Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:16, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: изучить состояние и определить наиболее эффективные меры социальной поддержки лиц с инвалидностью в Красноярском крае.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие, сущность и модели инвалидности;
Выделить причины инвалидизации населения;
Охарактеризовать инвалидность в Красноярском крае
Введение
1. Состояние инвалидности в Красноярском крае
1.1 Характеристика детской инвалидности в Красноярском крае
1.2 Характеристика инвалидности лиц трудоспособного возраста в Красноярском крае
1.3 Основные проблемы инвалидов в условиях Красноярского края
2. Социально-экономическая поддержка инвалидов
2.1 Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая социальную защиту инвалидов
2.2 Меры социально-экономической поддержки лиц с инвалидностью в Красноярском крае в решении проблем инвалидов
2.3 Рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки лиц с инвалидностью
Заключение
Литература
Приложение
Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды) должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специализированных школах-интернатах. Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями, инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. Социальная роль таких учреждений, как школы-интернаты для детей с нарушениями развития, подвергается переоценке.
Специальное образование, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся в медицинских и педагогических услугах, а с другой – препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы.
Переход к инклюзивному образованию
в отечественном контексте в
принципе уже был предопределен
тем, что Россия ратифицировала Конвенции
ООН в области прав детей, прав
инвалидов: Декларация прав ребенка (1959);
Декларация о правах умственно-отсталых
(1971); Декларация о правах инвалидов
(1975); Конвенция о правах ребенка
(1975). Но чтобы Россия стала цивилизованной
страной с цивилизованным образованием,
нужно не только принять закон
о специальном образовании, или
об образовании лиц с
Спектр ответов на вопрос, какие социальные услуги получает ребенок в настоящее время, достаточно широк и разнообразен, определяется видовой дифференциацией инвалидности и степенью развития реабилитационной базы. Доминирующими являются услуги социально-экономического характера: льготы, компенсации, пенсии, ежемесячные выплаты, оплата проезда и т.п. На их фоне почти отсутствуют услуги по коррекции психо-эмоциональной и волевой сферы детей с инвалидностью, крайне мало отмечено услуг по социально-педагогическому и психологическому сопровождению семей и совсем не назывались услуги по адаптивной физической культуре и рекреационной терапии (табл. 4).
Табл. 4. Основные виды получаемых услуг
Территор-ая принадлеж- ность |
Обеспечение лекарствами |
Анимационные усл. |
Медицинские усл. |
Психологические усл. |
Правовые усл. |
Педагогические усл. |
Социально-экономические усл. |
ТСР |
Сан-курортное лечение |
Реабилитационные усл. |
Льготы и субсидии |
Пенсия |
Консультационные усл. |
Массаж + ЛФК |
Социально-бытовые усл. |
в % от общего числа | |||||||||||||||
Западная |
1 |
6 |
21 |
10 |
2 |
13 |
2 |
4 |
4 |
1 |
19 |
6 |
2 |
- |
1 |
Восточная |
1 |
4 |
10 |
8 |
1 |
4 |
12 |
1 |
3 |
- |
30 |
12 |
1 |
- |
1 |
Северная |
4 |
6 |
14 |
1 |
2 |
2 |
12 |
4 |
4 |
8 |
21 |
6 |
- |
- |
- |
Южная |
1 |
5 |
12 |
8 |
3 |
6 |
4 |
- |
6 |
12 |
29 |
7 |
1 |
1 |
1 |
Центральная |
4 |
9 |
12 |
10 |
3 |
3 |
3 |
6 |
5 |
1 |
18 |
11 |
2 |
5 |
- |
г.Красноярск |
3 |
9 |
8 |
4 |
1 |
2 |
15 |
3 |
8 |
3 |
18 |
12 |
1 |
2 |
- |
г.Норильск |
8 |
1 |
13 |
4 |
1 |
10 |
22 |
5 |
1 |
10 |
- |
- |
- |
- |
11 |
г.Минусинск |
- |
- |
5 |
11 |
- |
14 |
5 |
2 |
6 |
29 |
18 |
2 |
- |
- |
- |
Семья с ребенком-инвалидом
– это семья с особым статусом,
особенности и проблемы которой
определяются большей занятостью решением
проблем ребенка, закрытостью семьи
от внешнего мира, дефицитом общения,
частым отсутствием работы у матери,
специфическим положением в семье
ребенка-инвалида, обусловленного его
болезнью. Без всесторонней поддержки
родителей может произойти
В основной своей массе, заполняли анкеты матери (84 - 91%) , что указывает на ее ведущую роль в воспитании ребенка-инвалида. Из других вариантов ответов указывались: отец (3-7%), бабушка (1-8%), опекуны (2%).
Абсолютно преобладает трудоспособный возраст родителей. 21-30 лет (16-24%) и 31-40 лет (35-52%), в котором люди приобрели определенный жизненный опыт, профессию и осознано принимают важные для себя решения.
В основной своей массе семьи полные, при этом количество полных семей возрастает с севера (47%) на юг (72%). Многодетных семей в опросе от 3 до 14%.
Уровень образования родителей достаточно высокий, среднее или среднее профессиональное образование имеют 28-44% респондентов, высшее профессиональное - (15-38%), уровень которого выше в городах края (г.Красноярск - 31%; г.Минусинск – 38%). Рождение ребенка с серьезными отклонениями в здоровье или развитии может произойти и, к сожалению, все чаще происходит, в обычных российских семьях, где родители не имеют вредных привычек, наследственной отягощенности и ответственно планируют рождение детей, поэтому определенной зависимости между частотой рождения ребенка-инвалида и уровнем образования родителей опрос не выявил. Начальное профессиональное образование имеют от 12 до 31% родителей, причем наибольшее их число отмечено в г.Норильске, где основные градообразующие предприятия работают вахтовым способом с использованием малоквалифицированной рабочей силы.
По профессии от 10 до 25% родителей заняты в сфере бытового обслуживания (парикмахер, швея, кондуктор, сторож, повар, кондитер и т.п.); в образовании трудится 6-20%; в торговле – 9-12%; в медицине – 2-14%; значительно меньшее количество опрошенных заняты в промышленном производстве и строительстве (3-10%, 14% - в г. Красноярске), еще меньше - в сельском хозяйстве (до 3%), что вполне объяснимо в условиях финансово-экономического кризиса.
Результаты опроса показали, что от 42 до 69% респондентов не имеют постоянного места работы. Наибольшее число безработных родителей проживает в южной территориальной зоне (69%), наименьшее – в северной, более промышленной, зоне (42%).
Уровень дохода - важный показатель реабилитационного потенциала семьи. Результаты обработки данных показывают, что большая часть семей имеет доход ниже прожиточного минимума, причем число таких семей выше в сельских муниципальных образованиях (южная зона районов) (табл.5).
Табл. 5. Материальное положение семьи
Территор-ая принадлежность |
Доходы выше прожит. минимума |
Доходы ниже прожит. минимума |
Средний достаток |
Затруднялись ответить |
в % от общего числа | ||||
Западная |
29 |
61 |
9 |
1 |
Восточная |
27 |
65 |
5 |
3 |
Северная зона |
25 |
67 |
3 |
5 |
Южная |
24 |
70 |
4 |
2 |
Центральная |
38 |
57 |
3 |
2 |
г.Красноярск |
29 |
53 |
8 |
10 |
г.Норильск |
42 |
42 |
6 |
10 |
г.Минусинск |
34 |
44 |
16 |
6 |
На вопрос, в какую сумму ежемесячно обходится Вам содержание ребенка, ответы распределились таким образом, что наибольшая сумма расходов (9-20 тысяч руб.) приходится на семьи, проживающие в г.Норильске (83 %). Расходы семьи в среднем по краю укладываются в интервал 5-10 тысяч, что плохо сопоставляется с уровнем доходов семей (табл. 6). Видимо респонденты указывали не реальную сумму в рублях, которую они фактически тратят на содержание ребенка-инвалида, а сумму, которая, по их представлению, необходима для удовлетворения потребностей ребенка.
Табл. 6. В какую сумму ежемесячно обходится содержание ребенка
Территор-ая принадлежность |
до 3-х тыс.руб. |
4-5 тыс.руб. |
6-8 тыс.руб. |
9-10 тыс.руб. |
11-15 тыс.руб. |
16-20 тыс.руб. и выше |
в % от общего числа | ||||||
Западная |
11 |
26 |
30 |
17 |
2 |
1 |
Восточная |
9 |
18 |
29 |
20 |
4 |
4 |
Северная |
5 |
17 |
15 |
28 |
18 |
7 |
Южная |
4 |
36 |
23 |
20 |
2 |
1 |
Центральная |
6 |
16 |
31 |
21 |
7 |
1 |
г.Красноярск |
3 |
15 |
18 |
22 |
10 |
2 |
г.Норильск |
3 |
- |
3 |
33 |
36 |
14 |
г. Минусинск |
3 |
16 |
16 |
40 |
6 |
3 |
Вопрос о сроке и периодичности получаемых услуг является вспомогательным и ответы на него зависят от возраста ребенка, нозологической характеристики и тяжести течения инвалидности, а также от рабочего графика учреждений, предоставляющих услуги, периодичности пенсионных и иных выплат.
В ответе на вопрос об учреждении, в котором получаются услуги, абсолютное большинство респондентов назвали учреждения системы социальной защиты населения.
На вопрос об оценке качества предоставляемых услуг большая часть респондентов ответила, что оценивает его как хорошее и очень хорошее.
Состояние здоровья жителей
края в перспективе определяется
здоровьем детей. Уровень инвалидности
детей в муниципальных
Действительное положение таково, что большое число семей, которым выпало на долю воспитывать ребенка-инвалида, имеют самое туманное представление о том, как справляться с обилием технических, бытовых, педагогических, психологических и иных проблем.
Содержание ребенка-инвалида
в специализированном доме-интернате
обходится государству в
Меры социальной поддержки должны соответствовать виду и тяжести заболевания ребенка. В настоящее время существует лишь одна категория «ребенок-инвалид», в то время, как детская инвалидность представляет собой широкий диапазон по видам и степени тяжести заболеваний. Есть дети, которые прикованы к постели и дети с инвалидностью, способные обучаться в обычной школе.
Каждый ребенок с
Портрет современной детской инвалидности представляется в виде ребенка в возрасте от 4 до 7 лет с инвалидностью по причине болезни нервной системы, он не посещает никакое образовательное учреждение, нуждается в первую очередь в льготах и компенсациях, а также в медицинских и социально-экономических услугах. Родители ребенка-инвалида либо не имею постоянного места работы, либо заняты в сфере бытового обслуживания (парикмахер, швея, кондуктор, сторож, повар и др.), уровень дохода такой семьи ниже прожиточного минимума. Однако, содержание ребенка-инвалида обходится в среднем в 10 тысяч рублей, что говорит о недостаточном обеспечении ребенка необходимыми условиями развития, лечения и адаптации.
Все сказанное свидетельствует о чрезвычайно сложном положении современных семей с детьми-инвалидами. Довольно частое нарушение прав ребенка-инвалида, дополнительные траты на образование, лечение или обеспечение техническими средствами реабилитации, отсутствие большинства специалистов по реабилитации приводят к нарастанию проблем в таких семьях. Принятие законов и других нормативных актов в отношении детей-инвалидов, гарантирующих получение бесплатных социальных, медицинских, образовательных и других видов услуг, не дает нужный эффект из-за недоступности тех учреждений, которые должны предоставлять эти услуги. Выплаты родителям чрезвычайно малы, особенно если речь идет о неполных семьях, где родитель почти не имеет возможности трудоустроиться. Детские образовательные учреждения не приспособлены к «особенным» детям, как из-за наличия физических барьеров, так и отсутствия соответственно подготовленных кадров.
Успешное развитие ребенка-инвалида напрямую зависит от условий, которые создает ему семья. Но без поддержки государства, а тем более при наличии естественных и искусственно создаваемых барьеров, семья не в силах решить все свои проблемы.[2]
1.2 Характеристика инвалидности лиц трудоспособного возраста в Красноярском крае
По данным ООН, в настоящее
время каждый десятый человек
на планете (более 500 млн.) имеет инвалидность,
один из 10 страдает от физических, умственных
или сенсорных дефектов и не менее
25% всего населения имеют