Исследования взаимодействия социального педагога и семьи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:10, курсовая работа
Описание работы
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Особенности работы социального педагога с семьей 6 1.1. Современная помощь семье 6 1.2 Цели деятельности социального педагога 9 1.3 Формы и методы работы социального педагога с семьей 12 Глава 2. Исследования взаимодействия социального педагога и семьи 22 2.1 Методологические основы исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей 22 2.2 Результаты исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей 31 2.3 Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений 37 Заключение 45 Список литературы 47
Разминочные упражнения
выбираются с учетом актуального состояния
группы и задач предстоящей деятельности.
Разминка состоит из двух блоков.
I блок — упражнения,
либо позволяющие установить
контакт, активизировать членов
группы, поднять настроение, либо
направленные на снятие чрезмерного
эмоционального возбуждения.
Используются упражнения:
«Какая рука у соседа?», «Комплимент»,
«Ласковое имя», «Подари улыбку», «Передай
предмет», «Обыграй предмет», «Передай
сигнал», «Игра-танец», «Представление»
и т.д.
II блок — танец.
Основное содержание занятия — состоит
из нескольких блоков и представляет собой
совокупность психотехнических упражнений
и приемов, направленных на решение задач
программы. Приоритет отдается многофункциональным
техникам, направленным на развитие познавательных
процессов, формирование социальных навыков,
установление взаимоотношений между родителем
и ребенком, динамическое развитие группы.
Последовательность упражнений предполагает
чередование деятельностей, смену психофизического
состояния членов группы.
I блок — обсуждение
домашнего задания (в кругу). Родители
и дети ведут дневник, который
заполняется дома.
II блок — упражнения,
связанные с темой занятия.
III блок — работа
со сказкой.
Данная работа включает:
— прослушивание сказки-метафоры
или групповое сочинение сказки;
— рисование понравившегося
сюжета из сказки (в этом участвуют все
члены группы, включая ведущего);
— презентация рисунков
(в кругу) и обсуждение услышанной истории;
— иллюстрирование
сказки (восстановление динамики сюжета
с помощью рисунков членов группы).
Важным моментом является
то, что рисунки развешиваются в зале,
тем самым создавая удивительную, сказочную
атмосферу.
IV блок — упражнения,
способствующие установлению контакта
между родителем и ребенком (выполняются
в парах, чаще всего на полу).
1-я часть —
упражнения на вербальное общение
«Поговори со мной на моем
языке».
2-я часть —
упражнения на невербальное общение,
на тактильный контакт.
В ходе выполнения
этих упражнений родители и дети получают
обратную связь друг от друга, обогащают
представления о себе, учатся понимать
другого, выражать свои чувства, свою любовь
и нежность. Но главное в этих играх —
общий язык. Родители невольно и незаметно
передают ребенку свое представление
о ценностях. Кроме того, ребенку важно,
что родители заинтересованы его мнением,
что принадлежат в эти минуты ему, и только
ему.
V блок — домашнее
задание. Рефлексия занятия — предполагает
ретроспективную оценку занятия в двух
аспектах:
— эмоционально-смысловом
(понравилось — не понравилось, было хорошо
— было плохо и почему, что показалось
самым важным, полезным);
— эмоционально-оценочном
(как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е.
оценка своего эмоционального состояния).
Ритуал прощания —
способствует завершению занятия и укреплению
чувства единства в группе. Используется
упражнение «Колокол».
Тематическое
планирование
Занятие 1. «Знакомство».
Цель. Знакомство участников друг с другом
и с групповой формой работы.
Занятие 2. «Мир детский
и мир взрослый». Цели. Осознание разницы
между «миром» ребенка и взрослого, что
выражается в особенностях восприятия,
эмоциональных переживаниях, мотивации;
приобретение навыков анализа причин
поведения ребенка исходя из позиции самого
ребенка.
Занятие 3. «Все мы чем-то
похожи». Цели. Развитие взаимодействия
между членами группы, умения почувствовать
друг друга, осознание своих индивидуальных
качеств.
Занятие 4. «Почувствуй
себя любимым». Цели. Укрепление уверенности
родителей и детей в том, что они любимы,
желанны; активизация сил, развитие навыков
и умений выражать свои чувства.
Занятие 5. «Путь доверия».
Цели. Формирование чувства близости между
родителями и детьми, умения сопереживать,
понимать чувства другого, доверять друг
другу.
Занятие 6. «Агрессия
и гнев». Цели. Работа с агрессией и гневом;
осознание этих состояний, отработка навыков
конструктивного общения, самоконтроля,
адекватных способов выражения агрессии
и гнева; проигрывание различных эмоций
и состояний.
Занятие 7. «Душевная
погода». Цели. Раскрепощение живой души,
снятие страхов, преодоление неуверенности
в себе; повышение самооценки, принятие
себя, установление доверия к миру и окружению,
душевного равновесия.
Занятие 8. «Жизнь Земли».
Цели. Формирование позитивной установки
на отношение к окружающему миру; расширение
представлений о мире; развитие наблюдательности,
навыков невербального общения, эмоциональной
экспрессии.
Занятие 9. «Сделай
себя счастливей!». Цели. Развитие партнерства
и сотрудничества родителя с ребенком,
умения отстаивать свои права, высказывать
свое мнение, приобретение навыков равноправного
общения, сознание чувства полноты жизни,
ощущения счастья.
Ведущий знакомит участников
с целями и задачами тренинга. Обговариваются
условия и режим работы, вводятся правила
групповой работы. Ведущий рассказывает,
в какой форме будут проходить занятия,
каким темам они будут посвящены; раскрывает
философию, на которой строятся отношения
и взаимодействие с детьми: признание
и уважение личности ребенка и стремление
к сотрудничеству.
«Связующая нить»
Цель. Создание работоспособности,
позитивного настроения и сплоченности
группы.
Участники становятся
в круг. Ведущий, держа в руках клубок,
здоровается со всеми и передает клубок
соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует
всех и передает его следующему игроку,
оставляя ниточку у себя. И так по кругу.
Когда клубок возвращается к ведущему,
все оказываются «связаны» одной нитью.
«Слегка натяните ниточку и почувствуйте,
что мы — единое целое в этом мире...»
«Какая рука у соседа»
Цель. Установление
контакта между участниками группы, развитие
тактильных ощущений.
Дети и родители берутся
за руки. Правая рука сверху, левая снизу.
В полной тишине почувствовать, какая
рука (мягкая, теплая, влажная, холодная,
приятная, неприятная и т.д.). Каждый проговаривает,
что он чувствует и ощущает.
«Знакомство»
Цель. Сближение участников
группы.
Дети и родители садятся
в круг. Каждый родитель представляет
своего ребенка и говорит, что он любит,
что не любит, какой у него характер. Дети
подтверждают слова родителей. То же самое
делают дети, представляя своих родителей.
«Молекулы»
Цель. Повышение позитивного
настроя и сплоченности группы, эмоциональное
и мышечное расслабление.
Инструкция: «Представим
себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят
так: согнуть руки в локтях и прижать кисти
к плечам. Атомы постоянно двигаются и
время от времени объединяются в молекулы.
Число атомов в молекуле может быть разнообразное,
оно будет определяться тем числом, которое
я назову. Мы все сейчас начнем быстро
двигаться по этой комнате, и время от
времени я буду называть какое-нибудь
число, например три. И тогда атомы должны
объединяться в молекулы — по три атома
в каждой. Молекулы выглядят так: лицом
друг к другу, касаясь друг друга предплечьями».
Сказка
«Баржа»
Цель. Снятие эмоционального
напряжения, развитие познавательных
процессов, преодоление неуверенности
в себе.
Участники становятся
в круг и называют слова, перебрасывая
при этом друг другу мяч, то есть «грузят
баржу»: например, все слова на «н» («ножницы»,
«нарциссы», «налим» и т.д.).
«Презентация»
Цель. Развитие умения
адекватно выразить свое эмоциональное
состояние, повышение самооценки.
Каждый ребенок по
очереди становится в круг и рассказывает
о своем рисунке. Родители в роли зрителей.
«Игра без правил»
Цель. Создание атмосферы
принятия и понимания, развитие навыков
общения, активного слушания, эмпатии,
умения безоценочно относиться друг к
другу.
Родитель и ребенок
садятся рядом и разговаривают, постоянно
проговаривая начало предложенной фразы
«Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней
свое содержание. Тем самым возникает
позитивный диалог, родитель дает ребенку,
а ребенок — родителю «обратную связь».
Упражнение на принятие
себя «Я — Ты»
Цель. Формирование
чувства близости между родителями и детьми.
Родители и дети садятся
на ковер спиной друг к другу (попарно).
Звучит спокойная музыка. Они должны почувствовать
друг друга. Затем родитель говорит «я»,
ребенок — «ты». Родитель говорит «ты»,
ребенок — «я». И так по очереди. Упражнение
заканчивается тогда, когда захотят сами
участники.
Домашнее задание
Ведущий говорит о
важности понимания самого себя и понимания
своего ребенка и предлагает выполнять
домашние задания. Следует обратить внимание
на важность ведения дневника и выполнения
домашних заданий, так как их обсуждение
всегда происходит на последующих занятиях.
Родители отвечают на вопросы за себя
и за ребенка, дети также отвечают за себя
и за родителя. (Вопросы см. приложение
1)
Рефлексия «Связующая
нить...»
Выполняется по аналогии
с первым упражнением, только в данном
случае участники по кругу: 1) характеризуют
настроение, 2) высказывают свои чувства
— что понравилось, что нет и почему.
«Колокол»
Цель. Сплочение группы,
эмоциональное и мышечное расслабление,
создание атмосферы единства.
Дети и взрослые становятся
в круг, поднимают поочередно правую и
левую руки вверх, соединяя руки в центре
круга в виде «колокола». Произносят «Бом!»
и синхронно, с силой бросают руки вниз.
На вдохе поднимают
руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают
руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько
раз. Может быть вариант двух «колоколов»:
большого — из родителей и маленького
— из детей. Маленький внутри большого.
Занятие
2. «Мир детский и мир взрослый»
«Связующая нить» (См.
занятие 1)
Дети, передавая клубок,
говорят о том, что они хотят. «Я хочу...
полетать на планере, чувствовать себя
счастливой, иметь больше друзей» и т.д.
«Подари улыбку»
Цель. Создание атмосферы
единства, повышение позитивного настроя,
развитие умения выражать свое эмоциональное
состояние.
Участники становятся
в круг, берутся за руки. Каждый по очереди
дарит улыбку своим соседям слева и справа,
важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Рефлексия: Что чувствовали?
Какое сейчас настроение?
Танец «Цветок»
Цель. Энергетическая
подпитка, восстановление сил, развитие
умения побыть наедине с собой, прислушаться
к внутреннему «я».
Обсуждение домашнего
задания
При обмене ответами
на вопросы между участниками тренинга
обсуждение часто принимает вид свободной
дискуссии, которую ведущему стоит поощрять.
Важно, чтобы высказались все участники.
«Зеркало»
Цель. Эмоциональное
осознание своего поведения, снижение
напряжения, формирование умения подчиняться
требованиям другого, произвольный контроль,
преодоление неуверенности.
Участники группы становятся
в две шеренги лицом друг к другу, таким
образом разбиваясь на пары. Один человек
в паре — водящий, другой — «зеркало».
Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает
все его движения. По сигналу ведущего
участники меняются ролями, затем напарниками.
«Клеевой дождик»
Цель. Развитие сплоченности
группы, снятие напряжения.
Дети встают друг за
другом и держатся за плечи впереди стоящего.
В таком положении они преодолевают препятствия:
— подняться и сойти
со стула,
— проползти под столами,
— обогнуть «широкое
озеро»,
— пробраться через
«дремучий лес»,
— прятаться от «диких
животных».
На протяжении всего
упражнения участники не должны отцепляться
от партнера.
Сказка
«Баржа» (См. занятие
1)
Все на «ок» (например,
носок, кузовок, пирожок и т.д.)
Презентация (См. занятие
1)
«Игра без правил»
(См. занятие 1)
Дети и родители говорят
друг другу о том, что они любят: «Я думаю,
что ты любишь...» Важно, чтобы желания
относились не только к сфере еды или одежды.
Ребенку необходимо показать, что можно
любить запахи, звуки...
Упражнение на принятие
себя «Да — нет»
Цель. Формирование
чувства близости между родителями и детьми,
принятие друг друга, развитие навыков
общения.
Родители и дети сидят
на ковре, опираясь на спину друг друга.
При этом доверительно произносится: «Да
— нет», «Нет — да».
После упражнения —
обсуждение: что проще говорить «да» или
«нет»?
Домашнее задание (См.
приложение 2)
Рефлексия «Связующая
нить» (См. занятие 1)
«Колокол» (См. занятие
1)
Занятие
3. «Все мы чем-то похожи»
«Связующая нить»
Передавая клубок,
участники говорят о том, кем бы хотели
быть. «Я бы хотел(а) быть...»
«Имя»
Цель. Развитие нравственных
взаимоотношений, знакомство с особенностями
характера участников группы, подчеркивание
индивидуальности каждого.
Каждому участнику
предлагается назвать свое имя и охарактеризовать
себя первой его буквой. Например, Женя
— жизнерадостный, Лена — ласковая, Таня
— тихая и т.д.
После этого участники
по желанию повторяют все имена с характеристиками
по кругу.
Танец на сплочение
группы
Обсуждение домашнего
задания
Обсуждение проходит
в форме обмена мнениями, впечатлениями,
чувствами, которые вызвало выполнение
домашнего задания.
— Какую часть таблицы
было труднее заполнять?
— Где больше записей
получилось?
Ведущему нужно обратить
внимание на связанность некоторых характеристик
ребенка из левой и правой частей таблицы
(продолжением достоинств часто являются
недостатки).
«Тень»
Цель. Развитие наблюдательности,
памяти, внутренней свободы и раскованности,
умения подстраиваться под другого.
Все участники разбиваются
на пары (родитель с ребенком). Звучит фонограмма
спокойной музыки. Один человек (родитель)
— «путник», другой (ребенок) — его «тень».
«Путник» идет через поле, а за ним, на
два-три шага сзади, идет его «тень». «Тень»
старается точь-в-точь скопировать движения
«путника». Через некоторое время участники
меняются ролями.
Желательно стимулировать
«путников» к выполнению разных движений:
«сорвать цветок», «присесть», «проскакать
на одной ноге», «остановиться и посмотреть
из-под руки» и т.д.