Инвалидность и меры социальной поддержки инвалидности на примере Красноярского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:16, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы: изучить состояние и определить наиболее эффективные меры социальной поддержки лиц с инвалидностью в Красноярском крае.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие, сущность и модели инвалидности;
Выделить причины инвалидизации населения;
Охарактеризовать инвалидность в Красноярском крае

Содержание работы

Введение
1. Состояние инвалидности в Красноярском крае
1.1 Характеристика детской инвалидности в Красноярском крае
1.2 Характеристика инвалидности лиц трудоспособного возраста в Красноярском крае
1.3 Основные проблемы инвалидов в условиях Красноярского края
2. Социально-экономическая поддержка инвалидов
2.1 Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая социальную защиту инвалидов
2.2 Меры социально-экономической поддержки лиц с инвалидностью в Красноярском крае в решении проблем инвалидов
2.3 Рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки лиц с инвалидностью
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Инвалидность и меры социальной поддержки инвалидов на примере Красноярского края.docx

— 234.92 Кб (Скачать файл)

 

Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды) должны обеспечиваться государством медико-психологическим  сопровождением и специальными условиями  для обучения преимущественно в  общеобразовательной школе по месту  жительства и только в исключительных случаях – в специализированных школах-интернатах. Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями, инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. Социальная роль таких учреждений, как школы-интернаты для детей с нарушениями развития, подвергается переоценке.

Специальное образование, с  одной стороны, создает особые условия  для удовлетворения потребностей учащихся в медицинских и педагогических услугах, а с другой – препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая  их жизненные шансы.

Переход к инклюзивному образованию  в отечественном контексте в  принципе уже был предопределен  тем, что Россия ратифицировала Конвенции  ООН в области прав детей, прав инвалидов: Декларация прав ребенка (1959); Декларация о правах умственно-отсталых (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах ребенка (1975). Но чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон  о специальном образовании, или  об образовании лиц с ограниченными  возможностями, но и иметь благоприятное  общественное мнение по данному вопросу, а также создать институциональные  условия для реализации прав инвалидов. [25, 48-49]

Спектр ответов на вопрос, какие социальные услуги получает ребенок в настоящее время, достаточно широк и разнообразен, определяется видовой дифференциацией инвалидности и степенью развития реабилитационной базы. Доминирующими являются услуги социально-экономического характера: льготы, компенсации, пенсии, ежемесячные выплаты, оплата проезда и т.п. На их фоне почти отсутствуют услуги по коррекции психо-эмоциональной и волевой сферы детей с инвалидностью, крайне мало отмечено услуг по социально-педагогическому и психологическому сопровождению семей и совсем не назывались услуги по адаптивной физической культуре и рекреационной терапии (табл. 4).

Табл. 4. Основные виды получаемых услуг

Территор-ая принадлеж-

ность

Обеспечение лекарствами

Анимационные усл.

Медицинские усл.

Психологические усл.

Правовые усл.

Педагогические усл.

Социально-экономические усл.

ТСР

Сан-курортное лечение

Реабилитационные усл.

Льготы и субсидии

Пенсия

Консультационные усл.

Массаж + ЛФК

Социально-бытовые усл.

в % от общего числа

Западная 

1

6

21

10

2

13

2

4

4

1

19

6

2

-

1

Восточная

1

4

10

8

1

4

12

1

3

-

30

12

1

-

1

Северная 

4

6

14

1

2

2

12

4

4

8

21

6

-

-

-

Южная

1

5

12

8

3

6

4

-

6

12

29

7

1

1

1

Центральная

4

9

12

10

3

3

3

6

5

1

18

11

2

5

-

г.Красноярск

3

9

8

4

1

2

15

3

8

3

18

12

1

2

-

г.Норильск

8

1

13

4

1

10

22

5

1

10

-

-

-

-

11

г.Минусинск

-

-

5

11

-

14

5

2

6

29

18

2

-

-

-


 

Семья с ребенком-инвалидом  – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой  определяются большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи  от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, специфическим положением в семье  ребенка-инвалида, обусловленного его  болезнью. Без всесторонней поддержки  родителей может произойти психо-эмоциональный  срыв, приводящий к распаду семьи. Этим объясняется включение в  анкету опроса вопросов, ответы на которые  определяют характеристики семей с детьми-инвалидами.

В основной своей массе, заполняли  анкеты матери (84 - 91%) , что указывает на ее ведущую роль в воспитании ребенка-инвалида. Из других вариантов ответов указывались: отец (3-7%), бабушка (1-8%), опекуны (2%).

Абсолютно преобладает трудоспособный возраст родителей. 21-30 лет (16-24%) и 31-40 лет (35-52%), в котором люди приобрели определенный жизненный опыт, профессию и осознано принимают важные для себя решения.

В основной своей массе  семьи полные, при этом количество полных семей возрастает с севера (47%) на юг (72%). Многодетных семей в  опросе от 3 до 14%.

Уровень образования родителей достаточно высокий, среднее или среднее профессиональное образование имеют 28-44% респондентов, высшее профессиональное - (15-38%), уровень которого выше в городах края (г.Красноярск - 31%; г.Минусинск – 38%). Рождение ребенка с серьезными отклонениями в здоровье или развитии может произойти и, к сожалению, все чаще происходит, в обычных российских семьях, где родители не имеют вредных привычек, наследственной отягощенности и ответственно планируют рождение детей, поэтому определенной зависимости между частотой рождения ребенка-инвалида и уровнем образования родителей опрос не выявил. Начальное профессиональное образование имеют от 12 до 31% родителей, причем наибольшее их число отмечено в г.Норильске, где основные градообразующие предприятия работают вахтовым способом с использованием малоквалифицированной рабочей силы.

По профессии от 10 до 25% родителей заняты в сфере бытового обслуживания (парикмахер, швея, кондуктор, сторож, повар, кондитер и т.п.); в образовании трудится 6-20%; в торговле – 9-12%; в медицине – 2-14%;  значительно меньшее количество опрошенных заняты в промышленном производстве и строительстве (3-10%, 14% - в г. Красноярске), еще меньше - в сельском хозяйстве (до 3%), что вполне объяснимо в условиях финансово-экономического кризиса.

Результаты опроса показали, что от 42 до 69% респондентов не имеют постоянного места работы. Наибольшее число безработных родителей проживает в южной территориальной зоне (69%), наименьшее – в северной, более промышленной, зоне (42%).

Уровень дохода - важный показатель реабилитационного потенциала семьи. Результаты обработки данных показывают, что большая часть семей имеет  доход ниже прожиточного минимума, причем число таких семей выше в сельских муниципальных образованиях (южная зона районов) (табл.5).

Табл. 5. Материальное положение семьи

Территор-ая принадлежность

Доходы выше прожит. минимума

Доходы ниже  прожит. минимума

Средний достаток

Затруднялись ответить

в % от общего числа

Западная 

29

61

9

1

Восточная

27

65

5

3

Северная  зона

25

67

3

5

Южная

24

70

4

2

Центральная

38

57

3

2

г.Красноярск

29

53

8

10

г.Норильск

42

42

6

10

г.Минусинск

34

44

16

6


 

На вопрос, в какую сумму ежемесячно обходится Вам содержание ребенка, ответы распределились таким образом, что наибольшая сумма расходов (9-20 тысяч руб.) приходится на семьи, проживающие в г.Норильске (83 %). Расходы семьи в среднем по краю укладываются в интервал 5-10 тысяч, что плохо сопоставляется с уровнем доходов семей (табл. 6). Видимо респонденты указывали не реальную сумму в рублях, которую они фактически тратят на содержание  ребенка-инвалида, а сумму, которая, по их представлению, необходима для удовлетворения потребностей ребенка.

Табл. 6. В какую сумму ежемесячно обходится содержание ребенка

Территор-ая принадлежность

до 3-х тыс.руб.

4-5

тыс.руб.

6-8 тыс.руб.

9-10 тыс.руб.

11-15

тыс.руб.

16-20 тыс.руб. и выше

в % от общего числа

Западная 

11

26

30

17

2

1

Восточная

9

18

29

20

4

4

Северная 

5

17

15

28

18

7

Южная

4

36

23

20

2

1

Центральная

6

16

31

21

7

1

г.Красноярск

3

15

18

22

10

2

г.Норильск

3

-

3

33

36

14

г. Минусинск 

3

16

16

40

6

3


 

Вопрос о сроке и  периодичности получаемых услуг является вспомогательным и ответы на него зависят от возраста ребенка, нозологической характеристики и тяжести течения инвалидности, а также от рабочего графика учреждений, предоставляющих услуги, периодичности пенсионных и иных выплат.

В ответе на вопрос об учреждении, в котором получаются услуги, абсолютное большинство респондентов назвали учреждения системы социальной защиты населения.

На вопрос об оценке качества предоставляемых услуг большая часть респондентов ответила, что оценивает его как хорошее и очень хорошее.

Состояние здоровья жителей  края в перспективе определяется здоровьем детей. Уровень инвалидности детей в муниципальных образованиях края отражает не только состояние  здоровья  этой группы населения, социально-экономическое  положение семей, в которых они  проживают, но и уровень развития и эффективность деятельности государственных  и муниципальных учреждений, занимающихся проблемами таких семей.

Действительное положение  таково, что большое число семей, которым выпало на долю воспитывать  ребенка-инвалида, имеют самое туманное представление о том, как справляться  с обилием технических, бытовых, педагогических, психологических и  иных проблем.

Содержание ребенка-инвалида в специализированном доме-интернате  обходится государству в среднем  от 15 до 20 тысяч в месяц. Семьи  же, воспитывающие детей – инвалидов, в качестве меры социальной поддержки  получают порядка 4,0 тыс. рублей в месяц. Прожить на эти деньги семье невозможно. Устроиться на работу родителю такого ребенка крайне сложно, т.к. установленное законодательством право на четыре оплачиваемых дополнительных свободных дня в месяц делает такого работника заведомо неконкурентоспособным на рынке труда. Необходимо законодательно на региональном уровне закрепить за работодателями дополнительные стимулы, побуждающие их принимать на работу таких  родителей.

Меры социальной поддержки  должны соответствовать виду и тяжести  заболевания ребенка. В настоящее  время существует  лишь одна категория  «ребенок-инвалид», в то время, как  детская инвалидность представляет собой широкий диапазон по видам  и степени тяжести заболеваний. Есть дети, которые прикованы к  постели и дети с инвалидностью, способные обучаться в обычной  школе.

Каждый ребенок с инвалидностью, независимо от ее нозологии и тяжести  течения должен получать комплекс реабилитационных мер. Для обеспечения территориальной  доступности рационально создавать  межрайонные базовые центры, с  хорошим ресурсным и кадровым обеспечением реабилитационного процесса, которые обслуживают детей с  инвалидностью по признаку территориальной  принадлежности.

Портрет современной детской  инвалидности представляется в виде ребенка в возрасте от 4 до 7 лет с инвалидностью по причине болезни нервной системы, он не посещает никакое образовательное учреждение, нуждается в первую очередь в льготах и компенсациях, а также в медицинских и социально-экономических услугах. Родители ребенка-инвалида либо не имею постоянного места работы, либо заняты в сфере бытового обслуживания (парикмахер, швея, кондуктор, сторож, повар и др.), уровень дохода такой семьи ниже прожиточного минимума. Однако, содержание ребенка-инвалида обходится в среднем в 10 тысяч рублей, что говорит о недостаточном обеспечении ребенка необходимыми условиями развития, лечения и адаптации.

Все сказанное свидетельствует о чрезвычайно сложном положении современных семей с детьми-инвалидами. Довольно частое нарушение прав ребенка-инвалида, дополнительные траты на образование, лечение или обеспечение техническими средствами реабилитации, отсутствие большинства специалистов по реабилитации приводят к нарастанию проблем в таких семьях. Принятие законов и других нормативных актов в отношении детей-инвалидов, гарантирующих получение бесплатных социальных, медицинских, образовательных и других видов услуг, не дает нужный эффект из-за недоступности тех учреждений, которые должны предоставлять эти услуги. Выплаты родителям чрезвычайно малы, особенно если речь идет о неполных семьях, где родитель почти не имеет возможности трудоустроиться. Детские образовательные учреждения не приспособлены к «особенным» детям, как из-за наличия физических барьеров, так и отсутствия соответственно подготовленных кадров.

Успешное развитие ребенка-инвалида напрямую зависит от условий, которые  создает ему семья. Но без поддержки  государства, а тем более при  наличии естественных и искусственно создаваемых барьеров, семья не в силах решить все свои проблемы.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика инвалидности лиц трудоспособного возраста в Красноярском крае

 

 

По данным ООН, в настоящее  время каждый десятый человек  на планете (более 500 млн.) имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения имеют различные  расстройства здоровья. В России, по официальным данным Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации на начало 2009 года, проживает 13,2 млн. инвалидов, а по прогнозным оценкам  Федерального медико-биологического агентства  уже к 2015 году численность инвалидов  может достигнуть 24,0-25,0 млн.человек. следует ожидать, что мировой  экономический кризис в самое  ближайшее время крайне негативно  отразится на динамике изменения  численности и тяжести течения  инвалидности.

Информация о работе Инвалидность и меры социальной поддержки инвалидности на примере Красноярского края