Исследования взаимодействия социального педагога и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности работы социального педагога с семьей 6
1.1. Современная помощь семье 6
1.2 Цели деятельности социального педагога 9
1.3 Формы и методы работы социального педагога с семьей 12
Глава 2. Исследования взаимодействия социального педагога и семьи 22
2.1 Методологические основы исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей 22
2.2 Результаты исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей 31
2.3 Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений 37
Заключение 45
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

Особенности работы социального педагога.docx

— 399.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

 

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией.

На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.

Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Социальный педагог – это специалист, организующий воспитательную работу с детьми в разных социокультурных средах. В своей работе социальный педагог сталкивается с различными видами семей. Это семьи, где ребенок живет в постоянных ссорах с родителями, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу родителей.

Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.

Главное в работе социального педагога с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

Ряд исходных методологических вопросов, связанных с изучением брака, семьи в современной социологии и демографии, духовно-нравственных проблем семьи, культуры семейных отношений (что представляет для нас наибольший интерес), поставлен учёными А.И. Антоновым, И.В. Бестужевым-Лада, Э.К. Васильевой, А.Г. Волковым и др.

Объект дипломной работы – процесс воспитания подростка в семье.

Предмет дипломной работы - специфика профессионального взаимодействия социального педагога и семьи подростка.

Цель исследования: Выявление особенностей работы социального педагога с семьей подростка.

Задачи исследования:

1. Изучить характеристики  понятий «взаимодействие», «социальное  взаимодействие» в наиболее известных  в отечественной и зарубежной  науке теориях взаимодействия;

2. Выявить основные  направления организации процесса  взаимодействия социального педагога  и семьи;

3. Определить специфику  социальных условий взаимодействия  социального педагога и семьи;

4. На практике показать эффективность профессионального взаимодействия социального педагога и семь;

5. Разработать методические  рекомендации по эффективной организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи.

Анализ теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы позволил сформировать основную гипотезу: деятельность социального педагога с семьей благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем самым открывает возможность на повышение познавательной и социальной активности ребенка.

Методы, использованные в работе: анкетирование и тестирование, наблюдение.     

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что:

• выявлены социальные условия реализации и совершенствования целостной системы взаимодействия социального педагога и семьи, обеспечивающие дифференцированный подход к семье как к субъекту саморазвития и саморегуляции по созданию новых возможностей в освобождении потенциала самопомощи;

• определены условия, обеспечивающие повышение качества взаимодействия социального педагога и семьи; сформулированы принципы и методы этого взаимодействия как неотъемлемого компонента деятельности социального педагога.

Эффективность процесса взаимодействия социального педагога и семьи находится в прямой зависимости от становления семейного воспитательного потенциала на основе учёта общих тенденций развития социума, региональных, национальных, культурно-исторических традиций, посреднической партнерской деятельности специалиста в целях изменения педагогической ситуации в социуме, повышения семейной психолого-педагогической культуры, содействия саморазвитию личности.

Глава 1. Особенности работы социального педагога с семьей

1.1. Современная помощь  семье

 

 

   В 1992 г. Правительство Российской Федерации принимает  постановление  «О первоочередных мерах по созданию государственной системы  социальной  помощи семье»,   которое    включает    экономическую,    правовую,    медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Это постановление  было  направлено на осуществление государственной политики семьи и детей.

    Новая  социальная  политика  в  стране  относительно   семьи   и   детей проявляется  в  выплате  пособий  на  ребенка,  создании  новых   учреждений социального  обслуживания, которые ориентированы  на семью и детей.

    Это  проявилось   в   организации   различных   учреждений   социального обслуживания,  которые  оказывали  помощь  семье,   детям-сиротам,   трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных  клубов, где и взрослые  и дети  проводят отдых всей семьей.

   Местные  органы создают различные центры,  в  которых  оказывается  помощь  семье в кризисной ситуации. [4].

   Более распространенной  формой  оказания  помощи  семье  являются  центры смешанного типа, в которых проводится работа  различных служб. Так,  одна  из  них - это служба социальной реабилитации,  где  осуществляется  реабилитация  лиц, попавших в трудную жизненную  ситуацию. Здесь  оказывается  материальная  помощь, помогают найти работу, занимаются  проблемами усыновления,  опекой  и попечительством.

   В социальной  службе молодежи помогают молодым  людям  в  трудоустройстве, помогают  молодой семье, вернувшимся из  заключения, алкоголикам, наркоманам.

   В центрах  реабилитации  детей-инвалидов  учитываются  все  дети-инвалиды, дети с различными  патологиями, им оказывается  психологическая,  медицинская и педагогическая  помощь. Осуществляется профессиональная  подготовка.

   Организацией  досуга  семей,  проведением  культурно-массовых  мероприятий занимаются центры  досуга. В них родители могут  оставить детей  на  несколько  часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг  вместе.

   В медико-социальном  центре оказывается помощь  и  детям,  и  всем  членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется  патронаж  над  семьями  с малолетними  детьми,   проводится   пропаганда   здорового   образа   жизни, медицинская профилактика всех  членов  семьи.  Особое  внимание  оказывается семье, где есть дети-инвалиды  и больные дети. Оказывается социальная  помощь особо нуждающимся  семьям,  их  прикрепляют  к  бытовым  службам,  магазину, мастерским.

   Для оказания  помощи семье, попавшей  в  беду,  создаются  приюты.  Самыми распространенными  являются  приюты  для  детей.  Для   взрослых   создаются  социальные гостиницы, для подростков  и молодежи -  дома  интернатного  типа, где  они  живут  до  18  лет,  посещая  школу,  после   окончания   которой, устраиваются на работу и только тогда уходят из интерната. [12].

    В  центре  психолого-педагогической  помощи  семье  и   детям   помогают  установить в семье  нормальную  психологическую  обстановку,  осуществляется  психологическое и педагогическое  просвещение членов семьи.

   Распространенной  формой работы с трудными детьми  и  подростками  являются центры  социальной  реабилитации  детей  и  подростков.  В  них   занимаются предупреждением,    профилактикой    их  антиобщественного     поведения, организовывается их труд,  отдых  и  учеба,  помогают  выйти  их  кризисного состояния.

   Центры социальной  защиты  осуществляют  правовую  и  юридическую  помощь несовершеннолетним  и их  семьям.  Контролируют  криминальные  семьи  и  лиц, которые  вовлекают детей и подростков  в преступления. Помогают  устроиться  в жизни вышедшим из заключения.

   В  центрах  социально-педагогической  поддержки  дошкольников  занимаются обучением  и воспитанием  детей  по  программе  детских  садов,  осуществляют  психологическую  и  педагогическую  реабилитацию  детей  с  отклонениями   в умственном  и  физическом  развитии.  Для  каждого  ребенка  разрабатывается индивидуальная  программа, ведется психологический  и педагогический  контроль за процессом реабилитации.

   В работе  с  семьей  социальный  педагог  выделяет  работу  с  родителями. [31]

Контакт  с  родителями  помогает  эффективнее  осуществлять   индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.

    Особое  внимание  обращается  на  семьи,  которые  оказались  в  тяжелом  материальном   положении,   учатся,   работают   на   вредном   предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.

   К «группе  риска» относятся несовершеннолетние  матери. Сегодня  более  100 тыс. девушек  до 18  лет  рожают  вне  брака.  Существует  практика  создания  приютов для таких мам, где  они живут, могут работать или  продолжать учебу.

 

 

 

 

1.2 Цели деятельности социального педагога

 

Социальный педагог – специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.). Социальный педагог изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей ее микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь и поддержку; способствует реализации прав и свобод клиентов, обеспечение охраны их жизни и здоровья.

Социальный педагог – специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи.

Профессиональная деятельность социального педагога направлена на человека в среде, нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Во главу угла ставится человек, и в центр внимания социальных педагогов – есть проблемы.

Впредь объект социального педагога мы будем называть клиентом.

Практическая деятельность социального педагога должна быть обоснована теоретически и проведена профессионально: с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой функциональных взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья или группа. [15].

В задачи практической деятельности социального педагога входит: поддерживать людей, стимулировать их на развитие собственных сил, конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов; предлагать помощь, организовывать ее, устанавливая необходимые для этого связи и контакты; сопровождать людей на протяжении определенного жизненного периода, проявлять личное участие, организовывать контроль за ситуацией в целях защиты клиента; вызывать сочувствие и активизировать людей на оказание помощи нуждающимся; оказывать воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты; информировать инстанции всех уровней о факторах, негативно сказывающихся на условиях жизни для определенных групп населения.

Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности. Объектом деятельности социального педагога может быть: отдельный человек, семья, группа, организация.

Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный педагог влияет на создание воспитывающих, гуманных отношений в социуме, сфере семьи, семейно-соседском окружении, по месту жительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на характер отношений между людьми, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности. [24].

Базовые характеристики социального педагога включают в себя:

  • Способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государствами и общественными структурами – с другой;

  • Способность выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

  • Умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;

Информация о работе Исследования взаимодействия социального педагога и семьи