Исследования взаимодействия социального педагога и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности работы социального педагога с семьей 6
1.1. Современная помощь семье 6
1.2 Цели деятельности социального педагога 9
1.3 Формы и методы работы социального педагога с семьей 12
Глава 2. Исследования взаимодействия социального педагога и семьи 22
2.1 Методологические основы исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей 22
2.2 Результаты исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей 31
2.3 Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений 37
Заключение 45
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

Особенности работы социального педагога.docx

— 399.83 Кб (Скачать файл)

Родительские группы, которые организовывали А. Адлер и Р. Дрейкурс, основывались на следующих принципах:

► демократичность отношений между родителями и детьми основывается на взаимном уважении, доброте и твердости (твердость отражает уважение взрослого к самому себе);

► главное в семейном воспитании — формирование самоуважения, самостоятельности, чувства ответственности, навыков взаимодействия и социальной направленности личности;

► предмет групповой дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителей;

► все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии;

► ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые должны быть приняты всеми членами группы.

Отмечено, что ни прямое обучение родителей, ни интерактивные методы (в том числе и групповые дискуссии) не дают быстрых эффективных результатов, так как родительские отношения характеризуются устойчивостью и сопротивлением изменениям. Необходимо создать условия для сознательной, самостоятельной, активной перестройки отношений самими родителями.

Групповая работа с родителями может быть организована на родительском собрании, где социальный педагог, кроме информирования по определенной теме, организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры.

Коллективные формы работы с родителями. Родительское собрание, как форма организации и сотрудничества, обеспечивает понимание родителями особенностей профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, в том числе и социального педагога, привлечение родителей к совместному планированию, определению целей работы с детьми, активному участию в жизнедеятельности учреждения. Эффективность проведения родительского собрания повышается, если педагоги, проводящие его, верят, что семья способна к позитивным изменениям, уверены в важности и необходимости совместных действий семьи и учреждения; не констатируют ошибки и неудачи родителей и детей, а совместно их исследуют, опираются на жизненный опыт родителей.

Наглядно-иллюстративные методы в работе с родителями. Во многих образовательных учреждениях совместными усилиями педагогов и учащихся выпускаются специальные раздаточные материалы (газеты, журналы, брошюры) для родителей.

Итак, любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности подростка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

 

 

Глава 2. Исследования взаимодействия социального педагога и семьи

 

2.1 Методологические основы исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей

 

Исследование проводилось в период с октября 2013г. по март 2014 г. на базе МКОУ СОШ №2 г. Омутнинск. В исследовании приняло участие 4 семьи трудных подростков (общее количество человек 11 человек).

Опытная работа включала следующие этапы:

I этап – исследование. Проводилось изучение проблем детей МКОУ СОШ №2 г. Омутнинск и семейной ситуации в конкретных семьях.

II этап - формирующий эксперимент. Разработка комплексной программы социально-педагогической поддержки

Каждый этап включал решение конкретных задач.

I этап - исследование. Цель – выявить проблемы и особенности 4 семей «трудных» подростков-учащихся МКОУ СОШ №2 г. Омутнинск, нуждающейся в социально-педагогической помощи.

Задачи:

  1. Изучить проблемы подростков в семье;
  2. Изучить семьи подростков и оформить документацию;
  3. Продиагностироватъ внутрисемейные отношения в конкретных семьях подростков.

В исследовании использовались следующие методики, которые были проведены на родительских собраниях.

1. Методика диагностики родительского  отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника  составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные  аспекты родительского отношения:

1. Принятие –  отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к  неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. (см. Приложение 1)

Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие – отвержение ребенка: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

2. Методика идентификации детей с родителями опросник А.И. Зарова.

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями. (см. Приложение 2)

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

  • возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

  • успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);

  • идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

  • уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;

  • идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

а) большим возрастным периодом идентификации девочек;

б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

3. Тест Т. Шрайберана выявление отношения юношей девушек к жизни в своей семье. (см. Приложение 3)

После заполнения протокола подсчитывается сумма баллов, которую набрал испытуемые. Подсчет производится с использованием двух ниже приведённых таблиц: «веса» Суждений и «веса» высказываний. Для этого Необходимо последовательно перемножить эти показатели по каждому из высказываний, потом суммировать результаты произведений.

Последнее, что необходимо сделать - рассчитать коэффициент отношения к жизни в своей семье по следующей формуле:

 

 

Таблица 1. Таблица «веса» Суждений оценочной шкалы

Оценочные суждения

Их вес

 

Положительные высказывания (Д, Е, Ж, З)

Отрицательные высказывания (А, Б, В, Г)

Полностью согласен

5

1

Согласен

4

2

Не знаю

3

3

Не согласен

2

4

Совершенно не согласен

1

5

Информация о работе Исследования взаимодействия социального педагога и семьи