Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 14:49, курсовая работа
Анализ тенденций, происходящих в жизни современного общества и влияющих на позиции родителей в семье, позволил констатировать следующие факты:
- резкое расслоение населения на социальные группы; проявление очень богатых и очень бедных, а значит, социально незащищенных семей;
- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
- недостаточный уровень социально-психолого-педагогической и культурной компетентности взрослых и их умений для конструктивного взаимодействия с детьми и другими людьми.
Введение...................................................................................................3
Глава 1.Теоретические основы организации досуга семьи................12
1.1.Семья как социальный институт: проблемы и практики организации семейного досуга..............................................................12
1.2.Игровая деятельность и игровые технологии в организации семейного досуга....................................................22
Глава 2. Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга....................................................................................47
2.1.Анализ практики организации семейного досуга в России.........................................................................................47
2.2.Опыт семейного досуга в Токском ДОУ.............................53
2.3.Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга..........................................................................57
2.4.Разработка педагогической программы организации семейного досуга..........................................................................62
а). Содержание программы...............................................63
б). Итоги внедрения программы.......................................67
в). Рекомендации педагогу-организатору.........................68
Заключение..............................................................................................70
Список использованной литературы.....................................................71
Этот праздник мы назвали «С Днем рождения, малыш!» Наши дошколята с удовольствием выступают перед малышами, а после концерта—знакомятся с ними поближе: мамы малышей разрешают им их потрогать, погладить. Все это способствует добрым отношениям, а будущие наши родители—смогут без страха отдавать своих малышей к нам в садик.
Хотелось бы отметить и взаимный интерес к участию в поздравлениях с Днем пожилых людей и Днем Победы. Дети готовятся заранее, предупреждают своих бабушек и дедушек о сюрпризе для них, приглашают их на праздник. Помогают с выбором репертуара, предлагая для исполнения те или иные разученные песни. Их непосредственность, артистичность помогает забыть о возрасте, а бабушки и дедушки долго не хотят отпускать внучат.
Все перечисленные праздники и развлечения—далеко не полный перечень. Собран хороший фото и видеоархив нашей работы.
2.3.Игровые
технологии как средство
Игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов.
Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.
Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Забавно, что некоторые инноваторы, провозгласив игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут обучаться игровым технологиям за границу, видя в ней непререкаемый авторитет. Другие и вовсе не принимают игру, не считают ее особым самостоятельным направлением в педагогике, либо соглашаются с такими ее формами, которые никакого отношения к игре не имеют.
Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Отнесение игровых педагогических технологий к «новшествам» неправомерно. Конечно же, мы признаем, что эти методики ранее были менее популярны, чем теперь, но в педагогическом процессе присутствовали, как нам кажется, всегда.
В советской школе игре незаслуженно уделялось мало внимания, однако в дошкольных учреждениях она являлась и является сейчас не то чтобы популярной, а основной методикой воспитания и обучения, то есть развития личности ребенка. Разработаны эти технологии и в практике внешкольных заведений, внеклассные мероприятия также не могут без них обойтись.
Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Дети дошкольного возраста не могут не играть. Взрослые не играть могут. Но потребность в игре у многих людей сохраняется в течение всей жизни, подтверждения чему можно отыскать не только в исследованиях, но и в обыденном опыте. Эпидемии компьютерных игр обрушиваются на организации, оснащенные современным информационным оборудованием; играют люди, справедливо считающиеся основой консерватизма и практичного подхода к жизни — женщины 40–50 лет, обремененные семьей и работой. Стихийное движение «ролевых игр», включает возрастные группы от школьников до людей 30–40 лет и считается самым массовым стихийным движением как в нашей стране, так и за рубежом.
На детскую игру можно смотреть по-разному. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.
Родительские увещевания и запреты могут сыграть с ребёнком злую шутку. Как, например, было с одним мальчиком, которому всё время говорили, мол, учись, учись и учись. В три года выучившись читать, в свои 11 лет он был аж в 7-ом классе. Родители, естественно, гордились таким сыном. Как вдруг у мальчика начались проблемы со здоровьем: головные боли, бессонница, плач, крошащиеся ногти… Педиатры дружно рекомендовали годовой перерыв в учёбе. Ну а психолог посоветовал оставить мальчика в покое хотя бы на месяц. Несколько дней вундеркинд просто отсыпался, а потом стал помаленьку играть в игры трёхлетнего возраста. Постепенно, через день-два, он переходил к играм более старшего возраста, добирая то, чего лишили его в детстве родители. А спустя недели три впервые за несколько лет запел за игрой. Мать собиралась вести его к врачу, но, взглянув на ногти, была поражена — они были целёхоньки. Депрессии и нервные срывы прекратились. Он вылечился, играя»16.
Проведенный социологический опрос «Игровое общение с ребенком» в Токском ДОУ с целью анализа опыта родителей по использованию игр в семейном воспитании, показывает: когда родители недооценивают игровое общение, оно подменяется директивным стилем воспитания.
Так, распространенным стало применение методов вербального воздействия на ребенка: требований, запретов, указаний, уговоров, увещеваний, советов, объяснений. Здесь родитель действует с позиции власти и силы. Причем, родитель чувствует себя достаточно уверенно, а отслеживать избыточность своих директив далеко не всем под силу. Для ребенка такие условия становятся источником беспокойства, вызывают тревожное состояние «Надо соответствовать!», и, как следствие, оборачивается для него эмоциональной травмой: «Я не тяну!»
Игра и игровое общение со взрослым оказывается почти единственным источником силы и энергии для благополучного развития и социализации ребенка. Родители зачастую не придают серьезного значения детской игре, необходимой для социального, эмоционального, интеллектуального и психомоторного опыта, полезного для благополучной адаптации ребенка к школе. Вместо этого взрослый, осознанно или нет, выставляет «батарею» социальных норм и правил. Самим родителям не всегда легко придумать игры и научиться применять в практике семейного воспитания. Игровая инициатива как компонент родительской позиции обеспечивает ребенку защиту от жестокого, социально-нормативного обращения по поводу его готовности к школьному обучению.
2.4.Разработка педагогической
программы организации
Метод игры в практической деятельности учреждений культуры трансформируется иногда и в форму культурно-досуговой деятельности или, точнее, игровые программы.
Игровые программы представляют собой элементарный набор игр. Они несложны структурно, с ограниченным количеством задействованных исполнителей, позволяют в наибольшей мере строить ход действий в импровизированном плане. Степень подготовки таких программ значительно проще других.
Существуют комплексные программы, где игры используются как одно из средств выразительности. Игры в данных программах чередуются с различными средствами: музыкой, танцами, конкурсами и т.д., что заполняет перерывы, содействует знакомству, вовлечению участников в происходящее действие, созданию условий для дружеского общения, снижению напряженности, обогащению и разнообразию программы. В сюжетно—тематических игровых программах игры выступают ведущим изобразительным средством, подчиняя себе все остальное. Содержание данных программ тематически и сюжетно объединено игровой ситуацией. Сюжет позволяет логически оправданно выстроить относительное самостоятельные игровые эпизоды, в результате чего программа приобретает стройность, законченность.
а). Содержание программы «Игровой семейный досуг в детском саду».
Цели:
Задачи:
В данной Программе используются веселые игры и развлечения, в которые можно играть всей семьей. Всего 12 встреч. Каждой встрече отведена конкретная тема.
1. «Игры в ненастный день»
Чтобы не унывать в ненастный день, предлагаются игры, в которые можно поиграть в помещении. Не требуются сложной подготовки. Используются игры по правилам, на развитие ловкости, подвижности, способности концентрироваться. Игры напоминают физкультурные упражнения.
2. «Интеллектуальные игры»
Данные игры несут в себе познавательный элемент. Эти игры развивают у детей речь, сообразительность, память, учат четко формулировать вопросы и внятно на них отвечать. Игры способствуют развитию воображения и фантазии, побуждают ребенка к творчеству.
3. «Возьмите в руки карандаш»
С помощью карандашей и красок можно поиграть в увлекательные игры. Можно придумать свой сказочный мир, населить его любимыми героями. Совсем простые игры подходят для самых маленьких детей.
4. «Игры со словами»
Игры со словами расширяют эрудицию, развивают культуру речи и кругозор, учат работать со словарями. Немалое значение словесные игры имеют для развития мышления речи, поэтому они часто используются педагогами. Игры полезны для развития детей и взрослых.
5. «Игры на воде»
Игры с водой—одно из самых приятных способов обучения. Играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослого. При этом обязательно комментировать вслух все, что делает и видит ребенок.
6. «Игры во дворе»
Данные игры проводятся на улице. Разнообразные игры с мячом. В них есть элементы футбола, баскетбола и других спортивных игр.
7. «Все на пикник»
Веселые подвижные игры с использованием подручного материала, который буквально валяется под ногами. Совместные игры на свежем воздухе не требуют от родителей особых педагогических познаний или специального оборудования.
8. «Сюжетно—ролевые игры»
Игры, которые говорят сами за себя. Выбирается сюжет и распределяются роли. Дети усваивают новые для себя понятия, соблюдают определенные правила, учатся общению.
9. «Смастерим игру сами»
Игра покажется еще интереснее, если игрушки сделаны своими руками. Существует множество игр с самодельными игрушками—простыми (от бумажных корабликов и лото), и сложными (домашний кукольный театр, над созданием которого трудилась вся семья). Игры, сделанные своими руками, не только развлекают, но и приучают его к рукоделию, прививают желание смастерить что-нибудь.
10. «Игры—постановки»
Игры—постановки интересны как для детей, так и для взрослых. Истории для постановок не поучительные, а умиротворяющие, добрые и нежные. В играх—постановках необходимо соблюдать некоторые условия. Одно из них: взрослые должны вести себя естественно, не превращая игру в сказочное нравоучение. Родители должны создать такие условия, чтобы ребенок смог получить от игры настоящее удовольствие.
11. «Когда пришли гости»
Игры на праздниках, днях рождения, вечеринках имеют свою специфику. Они обязательно должны быть с элементами шутки, розыгрыша и проходить с участием гостей. Обычно это командные веселые игры на ловкость, меткость и силу.
12. «Мороз и солнце, день чудесный»
Зима дарит удивительные игры, забавы и радости, которые недоступны в другое время года. Это и прогулки по зимнему лесу, с возможностью понаблюдать, прислушаться, придумать. А главное, забавы, связанные с коньками, лыжами и т.д.
б). Итоги внедрения программы
Программа была частично апробирована в дошкольном учреждении: было проведено 3 встречи. По результатам бесед, видеонаблюдения, наблюдения независимых экспертов были получены следующие результаты:
в). Рекомендации педагогу-организатору
В руководстве играми с правилами следует выделить три этапа: подготовка игры, ее проведение, анализ результатов.
Педагог предварительно должен изучить и осмыслить ход игры, ее правила, методы руководства и свою роль. Игра проходит успешно в том случае, если к ней хорошо подготовлены не только взрослые, но и дети, то есть если они имеют знания, представления о предметах, явлениях окружающей жизни, необходимые для решения игровой задачи.
Если педагог тщательно подготовиться к игре, то ее проведение не вызовет у него затруднений. Важно учитывать следующее: начинать объяснение игры надо с ознакомления детей с ее содержанием и дидактическим материалом, который будет использован (предметы, картинки), после чего ясно и четко изложить правила игры и описать игровые действия. В любой дидактической игре должны быть игровые правила и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, игра превращается в дидактическое упражнений. Поэтому после объяснения правил игры следует показать, как они выполняются, и закрепить их знание детьми. Мера участия педагога определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи и игровых правил. Участвуя в игре, он направляет действия детей советами, вопросами, напоминаниями, непосредственно показом.
Информация о работе Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга