Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:16, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: изучить состояние и определить наиболее эффективные меры социальной поддержки лиц с инвалидностью в Красноярском крае.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие, сущность и модели инвалидности;
Выделить причины инвалидизации населения;
Охарактеризовать инвалидность в Красноярском крае
Введение
1. Состояние инвалидности в Красноярском крае
1.1 Характеристика детской инвалидности в Красноярском крае
1.2 Характеристика инвалидности лиц трудоспособного возраста в Красноярском крае
1.3 Основные проблемы инвалидов в условиях Красноярского края
2. Социально-экономическая поддержка инвалидов
2.1 Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая социальную защиту инвалидов
2.2 Меры социально-экономической поддержки лиц с инвалидностью в Красноярском крае в решении проблем инвалидов
2.3 Рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки лиц с инвалидностью
Заключение
Литература
Приложение
В структуре инвалидности в последние годы растет число инвалидов вследствие военной травмы. Инвалиды Великой Отечественной войны составляют 15%.
Проблема роста числа инвалидов неоднозначна, и все большее число специалистов отмечают значительную роль в этом процессе конъюнктурно-мотивационного фактора. Инвалидность – это возможность пенсионерам повысить свои реальные доходы, поэтому в общей массе инвалидов так велика доля граждан пенсионного возраста. Влияние на рост инвалидности оказывает изменение ситуации на рынке труда. Ограничение возможности трудоустройства, случайные заработки не могут не подталкивать граждан, имеющих основания для получения инвалидности, регистрировать ее. В 80-х годах сдерживающим фактором к оформлению инвалидности был запрет на работу для инвалидов I-й и II-й групп. Снятие ограничений на работу стало прогрессивным шагом в отношении признания инвалида как члена общества, вместе с тем это повлекло за собой увеличение численности зарегистрированных инвалидов. «Социально-стимулированный» рост инвалидности стал возможен также благодаря «накопленной» инвалидности в советское время, когда регистрация инвалидности искусственно сдерживалась рядом законодательных норм. В целом следует отметить, что уязвимым звеном российской статистики остается тот факт, что она фиксирует численность получателей социальных льгот, а не инвалидов как лиц, имеющих физические недостатки.
Прогнозы динамики роста числа инвалидов в мире, особенно в активном трудовом возрасте, ставят проблемы инвалидности в число национальных приоритетов всех развитых стран мира.
В Красноярском крае по состоянию на начало 2009 года проживало 201,8 тыс. инвалидов.[26, 7-8]
Для описания характеристики инвалидности лиц трудоспособного возраста в данной работе были использованы результаты социологического исследования «Изучение микро и макросреды жизнедеятельности инвалидов в Красноярском крае», проведенного специалистами краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения» в 2010 году (Приложение Б).
Наиболее многочисленной
во всех территориальных зонах является
возрастная группа «46-60 лет», что вполне
закономерно, т.к. с возрастом заболевания
переходят в хроническую
Табл.7. Возрастная и гендерная характеристика инвалидности
Территор-ая принадлежность |
18-30 лет |
31-45 лет |
46-60 лет |
Мужчин |
Женщин |
в % от общего числа | |||||
Западная |
19 |
30 |
51 |
45 |
55 |
Восточная |
23 |
31 |
46 |
54 |
46 |
Северная |
19 |
31 |
50 |
43 |
57 |
Южная |
20 |
27 |
53 |
51 |
49 |
Центральная |
24 |
29 |
47 |
47 |
53 |
г. Красноярск |
23 |
29 |
48 |
48 |
52 |
г. Норильск |
14 |
86 |
- |
61 |
39 |
г. Минусинск |
15 |
22 |
63 |
37 |
63 |
Среднее по краю |
21 |
30 |
49 |
48 |
52 |
Численность инвалидов, проживающих в сельской местности, увеличивается с севера на юг по территории края.
Не более 41% информантов состоят (или состояли ранее) в браке, воспитывают детей не более 28% опрошенных (табл. 8). Кризис института семьи в период рыночных отношений в большей степени коснулся людей с инвалидностью. Их семьи испытывают огромные проблемы, в первую очередь, материального характера, т.к. реализация гражданских прав на образование, и труд связана с определенными трудностями, а существующая система льгот и компенсаций не может, в полной мере, обеспечить достойный уровень и качество жизни. Численность семей людей с инвалидностью, имеющих несовершеннолетних детей, меньше в городах края и они должны стать особой заботой всех социальных служб.
Табл.8. Место проживания, семейное положение, наличие несовершеннолетних детей
Территор-ая принадлежность |
Город/село % |
Состоят в браке % |
Не состоят в браке % |
Разведен(а) % |
Другое |
Имеют детей % |
Не имеют детей % |
в % от общего числа | |||||||
Западная |
67/33 |
41 |
33 |
17 |
9 |
28 |
72 |
Восточная |
33/67 |
42 |
41 |
11 |
6 |
20 |
80 |
Северная |
54/46 |
41 |
36 |
14 |
9 |
24 |
76 |
Южная |
35/65 |
41 |
40 |
11 |
8 |
20 |
80 |
Центральная |
88/12 |
33 |
40 |
19 |
8 |
19 |
81 |
г. Красноярск |
100/0 |
32 |
42 |
21 |
5 |
18 |
82 |
г. Норильск |
100/0 |
11 |
39 |
42 |
8 |
11 |
89 |
г. Минусинск |
100/0 |
22 |
52 |
13 |
13 |
12 |
88 |
Ср. по краю |
59/41 |
39 |
38 |
15 |
8 |
23 |
77 |
Образование находится в
ряду самых значимых факторов реабилитации
и последующей социальной инклюзии
инвалидов. Результаты настоящего исследования
выявили только основные показатели
образовательного капитала людей с
инвалидностью в крае, которые, в
большей степени, определяются уровнем
доступности образовательной
По результатам исследования
образовательный уровень
Несмотря на действующее
федеральное законодательство, гарантирующее
льготы для абитуриентов с инвалидностью,
целый ряд факторов делает поступление
инвалидов в ВУЗ
В крае на базе Красноярского
Государственного торгово-экономического
института успешно реализуется
модель непрерывного многоуровнего (довузовская
подготовка, начальное, среднее, высшее)
профессионального образования, медико-оздоровительного,
социального и психолого-
Табл.9. Уровень образования
Территор-ая принадлежность |
Начальное |
Среднее общее |
Среднее специальное |
Высшее |
Другое |
в % от общего числа | |||||
Западная |
8 |
33 |
40 |
14 |
5 |
Восточная |
15 |
38 |
34 |
8 |
5 |
Северная |
10 |
31 |
43 |
11 |
5 |
Южная |
9 |
33 |
38 |
15 |
5 |
Центральная |
7 |
28 |
39 |
22 |
4 |
г. Красноярск |
7 |
26 |
40 |
23 |
4 |
г. Норильск |
11 |
50 |
31 |
8 |
- |
г. Минусинск |
12 |
33 |
32 |
17 |
6 |
Среднее по краю |
10 |
32 |
39 |
14 |
5 |
Люди с инвалидностью неоднородная группа не только по полу, возрасту, типу и тяжести течения инвалидности, но и по особенностям общения, по степени свободы передвижения. Объединяет их всех только социальное неравенство по отношению к людям без ограничений по здоровью, которое усугубляется дефицитом общественного участия, техническими и юридическими барьерами (табл.10).
Табл.10. Тяжесть течения инвалидности
Территор-ая принадлежность |
I группа |
II группа |
III группа |
Другое |
в % общего числа | ||||
Западная |
10 |
44 |
46 |
|
Восточная |
10 |
40 |
49 |
1 |
Северная |
11 |
41 |
48 |
|
Южная |
15 |
45 |
38 |
2 |
Центральная |
18 |
47 |
34 |
1 |
г. Красноярск |
21 |
47 |
32 |
|
г. Норильск |
39 |
44 |
17 |
|
г. Минусинск |
22 |
49 |
28 |
1 |
Ср. по краю |
13 |
44 |
42 |
1 |
Уровень жизни инвалида определялся по ряду сравнимых показателей, важнейшими из которых являлись доход и его источники.
Анализ структуры бюджета показывает, что абсолютное большинство трудоспособных инвалидов в крае проживает на пенсию. Заработную плату, как источник дохода дополнительно к пенсии, указали от 18 % респондентов в южной зоне, до 29% - в северной и только 3% - в г.Норильске. Из иных источников указывались стипендии, пособия на ребенка, помощь родственников (табл.11). Среди причин, снижающих социальную активность и конкурентоспособность инвалидов на рынке труда – барьеры среды, трудности с передвижением, транспортировкой к месту работы, недоступность или неудобство различных объектов социальной инфраструктуры, отсутствие или плохое качество необходимых им технических приспособлений. Жизненные траты инвалидов выше, чем расходы у не-инвалидов, в связи с чем им трудно нести дополнительные расходы, связанные с профессиональной подготовкой. В результате они оказываются депривированы от социального признания и образовательных прав из-за низкого социально-экономического статуса, проблем с поиском работы и зависимости от статуса клиента.[25, 78]