Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Анализ тенденций, происходящих в жизни современного общества и влияющих на позиции родителей в семье, позволил констатировать следующие факты:
- резкое расслоение населения на социальные группы; проявление очень богатых и очень бедных, а значит, социально незащищенных семей;
- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
- недостаточный уровень социально-психолого-педагогической и культурной компетентности взрослых и их умений для конструктивного взаимодействия с детьми и другими людьми.

Содержание работы

Введение...................................................................................................3
Глава 1.Теоретические основы организации досуга семьи................12
1.1.Семья как социальный институт: проблемы и практики организации семейного досуга..............................................................12
1.2.Игровая деятельность и игровые технологии в организации семейного досуга....................................................22

Глава 2. Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга....................................................................................47
2.1.Анализ практики организации семейного досуга в России.........................................................................................47
2.2.Опыт семейного досуга в Токском ДОУ.............................53
2.3.Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга..........................................................................57
2.4.Разработка педагогической программы организации семейного досуга..........................................................................62
а). Содержание программы...............................................63
б). Итоги внедрения программы.......................................67
в). Рекомендации педагогу-организатору.........................68

Заключение..............................................................................................70
Список использованной литературы.....................................................71

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

 

Казанский государственный университет культуры и искусств

 

Факультет социально-культурной деятельности

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

Игровые технологии как средство

оптимизации семейного досуга

 

Дипломная работа

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Абилова Альфия Курбангалиевна, группа 034        

Научный руководитель:

Шамсутдинова Дильбар Валиевна,

доктор педагогических наук, профессор           

 

 

 

 

 

 

«Допускается к защите»

Зав. кафедрой

Калимуллина Гульзирак Хамдеевна,

кандидат педагогических наук, доцент

Подпись_________ «____» _________200__г.

 

 

Казань 2009

Оглавление

Введение...................................................................................................3

Глава 1.Теоретические основы организации досуга семьи................12

1.1.Семья как социальный институт: проблемы и практики   организации семейного досуга..............................................................12

1.2.Игровая деятельность и игровые  технологии в      организации семейного досуга....................................................22

 

Глава 2. Игровые технологии как средство оптимизации     семейного досуга....................................................................................47

2.1.Анализ практики организации семейного досуга      в России.........................................................................................47

2.2.Опыт семейного досуга в  Токском ДОУ.............................53

2.3.Игровые технологии как средство  оптимизации                  семейного досуга..........................................................................57

2.4.Разработка педагогической программы  организации      семейного досуга..........................................................................62

а). Содержание программы...............................................63

б). Итоги внедрения программы.......................................67

в). Рекомендации педагогу-организатору.........................68

 

Заключение..............................................................................................70

Список использованной литературы.....................................................71

Приложения.............................................................................................74

Приложение 1 (Программа игрового семейного досуга)....................74

Приложение 2 (Сценарии досуга).........................................................91

Приложение 3 (Афиша, пригласительный билет, фотографии).........99

 

 

 

Введение

 

 

Наблюдаемый в последнее время повышенный интерес к семье—не случаен. Семья—не только ячейка общества, это, в конечном счете, и благополучие этого общества. Ведь на семью, в отличие от серьезных сфер, как экономика, политика, образование нельзя оказывать прямого воздействия, а тем более давления. В семье происходит реальное развитие и функционирование личности. И как бы не старались все социальные учреждения по формированию личности, центром формирования остается семья.

Анализ тенденций, происходящих в жизни современного общества и влияющих на позиции родителей в семье, позволил констатировать следующие факты:

- резкое расслоение населения  на социальные группы; проявление  очень богатых и очень бедных, а значит, социально незащищенных  семей;

- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;

- недостаточный уровень социально-психолого-педагогической  и культурной компетентности  взрослых и их умений для  конструктивного взаимодействия  с детьми и другими людьми.

В связи с такой социальной картиной необходимо использовать педагогические ресурсы для стабилизации в семейных отношениях.

Главное назначение семьи—гармония в отношениях всех членов семьи. Воспитание, культура, образование, нравственные ценности—все это в дальнейшем закладывается на многие поколения, превращая все эти мировоззрения и знания в единое семейное начало—семейные корни. Большое значение в формировании семьи, помимо сказанного, играет досуг.

Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность:

с одной стороны, направлен на поддержание семьи как целостной системы,

с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.  
Характер организации семейного досуга, который является неотъемлемым компонентом воспитательного потенциала семьи, поддается воздействию и существенно зависит от взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

Теоретический анализ работ по проблеме досуга в семье позволил выделить следующие его характеристики: - это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов; - выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, коллектива; - препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение; - оказывает развивающее воздействие на всех ее членов: повышает их образовательный, общекультурный уровень; сплачивает общностью интересов, переживаний. Является действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

Таким образом, семейный досуг понимается нами как социокультурный и педагогический феномен, связанный с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению.

Особое место в организации семейного досуга занимает игровая деятельность или игровые технологии.  Игра и игровое общение со взрослым является уникальным источником силы и энергии для благополучного развития и социализации ребенка. Игровая компетентность родителей  в общении с ребенком—эта составная часть педагогической культуры взрослого (Под игровой компетентностью подразумевается умение родителя общаться с ребенком на языке игры и способность вступать с ним в игровые ролевые отношения).

К сожалению, как нужно играть в семье никто не учит. Да, дети играют в детских дошкольных учреждениях, во дворах, иногда даже под присмотром родителей, очень редко с родителями на природе, но это так мало…

Как организовать семейный досуг, используя игровые технологии? Как научить играть всей семьей?

Эти вопросы автор выносит в качестве своего исследования.

Целью дипломной работы является изучение педагогического потенциала игровых технологий для оптимизации семейного досуга.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Рассмотреть современную семью  как социально-педагогическую среду.

2.Изучить научно—теоретические  основы игровой деятельности.

3. Проанализировать опыт организации семейного досуга средствами  игровых технологий.

4. Разработать программу организации  семейного досуга.

5. Описать методику внедрения  программы и дать рекомендации   организаторам.

 

Объектом исследования является современная семья в условиях досуга.

Предметом исследования являются педагогические условия оптимизации семейного досуга средствами игровых технологий.

Базой исследования  является сельское дошкольное учреждение, где сложились культуросозидающие традиции игрового семейного досуга.

 

Степень научной разработанности проблемы

Проблемы семьи и ее нравственно-воспитательного потенциала были предметом научного анализа в течение многих веков. Духовная жизнь семьи исследовалась Аристотелем, Платоном, Гегелем, Кантом, Фихте, Энгельсом, изучалась Н.А.Бердяевым, А.Ф.Лосевым, В.В.Розановым, В.С.Соловьевым, С.Л.Франком и другими русскими философами.

В настоящее время анализ проблем современной семьи представляет важное направление исследований философов, социологов, психологов, экономистов, педагогов, что ведет к более глубокому пониманию многих важных тенденций развития общества. Изучением семейной жизни в западных странах занимались П.Бергер, Де-Турвиль, Дж. Дуглас, М.Ковалевский, М.Лернер, Е.Литвак, Б.Малиновский, М.Мид, Дж.Митчел и другие. Среди работ, посвященных проблемам семьи, ее психологии, социологии, стратегии жизнедеятельности, межличностных отношений, следует отметить труды таких российских исследователей как А.И.Антонов, А.В.Артюхов, И.Ф.Дементьева, Б.В.Дубин, О.М.Здравомыслова,  Н.В.Римашевская, Г.Г.Силласте, М.В.Тараткевич, Е.Н.Феоктистов,  А.Г.Харчев и другие.

Роль семьи в процессе социализации как индивида, нравственное развитие личности, вопросы семейной педагогики освещены в публикациях А.П.Азарова, И.В.Гребенникова, В.Я.Титаренко, Б.А.Титова.

Вопросы семейного воспитания затрагиваются в ряде социальных, педагогических, психологических и дефектологических исследований (Ю.П.Азаров, В.Г.Бочарова, Э.К.Васильева, Н.М.Назарова, В.Н.Мясищев, С.Т.Шацкий). Социально-педагогические и психологические аспекты взаимодействия семьи и учреждений социально-культурной сферы отражены в исследованиях Т.П.Гавриловой, В.И.Загвязинского, P.M.Капраловой,  B.C.Кузина, Л.Б.Орлова, Л.С Спиваковской, С.Н. Токаревой.

Существенный вклад в разработку общих проблем социально-культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, И.М.Болотников, А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, А.Д.Жарков, А.С.Запесоцкий, Т.Г.Киселева,  А.П.Марков, В.Н.Орлов, В.Е.Новаторов, И.А.Новикова, Э.В.Соколов, Ю.А.Стрельцов, Н.Н.Ярошенко и другие российские ученые.

Перечень работ, способствовавших научному осмыслению потенциала семьи и условий его реализации, весьма обширен. Однако при всей широте и многообразии анализа  духовного мира современной семьи ряд аспектов этой проблемы остаются еще за пределами наук. И наиболее остро сегодня стоит вопрос обоснования эффективной методики использования сферы свободного времени для формирования культуры семейных отношений.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать

гипотезу исследования:

Игровые технологии имеют значительный педагогический ресурс, и их использование позволит существенно оптимизировать семейный досуг и повысит культуру межличностных отношений между родителями и детьми.

Методика и организация исследования.

Источниками исследования послужили статистические справочники, энциклопедические сборники, периодические издания и другие объективные документы, характеризующие состояние и проблемы развития современной семьи.

Этапы исследования:

  1. Теоретическое обобщение:
  • комплексный анализ научных публикаций в области социологии, психологии, дошкольной педагогики, культурологи о семье как о социально-педагогической среде;
  • изучение научно-теоретических основ игровой деятельности.
  1. Практическое обобщение:
  • Анализ опыта организации семейного досуга в России.
  • Анализ опыта организации семейного досуга в дошкольном образовательном учреждении.

В ходе теоретического и практического обобщения выделились основные положения концепции исследования:

1. Семейный досуг является совершенным  механизмом сплочения всех членов  семьи, разрешения конфликтов, достижения  общих целей и ценностей.

2. Практически все современные  семьи испытывают трудности при  организации семейного досуга.

3. Необходимы новые технологии, способные обогатить формы досуга, оптимизировать семейный досуг.

4. Игра и игровое общение уникальное  средство для благополучного  развития и социализации ребенка.

5. Педагогический потенциал игровых  технологий обеспечит проявление  индивидуальности, социализации, творчества.

Для реализации исследования по оптимизации семейного досуга средствами игровых технологий была выбрана база исследования—Токское дошкольное общеобразовательное учреждение, где сложились благоприятные условия для проведения семейного досуга.

1. Был проведен опрос «Игровое  общение с ребенком», который  позволил проанализировать опыт  родителей по использованию игр  в семейном воспитании.

2. Была разработана программа организации игрового семейного досуга и частично апробирована.

3. Выработаны методические рекомендации для педагогов-организаторов.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании значимости семейного досуга как уникального средства наполнения свободного времяпровождения членов семьи, снижения конфликтности в семейных отношениях.

Практическая значимость исследования состоит в удачном применении педагогического потенциала игровых технологий в организации семейного досуга как уникального средства вовлечения всех членов семьи в процесс творчества и новых активных форм отдыха.

В процессе исследования разработана и частично апробирована педагогическая программа организации семейного досуга, которая включает методику проведения семейного досуга.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1.Теоретические основы организации досуга семьи

     

    1.1.Семья как  социальный институт: проблемы и  практики   организации семейного досуга

    Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества и одновременно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный коллектив детей и взрослых с естественной средой их духовного развития.

    Информация о работе Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга