Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 14:49, курсовая работа
Анализ тенденций, происходящих в жизни современного общества и влияющих на позиции родителей в семье, позволил констатировать следующие факты:
- резкое расслоение населения на социальные группы; проявление очень богатых и очень бедных, а значит, социально незащищенных семей;
- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
- недостаточный уровень социально-психолого-педагогической и культурной компетентности взрослых и их умений для конструктивного взаимодействия с детьми и другими людьми.
Введение...................................................................................................3
Глава 1.Теоретические основы организации досуга семьи................12
1.1.Семья как социальный институт: проблемы и практики организации семейного досуга..............................................................12
1.2.Игровая деятельность и игровые технологии в организации семейного досуга....................................................22
Глава 2. Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга....................................................................................47
2.1.Анализ практики организации семейного досуга в России.........................................................................................47
2.2.Опыт семейного досуга в Токском ДОУ.............................53
2.3.Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга..........................................................................57
2.4.Разработка педагогической программы организации семейного досуга..........................................................................62
а). Содержание программы...............................................63
б). Итоги внедрения программы.......................................67
в). Рекомендации педагогу-организатору.........................68
Заключение..............................................................................................70
Список использованной литературы.....................................................71
Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала, обыгрыванию построек и изготовлению игрушек: совместное с детьми конструирование построек, рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования, использование фотографий детских построек, схем и рисунков построек.
Игры с правилами, с одной стороны, являются связующим звеном между обучением и игрой, а с другой стороны—в них ярко отражаются связи и отношения различных видов игр.
Игры с правилами делятся на дидактические и подвижные.
Дидактические игры—это игры обучающие. Их основное назначение—способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия, игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В качестве метода они широко используются на многих занятиях в целях обучения детей определенным способам умственных действий, для систематизации, уточнения и закрепления знаний. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежит в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.
Глава 2. Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга
2.1.Анализ
практики организации
Хотелось бы начать с публикации в журнале «Клуб» статьи «Новый взгляд на старые проблемы» (№12 2008, стр.3-11) о результатах заседания Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации, который прошел в г. Оренбурге 25-27 сентября 2008 г. Из выступления полномочного представителя Президента России
в Приволжском Федеральном округе Г.А. Рапота: «…в ответе на вопрос «Чего вам больше всего не хватает?» на первом месте обычно стоит заработная плата, а на втором—нехватка элементов культуры. У людей мало возможностей, чтобы куда-то пойти, что-то посмотреть, где-то встретиться…Для человека культура—очень востребованная сфера деятельности. И поэтому она является важным экономическим социальным фактором, именно экономическим, потому что люди будут жить там, где есть вся необходимая инфраструктура, объединенная одним емким словом—культура».
Действительно, возможность что-то увидеть, посмотреть, встретиться—по-прежнему не реализована в полном объеме и в хорошем качестве.
Активными организаторами семейного досуга в качестве социальных институтов по-прежнему выступают учреждения культуры, образования, дополнительного образования. Это, как правило, запланированная деятельность по многим направлениям.
Среди привычных, традиционных форм остаются семейные клубы с четко разработанной программой, уставом, положением.
В качестве интересного опыта автор приводит деятельность двух семейных клубов.
Примечательно, что появилось много клубов, уделяющих пристальное внимание семьям с детьми-инвалидами. Об одном из таких клубов хотелось бы рассказать.
Областной семейный диаклуб «Надежда» г.Оренбурга.
(из опыта работы с родителями детей-инвалидов по сахарному диабету)
Областной семейный диаклуб «Надежда» родился 16 лет назад на базе одноименного диабетического общества. В 1993 г. Министерством образования РФ было принято решение о поддержке детского движения, которое определило концептуальные основы взаимодействия детских общественных объединений и образовательных учреждений. Благодаря этому решению «Надежда» с 1994 года проводит свою работу на базе областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, продолжая тесно взаимодействовать с государственными и общественными организациями. Деятельность семейного клуба основана на программе «Взаимодействие», разработанной руководителем Л.П. Анисовой. В 2002 году программа стала лауреатом Всероссийского конкурса инновационных педагогических технологий. В клубе с детьми и сопровождающими их взрослыми проводятся совместные занятия, тренинги, игровые программы, направленные на улучшение их жизни. Конечно, главным направлением деятельности клуба является квалифицированная медицинская помощь. Если рассматривать семейный досуг, то он занимает в деятельности клуба не последнее место. Благодаря диалогу на межведомственном уровне у членов семейного клуба есть возможность бесплатно посещать театры, выставки. Проводятся обучающие игры, шоу-программы, праздники, ролевые игры. Сценарии программ разрабатываются самими ребятами из группы «Лидер» этого же диаклуба. Цель игровых программ—создание у ребенка мотивации на изменение роли больного из пассивного исполнителя рекомендаций эндокринолога в активного участника терапевтического процесса. Совместное творчество детей и взрослых в ходе таких акций раскрывает потенциал многих родителей с неожиданной стороны, обеспечивает эмоциональную поддержку участникам мероприятий, способствует повышению их авторитета как в собственной семье, так и в социуме.
Информационные перемены в нашем обществе способствовали новым техническим возможностям. Интернет при всех его противоречиях остается уникальным каналом, где можно найти интересную, нужную информацию, в том числе и о семейном досуге. Об одном полезном сайте хотелось бы рассказать.
«Семейный центр «Рождество» http://www.rojdestvo.ru
Из истории возникновения клуба
«В 2009 году Семейный клуб родительского опыта «Рождество» отпразднует свое совершеннолетие – 18ый сезон в Москве. Ежегодно сюда приходят мамы и папы, интересующиеся возможностями и традициями семейной педагогики, родители с детьми, а также супруги, которые еще только готовятся к рождению ребенка. Сегодня – это сотни семей москвичей.
А тогда, восемнадцать лет назад, в переломных девяностых годах, в детском садике на окраине Москвы собралась небольшая группа родителей, в семьях которых народились первенцы. Вопреки расхожим нынче опасениям, что с рождением ребенка «полнокровная жизнь кончилась» и наступила полоса тягостного домашнего затворничества, этих родителей объединило иное.
С появлением малышей жизнь в их семьях приобрела особый смысл. Материнство и отцовство наполнили дома радостью и творческим импульсом. Тех, кто стоял у истоков Семейного клуба, отличали готовность и желание нести ответственность за ребенка – его здоровье, развитие, воспитание – самостоятельно, не передоверяя малышей яслям и садикам. Так, собственно, и было принято в семьях прежде, до появления известного тезиса о приоритете общественного воспитания… Прошло восемнадцать лет с того дня, когда небольшая группа родителей объединилась для того, чтобы попытаться создать дружескую среду общения и обмена опытом воспитания народившихся малышей. Время шло, а родительская инициатива не угасла, напротив – расширилась и окрепла. Центр поддержки семьи «Рождество» сегодня - это уникальная команда специалистов по работе с семьей и объединение более полутысячи семей, которые приходят туда ежегодно».
(По материалам сайта http://www.rojdestvo.ru)
Сотрудники данного сайта дают исчерпывающие информацию по всем интересующим вас вопросам. Кроме того, предлагают широкий спектр услуг, в том числе и в проведении семейного досуга. Опытные консультанты проводят различные семинары. Автора исследования особенно привлекли семинары, связанные с игровой деятельностью.
(По материалам сайта http://www.rojdestvo.ru)
По понедельникам с 18.00 до 21.00 на Хамовническом валу проходят педагогические семинары для родителей, развивающие темы базового курса: «Семейная педагогика» - «Домашняя игротека»
В программе курса: лекции, тренинги, деловые игры и практические занятия по возрастным особенностям развития детей и возможных путях его родительской диагностики и коррекции с помощью великой волшебницы Игры.
Ведущая курса: Смирнова (Плотникова) Татьяна
Как видим, в России произошли значительные изменения в выборе форм досуга. Стоит отметить и опыт семейного досуга в крупных торговых центрах. Уровень организации этого досуга во многих центрах достаточно высокий.
Резервы многочисленных социально-культурных институтов в их воздействии на семью и сферу семейного досуга используются далеко не в полной мере. Отсюда противоречия между подлинными возможностями этих институтов и степенью их реализации в семейной среде, между досуговыми интересами, предпочтениями семьи реальными экономическими, материальными условиями их удовлетворения.
Для решения этих противоречий необходимо:
а) максимально использовать все резервы социально-культурных институтов, приближенных к семье;
б) добиться координации их деятельности в комплексном воздействии на семью.
Необходима четкая согласованность всех учреждений и организаций социума для проведения совместной деятельности в объединении семьи.
2.2. Опыт семейного досуга в Токском ДОУ
Работу современного ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) невозможно представить без участия родителей. И примечательно, что сейчас эта работа с родителями строится на основе диалога, в основе которой—партнерство.
Многолетний опыт работы нашего детского сада с семьями воспитанников подвел нас к пониманию того, что развить в ребенке уверенность в себе, сформировать социально значимые чувства, желания и взгляды, привить социальные навыки можно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Поэтому, возрождение положительных семейных традиций, создание банка таких традиций, организация обмена положительным опытом семейного воспитания является первоочередной и самой актуальной задачей не только нашего дошкольного учреждения, но и всей системы дошкольного воспитания России.
В результате многолетней работы детского сада в этом направлении сложилась система мероприятий по расширению общения взрослых и детей
в таких формах взаимодействия как совместная познавательная, трудовая, досуговая деятельности, совместные традиции. Совместные праздники, экскурсии, семейные конкурсы, экспонирование семейных фотографий и поделок, спортивные праздники, – вот далеко не полный перечень видов совместной деятельности взрослых и детей, ставших в детском саду традиционными за последние годы.
В каждой возрастной группе совместная деятельность проходит с разной степенью включенности и участия взрослых и детей и нацелена на решение самых разнообразных задач: ближе познакомиться с семьями воспитанников, подружиться, привлечь пап и мам к воспитанию и развитию детей, к обмену позитивным семейным опытом, способствовать внедрению в семейное воспитание традиций народной педагогики.
Работая музыкальным руководителем данном саду более 15 лет, я обратила внимание на некоторое преимущество в организации совместных праздников, развлечений именно в селе: удаленность от культурных центров, отсутствие разнообразных форм и видов культурных развлечений—все это способствует тесному сотрудничеству, поддержке и благодарному интересу со стороны родителей. На праздники, как правило, приходят все мамы, некоторые мамы приводят с собой и других членов семьи. Все это радует и обязывает нас, сотрудников, сделать все возможное, чтобы этот интерес только возрастал.
Благодаря интересу к традициям, в садике появился любимый праздник—«Масленица», который проходит каждый год, независимо от погодных условий на площадке детского сада. Родители принимают активное участие в подготовке к этому празднику: из бабушкиных сундуков достаются красивые платки для девочек, для мальчиков готовятся кушаки—все эти наряды помогают почувствовать связь поколений. Бабушки с удовольствием готовят блины. А старшие братья очень часто выступают в роли извозчиков в катаниях на лошадях. Надо отметить, что и лошади украшаются родителями.
Масленица стала любимым праздником. Сотрудники детского сада обязательно становятся исполнителями ярких ролей, проводят игры с детьми, играют сами, сопровождают детей в катании с песнями, наигрышами. При организации этого праздника очень важно выбрать интересный, доступный сценарий, ведь необходимо соблюдать и временной интервал, чтобы дети не успели замерзнуть в случае холодной погоды и успели поиграть. А всеобщее чаепитие с блинами на улице—это долгожданная радость после активного участия в празднике.
Мне бы хотелось бы рассказать о нашей новой форме проведения Летнего праздника «Васильковый День».
В его подготовке родители принимают самое активное участие: готовят атрибуты цветов, изготовленные своими руками; придумывают костюмы цветов, готовят рисунки, разучивают стихотворения. И, конечно же, становятся благодарными зрителями. Дети встречают праздник на красивой зеленой лужайке во дворе детского сада, играют, поют песни, рисуют красками, а по окончании праздника—остаются играть на своеобразном пикнике, на теплых одеялах, при хорошей теплой погоде, бегая босиком.
Среди любимых семейных, ставших уже традиционными в нашем саду, праздников—спортивный праздник «Папа, мама, я—спортивная семья!» Активную помощь в проведении этого праздника оказывают преподаватели физкультуры нашей школы. Они обеспечивают проведение соревнования по правилам, с учетом всех технических моментов. Родители становятся активными участниками в командах, а остальные—в роли судей и болельщиков.
Совсем недавно у нас появилась хорошая добрая традиция—поздравлять молодых мам с рождением малышей на базе сельской администрации.
Информация о работе Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга