Инвалидность и меры социальной поддержки инвалидности на примере Красноярского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:16, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы: изучить состояние и определить наиболее эффективные меры социальной поддержки лиц с инвалидностью в Красноярском крае.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие, сущность и модели инвалидности;
Выделить причины инвалидизации населения;
Охарактеризовать инвалидность в Красноярском крае

Содержание работы

Введение
1. Состояние инвалидности в Красноярском крае
1.1 Характеристика детской инвалидности в Красноярском крае
1.2 Характеристика инвалидности лиц трудоспособного возраста в Красноярском крае
1.3 Основные проблемы инвалидов в условиях Красноярского края
2. Социально-экономическая поддержка инвалидов
2.1 Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая социальную защиту инвалидов
2.2 Меры социально-экономической поддержки лиц с инвалидностью в Красноярском крае в решении проблем инвалидов
2.3 Рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки лиц с инвалидностью
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Инвалидность и меры социальной поддержки инвалидов на примере Красноярского края.docx

— 234.92 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра истории России

040101.65 – Социальная работа

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ФиИ

д.и.н., проф. Северьянов М.Д.

«_____»______________2011 г.

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

в форме дипломной  работы

 

Инвалидность  и меры социальной поддержки инвалидности на примере Красноярского края

 

Руководитель   _____________               М.Д.Северьянов

 

Рецензент                                          ______________             

 

Студент     _____________               М.В. Степанова

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2011

Содержание

 

 

Введение

1. Состояние инвалидности в Красноярском крае

1.1 Характеристика детской инвалидности в Красноярском крае

1.2 Характеристика инвалидности  лиц трудоспособного возраста в Красноярском крае

1.3 Основные проблемы инвалидов в условиях Красноярского края

2. Социально-экономическая поддержка инвалидов

2.1 Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая социальную защиту инвалидов

2.2 Меры социально-экономической поддержки лиц с инвалидностью в Красноярском крае в решении проблем инвалидов

2.3 Рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки лиц с инвалидностью

Заключение

Литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Изучение проблем лиц  с инвалидностью занимает одно из первых мест социальной политики многих стран. Причины и следствия инвалидизации объясняются различными социальными, медицинскими, экономическими и психологическими условиями, а также государственными мерами поддержки инвалидов.

Отношение общества к людям  с нарушениями развития было неодинаковым. В Средневековье господствовало представление о физических дефектах как наказании за грехи или  знаке овладения злыми духами. Это отношение часто приводило  к тому, что людей с физическими  недостатками избегали и боялись  или расценивали инвалидов как  «больных», причем наиболее подходящим для них образом жизни становились  заточение, изоляция, а не участие  в работе и нормальной жизни общества.

Современная эпоха провозглашает  социальную справедливость и равноправие  в качестве нравственных основ общества. Принципы уважения человеческого достоинства  независимо от состояния физического  и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального  положения означают и соблюдение прав человека, включая право на медицинское обслуживание, образование  и труд.

Целая волна исследований, посвященных условиям возникновения  заболеваний и их последствиям, функционированию мозга, возникла в период после Первой мировой войны. Благодаря новому знанию изменилось отношение общества к инвалидам, укорененное ранее  в непонимании и невежестве. Произошли  изменения и в социальной политике, заключающиеся, прежде всего, в создании системы услуг. 1

За последние годы во многих странах система понятий, описывающих  проблемы и своеобразие людей  с ограниченными возможностями, претерпела серьезные изменения, обусловленные социальной моделью восприятия инвалидности и концепции обеспечения гражданских прав. Этот переход, в свою очередь, свидетельствует о глубоких переменах в отношении общества и государства к людям, отличающимся от  большинства. Однако, ряд стран в правовом поле и в сфере социальной защиты до сих пор использует терминологию, отражающую медицинский подход к восприятию инвалидности. Так, в Китае закон о защите прав инвалидов определяет инвалида, как индивида, «страдающего от патологий развития или утраты органов, расстройства физических, психических и умственных функций, и полностью или частично утратившего дееспособность». Законодательство Японии описывает инвалидность в медицинских терминах нарушений физического, психического и умственного развития, а в Чили инвалид определяется как человек, чьи возможности обучения, трудовой деятельности и участия в обществе ограничены в результате наличия одного или более физических, психических или умственных дефектов.

В последнее время наметилась тенденция к расширению функций  социальной защиты и к охвату ею все более обширного круга  нуждающихся в ней людей. Дальнейшему  укреплению этой тенденции должно способствовать недавнее вступление Конвенции о  правах инвалидов в силу.[1, 8]

Выработка универсального определения  инвалидности явилась весьма непростой  задачей для создателей Конвенции  ООН о правах инвалидов. В конечном итоге было принято решение намеренно  не раскрывать значение этого термина  в рамках Конвенции – в статье 2, излагающей формулировки основных определений  Конвенции, понятие «инвалидность» не разъясняется. Разработчики Конвенции  предпочли обозначить свою интерпретацию  феномена инвалидности в статье 1, устанавливающей  цель Конвенции, и в Преамбуле. Они  признают, что инвалидность включает в себя широкий круг физических, сенсорных, психических, интеллектуальных, эмоциональных, психологических и  социальных нарушений, которые обуславливают  возникновение функциональных ограничений. Конвенция недвусмысленно указывает на социальную природу инвалидности, отмечая, что инвалидность является следствием взаимодействия с различными барьерами, которые препятствуют полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими, а не присущей инвалиду характеристикой.[1, 9-10]

Россия, подписав Конвенцию  ООН о правах инвалидов, тем не менее, дает несколько другое определение инвалидности. Так, Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Благодаря новой государственной  социальной политике, исследователям и социальным работникам, просветительской деятельности ассоциаций, выступающих  за соблюдение прав человека, постепенно происходят изменения, в том числе  и самом языке. Слово инвалид, буквально переводимое с латыни как «недействительный, неосновательный», за рубежом сегодня уже практически  выходит из употребления; люди избегают употреблять такие «ярлыки», как  глухой, слепой, заика, заменяя их  словосочетаниями «человек ослабленным  слухом (зрением, речевым развитием)».

В русском языке уже  стало привычным называть человека с серьезными нарушениями здоровья инвалидом. Сегодня именно это слово  употребляется при определении  степени сложности заболевания  и социальных льгот, предоставляемых  в этом случае человеку. В то же время  наряду с понятием «инвалидность» применяются  такие понятия, как ограничение  возможностей, нетипичное состояние  здоровья, особые потребности.[27, 10]

Инвалидность представляет собой социальный феномен, которого избежать не может ни одно общество, и каждое государство формирует  социально-экономическую политику в соответствии с потребностями лиц с ограниченными возможностями. [28, 13] На основе принятой в государстве модели инвалидности выстраиваются системы социальной поддержки, образования, культуры, здравоохранения, труда и занятости, архитектуры, градостроительства, транспортного обслуживания, информационного обеспечении и т.д.

Политические решения  принимаются на различных уровнях  органами государственной власти по компетенции и представляют собой  процесс и результат выбора цели и способа воздействий на систему  в целом и отдельные ее компоненты на основе присущих им тенденций и  закономерностей, а также преобладающей  в обществе идеологии преодоления  инвалидности.

В демократических  государствах решения, принимаемые в области  социальной политики, всегда является результатом договоренности и разумного  компромисса между всеми субъектами экономической, социальной, политической и культурной жизни.

Современная парадигма инвалидности рассматривает две основные модели: медицинскую и социальную. Медицинская модель, господствовавшая в России до начала 90-х годов, делает акцент на биологической составляющей инвалидности. Во главе её стоит медицинский диагноз, а статус инвалида отождествляется с понятием больного человека. Усилия по преодолению инвалидности фокусируются на лечении и компенсационном социальном обеспечении. Социальная модель инвалидности полагает инвалидность результатом несправедливого общественного устройства, при котором человек отторгается обществом и утрачивает свою социальную роль.

Очевидно, что само происхождение  социальной модели инвалидности, как  противовес медицинской модели, наложило определенный отпечаток на ее позиционировании. Это проявляется в постоянном стремлении, бросаясь из одной крайности  в другую, сосредоточить внимание на социальных причинах возникновения инвалидности, как бы «забывая» о наличии у инвалидов стойких ограничений здоровья. Признавая доминирующее значение социальных факторов в развитии инвалидности, в реальной жизни первоосновой проблемы все же является человек, имеющий биологический дефект, и отсутствие этого признака не дает ему основания получить статус инвалида.

Следует в полной мере согласиться  с многочисленными специалистами  о необходимости избавиться от «индивидуально-патологической», «медицинской» и т.п. модели инвалидности, основывающейся на неполноценности  людей, и перейти к модели социальной. Но при этом следует помнить, что  переоценка, также как и недооценка различных компонентов инвалидности с научной точки зрения губительны. Жизнь демонстрирует, что сосредоточение усилий на социальных проблемах инвалидов  отнюдь не уменьшает потребность  в коррекции биологического компонента инвалидности, ибо принципиально  невозможно разделить в человеке биологическое, психологическое и  социальное начало.

Бесплодность противопоставления медицинской и социальной моделей  инвалидности и, напротив, использование  принципа дополнительности дают основание  рассматривать современную модель инвалидности, как медико-социальную (биопсихосоциальную). Данная позиция косвенно подтверждается предложенной Всемирной организацией здравоохранения «Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья», в которой биологические характеристики человека являются обязательными составляющими и рассматриваются во взаимосвязи с факторами окружающей среды и личностными факторами.

Таким образом, и Конвенция  ООН о правах инвалидов и «Международная классификация функционирования, ограничений  жизнедеятельности и здоровья»  признают, что понятие инвалидности может динамично развиваться  по мере эволюции общественной идеологии  на национальном уровне. Иными словами  инвалидность – управляемая категория. Выбор целей решения проблем инвалидности и определение системы показателей их достижения, а также конкретных значений этих показателей является вопросом в большей степени политическим, чем профессиональным. В связи с этим необходимо учитывать, как минимум, два взаимосвязанных аспекта. Первый аспект касается законодательства и реальных действий в отношении инвалидов на всех уровнях государственной власти. При отсутствии скоординированных стратегических программ и планов правительства, министерств и ведомств в отношении инвалидов говорить о разработке статистического инструмента государственного управления в этой области бессмысленно. Второй аспект – степень участия самих инвалидов в формировании и осуществлении политики преодоления инвалидности. Степень самоорганизации инвалидов и, следовательно, результативность их участия в выработке, принятии и реализации политических решений по проблемам инвалидности является показателем социальной зрелости государства, развития демократии и самоуправления, эффективности гражданского диалога.

В России применение социальной модели на практике только начинает развиваться, поэтому меры социальной поддержки  все еще направлены в основном на медицинскую и экономическую  составляющие реабилитационного процесса инвалидов. При этом даже те услуги, которые нацелены на социальную интеграцию инвалидов, начинаются с идентификации медицинского диагноза, сегрегируя инвалидов по биологическому признаку в определенные группы.[24, 13-15]

Причинами инвалидности Российское законодательство признает следующие группы заболеваний:

  1. общее заболевание;
  2. инвалидность с детства (признаки инвалидности должны быть определены до 16 лет, у учащихся до 18 лет);
  3. профессиональное заболевание, трудовое увечье;
  4. военная травма, заболевание получено в период военной службы;
  5. заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
  6. заболевание связано с аварией на ПО «Маяк». [17]

Рассматривая инвалидность как многочисленную категорию, необходимо выделить два основных социальных сценария обретения инвалидности:

  1. инвалидность с детства (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве);
  2. инвалидность, приобретенная в юности, молодости, зрелости (хронические заболевания, бытовые и производственные травмы, ранения в ходе выполнения военно-служебных обязанностей и т.д.)

Специфика детской инвалидности («дети с особенностями развития», «дети с ограниченными возможностями  развития») состоит в том, что  ограничение жизнедеятельности  возникает в период высших психических  функций, усвоения  ключевых знаний, становление полноценной личности. В этом смысле, детская инвалидность представляет серьезную проблему, поскольку  накладывает ограничения на процесс  социализации человека в целом, усиливаются  трудности на каждом новом возрастном этапе.

Инвалидность приобретенная, связана с началом своеобразного  нового этапа жизни: «деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система  социальных контактов, меняется общественный статус личности, появляются барьеры  на пути осуществления важнейших  биологических и социальных потребностей».[23, 107] Для людей с ограниченными возможностями серьезными социальными проблемами становятся: – поддержание приемлемого материального уровня жизни, особенно в условиях инфляции; – получение качественной медицинской помощи и социальной поддержки; – изменение образа жизни и адаптации к новым социальным условиям; – снижение физической активности, возможности активного передвижения.

Информация о работе Инвалидность и меры социальной поддержки инвалидности на примере Красноярского края