Исследования взаимодействия социального педагога и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности работы социального педагога с семьей 6
1.1. Современная помощь семье 6
1.2 Цели деятельности социального педагога 9
1.3 Формы и методы работы социального педагога с семьей 12
Глава 2. Исследования взаимодействия социального педагога и семьи 22
2.1 Методологические основы исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей 22
2.2 Результаты исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей 31
2.3 Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений 37
Заключение 45
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

Особенности работы социального педагога.docx

— 399.83 Кб (Скачать файл)

33. При принятии  решений в семье следует учитывать  мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и  претензиях ребенок по-своему  прав.

36. Дети рано узнают  о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь  с ребенком.

38. Я испытываю  дружеские чувства по отношению  к ребенку.

39. Основная причина  капризов моего ребенка – это  эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить  отпуск с ребенком, то невозможно  нормально отдохнуть.

41. Самое главное  – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне  кажется, что мой ребенок не  способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю  увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок  кого угодно может вывести  из себя.

45. Огорчения моего  ребенка мне всегда близки  и понятны.

46. Мой ребенок  часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка  – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49. Я не доверяю  своему ребенку.

50. За строгое  воспитание дети потом благодарят  своих родителей.

51. Иногда мне  кажется, что я ненавижу своего  ребенка.

52. В моем ребенке  больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки  интересы моего ребенка, я их  разделяю.

54. Мой ребенок  не в состоянии сделать что-либо  самостоятельно, и если он это  делает, то обязательно получается  не так, как нужно.

55. Мой ребенок  вырастет не приспособленным  к жизни.

56. Мой ребенок  нравится мне таким, какой он  есть.

57. Я тщательно  слежу за состоянием здоровья  моего ребенка.

58. Я восхищаюсь  своим ребенком.

59. Ребенок не  должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого  мнения о способностях моего  ребенка и не скрываю этого  от него.

61. Ребенок должен  дружить с теми детьми, которые  нравятся его родителям.  
Приложение 2

Ребенку задают следующий набор вопросов.

  1. Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал – мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: «папой, мамой или собой», «собой, мамой или папой» и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).
  2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? – для дошкольников).
  3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
  4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама – у девочек) на работе или другое?
  5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка – соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним – для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама – у девочек), или не так, по-другому?
  6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? – для дошкольников).
  7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме – у девочек) или не рассказал?
  8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе – у девочек) или не рассказал?
  9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама – у девочек) или не боишься?
  10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа – у девочек) или не боишься?

 

Приложение 3

Тест

 

1. Охотнее всего  я уехал бы из дома.

2. Если семья  не выполняет моих желаний, я  скандалю.

3. В моей семье  меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои проблемы  с друзьями, которые меня понимают.

4. Для семьи я  делаю только то, что мне поручают.

5. Если в семье  возникают какие-либо проблемы, я  иногда способствую их разрешению.

6. Я использую  малейшую возможность, чтобы доставить  радость своей семье.

7. Я стараюсь  понять родителей, братьев и сестер  даже тогда, когда не считаю  правильным то, что они от меня  требуют.

8. Если я чем-нибудь  озабочен, то говорю об этом  откровенно с родителями, братьями, сестрами и прошу у них совета.

 

Приложение 4

Методика Рене Жиля - тест

Произносите задания медленно, не торопясь. Если ребенок уже читает, можно предложить ему читать вопросы самостоятельно.

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

  1. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

  1. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

  1. Размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

  1. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

  1. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

  1. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

  1. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

  1. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

  1. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

  1. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

  1. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

  1. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

  1. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

  1. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

  1. Где ты на этот раз?

  1. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

  1. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

  1. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

  1. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

  1. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

  1. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

  1. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

  1. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

  1. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

  1. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

  1. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

  1. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

  1. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

  1. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

  1. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

  1. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

  1. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

  1. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

  1. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

  1. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

  1. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

  1. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

  1. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

  1. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

  1. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

  1. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

 
 

 

Приложение 5

Программа коррекции детско-родительских отношений

Структура занятий.

Процесс становления группы как психологической общности, нормы и ценности, лежащие в ее основании, особенности межличностных отношений являются объектом пристального внимания ведущего. С этой целью на протяжении всего существования группы развивается и поддерживается групповая динамика.

Этому способствуют:

— общая структура занятия, усвоение и привыкание к которой значительно облегчает процесс адаптации и работы в группе. К середине цикла (к 4—5-му занятию) родители и дети привыкают к сценарию и настолько проникаются духом и смыслом происходящего в группе, что способны заменить психолога в проведении отдельных фрагментов занятия;

— ритуалы приветствия и прощания;

— разминочные упражнения;

— игры, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений;

— домашние задания, позволяющие сохранить ощущение сопричастности к группе в период между встречами.

Общая структура занятия включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.

Остановимся подробнее на каждом из этих элементов.

Ритуал приветствия — важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Примечательно, что в ходе развития группы контроль над его исполнением переходит к членам группы. Упражнение, выбранное для этой цели, называется «Связующая нить», выполняется с помощью клубка. На каждом занятии клубок «наполняется новым смыслом и содержанием», определяя тем самым цель встречи.

Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние детей.

Информация о работе Исследования взаимодействия социального педагога и семьи