Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:16, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: изучить состояние и определить наиболее эффективные меры социальной поддержки лиц с инвалидностью в Красноярском крае.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие, сущность и модели инвалидности;
Выделить причины инвалидизации населения;
Охарактеризовать инвалидность в Красноярском крае
Введение
1. Состояние инвалидности в Красноярском крае
1.1 Характеристика детской инвалидности в Красноярском крае
1.2 Характеристика инвалидности лиц трудоспособного возраста в Красноярском крае
1.3 Основные проблемы инвалидов в условиях Красноярского края
2. Социально-экономическая поддержка инвалидов
2.1 Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая социальную защиту инвалидов
2.2 Меры социально-экономической поддержки лиц с инвалидностью в Красноярском крае в решении проблем инвалидов
2.3 Рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки лиц с инвалидностью
Заключение
Литература
Приложение
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт управления бизнес-процессами и экономики
Кафедра истории России
040101.65 – Социальная работа
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой ФиИ
д.и.н., проф. Северьянов М.Д.
«_____»______________2011 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
в форме дипломной работы
Инвалидность и меры социальной поддержки инвалидности на примере Красноярского края
Руководитель _____________ М.Д.Северьянов
Рецензент
Студент _____________ М.В. Степанова
Красноярск 2011
Содержание
Введение
1. Состояние инвалидности в Красноярском крае
1.1 Характеристика детской инвалидности в Красноярском крае
1.2 Характеристика инвалидности лиц трудоспособного возраста в Красноярском крае
1.3 Основные проблемы инвалидов в условиях Красноярского края
2. Социально-экономическая поддержка инвалидов
2.1 Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая социальную защиту инвалидов
2.2 Меры социально-экономической поддержки лиц с инвалидностью в Красноярском крае в решении проблем инвалидов
2.3 Рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки лиц с инвалидностью
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Изучение проблем лиц с инвалидностью занимает одно из первых мест социальной политики многих стран. Причины и следствия инвалидизации объясняются различными социальными, медицинскими, экономическими и психологическими условиями, а также государственными мерами поддержки инвалидов.
Отношение общества к людям
с нарушениями развития было неодинаковым.
В Средневековье господствовало
представление о физических дефектах
как наказании за грехи или
знаке овладения злыми духами.
Это отношение часто приводило
к тому, что людей с физическими
недостатками избегали и боялись
или расценивали инвалидов как
«больных», причем наиболее подходящим
для них образом жизни
Современная эпоха провозглашает социальную справедливость и равноправие в качестве нравственных основ общества. Принципы уважения человеческого достоинства независимо от состояния физического и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения означают и соблюдение прав человека, включая право на медицинское обслуживание, образование и труд.
Целая волна исследований, посвященных условиям возникновения заболеваний и их последствиям, функционированию мозга, возникла в период после Первой мировой войны. Благодаря новому знанию изменилось отношение общества к инвалидам, укорененное ранее в непонимании и невежестве. Произошли изменения и в социальной политике, заключающиеся, прежде всего, в создании системы услуг. 1
За последние годы во многих странах система понятий, описывающих проблемы и своеобразие людей с ограниченными возможностями, претерпела серьезные изменения, обусловленные социальной моделью восприятия инвалидности и концепции обеспечения гражданских прав. Этот переход, в свою очередь, свидетельствует о глубоких переменах в отношении общества и государства к людям, отличающимся от большинства. Однако, ряд стран в правовом поле и в сфере социальной защиты до сих пор использует терминологию, отражающую медицинский подход к восприятию инвалидности. Так, в Китае закон о защите прав инвалидов определяет инвалида, как индивида, «страдающего от патологий развития или утраты органов, расстройства физических, психических и умственных функций, и полностью или частично утратившего дееспособность». Законодательство Японии описывает инвалидность в медицинских терминах нарушений физического, психического и умственного развития, а в Чили инвалид определяется как человек, чьи возможности обучения, трудовой деятельности и участия в обществе ограничены в результате наличия одного или более физических, психических или умственных дефектов.
В последнее время наметилась тенденция к расширению функций социальной защиты и к охвату ею все более обширного круга нуждающихся в ней людей. Дальнейшему укреплению этой тенденции должно способствовать недавнее вступление Конвенции о правах инвалидов в силу.[1, 8]
Выработка универсального определения инвалидности явилась весьма непростой задачей для создателей Конвенции ООН о правах инвалидов. В конечном итоге было принято решение намеренно не раскрывать значение этого термина в рамках Конвенции – в статье 2, излагающей формулировки основных определений Конвенции, понятие «инвалидность» не разъясняется. Разработчики Конвенции предпочли обозначить свою интерпретацию феномена инвалидности в статье 1, устанавливающей цель Конвенции, и в Преамбуле. Они признают, что инвалидность включает в себя широкий круг физических, сенсорных, психических, интеллектуальных, эмоциональных, психологических и социальных нарушений, которые обуславливают возникновение функциональных ограничений. Конвенция недвусмысленно указывает на социальную природу инвалидности, отмечая, что инвалидность является следствием взаимодействия с различными барьерами, которые препятствуют полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими, а не присущей инвалиду характеристикой.[1, 9-10]
Россия, подписав Конвенцию ООН о правах инвалидов, тем не менее, дает несколько другое определение инвалидности. Так, Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Благодаря новой государственной
социальной политике, исследователям
и социальным работникам, просветительской
деятельности ассоциаций, выступающих
за соблюдение прав человека, постепенно
происходят изменения, в том числе
и самом языке. Слово инвалид,
буквально переводимое с латыни
как «недействительный, неосновательный»,
за рубежом сегодня уже
В русском языке уже стало привычным называть человека с серьезными нарушениями здоровья инвалидом. Сегодня именно это слово употребляется при определении степени сложности заболевания и социальных льгот, предоставляемых в этом случае человеку. В то же время наряду с понятием «инвалидность» применяются такие понятия, как ограничение возможностей, нетипичное состояние здоровья, особые потребности.[27, 10]
Инвалидность представляет собой социальный феномен, которого избежать не может ни одно общество, и каждое государство формирует социально-экономическую политику в соответствии с потребностями лиц с ограниченными возможностями. [28, 13] На основе принятой в государстве модели инвалидности выстраиваются системы социальной поддержки, образования, культуры, здравоохранения, труда и занятости, архитектуры, градостроительства, транспортного обслуживания, информационного обеспечении и т.д.
Политические решения принимаются на различных уровнях органами государственной власти по компетенции и представляют собой процесс и результат выбора цели и способа воздействий на систему в целом и отдельные ее компоненты на основе присущих им тенденций и закономерностей, а также преобладающей в обществе идеологии преодоления инвалидности.
В демократических государствах
решения, принимаемые в области
социальной политики, всегда является
результатом договоренности и разумного
компромисса между всеми
Современная парадигма инвалидности рассматривает две основные модели: медицинскую и социальную. Медицинская модель, господствовавшая в России до начала 90-х годов, делает акцент на биологической составляющей инвалидности. Во главе её стоит медицинский диагноз, а статус инвалида отождествляется с понятием больного человека. Усилия по преодолению инвалидности фокусируются на лечении и компенсационном социальном обеспечении. Социальная модель инвалидности полагает инвалидность результатом несправедливого общественного устройства, при котором человек отторгается обществом и утрачивает свою социальную роль.
Очевидно, что само происхождение социальной модели инвалидности, как противовес медицинской модели, наложило определенный отпечаток на ее позиционировании. Это проявляется в постоянном стремлении, бросаясь из одной крайности в другую, сосредоточить внимание на социальных причинах возникновения инвалидности, как бы «забывая» о наличии у инвалидов стойких ограничений здоровья. Признавая доминирующее значение социальных факторов в развитии инвалидности, в реальной жизни первоосновой проблемы все же является человек, имеющий биологический дефект, и отсутствие этого признака не дает ему основания получить статус инвалида.
Следует в полной мере согласиться
с многочисленными
Бесплодность
Таким образом, и Конвенция
ООН о правах инвалидов и «Международная
классификация
В России применение социальной модели на практике только начинает развиваться, поэтому меры социальной поддержки все еще направлены в основном на медицинскую и экономическую составляющие реабилитационного процесса инвалидов. При этом даже те услуги, которые нацелены на социальную интеграцию инвалидов, начинаются с идентификации медицинского диагноза, сегрегируя инвалидов по биологическому признаку в определенные группы.[24, 13-15]
Причинами инвалидности Российское законодательство признает следующие группы заболеваний:
Рассматривая инвалидность как многочисленную категорию, необходимо выделить два основных социальных сценария обретения инвалидности:
Специфика детской инвалидности
(«дети с особенностями
Инвалидность приобретенная,
связана с началом