооруженного насилия, в том числе масштабного, с использованием всех имеющихся в распоряжении государства сил и средств.
Вторая категория - важные интересы, когда допускается только ограниченное применение вооруженного насилия. В числе таких интересов прежде всего те, которые связаны с реализацией прав и свобод человека, сохранением и приумножением материального и духовного достояния России, обеспечением общественной безопасности, предотвращением и пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности, поддержанием международной стабильности, региональной и глобальной безопасности. Ограниченное применение вооруженного насилия при этом допускается в случаях, когда возникают социально значимые, тшобретающие общенациональный масштаб опасности и угрозы. Осуществляется оно в рамках Конституции РФ, действующего законодательства, международно-правовых обязательств России.
Третья категория - интересы, при которых применение вооруженного насилия недопустимо. Это интересы, связанные с обеспечением благоприятных условий для устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, гражданского мира и согласия, с реализацией принципов социальной справедливости, с формированием уважения к памяти предков, национальной истории, культуре и традициям России как равноправного члена мирового сообщества, сохранением и защитой окружающей седы, отверждением равноправного сотрудничества и добрососедства с зарубежными государствами Национальные интересы России находятся в глубинной, подвижной, живой взаимосвязи, дополняют, конкретизируют друг друга. Только в единой системе они наполняются жизненным содержанием.
6.2.3 Национальные цели
Ясное представление о системе национальных интересов, понимание их внутренней иерархии, механизмов формирования и функционирования позволяет определить национальные цели - своего рода вехи, основополагающие ориентиры политики и стратегии обеспечения национальной безопасности.
Очевидно, что актуальность своевременного и точного определения таких целей обусловлена кардинальными изменениями в современной международной и внутриполитической ситуации.
В настоящих условиях национальные цели России фокусируются на ее превращении в процветающую страну, в которой живут свободные люди, гордые своей древней историей и смело смотрящие в будущее; страну в которой власть основана на праве и не подавляет гражданина; страну с эффективной экономикой, сочетающей особенности и мировые достижения.
Исходя из этого, к основным национальным целям России можно отнести:
- обеспечение суверенитета, государственной целостности;
- сохранение и рациональное использование природных ресурсов;
- реформирование экономики при приоритете социальной сферы; создание социально-экономических и правовых условий для наиболее полной реализации прав и свобод человека;
- поддержание на необходимом уровне обороноспособности страны, боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации;
- сдерживание (в т.ч. ядерное) от развязывания агрессии против Российской Федерации и ее союзников;
- содействие политическому урегулированию локальных войн и вооруженных конфликтов, миротворческой деятельности;
- развитие отношений с союзниками, укрепление системы коллективной безопасности СНГ;
- обеспечение свободного, равноправного участия России в формировании региональных и мирового рынков;
- совместное с другими государствами и международными организациями решение экологических, информационных и иных региональных и глобальных проблем.
Анализ, ютассификация и структурирование национальных ценностей, интересов и целей России позволяют использовать их в качестве точек отсчета, первоосновы политики и стратегии национальной безопасности.
6.3. Системный анализ источников угроз национальной безопасности
Постепенное исчезновение с политической арены сверхдержав, сужение их возможностей поддерживать баланс общемировой ситуации сопровождается активизацией претензий ряда государств на роль региональных лидеров и великих держав, причем все более важное значение приобретает их «экономический вес». На роль центра экономической мощи претендует Япония, экономика которой сохраняет опережающие темпы развития по сравнению с США и основными западноевропейскими странами и характеризуется значительно меньшим уровнем инфляции. Высокими темпами растет потенциал Китая, а среди европейских стран - влияние Германии. В региональные лидеры настойчиво рвется Турция. Баланс в мире в обозримой перспективе будет меняться на фоне повышения «экономического веса» развивающихся государств: Индии, Саудовской Аравии, Бразилии. В целом все это может служить потенциальными источниками угроз национальной и всеобщей безопасности.
В современных условиях, так же как и в обозримой перспективе, атрибутами политической реальности остаются вооруженные конфликты, войны как формы разрешения противоречий и средств реализации и защиты национальных интересов.
Оценка существующих и потенциальных источников угроз национальной безопасности России требует системного анализа, свободного от идеологических соображений и политической коньюктуры. Здесь уместен единственный подход - учет.национальных ценностей и интересов России.
С этой точки зрения основными источниками угроз национальной безопасности России являются:
- территориальные претензии;
- посягательства на государственное единство и территориальную целостность страны;
- локальные войны и вооруженные конфликты, прежде всего в непосредственной близости от границ России;
- распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, увеличивающее возможность его применения (в т.ч. несанкционированного);
- ущемление экономических интересов государства;
- посягательство на национальное достояние, в т. ч, природные богатства страны;
- нанесение ущерба экологической, информационной, технологической и другим системам жизнеобеспечения;
- качественное и количественное наращивание вооруженных сил и вооружений другими странами, расширение военных блоков и союзов в ущерб национальным интересам и безопасности России;
- вмешательство во внутренние дела государства;
- дискриминация граждан Российской Федерации в зарубежных странах;
- нападение на российские объекты, расположенные на территории зарубежных государств;
- национал-экстремизм, воинствующий фундаментализм;
- международный терроризм.
Этот перечень может быть дополнен, конкретизирован с учетом методологического обоснования источников угроз национальной безопасности. В то же время есть основания считать, что существует, по меньшей мере две группы факторов, оказывающих влияние на обеспечение национальной безопасности, региональной и глобальной безопасности, а именно:
- первая группа - охватывает состояние военного потенциала ведущих государств. По существу все военно-политические блоки и союзы, несмотря на распад Организации Варшавского Договора, не только сохранились, но и продолжают совершенствоваться и укрепляться;
- вторая группа — отражает эффективность международных механизмов поддержания стабильности и мира. Анализ этой группы факторов дает основание заключить, что, несмотря на переживаемые в настоящее время трудности, есть предпосылки для повышения стабилизирующей роли ООН и создаваемых под ее эгидой структур и механизмов. Это касается и региональных организаций, прежде всего ОБСЕ, ЕС и СНГ.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» «угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства».
Исходя из этого определения, по нарастанию степени опасности для национальных интересов выстраиваются следующим порядком:
- риск - существование или возможность возникновения ситуации, при которой формируются предпосылки (накапливается потенциал) противодействия, реализации национальных ценностей, интересов и целей, обеспечения национальной безопасности;
- вызов - противодействие осуществлению национальных ценностей, интересов и целей, решению задач обеспечения и национальной безопасности на фоне официальных и неофициальных политико-дипломатических действий, торгово-экономической экспансии и т.п.;
- опасность - нанесение ущерба важным национальным интересам и национальной безопасности в ограниченных (локальных) масштабах:
- угроза - непосредственная опасность причинения ущерба жизненно-важным национальным интересам и национальной безопасности, выходящая за локальные рамки и затягивающая основные национальные ценности: суверенитет, государственность, территориальную целостность.
Анализ существующих и потенциальных источников угроз национальной безопасности, классификация и структурирование всего спектра опасностей для личности, общества, государства в сочетании с явным представлением о характере и содержании национальных ценностей, интересов и целей России позволяют использовать интегральный метод формирования политики и стратегии национальной безопасности.