Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 14:49, курсовая работа
Анализ тенденций, происходящих в жизни современного общества и влияющих на позиции родителей в семье, позволил констатировать следующие факты:
- резкое расслоение населения на социальные группы; проявление очень богатых и очень бедных, а значит, социально незащищенных семей;
- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
- недостаточный уровень социально-психолого-педагогической и культурной компетентности взрослых и их умений для конструктивного взаимодействия с детьми и другими людьми.
Введение...................................................................................................3
Глава 1.Теоретические основы организации досуга семьи................12
1.1.Семья как социальный институт: проблемы и практики организации семейного досуга..............................................................12
1.2.Игровая деятельность и игровые технологии в организации семейного досуга....................................................22
Глава 2. Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга....................................................................................47
2.1.Анализ практики организации семейного досуга в России.........................................................................................47
2.2.Опыт семейного досуга в Токском ДОУ.............................53
2.3.Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга..........................................................................57
2.4.Разработка педагогической программы организации семейного досуга..........................................................................62
а). Содержание программы...............................................63
б). Итоги внедрения программы.......................................67
в). Рекомендации педагогу-организатору.........................68
Заключение..............................................................................................70
Список использованной литературы.....................................................71
Игра 2: «Правила хорошего тона»
Участникам игры, а точнее родителям, предлагают придумать правила поведения для детей в гостях у сказочных персонажей.
Отмечаются самые интересные правила.
Ведущая:
Спасибо, вам родители за вашу находчивость! Если мы уж вспомнили о сказочных героев, то почему бы нам не продолжить встречу с ними. Но мы придумаем своих героев, очень похожих на старых, но они будут называться противоположно привычным героям, говоря шуточным языком—мы их «переврем».
Игра 3: «Перевирание сказки»
Увлекательная игра на развитие литературных способностей ребенка. Участники игры выбирают какую-нибудь сказку, которую хорошо все знают. Затем каждый участник по очереди пытается пересказать сказку, произвольно заменяя в ней слова. При этом какой-то смысл в повествовании должен сохраняться. Побеждает тот игрок, у которого будет самая интересная сказка.
Например, вот что может получиться из сказки про Красную Шапочку.
Ведущая:
«Жил-был мальчик, которого звали Синий Беретик. Вот папа
как-то раз и говорит: «Сходи-ка, сынок, к дедушке и отнеси ему свежие газеты». Пошел Синий Беретик через лес, а навстречу ему—Медведь...»
Ведущая:
Какие мы фантазеры! Давайте себе поаплодируем от всей души!
А теперь все по-настоящему. Я очень люблю детские песенки из мультфильмов. А вы? В моем чемодане есть замечательный диск с песнями, вот только кто их поет и из какого мультфильма, я запуталась! Может вы разгадаете?
Игра 4: «Музыковеды»
Угадываются мелодии песен из мультфильмов. Дети и родители угадывают.
Ведущая:
Спасибо вам, ребята, за интерес к музыке из мультфильмов.
Интересно, а что это у меня за необычные карточки? Я знаю, с
ними тоже можно поиграть.
Игра 5: «Домино»
Игра развивает внимание, быстроту реакции, учит различать цвета предметов. Каждому участнику дают по цветной карточке. Цвета должны повторяться так, чтобы каждый мог найти себе пару. Игроки расходятся по комнате, дожидаясь
команды: «Найди свою пару!» После этого они должны быстро отыскать себе пару—стать рядом с тем, у кого карточка такого же цвета.
Ведущая:
А теперь, родители могут немного отдохнуть, а я с поиграю с
ребятами. Будьте внимательны, игра сложная, но умная.
Игра 6: «Два круга»
Эта игра развивает внимание, логическое мышление, быстроту реакции и расширяет словарный запас. Количество от 10 и более. Роль ведущего исполняет взрослый. Участники игры строятся в два круга—внешний (большой) 6—7 человек и
внутренний (малый) 3—4 человека. Игроки большого круга стоят на месте, а малого—идут по кругу с ведущим, приговаривая: «Мы по кругу идем, с собой сладкое берем».
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например, сахар. Участник, первым назвавший слово, переходит во внутренний круг. Игра продолжается: «...с собой кислое, горькое, соленое, твердое, мягкое и т. д. берем»
Родители следят, кто назовет первым правильное слово.
Ведущая:
Спасибо за игру! Прошу всех занять свои места и самое время, как любил говорить Винни-Пух: «А не пора ли нам подкрепиться?»
Игра так и называется «Приятного аппетита!»
Игра 7: «Приятного аппетита!»
Увлекательная игра на внимание. Количество игроков от 5 и более. Игроки садятся на стулья в круг, в центре сидит ведущий. Он рассказывает игрокам смешную историю, которую придумывает на ходу. В истории должно употребляться как можно больше самых разных съедобных вещей. Как только в рассказе встречается название какой-нибудь еды, игроки должны встать со стула и сказать: «Приятного аппетита!», затем повернуться вокруг себя и снова сесть на стул. История может быть примерно такой:
«Ой, что-то мне есть хочется! Где бы мне найти хлеба? Придется поискать в ванной. Вот он, хлеб, лежит в стиральной машине, рядом с картошкой. Но картошки мне что-то не хочется. Скорей уж торта... только вот где он может быть? Так я и знала! Лежит себе в пылесосе. Очень вкусный торт. А где же шоколад? Может под мойкой, где веник лежит? Нет, там нет. А, вот он, на люстре висит! Полезу-ка я на стул, надо его достать. Но ножка надломилась, и я упал в миску с холодцом. Куда же подевался мой аппетит?»
Ведущая:
А у вас, пропал аппетит? Тогда я знаю, кто может его поднять! Замечательная девочка, которую мы сегодня вспоминали.
Ответы детей
И эта девочка тоже может легко появиться. Пусть сегодня это будет наша Катя. А благодаря моему чемодану, она превратится в эту девочку—Красную Шапочку.
Одевает костюм. Исполняет песню «Песенка Красной Шапочки» Катя Уткина.
Ведущая:
Красная Шапочка, спасибо тебе за песенку! Раз ты настоящая, то у тебя должна быть корзинка, а в ней не пирожки, а что-то другое.
Открывает корзинку.
Для взрослых—домашнее задание: «Помоги поэту!»
Игра 8: «Помоги поэту»
В этой игре участники смогут проверить свои литературные способности. Помогите начинающему поэту Цветику закончить короткие стихотворения про героев мультфильмов. Он смог сочинить лишь первые две строчки. Попробуйте придумать последние строчки в четверостишьях. Начало стихов:
1 .«Вини-Пух сказал однажды:
«Я не буду больше мед...
2.Леопольд смотрел в окошко
И мечтал найти друзей
3.Как-то Гена с Чебурашкой
Загорать пришли на пляж
4. «Волк на Зайца очень злится,
Говорит: «Ну, погоди!»
5.Карлсон в гости к Малышу Прилетел под вечер...
Ведущая и Красная Шапочка раздают задания и сладости под музыку.
Ведущая снимает костюм Красной Шапочки и Мери Поппинс. Благодарит за в нимание и проводит опрос о вечере.
Сценарий 3
Встреча третья «Возьмите в руки карандаш»
Ведущий: Добрый день, дорогие родители и дети!
Поздравляю вас всех с замечательными праздниками: Днем Детства и Днем семьи! Хорошо собраться всей семьей за столом и заняться любимым делом! Вот и я вам предлагаю собраться и отправиться в замечательную страну «Калю—Малю». Что это за страна? Об этом мы споем.
Песня «Каля—Маля»
Ведущий: А какая она эта страна? (ответы детей)
Давайте представим ее под красивую классическую музыку.
Звучит музыка Вивальди
Игра 1 «Музыкальные картинки»
Участники садятся за стол, перед каждым лежит бумага и карандаши. Включите вашу любимую музыку, желательно классическую. Слушая музыку, дети рисуют на бумаге все то, что навевает им эта музыка. В конце игры каждый демонстрирует свой рисунок и объясняет, почему он нарисовал тот или иной предмет.
Ведущий: Чтобы быстрее нам добраться до этой замечательной страны, давайте отправимся на поезде и возьмем в дорогу сказочных персонажей, веселых человечков, животных.
Игра 2 «Веселый поезд»
В эту игру можно играть всей семьей. Понадобится большой лист бумаги. На нем один из игроков рисует паровоз. Затем другие участники игры по очереди пририсовывают к паровозу вагончики, в окошках которых видны пассажиры: животные, птицы, сказочные персонажи, ваши любимые герои из мультфильмов. Выигрывает тот, кто изобразит в окошках поезда больше пассажиров.
Ведущий:
Всем с детства знакома строка из стихотворения А.С. Пушкина: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…» Никто никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы.
Игра 3 «Следы нечистой силы»
Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:
Бабы—Яги
Водяного
Кощея Бессмертного
Лешего
Кикиморы
Ведущий: А что если нам придумать необычное существо? И назвать его Чудо—Юдо.
Игра 4 «Чудо—Юдо»
Большой лист бумаги. Мама берет бумагу и, отвернувшись от ребенка, рисует голову и шею какого-нибудь существа: человека, сказочного персонажа, животного. Затем сгибает лист так, чтобы малыш не видел ее рисунка целиком. На мамином рисунке он видит только шею без головы. Теперь малыш пририсовывает к ее туловище и руки и опять сгибает лист бумаги. Мама, не видевшая, что он нарисовал, дорисовывает к туловищу ноги и опять сгибает лист бумаги. Ребенку остается добавить какую-нибудь деталь, например, ступни ног с пальцами, лапы или копыта животного. Теперь лист можно развернуть и посмотреть, что же получилось.
Ведущий: Спички—не игрушка. Но если спички не зажигать, почему бы не поиграть с ними? Например, из спичек можно сложить картину.
Игра 5 «Картина из спичек»
Скажем, на этой картине может быть изображен представитель какого-либо вида спорта.
Попробуйте сложить из спичек сложить фигурки…
Ведущий:
Не секрет, что все дети любят рисовать. И про эта наша песенка.
Песня «Дети любят рисовать»
Игра 6 «Незаконченный рисунок»
Один художник решил нарисовать картину. Он провел фломастером на листе первую линию… и его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным.
Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу. Дорисуйте начатое, если известно, что первая линия—это часть картины, в которой…
Игра 7 «Рисунок ниткой» для бабушек
Нитки служат для того, чтобы шить или вышивать. А еще с помощью нитки можно сделать рисунок. Для этого нужно всего лишь положить нитку на лист бумаги, а затем с помощью пальца или какого-нибудь приспособления повернуть, изогнуть нитку так, чтобы получился какой-либо контур. Чтобы нитка стала более «послушной», ее можно намочить.
Пирамидальный топольИгра 8 «Фантик для конфеты»
Представьте, что вы—художники, работающие на кондитерской фабрике. Ваша задача—придумывать и рисовать обертки для шоколадок, конфет, печенья. При этом ваши рисунки всегда должны соответствовать названию кондитерского изделия. Недавно вам поступил заказ—нарисовать фантики для новых конфет.
«Медовые»Игра 9 «Волшебная закладка»
Закладки для книг бывают разные: толстые и тонкие, с рисунком и с аппликацией, в виде матрешки и в виде ракеты, устремленной в небо…Попробуйте изготовить волшебную закладку, которая бы была похожа на волшебный предмет из сказки. Например, она может быть похожа на…
Используемые материалы и техники изготовления невиданной закладки могут быть любыми.
Ведущий: И в конце нашей доброй встречи предлагаю всем нарисовать большой рисунок и рисовать его будет вся семья. Картину так и назовем «Моя семья».
Игра 10 «Рисунок для всех»
Такое совместное рисование обычно вызывает всеобщую радость. Количество участников может быть любым, игра подходит для всех возрастов. Большой лист бумаги. Участники придумывают тему будущего рисунка. Например: «Наш отдых на природе», «Времена года», «Моя семья», «Мой любимый герой» и т.д. Каждый из юных художников рисует на листе то, что ему кажется самым важным. Когда рисунок закончен, игроки объясняют, что они нарисовали.
Песня «Радуга» Вручение сладких призов.
1 Хейзинга Й. Homo ludens: Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997. С. 22.
2 Цит. по: Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1996. С. 53.
3 Хейзинга Й. Homo ludens: Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997. С. 21.
4 Хейзинга Й. Homo ludens: Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997. С. 21.
5 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 50.
6 Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994. с.14.
7 Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999. с.124.
8 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. с.44.
9 Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002. с.97.
10 Кавтарадзе Д.Н. Учеб. пособие для учителей.-М.: Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та, 1998. с.91.
11 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 с. 70. // Ушинский К.Д. Соч. Т. 8. М., 1950.
12 Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: "Знание", 1989. с.18.
13 Кавтарадзе Д.Н. Учеб. пособие для учителей.-М.: Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та, 1998. с.78.
14 Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996. С. 5.
15 «Драматическая игра» входит в сферу деятельности игры театральной (узкая область игровых технологий). Однако для французских ученых «jeu dramatique» означает то же, что для наших отечественных - ролевая игра. Это несколько не верно, так как театральная и ролевая будучи суть играми, имеют свою индивидуальные особенности.
16 // Домашний очаг 2001, №5, с.36.
Информация о работе Игровые технологии как средство оптимизации семейного досуга