Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Анализ тенденций, происходящих в жизни современного общества и влияющих на позиции родителей в семье, позволил констатировать следующие факты:
- резкое расслоение населения на социальные группы; проявление очень богатых и очень бедных, а значит, социально незащищенных семей;
- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
- недостаточный уровень социально-психолого-педагогической и культурной компетентности взрослых и их умений для конструктивного взаимодействия с детьми и другими людьми.

Содержание работы

Введение...................................................................................................3
Глава 1.Теоретические основы организации досуга семьи................12
1.1.Семья как социальный институт: проблемы и практики организации семейного досуга..............................................................12
1.2.Игровая деятельность и игровые технологии в организации семейного досуга....................................................22

Глава 2. Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга....................................................................................47
2.1.Анализ практики организации семейного досуга в России.........................................................................................47
2.2.Опыт семейного досуга в Токском ДОУ.............................53
2.3.Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга..........................................................................57
2.4.Разработка педагогической программы организации семейного досуга..........................................................................62
а). Содержание программы...............................................63
б). Итоги внедрения программы.......................................67
в). Рекомендации педагогу-организатору.........................68

Заключение..............................................................................................70
Список использованной литературы.....................................................71

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса12:

  • удовольствие от контактов с партнерами по игре;
  • удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
  • азарт от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
  • необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
  • быстрое выяснение последствий принятых решений. Это выяснение, как правило, возможно только в ходе игры, так как последствия зависят… еще и от непредсказуемых действий других игроков;
  • удовлетворение от успеха — промежуточного или окончательного;
  • если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль;
  • если игра азартная, то… интерес к денежному выигрышу.

 

 Б.Д.Эльконин в выступлении на конференции «Педагогика развития» сформулировал такой из механизмов возникновения интереса, как энергии исследования новых возможностей. Новоприобретенная возможность обычно подталкивает к опробованию. Это, например, объясняет интенсивность увлечения детей и взрослых Интернет — эта сеть дает ощущение практически неограниченных возможностей.

В определении образовательной игры Д.Кавторадзе также говорится об «исследовании возможной действительности»13. То есть привлекательность игры заключается, в частности, в возникновении новых возможностей. Каких именно? Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Правда, следует отметить, что математические игры, решение головоломок, не апеллирующие ни к каким потребностям, часто увлекают не менее чем игры с денежным выигрышем. Проблема игровой мотивации очень важна, но исследована пока не в полном объеме. Мы предлагаем следующий перечень потребностей, которые могут быть реализованы в играх:

  • наличие собственной деятельности;
  • творчество;
  • общение;
  • власть;
  • потребность в ином;
  • самоопределение через ролевое экспериментирование;
  • самоопределение через пробы деятельностей.

Условия, обеспечивающие привлекательность игр, могут быть трансформированы в требования к играм в образовании:

  • Игровая оболочка: должен быть задан игровая сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.
  • Включенности каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.
  • Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действования, имел право отказа от действия и т.д.
  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.
  • С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с  «вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
  • Вариативность — в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.
  • Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

Интерес, возникший к использованию игровых методик в образовании не случаен. «Современное состояние народного образования многие наши известные дидакты характеризуют, — читаем у Ж.С.Хайдарова и П.И.Пидкасистого, — как кризисное и даже — катастрофическое для развития страны и вообще, культуры и цивилизации»14.

Педагоги и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности. Некоторые страны даже определились с направлением: Америка, например, «специализируется» на игровых методиках обучения, Франция — на «jeu dramatique»15, в Израиле вообще педагоги без знания игровых технологий не допускаются к работе с  детьми.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно—волевых качеств, творческих способностей.

Стратегия программы в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова идр.), рассматривающих игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка. Дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями навыками в организации сюжетно—ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр—драматизаций, а также игровыми действиями с игрушками и предметами—заместителями.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы: сюжетно—ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно—ролевые игры включают в себя игры на бытовые темы, игры производственной тематики, строительные игры, игры с природным материалом, игры с общественно—политической тематикой, театрализованные игры, игры—забавы и развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические игры, настольно—печатные игры, музыкально—дидактические игры) и подвижные  (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Сюжетно—ролевые игры придумывают сами дети. В них отражаются их знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роли. В этих играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д.Б. Эльконин). При этом ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее (космонавты совершают дальние рейсы на Марс и другие планеты, строят там города; конструкторы создают удивительные машины).

Игры с правилами отличаются содержанием, специально разработанным взрослыми, и четкими игровыми правилами. В каждой из них заранее установлена определенная последовательность действий, ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников. Некоторые игры с правилами имеют сюжет, а значит, роли, которые необходимо сыграть. Среди игр с правилами много народных, передающихся из поколения в поколение. В них познавательность сочетается с занимательностью, юмором. Эти игры способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости.

Как отмечалось выше, игры с правилами подразделяются на два вида:

    • Дидактические (основной их задачей является умственное развитие ребенка, обогащение его знаниями),
    • Подвижные (основная задача—совершенствование движений, развитие двигательной активности). Однако нельзя рассматривать подвижные игры только как метод физического воспитания, а дидактические—только как метод умственного развития.

В первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля;

во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребенка в целом. Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание—действие—общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от его личности, знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески руководить игровой деятельностью зависит использование ее для всестороннего развития личности ребенка.

Итак, первое условие игры как увлекательной деятельности—наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях реального мира.

Усвоение и расширение знаний о предметном мире, деятельности взрослых тесным образом связаны с игровыми действиями, которые по сути соответствуют реальным, но совершаются не теми орудиями, инструментами, которыми пользуются взрослые, а заменителями—это игрушки (самосвалы, подъемные краны, грузовики, наборы для игр в парикмахерскую, больницу; игрушечные животные, разнообразные куклы и т.д.), природный материал (шишки, мох, желуди, камешки, песок, глина) и разнообразный дополнительный материал (коробки, дощечки, фанера и пр.).

Действия детей и способы действий зависят от уровня развития у них умений и навыков. Важно, чтобы дошкольники научились пользоваться игрушками, что-то мастерить, употреблять заместители; овладели навыками конструирования из строительного материала.

Большое значение имеет развитие навыков самоорганизации. Прежде чем начать игру, ребенок должен самостоятельно выбрать тему и роль, определить, какой строительный материал и какие игрушки необходимы для осуществления задуманного. Чем деятельнее и длительнее жизнь ребенка

в игре, чем больше она приносит радости, тем глубже он входит

в социальную сущность деятельности и отношений людей, тем лучше усваивает смысл общественных явлений. Многократное повторение в игре действий взрослых, воплощение реальных событий и отношений оказывают существенное воздействие на развитие личности, социальной активности ребенка.

Подражая тому, что он видит в окружающей его жизни, ребенок благодаря своей эмоциональной восприимчивости создает в игре под руководством воспитателя новую жизненную ситуацию, в которой стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении

с другими детьми. Вначале он выбирает себе товарища (товарищей) по игре, исходя из того, что вдвоем—втроем играть интереснее, чем в одиночку: можно совершать более увлекательные игровые действия. Вместе с тем ребенок считает, что главная, а значит, самая интересная роль должна принадлежать ему одному, поэтому партнер по игре должен быть уступчивым, легко соглашаться на требования ведущего и добросовестно исполнять свою роль. Именно такое игровое общение, образуемое по принципу—лидер—подчиненные, чаще всего встречается в практике маленьких детей.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Теперь партнер по игре должен точно осуществлять задуманное, а для этого ему необходимо много знать, иметь определенные умения и навыки. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Игровые объединения, оставаясь еще немногочисленными (три—четыре ребенка, иногда пять—шесть), приобретают более продолжительный и устойчивый характер. Педагог использует это для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи—всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

В процессе игрового общения старшие дошкольники объединяются в игровой коллектив, группу совместно действующих детей на основе сотрудничества, соподчинения и взаимного контроля, что обеспечивает одинаковые для каждого ребенка права на активную роль и творчество. Игровой коллектив составляют дети, умеющие договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы и конфликты, использовать игрушки, необходимые для развития сюжета.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у которых проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

Игра детей носит целенаправленный характер. Необходимо предоставить им самостоятельность в постановке цели и ее достижении. Важно, чтобы в игре они фантазировали, строили, творили. Только так можно воспитывать инициативу, настойчивость, изобретательность, коллективистские навыки.

Процесс руководства сюжетно—ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы формирование игровых умений и навыков органически сочеталось с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа, можно выделить три группы методов.

Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения, экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение произведений художественной литературы; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие их знания, представления о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.

Ко второй группе относятся методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, исполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог помогает детям в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов. В целях формирования навыков и умений самостоятельной организации игры используются также предложения подобрать игровой материал, изготовить игрушки-самоделки и др.; поощрения, разъяснения, вопросы-подсказки возможной реализации замысла. Такие необходимые ребенку умения, как определение своей роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных бесед по поводу роли, изготовление вместе с ребенком костюма и т.п. Важной задачей является развитие умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний детей. Поэтому воспитатель должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки каждого ребенка, помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучший подбор предметов-заместителей, самые интересные ролевые действия, выразительность речи, мимики, жестов.

Информация о работе Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга