Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Анализ тенденций, происходящих в жизни современного общества и влияющих на позиции родителей в семье, позволил констатировать следующие факты:
- резкое расслоение населения на социальные группы; проявление очень богатых и очень бедных, а значит, социально незащищенных семей;
- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
- недостаточный уровень социально-психолого-педагогической и культурной компетентности взрослых и их умений для конструктивного взаимодействия с детьми и другими людьми.

Содержание работы

Введение...................................................................................................3
Глава 1.Теоретические основы организации досуга семьи................12
1.1.Семья как социальный институт: проблемы и практики организации семейного досуга..............................................................12
1.2.Игровая деятельность и игровые технологии в организации семейного досуга....................................................22

Глава 2. Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга....................................................................................47
2.1.Анализ практики организации семейного досуга в России.........................................................................................47
2.2.Опыт семейного досуга в Токском ДОУ.............................53
2.3.Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга..........................................................................57
2.4.Разработка педагогической программы организации семейного досуга..........................................................................62
а). Содержание программы...............................................63
б). Итоги внедрения программы.......................................67
в). Рекомендации педагогу-организатору.........................68

Заключение..............................................................................................70
Список использованной литературы.....................................................71

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

7. «Все  на пикник»

Веселые подвижные игры с использованием подручного материала, который буквально валяется под ногами.  Совместные игры на свежем воздухе не требуют от родителей особых педагогических познаний или специального оборудования. Это замечательный способ пообщаться с малышом продемонстрировать ему свою любовь.

Предлагаемые игры:

«Уроки лесного разбойника», «Кто спрятался в норке?», «Голоса природы», «В лес по ягоды пойдем», «Дорога домой», «Запятнай-ка», «Гуси—лебеди», «Гномики и домики», «Фантазеры», «Прыгуны» и т.д.

8. «Сюжетно—ролевые  игры»

Игры, которые говорят сами за себя. Выбирается сюжет и распределяются роли. Дети усваивают новые для себя понятия, соблюдают определенные правила, учатся общению.

Предлагаемые игры:

«Магазин», «Автомобили и пешеходы», «Хозяйка», «Путешествия на диване», «Снежная карусель», «Королевство» и т.д.

9. «Смастерим  игру сами»

Игра покажется еще интереснее, если игрушки сделаны своими руками. Существует множество игр с самодельными игрушками—простыми (от бумажных корабликов и лото), и сложными (домашний кукольный театр, над созданием которого трудилась вся семья). Игры, сделанные своими руками, не только развлекают, но и приучают его к рукоделию, прививают желание смастерить что-нибудь.

Предлагаемые игры:

«Самодельное лото», «Веселая мозаика», «Ловим рыбку», «Снежинки», «Маленький пекарь», «Коллаж», «Самодельная музыка», «Вертолет», «Куклы на палец», «Кукольный театр» и т.д.

10. «Игры—постановки»

Игры—постановки интересны как для детей, так и для взрослых. Истории для постановок не поучительные, а умиротворяющие, добрые и нежные. В играх—постановках необходимо соблюдать некоторые условия. Одно из них: взрослые должны вести себя естественно, не превращая игру в сказочное нравоучение. Родители должны создать такие условия, чтобы ребенок смог получить от игры настоящее удовольствие.

Предлагаемые игры:

«Репка», «Ежик», «В гостях у кошек—сладкоежек», «Корабль, попавший в шторм», «Старая сказка на новый лад», «Обезьяны в магазине игрушек», «Клипы» и т.д.

11. «Когда  пришли гости»

Игры на праздниках, днях рождения, вечеринках имеют свою специфику. Они обязательно должны быть с элементами шутки, розыгрыша и проходить с участием гостей. Обычно это командные веселые игры на ловкость, меткость и силу.

Предлагаемые игры:

«Вперед! Вперед!», «Кегля», «Неуловимый свисток», «Не бойся высоты!», «Чего на свете не бывает?», «Работай носом», «Попробуй, не ошибись», «Морские волки» и т.д.

12. «Мороз  и солнце, день чудесный»

Зима дарит удивительные игры, забавы и радости, которые недоступны в другое время года. Это и прогулки по зимнему лесу, с возможностью понаблюдать, прислушаться, придумать. А главное, забавы, связанные с коньками, лыжами и т.д.

Предлагаемые игры:

«Папа, вперед!», «Запутанный маршрут», «Где твоя клюшка?», «Догонялки на лыжах», «Ворота», «Ледяная горка для малышей», «Изваляй в снегу всех», «Снежные воротца» и т.д.

13. «Фестиваль  семейных игр»

Проводится в конце всех встреч как своеобразный итог. Родители и дети готовят дома свою игру из перечисленных тем и проводят ее с остальными участниками. По окончании подводится своеобразный хит—парад лучших игр и определяется «Самая играющая семья».

 

 

 

IV. Приемы и методы организации досуга, техническое оснащение

При организации и проведении данного игрового досуга развиваются все основные базовые компоненты личности ребенка:

&      коммуникативный,

&      физический,

&     детский  игровой,

&      познавательный,

&      нравственный,

&      трудовой,

&     экологический,

&      ценностно—ориентированный,

&     художественно—эстетический,

&      психологический,

&      исторический,

&     досуговый,

&      информационный,

&     компонент  «Я — сам».

Используются все основные методы организации досуга.

При проведении встреч необходим следующий материал:

  • бумага, картон, краски, карандаши, нитки;
  • нотный и песенный

Техническое оснащение:

  • аудиопроигрыватель, фотоаппарат, видеокамера, телевизор.

V. Формы и методы подведения итогов:

  • в конце каждой встречи можно провести своеобразный анализ опроса:   Какие игры понравились больше? В какие играли дома самостоятельно?
  • Метод наблюдения—применяется непосредственно во время встреч и позволяет менять ход игр организатору;
  • Метод видеонаблюдения—позволяет проанализировать встречу организатору; выявить достоинства и недостатки при организации и проведении;
  • Совместный просмотр и обсуждение видеозаписи с детьми—позволяет выявить активных и пассивных участников игр,
  • пробуждает соревновательный интерес, повышает мотивацию к следующим встречам;
  • Анкета для родителей—позволяет узнать их мнения и предложения по поводу работы игрового клуба.

Последняя встреча должна пройти в виде фестиваля, где все семьи приготовят свою любимую игру и сами семьи выберут семью—победительницу. Фестиваль должен стать большим незабываемым праздником с подключением и спонсоров, и администрации. Победившую семью можно будет дополнительно чествовать на традиционном «Дне села».

 

 

 

 

 

VI. Литература:

1. Управление ДОУ, 2005, №5 (23) стр. 80—89

2. Вестник образования, 2003, №20 стр. 55—57

3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Москва, Мозаика—Синтез, 2005

4. Губанова Н.Ф. Игровая  деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.-М.:Мозаика-Синтез.2006.-128

5. Ковалева Е.А. Веселая  семейка. Лучшие игры и развлечения  для детей и родителей.-М.:ООО  «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство  №ДОМ. XXI век», 2006.-189 с

  1. www.1september.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Сценарии игрового досуга

Сценарий 1

Встреча первая  

Домашние игры в ненастный день

1. «Карлики и великаны»

Игра на внимательность. Участники игры становятся в круг, в центре которого стоит ведущий. Если он произносит слово «карлики», все игроки должны присесть на корточки, при слове «великаны», все должны встать, подняв руки вверх. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Чтобы запутать игроков, ведущий может подавать неправильные команды, например: «Кар-тина! Ве-ник! Кар-ман! Ве-дро!»Побеждает тот, кто не совершит ни одной ошибки. 

2. «Кто сказал «мяу»?

Одного из игроков выбирают ведущим. Остальные становятся в ряд. А ведущий поворачивается к ним спиной. Стоящий в ряд участники игры по очереди издают разнообразные звуки: тявкают, мяукают. Хрюкают, мычат, поют и квакают. Ведущий должен угадать, кто именно издал те или иные звуки. Если он правильно называет игрока, то меняется с ним местами. А если нет, то продолжает угадывать.   3. «Змея»

Поставить у стола несколько стульев в ряд. Предложить ребенку лечь на живот и проползти как змея под столом и стульями, стараясь не задеть их. Ребенок может соревноваться с папой, а мама будет судьей.

4. «Веселые мартышки»

Веселая игра на развитие внимания. С помощью считалки выбирают ведущего, остальные игроки становятся в ряд напротив него. Ведущий говорит слова:

«Мы—веселые мартышки, мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем,

надуваем щечки. Скачем на носочках

и друг другу даже язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

пальчик поднесем к виску.

Оттопырим ушки,

хвостик на макушке.

Шире рот откроем,гримасы все состроим».

Игроки выполняют все указания ведущего. В конце замирают, делается фотография на память.

5. «Под куполом цирка»

Для этой игры вам потребуется бельевая веревка длиной 2-3 метра. Ее надо разложить на ковре и представить, что это—натянутый канат под куполом цирка. Канатоходец должен пройти по канату и не упасть. Игроки по очереди проходят по канату, балансируя руками и подпрыгивая. Побеждает тот игрок, кто, ни разу не оступившись, прошел по канату до конца.

6. «Не задень!»

Веселое состязание для всей семьи. Положите на пол в ряд игрушки вашего ребенка: кубики, мягкие игрушки, автомобили и други. Получилась своеобразная полоса препятствий. Теперь по очереди проходите дистанцию, перешагивая через игрушки, стараясь не задеть ни одну из них. Играть можно даже с маленькими детьми. Для детей постарше игру можно усложнить, положив игроку на голову подушку. Побеждает тот, кто не заденет ни одну игрушку.

 

 

7. «Попади в корзину»

В эту игру можно играть с 3-х лет. Количество участников—от двух и более. Вам потребуется корзинка или коробка, бельевые прищепки (по три на каждого участника плюс несколько запасных). Коробка ставится на расстоянии 2 метров от игроков. Они по очереди бросают прищепки в мишень. За два удачных попадания участник получает возможность дополнительного броска. Чтобы продолжить игру после первого тура нужно собрать все прищепки, а коробки отодвинуть немного дальше. Побеждает самый меткий участник, ведь с каждым разом попадать в корзину становится все труднее.

8. «Если весело живется, делай  так»

Это веселая игра под музыку. Игроки становятся в рад, а ведущий начинает выполнять различные движения. Перед каждым движением он приговаривает: «Если весело живется, делай так!» все должны повторить то, что он делает. Движения могут быть любыми, например: два хлопка в ладоши перед грудью, два щелчка пальцами, один хлопок над головой, три хлопка за спиной, прыжок на месте и так далее. В конце игры ведущий, сказав: «Делай так!» - показывает, что нужно повторить за ним сразу все движения.

9. «Самый лучший»

Количество игроков –не менее 4 человек. Участники игры по очереди подходят к зеркалу и, глядя в него, говорят себе десять добрых, ласковых и похвальных слов. Главное для игроков-не рассмеяться. Другие игроки пытаются рассмешить игрока, стоящего у зеркала, комментируя его слов. Тот, кто смеется, выбывает из игры.

10. «Первооткрыватель»

Для детей от 6 лет. Для игры понадобятся воздушные шарики—по количеству участников. Играет вся семья, включая бабушек и дедушек. Каждому участнику игры выдается воздушный шарик. Сначала необходимо «открыть» новую планету—надуть как можно быстрее воздушный шарик, а затем «заселить» эту планету жителями—быстро нарисовать на шарике фигурки человечков фломастерами. Победителем становится игрок, у которого «жителей» на планете окажется больше».

Сценарий 2

«Потехе—час»

Игровой семейный досуг.

Встреча вторая—«Интеллектуальные игры»

Цель досуга:

Содействовать гармонизации отношений в семье между взрослыми и детьми.

Задачи:

  • Формировать у детей и взрослых представления об 
    интеллектуальных играх;
  • Проигрывать вместе с детьми и взрослыми игровые ситуации
  • Формировать навыки проведения игр
  • Развивать коммуникативные навыки
  • Развивать внимание, быстроту реакции
  • Угадывать знакомые детские песни
  • Развивать литературные способности детей
  • Развивать логическое мышление
  • Исполнять шуточную песню («как у дяди Якова») хором
  • Исполнять сольную песню («Песенка Красной Шапочки»)

Аудитория:

Группа—Старшая, родители, сотрудники д/сада

Время проведения:

27 апреля 2007 г, 16.00.

д/сад «Чебурашка»

 

Технология досуга:

I. Предварительная работа:

  • Разучивание песни «Как у дяди Якова» хором
  • Разучивание песни «Песенка Красной Шапочки»
  • Приготовление костюма Мери Поппинс и Красной Шапочки
  • Запись фонограммы фрагментов детских песен
  • Приготовление домашних заданий для родителей и детей

(карточки)

  • Приготовление цветных парных карточек

II. Проведение.

III. Анализ.

 

Сценарий

Дети сидят возле своих родителей

 Ведущая:

Добрый день, дети и взрослые! Как настроение? Вы готовы поиграть снова? Тогда я приглашаю вас в наш игровой клуб «Потехе—час!». Ну что, волшебные слова?

Дети и взрослые исполняют припев песни «Делу время» из репертуара А.Пугачевой

Ведущая:

Не радует нас пока своей погодой весна. Не успела она прийти, как дожди тут как тут. Так и не долго заскучать и запеть: «Полгода плохая погода, полгода—совсем никуда!» Не побегать, не поиграть. А я знаю кто нам может помочь—Мери Поппинс, добрая выдумщица интересных игр для детей и взрослых. Только как же ее пригласить из Англии?

Ответы детей.

Ведущая:

Я придумала. Ведь Мери Поппинс—может стать любая женщина, главное, чтобы она могла что-нибудь выдумать! А если попробовать мне?

Для этого мне нужен: полосатый пиджак, (одевается пиджак), хвостик на голове (делаю хвостик), чемодан с сюрпризами {берет чемодан ) и большой зонт (раскрываю зонт) и я—Мери Попинс!

(Делаю танцевальные движения)

Здравствуйте, девчонки, мальчишки и повзрослевшие девочки и мальчики! Я приглашаю вас интересно, весело и полезно провести время! Я приглашаю в страну Интеллектуальных игр!

Игра 1: «Внимание! Розыск!»

Количество участников от 5 и более. Выбирают ведущего. Он встает в центр круга, который образуют остальные участники. Ведущий объявляет игрокам, что он разыскивает друга и начинает перечислять приметы одного из стоящих в круге. Другие игроки должны догадаться, о ком идет речь. Например, ведущий говорит: «Яразыскиваю подругу. У нее зеленые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко». Тот, кто первым догадается, о ком идет речь, становится ведущим.

Ведущая:

Внимание! Внимание! Разыскиваю дядю, у него 7 сыновей, которые ничего не делали, а только глядели друг на друга! Кто знает как его зовут?

Ответы детей

А давайте споем про него и его детей песню.

Дети исполняют песню «Как у дяди Якова»

 Ведущая:

Я, как Мэри Поппинс, не только люблю поиграть, но и люблю рассказывать о правилах хорошего тона. Но сегодня эти правила будут необычные, они будут для родителей, которые так любят учить своих детей хорошим манерам. Они будут придумывать новые правила хорошего тона для сказочных персонажей.

Информация о работе Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга