Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Анализ тенденций, происходящих в жизни современного общества и влияющих на позиции родителей в семье, позволил констатировать следующие факты:
- резкое расслоение населения на социальные группы; проявление очень богатых и очень бедных, а значит, социально незащищенных семей;
- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
- недостаточный уровень социально-психолого-педагогической и культурной компетентности взрослых и их умений для конструктивного взаимодействия с детьми и другими людьми.

Содержание работы

Введение...................................................................................................3
Глава 1.Теоретические основы организации досуга семьи................12
1.1.Семья как социальный институт: проблемы и практики организации семейного досуга..............................................................12
1.2.Игровая деятельность и игровые технологии в организации семейного досуга....................................................22

Глава 2. Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга....................................................................................47
2.1.Анализ практики организации семейного досуга в России.........................................................................................47
2.2.Опыт семейного досуга в Токском ДОУ.............................53
2.3.Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга..........................................................................57
2.4.Разработка педагогической программы организации семейного досуга..........................................................................62
а). Содержание программы...............................................63
б). Итоги внедрения программы.......................................67
в). Рекомендации педагогу-организатору.........................68

Заключение..............................................................................................70
Список использованной литературы.....................................................71

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

Подведение итогов—ответственный момент в руководстве игрой. Педагог отмечает тех, кто четко выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры направлен на выявление эффективных приемов проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему). Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и ее ход. Кроме того, он позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит, правильно организовывать в дальнейшем работу с ними.

Для того, чтобы игра прошла успешно, следует неукоснительно соблюдать следующие правила:

  • никогда не подсмеиваться над неудачными действиями игроков или, что еще хуже, какими-то их недостатками,
  • не сокрушаться по поводу чьего-либо проигрыша, руководствуясь принципом «важна не победа, а участие»,
  • уметь корректно вывести человека из игры, если он мешает,
  • ускорить, замедлить, остановить действие, если оно пошло не по тому руслу.

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе анализа, полученных в ходе исследования данных, были раскрыты теоретические основы организации семейного досуга и игровой деятельности. Проанализирован опыт организации семейного досуга средствами игровых технологий и разработана программа организации семейного досуга с описанием методики и рекомендаций для организаторов. Реализовав данную программу полностью, можно будет сделать окончательные выводы о результатах исследования.

Необходимо отметить, что сегодня не столь важно констатировать значимость формирования культуры семейного досуга, гораздо важнее раскрыть механизм формирования этой культуры; обосновать технологию решения этой задачи, разработать методику выработки умения и навыков досуговой деятельности у разных членов семьи.

Таким образом, осуществленные социально-педагогические исследования в основном подтвердили рабочую гипотезу о значительности педагогического ресурса игровых технологий в процессе оптимизации семейного досуга и повышении культуры межличностных отношений между родителями и детьми. Разработанная педагогическая программа подтверждает, что педагогический потенциал игровых технологий обеспечивает проявление индивидуальности, социализации, творчества.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.
  2. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
  3. Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М., 1996.
  4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.
  5. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: учебно-методическое пособие.Издательство: РИТМ, 2007 г., 512 стр.
  6. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996.
  7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
  8. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997.
  9. Внешкольник Оренбуржья, №1, 2008.
  10. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. - М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 240 с.
  11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
  13. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1996.
  14. Гарбузов В. И. От младенца до подростка. Спб., 1996.
  15. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.-М.:Мозаика-Синтез.2006.-128
  16. Голофаст Валерий. Социология семьи. Статьи разных лет. СПб, Алетейя, 2006: 198-216.
  17. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
  18. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -208 с.
  19. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.
  20. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности.-М.:МГУКИ, 2002.
  21. Кавтарадзе Д.Н. Учеб. пособие для учителей. М., 1998.
  22. Кисилева Г.Г., Красильников Ю.Д..СКД: Учебник.- М.: МГУКИ, 2004.
  23. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.
  24. Ковалева Е.А. Веселая семейка. Лучшие игры и развлечения для детей и родителей.-М.:ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство №ДОМ. XXI век», 2006.-189 с.
  25. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.
  26. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М,, 1992.
  27. Мухина В. С. Возрастная психология: учебник для студентов. М., 1997.
  28. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.
  29. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты. М., 1995.
  30. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002.
  31. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.
  32. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова, Е.А. Кулакова; Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  33. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред.М.А. Васильевой. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Москва, Мозаика—Синтез, 2005.
  34. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии / Под. ред. Ю. М. Забродина. М., 1990.
  35. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. А. Пономарев. М., 1990.
  36. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  37. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.
  38. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.
  39. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Номо Ludens : Статьи по истории культуры. М., 1997.
  40. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.
  41. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. М., 1991.
  42. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
  43. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

Программа

«Игровой семейный досуг в детском саду».

 

 

Для детей с 3-х лет и их родителей

Срок реализации: 1 год

 

Автор  Абилова А.К.

Музыкальный руководитель

Токского МДОУ

 

 

 

 

  •                                     2007 год

План:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно—тематический план Программы
  3. Содержание Программы
  4. Приемы и методы организации досуга, техническое оснащение
  5. Формы подведения итогов
  6. Литература  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

«Давай поиграем!» - как часто мы слышим это от своих детей. И какую огромную радость наши дети испытывают, когда мы соглашаемся. Мама и папа должны обязательно играть со своим ребенком независимо от его возраста.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми недавно овладел, развивает свою психику. Играя, дети познают окружающий мир, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. В любой игре важны внимательность, наблюдательность, умение сосредоточиться в неожиданной обстановке, способность предвидеть действия партнера (реального или воображаемого), быстро на них реагировать. Игра - всегда творчество, потому что требует от ребенка реакции в принятии правильного решения, выбора тех или иных комбинаций из имеющихся.

Совместное проведение досуга - это одна из самых важных основ построения счастливой семейной жизни и развлечения в семье раскрепощают и взрослых, и малышей, укрепляют дружеские отношения между ними.

Подобные семейные развлечения — это очень большая эмоциональная подпитка и для больших, и для маленьких участников игры. Это отдых, а не работа! Поэтому не стоит отказываться от игры!

Проанализировав игровую деятельность в детском саду в ходе многочисленных бесед с родителями, детьми, наблюдая за детьми в процессе самостоятельных игр, я пришла к идее создания данной Программы «Программы организации игрового семейного досуга» в детском саду.

Данная Программа предполагает создание своеобразного игрового клуба, где вместо занятия используется форма - «встреча».

Встречи проходят 1 раз в месяц в пятницу, когда впереди долгожданные выходные и не обязательно спешить сразу домой, взяв своего малыша, а задержаться на часок в садике с другими родителями и детьми и окунуться вместе с детьми в атмосферу детства, праздника.

Актуальность данной Программы—в возможности пообщаться в кругу единомышленников, своих детей, а главное—проявить свое творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи:

Цели:

  • содействовать гармонизации отношений в семье между взрослыми и детьми;
  • создавать возможность проигрывания игровых ситуаций;
  • объединить родителей в комфортное сообщество;
  • формировать новый семейный опыт совместной игровой и творческой деятельности с детьми.

Задачи:

  • формировать у детей и взрослых представления о разных играх;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать навыки проведения игр.

Возраст детей—

 с 3-х лет  можно назвать условно, ведь могут  прийти родители с малышами помладше посмотреть на своих играющих старших детей и их отцов или бабушек. Почему бы нет? И больший ожидаемый эффект от участия всей семьи.

Срок реализации данной программы—1 год.

 

 

 

 

 

Формы и режим встреч.

Форма—семейная или правильнее, массовая. Для более успешной реализации данной Программы желательно участие всей семьи. Благодаря разным играм, можно будет встречаться на улице, в походе, на воде, в гостях друг у друга. В зависимости от встречи в помещение, на улице или в походе продолжительность может меняться от 1 часа и более.

  • Встречи—1 раз в месяц,
  • продолжительность—1 час,
  • день недели—пятница,
  • время проведения встреч—16.00. 
    Формы встреч:

В зависимости от названия раздела, они могут проходить в виде:

  • игр,
  • бесед,
  • походов,
  • конкурсов,
  • фестиваля и т.д.

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты и способы проверки

При реализации данной Программы  можно ожидать следующие результаты:

  • у детей и взрослых сформируются представления о разных играх;
  • улучшатся коммуникативные навыки;
  • на более высшую ступень поднимется эмоциональная отзывчивость;
  • сформируются навыки проведения игр;
  • родители и дети объединятся в комфортное сообщество;
  • отношения в семье станут более гармоничными;
  • сформируется новый семейный опыт совместной игровой и творческой деятельности с детьми.

 

Используются следующие способы проверки:

  • во время проведения игр организатор использует способ наблюдения за детьми и взрослыми; по окончании встречи проводит письменный анализ;
  • привлекает к наблюдению со стороны сотрудников детского сада, который проводит анализ по ходу встречи.

В качестве проверки используется опросник:

  • для выявления активных и пассивных участников: детей и родителей, их поощрение;
  • организация ненавязчивой помощи малокоммуникативным детям и родителям;
  • по наблюдениям прослеживается диагностика развития каждого ребенка, делаются выводы. 

Формой подведения итогов реализации данной Программы может стать необычный фестиваль, где каждая семья может познакомить со своей любимой и необычной игрой и пригласить на этот фестиваль соседние детские сады и преподнести им свой опыт, зарядить их играми. И появится новый девиз: «Играющие семьи всех стран, соединяйтесь!»

II. Учебно—тематический план Программы:

Тема встречи

Пятница

Организаторы

1

 

Игры в ненастный день

 

Март

Абилова А.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Интеллектуальные игры

Апрель

Абилова А.К.

3

Возьмите в руки карандаш

Май

Родители и воспитатели

4

Игры со словами

Июнь

Родители

5

Игры на воде

Июль

Родители и воспитатели

6

Игры во дворе

Август

Родители

7

Все на пикник

Сентябрь

Родители и воспитатели

8

Сюжетно—ролевые игры

Октябрь

Воспитатели

9

Смастерим игру сами

Ноябрь

Родители

10

Игры—постановки

Декабрь

Родители воспитатели

11

Когда пришли гости

Январь

Родители

12

Мороз и солнце, день чудесный

Февраль

Родители

13

Фестиваль семейных игр

Март

Родители, воспитатели, Абилова А.К.


Каждая тема рассчитана на 1 час.

В качестве методической базы используется следующая книга:

Ковалева Е.А. Веселая семейка. Лучшие игры и развлечения для детей и родителей.-М.:ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство №ДОМ. XXI век», 2006.-189 с

II. Содержание Программы

 В данной  Программе используются веселые  игры и развлечения, в которые можно играть всей семьей. Всего 12 встреч. Каждой встрече отведена конкретная тема.

1. «Игры  в ненастный день»

Чтобы не унывать в ненастный день, предлагаются игры, в которые можно поиграть в помещении. Не требуются сложной подготовки. Используются игры по правилам, на развитие ловкости, подвижности, способности концентрироваться. Игры напоминают физкультурные упражнения.

(Сценарий  и описание этих игр смотрите  в сценарии 1)

2. «Интеллектуальные  игры»

Данные игры несут в себе познавательный элемент. Эти игры развивают у детей речь, сообразительность, память, учат четко формулировать вопросы и внятно на них отвечать. Игры способствуют развитию воображения и фантазии, побуждают ребенка к творчеству. Задача организатора—начать интеллектуальную игру и увлечь ею ребенка.

(Сценарий  и описание этих игр смотрите в сценарии 2)

3. «Возьмите  в руки карандаш»

С помощью карандашей и красок можно поиграть в увлекательные игры. Можно придумать свой сказочный мир, населить его любимыми героями. Совсем простые игры подходят для самых маленьких детей.

(Сценарий  и описание этих игр смотрите  в сценарии 3)

 

4. «Игры  со словами»

Игры со словами расширяют эрудицию, развивают культуру речи и кругозор, учат работать со словарями. Немалое значение словесные игры имеют для развития мышления речи, поэтому они часто используются педагогами. Игры полезны для развития детей и взрослых. В некоторые игры можно играть только в группе, в некоторые вдвоем и в одиночку. Правила просты и легко запоминаются.

Предлагаемые игры:

«Отгадай слово», «Гребешок», «Словесное домино (Балда)», «Смешные слова», «Веселые истории», «Построй лесенку», «С мира по букве» и т.д.

5. «Игры  на воде»

Игры с водой—одно из самых приятных способов обучения. Играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослого. При этом обязательно комментировать вслух все, что делает и видит ребенок. Правила простые, инвентарь несложный, а удовольствия—море!

Предлагаемые игры:

«Поплавки», «Дуй сильнее», «Невод», «Уточки», «Баба сеяла горох», «По команде», «Не расплескай водичку», «Налей и отмерь» и т.д.

6. «Игры во дворе»

Данные игры проводятся на улице. Разнообразные игры с мячом. В них есть элементы футбола, баскетбола и других спортивных игр.

Предлагаемые игры:

«Пенальти», «Висячий обруч», «Преодолей препятствия», «Мяч, не падай», «Уличный кегельбан», «Самый меткий», «Ловись, рыбка!», «Ученик и мастер», «Равновесие» и т.д.

Информация о работе Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга