Как изучить общественное мнение в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Социологическое исследование включает несколько этапов:
• подготовка исследования: составление его программы, разработка инструментария (анкеты, вопросы для интервью);
• сбор первичной социологической информации (анкетирование, интервьюирование);
• обработка полученных материалов;
• анализ полученных эмпирических данных и оформление выводов исследования.
Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, так как полученный ранее материал является ос-новой для последующих действий.

Файлы: 1 файл

Kak_izuchit_obshchestvennoe_mnenie.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Но вернемся к оформлению выводов. На этом этапе обработанные и систематизированные данные представляются в виде различных документов, отчетов, таблиц и т.д. Такой способ подачи информации облегчает анализ обобщенных  материалов и помогает сделать выводы.

Кроме того, полученные после  обработки социологические материалы, могут быть отражены в статьях  в городские газеты, докладных записках в соответствующий Комитет местной администрации или иные ведомства. Возможен вариант научного отчета вашей группы и т. д.

Посылая данные опросов  в те или иные инстанции, используя  их во время переговоров, обязательно укажите, сколько человек опрошено и как распределились ответы (в процентах к числу опрошенных).

Очень важно оценки жителей, полученные с помощью анкет или  интервью,  дополнять объективной информацией.

Помните, что полученные выводы не должны стать целью социологического исследования, то есть вся проделанная работа, это лишь начало реализации конкретного социального проекта, направленного на изменение (улучшение) социальной ситуации в вашем родном городе, регионе.

 

 

Заключение

Человека нельзя переубедить, заставив его замолчать.

Джон Морли, английский психолог

 

Вот мы и рассмотрели  основные вопросы подготовки исследования мнения жителей территории, которое может быть проведено членами Молодежного Клуба межрегиональной общественной Организации детей и молодежи "Новая цивилизация".

Исследование — не самоцель, это лишь инструмент для реализации социального проекта, направленного на улучшение жизни местного сообщества.

 

Посмотрите материалы  приложений. В них вы найдете практические советы для составления программы  исследования, определения объема выборки предполагаемого опроса, формулирования вопросов, которые могут быть использованы при составлении анкеты, а также для обработки, анализа и интерпретации полученных данных.

 

И давайте всегда помнить один из лозунгов американской  школы  управления: "Проблема дается нам не для жалоб, а для решения!"

 

Рекомендуемая литература

 

Не довольствуйся поверхностным  взглядом.

Марк Аврелий, римский  философ 

 

  1. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. Учебно-методическое пособие. — М.:Наука, 1993. — 352 с.
  2. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. — М.: Изд.-во МГУ, 1988.
  3. Давидюк Г. П. Прикладная социология. — Мн.: Выш. школа, 1979. — 224 с.
  4. Долкарт Э. И. Социология, социология, социология... — Т.: Узбекистан, 1989. — 88 с.
  5. Как провести социологическое исследование. Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. — М.: Политиздат, 1990. — 288 с.
  6. Комозин А. Н., Кравченко А. И. Популярная социология. — М.: ИПО Профиздат, 1991. — 208 с.
  7. Краткий словарь по социологии   (Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина;   Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова.—Политиздат, 1989. —  479 с.
  8. Новикова С. Методика составления социологической анкеты. — М.:МПА, 1993. — 58 с.
  9. Орлик Е. Н. Социологический минимум для инженера: Текст лекций. — Владимир, 1992. — 59 с.
  10. Практикум по прикладной социологии. Под ред. Б. В. Князева. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 260 с.
  11. Рабочая книга социологи. — М.: Наука, 1983.
  12. Шаленко В. Н. Программа социологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 68 с.
  13. Шарков Ф. И. Краснов П. С. Беседы с начинающим социологом. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. — 118 с.
  14. Шереги Ф. Э. Веревкин Л. П. Подготовка и проведение социологического исследования:  (Методическое пособие.) — Ашхабад, 1985. — 127 с.
  15. Фомичева И. Д. Методика конкретных социологических исследований и печать. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 105 с.
  16. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. — М.: Изд-во Самарский университет, 1995. — 239 с.

 

Приложения 4

 

Приложение  № 1

Программа социологического исследования

Социологическое исследование требует подготовки и начинается с разработки программы, которая  помогает социологам избежать ошибок в процессе проведения исследования и при анализе его результатов.

Программа выполняет  методологическую, методическую и организационную функции.

  • Методологическая функция. В программе формулируется социальная проблема, цель, задачи, а также обозначается объект, предмет и гипотезы исследования.
  • Методическая функция. Определяется объем выборки, используемые методы сбора первичной информации и методики ее обработки, логическая структура исследования.
  • Организационная функция. Закрепление за конкретными участниками исследования различных направлений работы, т. е. рациональное разделение труда всех членов рабочей группы, планирование, определение последовательности и контроль поэтапного хода исследования.

 

  1. Методологическая часть программы

1. 1. Описание  проблемной социальной ситуации

Исходным пунктом социологического исследования всегда является проблемная ситуация. Ее основу составляет реальное противоречие и потребность изучить какую-то область социальной жизни, чтобы потом иметь возможность разрешить это противоречие. Например, это может быть незнание причин резкого ухудшения здоровья жителей вашего родного города.

При выявлении проблемной ситуации необходимо четко разграничить неизвестное и известное. Так, чтобы не получилось, что проблемная ситуация возникла только из-за того, что ваша группа была просто не информирована о реальной обстановке в городе.

1.2. Определение  объекта и предмета исследования

Социальная проблема никогда не существует сама по себе. Объект — это непосредственный носитель той или иной социальной проблемы, то, что изучает исследователь в процессе своей познавательной деятельности. В конкретных социологических исследованиях в качестве объектов могут выступать люди, их деятельность, условия, в которых они живут, учатся, трудятся или отдыхают.

Необходимо учитывать, что причины возникновения социальной проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к необходимости выявления причин возникновения исследуемой проблемы. Пример: плохая посещаемость студентами лекций. Причиной этого может быть, как незаинтересованное отношение студентов к данному предмету, так и низкая квалификация лектора. Поэтому здесь необходимо выделять два объекта исследования: студенты и лектор.

При описании объекта  важно учитывать следующие его  характеристики:

а) параметры: профессиональная (или отраслевая) принадлежность; пространственная ограниченность (географический регион: край, область и т. п.; населенный пункт: город, поселок, село и т. п.; предприятие, учреждение, учебное заведение и т. п.); функциональная направленность (производственная, социально-политическая, семейно-бытовая, социально-экологическая и т.п.).

б) временные параметры (какое время функционирования объекта  изучается);

в) количественные измерения.

Указание отраслевых границ позволяет социологу сосредоточиться на наиболее важных и существенных чертах функционирования объекта, а пространственная ограниченность — конкретизировать объект с точки зрения его производственно-территориальной общности. Указание временных границ уточняет сроки проведения исследования, связанные с особенностями обучения или работы (например, в вузе в период каникул нет студентов). Количественные границы объекта дают возможность произвести отбор численного состава его участников.

Четкое выделение объекта  способствует правильному определению  предмета исследования, которым считают стороны объекта, непосредственно подлежащие изучению.

Предмет социологического исследования — это наиболее существенные с практической точки зрения свойства и стороны объекта, их познание важно для решения выбранной социальной проблемы.

Необходимо отметить, что, во-первых, объект может иметь  несколько предметов исследования, последние очерчивают границы познания изучаемого объекта. Во-вторых, объект и предмет социологического исследования могут совпадать, если социолог ставит задачу познать всю совокупность закономерностей функционирования и развития социального объекта.

 

1.3. Указание  цели и задач исследования

Прикладное социологическое  исследование направлено на решение  практических задач совершенствования  изучаемого объекта. Поэтому выдвигаются предположения о возможном дальнейшем развитии социального объекта и разрабатываются программы и рекомендации для его совершенствования.

Цель, поставленная в социологическом исследовании, достигается благодаря решению четко сформулированных задач.

Задачи социологического исследования — это система конкретных шагов, направленных на анализ и решение социальной проблемы. Это промежуточные цели, без которых невозможно достичь конечной. Задач может быть несколько, как основных, так и второстепенных.

Основные задачи ориентируют  на решение центральной проблемы и соответствуют цели исследования. Второстепенные — касаются отдельных аспектов проблемы и разных способов ее решения. Они могут ставиться для проверки рабочих гипотез, которые не связаны с основной проблемой. Второстепенные задачи часто не получают окончательного решения в проводимом исследовании, но зато  могут очень помочь при подготовке нового исследования.

 

1.4. Формулировка  гипотез исследования

Гипотеза — это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между ними, о механизме их функционирования и развития.

Гипотеза формулируется  в результате предварительного анализа объекта и является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательской задачи. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается.

Рассмотрим типы гипотез.

 

По степени разработанности  и обоснованности гипотезы бывают:

  • первичные — выдвигаются на начальных этапах исследования. Нередко первичные гипотезы называют "рабочими", так как они служат как бы строительными лесами для выведения обоснованных гипотез.
  • вторичные гипотезы — выдвигаются на основе проверки первичных гипотез.

 

По содержанию предположения  выделяют:

  • описательные — о существенных свойствах изучаемых объектов, о характере разных связей между элементами объекта, о степени тесноты этих связей;
  • объяснительные (или гипотезы о причинах) — о причинно-следственных связях;
  • прогнозные гипотезы — об объективных тенденциях функционирования и развития изучаемых объектов. Это самые глубокие гипотезы, на практике они встречаются реже и только в масштабных социологических исследованиях.

Гипотезы не всегда подтверждаются.

Приведем некоторые  общепризнанные требования, которым  должна отвечать удачно составленная гипотеза. Гипотеза:

  • должна быть доступна проверке в ходе проведения социологического исследования (в эмпирическом исследовании проверке подвергаются не сами гипотезы, а их следствия, то есть частные положения, которые логически вытекают из гипотез);
  • включать понятия, которые не получили эмпирической интерпретации;
  • должна  быть простой, четко, кратко и ясно сформулированной;
  • не должна противоречить уже известным фактам, которые относятся к изучаемому кругу явлений. Она должна их объяснять.

 

2. Методологическая  часть программы

2. 1. Определение  объема выборки 5

Социологические исследования имеют не сплошной, а выборочный характер, то есть по определенным и строгим правилам исследователь отбирает небольшое (относительно всего объема выборки) число людей, которые по своим социально-демографическим признакам и другим каким-то характеристикам полностью соответствовали структуре изучаемого объекта. Эта операция носит название "выборка".

 

2.2. Описание  используемых методов сбора

 первичной социологической информации

В этой части программы  необходимо дать краткую характеристику используемых в ходе социологического исследования методов сбора первичной информации: анкетный опрос, интервью, наблюдение и т. д. Это должно быть не простое перечисление приемов исследования, необходимо указать, почему выбраны именно эти методы, а не другие, и продемонстрировать связь методов сбора эмпирических данных с целями, задачами и гипотезами исследования.

 

Основные виды социологического исследования

В зависимости от специфики  изучаемого социального объекта, а  также от характера уже имеющейся о нем информации, выделяют три основных вида социологического исследования:

  • анализ документов;
  • наблюдение;
  • опрос.

Кратко охарактеризуем каждый из этих видов.

 

2.2.1. Анализ документов

Данный вид социологического исследования используется в том  случае, когда изучаемые факты (поступки людей, их поведение, важнейшие события, отзывы и мнения различных категорий  населения) можно зафиксировать  разными способами — с помощью видео- и звукозаписи, изображения, письменного слова и т. д. Такая информация становится документом для исследователя.

Изучаемые документы  можно классифицировать по разным основаниям:

  • по типу авторства (личные, то есть составленные человеком по собственной инициативе, например, дневники, мемуары, размышления, письма и т.д. и общественные);
  • по способу фиксирования (письменные, изобразительные, фонетические, видео, кино, т. е. звуковые);
  • по статусу документального источника (официальные — документы и бумаги разных учреждений и неофициальные — личные материалы).

Самая обширная группа документов — письменная. Их легче анализировать, чем другие. Но сегодня все чаще используются видеодокументы, которые  обладают большим информационным потенциалом, так как передают многие нюансы, которые трудно уловить при изучении письменных материалов.

Благодаря этому методу можно получить сведения о прошедших событиях, наблюдение которых в настоящее время уже невозможно.

 

2.2.2. Наблюдение

Наблюдение как вид  социологического исследования используется в том случае, когда исследователь имеет возможность непосредственно видеть изучаемое явление или процесс. Метод наблюдения является самым старым в человеческом познании, но его использование сопряжено с рядом трудностей, которые делают его не столь распространенным, как опрос.

Информация о работе Как изучить общественное мнение в регионе