Исследования взаимодействия социального педагога и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности работы социального педагога с семьей 6
1.1. Современная помощь семье 6
1.2 Цели деятельности социального педагога 9
1.3 Формы и методы работы социального педагога с семьей 12
Глава 2. Исследования взаимодействия социального педагога и семьи 22
2.1 Методологические основы исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей 22
2.2 Результаты исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей 31
2.3 Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений 37
Заключение 45
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

Особенности работы социального педагога.docx

— 399.83 Кб (Скачать файл)

Сказка

«Баржа»

Цель. Снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, то есть «грузят баржу»: например, все слова на «н» («ножницы», «нарциссы», «налим» и т.д.).

«Презентация»

Цель. Развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние, повышение самооценки.

Каждый ребенок по очереди становится в круг и рассказывает о своем рисунке. Родители в роли зрителей.

«Игра без правил»

Цель. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок — родителю «обратную связь».

Упражнение на принятие себя «Я — Ты»

Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми.

Родители и дети садятся на ковер спиной друг к другу (попарно). Звучит спокойная музыка. Они должны почувствовать друг друга. Затем родитель говорит «я», ребенок — «ты». Родитель говорит «ты», ребенок — «я». И так по очереди. Упражнение заканчивается тогда, когда захотят сами участники.

Домашнее задание

Ведущий сказал о важности понимания самого себя и понимания своего ребенка и предлагает выполнять домашние задания. Следует обратить внимание на важность ведения дневника и выполнения домашних заданий, так как их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях. Родители отвечают на вопросы за себя и за ребенка, дети также отвечают за себя и за родителя. (Вопросы см. приложение 1)

Рефлексия «Связующая нить...»

Выполняется по аналогии с первым упражнением, только в данном случае участники по кругу: 1) характеризуют настроение, 2) высказывают свои чувства — что понравилось, что нет и почему.

«Колокол»

Цель. Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети и взрослые становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого.

Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый»

«Связующая нить» (См. занятие 1)

Дети, передавая клубок, говорят о том, что они хотят. «Я хочу... полетать на планере, чувствовать себя счастливой, иметь больше друзей» и т.д.

«Подари улыбку»

Цель. Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

Танец «Цветок»

Цель. Энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему «я».

Обсуждение домашнего задания

При обмене ответами на вопросы между участниками тренинга обсуждение часто принимает вид свободной дискуссии, которую ведущему стоит поощрять. Важно, чтобы высказались все участники.

«Зеркало»

Цель. Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один человек в паре — водящий, другой — «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.

«Клеевой дождик»

Цель. Развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

— подняться и сойти со стула,

— проползти под столами,

— обогнуть «широкое озеро»,

— пробраться через «дремучий лес»,

— прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.

Сказка

«Баржа» (См. занятие 1)

Все на «ок» (например, носок, кузовок, пирожок и т.д.)

Презентация (См. занятие 1)

«Игра без правил» (См. занятие 1)

Дети и родители говорят друг другу о том, что они любят: «Я думаю, что ты любишь...» Важно, чтобы желания относились не только к сфере еды или одежды. Ребенку необходимо показать, что можно любить запахи, звуки...

Упражнение на принятие себя «Да — нет»

Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми, принятие друг друга, развитие навыков общения.

Родители и дети сидят на ковре, опираясь на спину друг друга. При этом доверительно произносится: «Да — нет», «Нет — да».

После упражнения — обсуждение: что проще говорить «да» или «нет»?

Домашнее задание (См. приложение 6)

Рефлексия «Связующая нить» (См. занятие 1)

«Колокол» (См. занятие 1)

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Социальный педагог по работе с семьёй - новая должность конкретного субъекта воспитательной системы.

Разрабатываемая модель деятельности социального педагога по организации процесса взаимодействия с семьёй отражает содержательную, функциональную и личностную сторону деятельности. Она является основой для определения его квалификационной характеристики.

 

Заключение

 

 

Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через которые ребенок усваивает основные социальные знания. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «семьями группы риска».

Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощь, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участие в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решений суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться помощь других специалистов.

Задачи социального педагога – создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особенно отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего похода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента – с позиции клиентоцентризма.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

   Социальному  педагогу приходится сталкиваться  с различными проблемами семьи. Это:

  - больные дети, дети-инвалиды;

  - пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

  - половая распущенность  и проституция;

  - алкоголики  и наркоманы;

  - дети-бродяги;

  - развод родителей

   Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

   К предупреждению  относится материальная помощь  семьям со стороны государства  в виде выплаты пособий. Предоставление  льгот, социальной помощи. Социальный  педагог кроме педагогических  проблем, работа с семье, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

   Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

 

Список литературы

 

  1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. / К. А. Абульханова-Славская - М.: Наука, 1980. - 335 с.
  2. Амонашвили, Ш.А. Психоаналитические основы педагогики сотрудничества. / Ш.А. Амонашвили-М.: Педагогика, 1991. - 279 с.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2000. -376 с.
  4. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства. / И.П. Андриади - М.: Академия, 1999.- 160 с.
  5. Антонов, А.И. Социология семьи. / А.И. Антонов, В. И. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.-304 с.
  6. Арнольдов, А.И. Живой мир социальной педагогики (В поддержку актуальной науки). / А.И. Арнольдов - М.: РАО, 1999. - 136 с.
  7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  8. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы: Пособие. / В.Г. Бочарова - М.: SvR -Аргус, 1994.-208 с.
  9. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности. / Л.П. Буева - М.: МГУ, 1968. -268 с.
  10. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. / Ю.В. Василькова - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.
  11. Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) / Ю.В. Василькова - Социально-технологический институт. - ГФ «Полиграфресурсы», 1998. - 424 с.
  12. Вишневский, А.Г. Семья вчера, сегодня, завтра / А.Г. Вишневский // Современная семья. Трудности и надежды: Тезисы Всесоюз. науч.-практ. конференции. -М., 1989.-С. 3-6.
  13. Воспитание школьника в семье / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1979. - 192 с.
  14. Гаврилова, Т.П. Учитель и семья школьника. / Т.П. Гаврилова — М.: Просвешение, 1988. - 80 с.
  15. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи / Л.Я. Гозман, Е.И. Шлягина // Вопросы психологии- 1985. - № 2, - С. 186-187.
  16. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи./ И.В. Гребенников - М.: Знание, 1976. — 40 с.
  17. Дементьева, И. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях / И. Дементьева, Н. Зубарева // Воспитание в  школе, 2003. - №10. – С. 13-17.
  18. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров – М.: Просвещение, 1996. – 189 с.
  19. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И Захаров - СПб.: Питер, 2000. – 224с.
  20. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев - М.: Педагогика, 1987. – 379 с.
  21. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб.пособие / Тамара Владимировна Лодкина. – М.: Изд. центр "Академия", 2003. – 192 с.
  22. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская - СПб.: Питер, 2000. – 117 с.
  23. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы /Л.Ф. Обухова - М.: Тривола, 2008. – 269 с.
  24. Овчарова, Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы / Р.В. Овчарова – М.: Просвещение: Учебная литература, 2006. – 456 с.
  25. Олифиренко, Л.Я. Социальная поддержка детей "группы риска": Учеб.пособие / Людмила Яковлевна Олифиренко, Татьяна Ивановна Шульга, Изабелла Федоровна Дементьева. – М.: Изд. центр "Академия", 2002. – 256 с.
  26. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
  27. Павленок, П.Д. Теория, история и методология социальной работы / П.Д. Павленок: Учеб.пособие – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Издательско-торговая компания "Дашков и Ко", 2005. – 215 с.
  28. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248с.
  29. Скотт, Д.Г. Способы разрешения конфликтов /Д.Г. Скотт – Киев, ГИИМ, Изд-кое общество «Верзилин и К», ЛТД, 2001. – 239 с.
  30. Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье / Е.О. Смирнова, В.С. Собкин - М.: РОСМЕН, 2008. – 290 с.
  31. Социальная работа / Под общ.ред. проф. В.И. Курбатова: Учеб.пособие. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 480 с. (Высшее образование)
  32. Социальная педагогика: Курс лекций/Под.общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416с.
  33. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.О. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272с.
  34. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко - М.: Мысль, 1987. – 213 с.
  35. Торохтий, В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) / В. С. Торохтий – М.: МГСУ, 2000. – 348 с.
  36. Фридман, Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей / Л. М. Фридман – М.: Наука, 1999. - 203с.
  37. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – с. 345.

Приложение 1

 

Текст опросника.

 

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

1. Я всегда сочувствую  своему ребенку.

2. Я считаю своим  долгом знать все, о чем думает  мой ребенок.

3. Мне кажется, что  поведение моего ребенка значительно  отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше  держать ребенка в стороне  от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю  к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего  ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок  часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь  помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к  ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению  к своему ребенку я испытываю  досаду.

12. Мой ребенок  ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что  друга? дети потешаются над моим  ребенком.

14. Мой ребенок  часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок  отстает в психологическом развитии  и для своего возраста выглядит  недостаточно развитым.

16. Мой ребенок  специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как  губка, впитывает в себя все  самое плохое.

18. При всем старании  моего ребенка трудно научить  хорошим манерам.

19. Ребенка с детства  следует держать в жестких  рамках, только тогда из него  вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда  друзья моего ребенка приходят  к нам в дом.

21. Я всегда принимаю  участие в играх и делах  ребенка.

22. К моему ребенку  постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок  не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании  говорят о детях, мне становится  стыдно, что мой ребенок не  такой умный и способный, как  другие дети.

25. Я жалею своего  ребенка.

26. Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком свое свободное  время.

28. Я часто жалею  о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то  время, когда он был еще совсем  маленьким.

29. Я часто ловлю  себя на том, что с неприязнью  и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о  том, чтобы мой ребенок достиг  того, что лично мне не удалось  в жизни.

31. Родители должны  не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться  к нему, относиться к нему с  уважением, как к личности.

32. Я стараюсь  выполнять все просьбы и пожелания  моего ребенка.

Информация о работе Исследования взаимодействия социального педагога и семьи