Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:15, реферат
Социологическое исследование включает несколько этапов:
• подготовка исследования: составление его программы, разработка инструментария (анкеты, вопросы для интервью);
• сбор первичной социологической информации (анкетирование, интервьюирование);
• обработка полученных материалов;
• анализ полученных эмпирических данных и оформление выводов исследования.
Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, так как полученный ранее материал является ос-новой для последующих действий.
А.С. Прутченков, Л.Ю. Иванова
Как изучить общественное мнение в регионе (практикум)
Хорошо информированный человек стоит двух.
Французская пословица
Ваша работа, не претендуя на масштабное социологическое исследование, тем не менее должна опираться на методологию и методику социологической науки.
Социологию можно сравнить с широким окном в реальный мир человеческих отношений и жизнь общества. Внимательно всматриваясь в него, мы можем глубже понять себя и окружающих нас людей, подумать, как улучшить свою жизнь и жизнь всего общества.
По определению ведущего социолога В.А. Ядова: "Социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных организаций и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения (Ядов В.А. Размышления о предмете и перспективах социологии//Социологические исследования, 1990, № 3, с.14).
Социологов интересуют социальные явления и процессы, происходящие как в отдельных группах, коллективах, регионах, так и в социальных слоях, в обществе в целом. Исследование социальных отношений на различных уровнях дает возможность обнаружить закономерности развития общественных систем и, что самое важное — предсказать основные тенденции их дальнейшего изменения, то есть, в определенном смысле, предвидеть будущее.
Социология формулирует практические рекомендации, позволяющие более эффективно управлять развитием общества и отдельных коллективов.
Социологическое исследование помогает решать социальные проблемы отдельной территории, что является основной целью любого социального проекта межрегиональной общественной Организации детей и молодежи "Новая цивилизация".
Социологическое исследование включает несколько этапов:
Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, так как полученный ранее материал является основой для последующих действий.
А теперь кратко охарактеризуем все четыре этапа.
1. Подготовка исследования. Составление программы исследования, включающей формулирование его цели, задач, гипотез, а также разработка анкеты. Кроме того, решаются организационные вопросы. Если исследование будет проводиться в каком-либо коллективе, то устанавливаются контакты с его руководителем. Если планируется масштабное исследование с охватом большого количества опрашиваемых, например, нескольких сотен жителей города, то формируется рабочая группа, которая будет этим заниматься. На этом же этапе решаются другие вопросы (более подробно о Программе социологического исследования см. Прил. № 1).
2. Сбор первичной социологической информации. Сбор материалов о той проблеме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др.). Массив этой информации зависит от масштаба проводимого исследования.
3. Обработка данных. Полученный материал обрабатывается вручную или на компьютере в соответствии с разработанной программой исследования. Если предполагается ручная обработка, то заранее готовятся вспомогательные таблицы (матрицы и другой инструментарий, облегчающий процесс обработки материалов). Если для обработки данных будет использован компьютер, нужна специальная программа, в соответствии с которой оформляются как первичные документы (тексты анкет), так и промежуточные — с помощью которых информация кодируется для ввода в компьютерную программу или базу данных.
4. Анализ данных и оформление выводов. После обработки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые могут быть оформлены в виде статьи в периодическую печать, докладной записки в соответствующее ведомство, научного отчета и т. д. Выводы не должны быть самоцелью, главное — практические действия, которые вытекают из проведенного исследования. Это и есть социальный проект, реализуемый Молодежным Клубом "Новая цивилизация".
Хочешь быть умным, научись разумно
спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать.
Иоганн Лафатер, швейцарский мыслитель
Для начала сформулируйте ряд социальных проблем, актуальных для вашего региона, а затем выберите те, над которыми будете работать, осуществляя свой социальный проект?
Несколько практических советов:
Что такое анкета?
Теперь остановимся на таком важном моменте, как составлении анкеты или вопросника для интервью, которые помогут изучить мнение жителей города о социальных проблемах, выбранных в качестве объекта.
Для того чтобы провести опрос, необходим специфический инструментарий. Составить опросный лист не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие считают, что написал один вопрос, второй, третий ... — и анкета готова. Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная гамма звуков будет давать стройную мелодию. При составлении анкеты, необходимо соблюдать правила и принципы ее конструирования, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.
В существующих словарях, анкетой называется упорядоченный список вопросов. Рассмотрим подробнее вопрос, как следует их упорядочить.
Анкета должна состоять из трех частей:
1. Вводная; 2. Основная; 3. Паспортичка.
Вводная часть
Главная функция вводной части — пробудить желание респондента1 отвечать на вопросы анкеты. Она содержит:
1. Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т.д.)
2. Данные организации (учреждения), проводящей опрос.
3. Цель и задачи исследования, а так же практическое значение решения этих задач.
4. Значимость роли респондента для решения этих задач.
5. Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием без соответствующего его на это согласия).
6. Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).
7. Выражение благодарности за сотрудничество или работу, высказываемое авансом опрашиваемому.
Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента, мотивирующей его на участие в опросе. Эта часть небольшая по объему, но очень важная. От того, как составлено обращение, зависит отношение респондента к анкете.
Основная часть
Эта главная часть анкеты. Первыми обычно идут так называемые "контактные вопросы", основная цель которых — заинтересовать респондента проблемой, облегчить ему процесс включения в работу. Эти вопросы должны быть сформулированы просто. Именно благодаря постановке в начале анкеты более легких вопросов респондент подготавливается к наиболее сложным, что помогает постепенно выработать навыки, необходимые для заполнения анкеты. Усложнение вопросов называется "Правилом воронки".
После контактных вопросов ставятся основные. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы на них дают информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования.
Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой блок вопросов. Вопросы можно располагать по блокам, а можно вперемешку. Самые сложные вопросы лучше располагать в середине анкеты.
На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция которых — снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что проделана серьезная и нужная работа. В связи с возможной усталостью опрашиваемого, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п.
Необходимо отметить,
что указанный принцип располож
Паспортичка
В паспортичку включаются вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение. В зависимости от цели и задач проводимого исследования, количество вопросов может быть уменьшено или увеличено.
Правильно составить паспортичку не так просто. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.
Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. Одни специалисты считают, что если она будет находиться в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимное, тем более, если в опросе будет выясняться внутреннее состояние или знания опрашиваемого. Они считают, что начинать вопросник с паспортички не только не этично, но и нецелесообразно, т. к. это может насторожить респондента и повлиять на достоверность информации, или даже оттолкнет его от заполнения анкеты.
Но, с другой стороны, начинать разговор, не представившись, то же не принято. Сначала человек говорит о себе несколько слов (то есть заполняет паспортичку), а потом уже переходит к другим вопросам. А как "снять" настороженность респондента? Просто предложив ему только по своему усмотрению (оговорив еще раз, что это не обязательно), заполнять строку Фамилия, Имя, Отчество или вместо этого ставить определенный код (сочетание различных букв и цифр), который будет знать только сам респондент.
Любой вежливый человек в конце общения, происходившего по его инициативе и удовлетворившего его личные интересы, выражает благодарность. Поэтому в конце анкеты желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: "Благодарим за участие в исследовании", "Спасибо за помощь", "Благодарим Вас за то, что Вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты" и т. п.
В конце анкеты можно поставить вопрос о самом опросе. Например: "Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса?" А также предложить участвовать в последующих исследованиях общественного мнения.
Проверка анкеты
После того как составлена анкета, ее необходимо проверить на соответствие определенным требованиям. Приведем некоторые из них.
Информация о работе Как изучить общественное мнение в регионе