Социальный педагог
должен знать основные закономерности
развития личности на всех возрастных
этапах, специфику формирования отношений
в социуме; экологическую, демографическую,
социально-педагогической работы с семьями,
различными группами и категориями населения;
функции, права и обязанности государственных
и общественных институтов по отношению
к семье и личности; концепцию и программу
современной социальной политики; основы
трудового законодательства, семейного
права; методику и технологию диагностики
личности и ее микросреды; иметь навыки
анализа и программирования социальной
работы, проведения социально-педагогических
исследований, уметь действовать в соответствии
с кодексом этики социального педагога.
[5].
1.3 Формы и методы работы
социального педагога с семьей
Согласно А.В. Мудрик,
социальный педагог - это педагог, исследующий
социальное воспитание в контексте социализации,
т.е. воспитание всех возрастных групп
и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях специально созданных
для этого, так и в организациях, для
которых воспитание не является основной
функцией (например, предприятия).
Цель его работы - создание
благоприятных условий для личностного
развития ребёнка (физического, социального,
духовно-нравственного, интеллектуального),
оказание ему комплексной социально-психологической
помощи, а также защита ребёнка в его жизненном
пространстве. Социальный педагог выступает
посредником между ребёнком и взрослым,
ребёнком и его окружением, а также в роли
наставника при непосредственном общении
с ребёнком или его окружением.[9]
Он проводит социальную
диагностику семей, составляет программу
помощи семье, просвещает родителей в
вопросах воспитания детей.
Социальный педагог
по своему профессиональному назначению
стремится по возможности предотвратить
проблему, своевременно выявить и устранить
причины, порождающие ее, обеспечить превентивную
профилактику различного рода негативных
явлений (социального, физического, социального
и т. п. плана). Социальный педагог не ждет,
когда к нему обратятся за помощью. В этической
форме он сам «выходит» на контакт с семьей
[12]. Объектом воздействия социального
педагога могут быть ребенок в семье, взрослые
члены семьи и сама семья, в целом, как
коллектив.
Деятельность социального
педагога с семьей включает три основных
составляющих социально – педагогической
помощи: образовательную, психологическую
и посредническую.[4]
Образовательная составляющая
включает в себя два направления деятельности
социального педагога: помощь в обучении
и воспитании.
Помощь в обучении
направлена на предотвращение возникающих
семейных проблем и формирование педагогической
культуры родителей.
Помощь в воспитании
проводится социальным педагогом, в первую
очередь, с родителями – путем их консультирования,
а так же с ребенком посредством создания
специальных воспитательных ситуаций
для решения задачи своевременной помощи
семье в целях ее укрепления и наиболее
полного использования ее воспитательного
потенциала.
Психологическая составляющая
социально – педагогической помощи включает
в себя 2 компонента: социально – психологическую
поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена
на создание благоприятного микроклимата
в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных
отношений происходит, в основном, когда
в семье существует психическое насилие
над ребенком, приводящее к нарушению
его нервно – психического и физического
состояния. До недавнего времени этому
явлению не уделялось должного внимания.
К такому виду насилия относится запугивание,
оскорбление ребенка, унижение его чести
и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент
социально – педагогической помощи включает
в себя три составляющие: помощь в организации,
координации и информирование.
Помощь в организации
направлена на организацию семейного
досуга, включающую в себя: организацию
выставок – продаж поношенных вещей,
благотворительных аукционов; клубов
по интересам, организацию семейных праздников,
конкурсов, курсов по ведению домашнего
хозяйства, «клубов знакомств», летнего
отдыха и др. [18]
Помощь в координации
направлена на активизацию различных
ведомств и служб по совместному разрешению
проблемы конкретной семьи и положения
конкретного ребенка.
Помощь в информировании
направлена на обеспечение семьи информацией
по вопросам социальной защиты. Она проводится
в форме консультирования. Вопросы могут
касаться как жилищного, семейно-брачного,
трудового, гражданского, пенсионного
законодательства, прав детей, женщин,
инвалидов, так и проблем, которые существуют
внутри семьи.
Социальный педагог
при работе с семьей выступает в трех основных
ролях:
Советник - информирует
семью о важности и возможности взаимодействия
родителей и детей в семье; рассказывает
о развитии ребенка; дает педагогические
советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует
по вопросам семейного законодательства;
вопросам межличностного взаимодействия
в семье; информирует о существующих методах
воспитания, ориентированных на конкретную
семью; разъясняет родителям способы создания
условий, необходимых для нормального
развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает
права ребенка в случае, когда приходится
сталкиваться с полной деградацией личности
родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое
отношение к детям) и вытекающими из этого
проблемами неустроенности быта, отсутствие
внимания, человеческого отношения родителей
к детям. [4]
Условно формы работы социального
педагога с семьей можно разделить на:
индивидуальные (беседы, консультирование, посещение
семьи);
групповые (групповые консультации, тренингидля группы родителей, имеющих
схожие проблемы в воспитании ребенка,
создание групп взаимопомощи);
коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов
и ответов, родительские конференции,
встречи с представителями медицинских,
социальных, юридических служб, проведение
Дней открытых дверей для родителей в
образовательном учреждении, организация
досуговых мероприятий);
наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей,
выпуск газет, школьных журналов, создание
видеоматериалов, выставки книг по вопросам
семейного воспитания).
Рассмотрим конкретные примеры
форм работы с семьей.
Индивидуальная работа с родителями начинается, как правило, с обстоятельной
беседы по поводу истории развития ребенка.
На всех этапах беседы, консультирования следует создать особую атмосферу
доверительности отношений. В их основе
лежит понимание социальным педагогом
того беспокойства, тревоги, которое испытывают
родители.
Одна из форм работы
социального педагога с семьей - социальный
патронаж, представляющая собой посещение
семьи на дому с диагностическими, контрольными,
адаптационно – реабилитационными целями,
позволяющая установить и поддерживать
длительные связи с семьей, своевременно
выявляя ее проблемные ситуации, оказывая
незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность
наблюдать семью в ее естественных условиях.
Что позволяет выявить больше информации,
чем лежит на поверхности. Проведение
патронажа требует соблюдения ряда
этических принципов: принципа самоопределения
семьи, добровольности принятия помощи,
конфиденциальности, поэтому следует
находить возможности информировать семью
о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться
со следующими целями:
- диагностические: ознакомление
с условиями жизни, изучение возможных
факторов риска (медицинских, социальных,
бытовых), исследование сложившихся проблемных
ситуаций;
- контрольные: оценка
состояния семьи и ребенка, динамика проблем
(если контакт с семьей повторный); анализ
хода реабилитационных мероприятий, выполнения
родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно – реабилитационные:
оказание конкретной образовательной,
посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи
необходимы в отношении неблагополучных
и прежде всего асоциальных семей, постоянное
наблюдение за которыми в какой- то мере
дисциплинирует их, а так же позволяет
своевременно выявлять и противодействовать
возникающим кризисным ситуациям. [21]
Наряду с патронажем,
занимающим важное место в деятельности
социального педагога, следует выделить
консультационные беседы как одну из форм
работы с семьей. Консультирование, по
определению, предназначено в основном
для оказания помощи практически здоровым
людям, испытывающим затруднения при решении
жизненных задач.
Социальный педагог,
работая с семьей, может использовать
наиболее распространенные приемы консультирования:
эмоциональное заражение, внушение, убеждение,
художественные аналогии, мини – тренинги
и пр.
Наряду с индивидуальными
консультативными беседами, могут применяться
групповые методы работы с семьей (семьями)
– тренинги.
Социально – психологический
тренинг определяется как область практической
психологии, ориентированная на использование
активных методов групповой психологической
работы с целью развития компетентности
в общении.
Групповые методы работы
дают возможность родителям обмениваться
друг с другом опытом, задавать вопросы
и стремиться получить поддержку и одобрение
в группе. Кроме того, возможность принимать
на себя роль лидера при обмене информацией
развивает активность и уверенность родителей.
[4]
Еще одна форма
работы социального педагога
с семьей - социально – педагогический
мониторинг семьи – это научно
обоснованная система периодического
сбора, обобщения и анализа социально
– педагогической информации
о процессах, протекающих в семье,
и принятие на этой основе
стратегических и тактических
решений.
Основные принципы
мониторинга: полнота, достоверность,
системность информации; оперативность
получения сведений и их систематическая
актуализация; сопоставимость получаемых
данных, которая обеспечивается единством
избранных позиций при сборе и анализе
информации; сочетание обобщающих и дифференцированных
оценок и выводов.
Сущность социально
– педагогического мониторинга семьи
состоит в комплексном использовании
всех источников данных о процессах и
событиях семейной жизни, как носящих
естественный характер (информация, предлагаемая
членами семьи по собственной инициативе;
непосредственное и опосредованное наблюдение,
сочинения и графические работы детей
о семье и т. д.), так и полученных в ходе
специально организованного исследования
(опрос, анкетирование, метод экспертных
оценок, биографический метод, психологические
методики на выявление показателей внутрисемейных
отношений и т. д.)
Важную роль в осуществлении
социально – педагогического мониторинга
играет умение социального педагога систематизировать
сбор информации и полученные результаты.
Способов систематизации может быть несколько.
Рассмотрим один из них.
Поскольку семья –
это сложная система, социальный педагог
принимает во внимание подсистемы внутри
семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
Родительская подсистема
(мать - отец). Социальный педагог концентрирует
внимание на взаимодействии брачной пары
в качестве родителей ребенка (детей),
принятые в семье нормы взаимоотношений:
мать – дети, отец – дети, стиль родительского
отношения. [17]
Воспитательный потенциал
семьи во многом определяется содержанием
и характером функционирования родительской
подсистемы. Ошибки, которые допускают
родители, их искаженные ценностные установки,
противоречия в системах требований и
влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья
- сестры». Социальный педагог концентрирует
внимание на отношениях детей, особенностях
социальной роли каждым ребенком, установившемся
в семье разделении обязанностей между
братьями – сестрами.
Отношения между детьми
в семье – незаменимый опыт общения и
взаимодействия длительного характера,
когда обязательны распределение обязанностей,
терпимость, умение разрешать и предупреждать
конфликты, делить проявляемую по отношению
к ним заботу и внимание взрослых, и многое
другое. Для большинства детей данные
отношения на длительный период приобретают
характер наиболее значимых. Однако здесь
скрыт значительный потенциал десоциализирующего
влияния (отношения подчинения, «семейная
дедовщина». Моральное и психологическое
насилие, конкурентное противостояние
и многое другое).
Подсистема «родители
- дети». Социальный педагог стремится
определить специфические черты взаимодействия
между родителями и детьми, границы власти,
свободы и ответственности, ставшие нормой
[8]
Социально – педагогическая
деятельность с семьей будет эффективна,
если она будет основана на комплексном
подходе. Он предполагает изучение и использование
данных демографии (изучение рождаемости),
социологии и социальной психологии (исследование
и анализ удовлетворенности браком
и семейными отношениями, причин семейных
конфликтов), педагогики (воспитательная
функция семьи); права; экономики (бюджет
семьи); этнографии (быт, культурные особенности);
истории и философии (исторические формы
семьи, брака, проблемы семейного счастья,
долга); религии. [4]
Групповые формы работы с родителями. Наряду с индивидуальными формами
работы с родителями в последние годы
в практике социальных педагогов школ,
профессиональных училищ, учреждений
дополнительного образования, медико-психолого-педагогических
центров все чаще используются групповые тренинги, групповое консультирование,
родительские семинары и лектории.
Одним из первых, кто предложил
помогать родителям устанавливать гармоничные
демократические отношения в семье, был
А. Адлер (1870—1937). В 1919 г. он основал в Вене
психопедиатрический центр. Мечтой А.
Адлера было создание настоящего сообщества
единомышленников — родителей, педагогов,
других взрослых, которые бы содействовали
воспитанию у детей социальной ответственности.
Последователем А. Адлера был Р. Дрейкурс,
открывший в 1939 г. в Чикаго центр консультирования
родителей.