Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:15, реферат
Социологическое исследование включает несколько этапов:
• подготовка исследования: составление его программы, разработка инструментария (анкеты, вопросы для интервью);
• сбор первичной социологической информации (анкетирование, интервьюирование);
• обработка полученных материалов;
• анализ полученных эмпирических данных и оформление выводов исследования.
Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, так как полученный ранее материал является ос-новой для последующих действий.
Рассмотрим две формы вопросов:
Выбор формы вопроса. Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо подчеркнуть выбранный вариант ответа или обвести кружком соответствующий ему код. Давайте рассмотрим один из возможных закрытых вопросов.
"Что нравится Вам в Вашей школе?
1. Хорошее отношение учителей;
2. Удобное расписание уроков;
3. Возможность дополнительных занятий (в кружке, спортивной секции и т.п.);
4. Хорошее отношение одноклассников;
5. Возможность постоянно узнавать что-то новое;
6. Затрудняюсь ответить".
Если максимально не
предусмотрены возможные
Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок. Благодаря этим вопросам опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение со всеми подробностями. Поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, в отличие от закрытых вопросов.
Какую форму вопроса выбрать? Это зависит, во-первых, от информации, которую вы хотите получить, а во-вторых, от того знаете ли Вы возможные варианты ответов на поставленный вопрос.
Так как, отвечая на открытый вопрос, респондент руководствуется только собственными представлениями, то такой ответ более индивидуализирован и содержит более подробную и разнообразную информацию о представлениях респондента. Поэтому, если главная задача познавательная и необходимо получить данные об особенностях словарного языка респондента, о структуре его представлений по опрашиваемой проблеме и т. д., то следует использовать открытый вопрос.
Если главная задача вопроса выявление фактов и отношений, при этом перечень всех возможных ответов заранее известен и единообразен, то используют закрытый вопрос.
При выборе формы вопроса надо помнить, что если респонденту хорошо знакома тема опроса, то он охотнее будет отвечать на открытые вопросы. А если предмет опроса ему мало знаком или неинтересен, то он либо будет отвечать не по существу, либо уклонится от ответа. Поэтому применяя открытый вопрос, есть риск совсем не получить содержательную информацию.
Использование закрытой формы вопроса помогает респонденту сориентироваться в предмете разговора и выбрать ответ из предложенного набора возможных суждений или оценок. Набор предлагаемых ответов принадлежит социологу, а это значит, что респондент освобождается от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов.
Поэтому, выбирая форму вопроса необходимо решить, какую информацию Вы хотите получить, а также исчерпывают ли предложенные Вами ответы все возможные варианты.
Анкета, обычно, состоит из всех форм вопросов: закрытых и открытых.
Закрытые и открытые вопросы могут быть заданы в прямой или косвенной форме.
Прямой вопрос формулируется в личной форме: "Нравится ли Вам ваша школа?".
Косвенный вопрос выявляет мнение респондента, например, проективно. Информация получается не прямо, а посредством серии вопросов.
Если при опросе затрагивается личная жизнь опрашиваемого, его отношение к негативным явлениям и т. д., то лучше ставить вопрос не в прямой форме, а в косвенной. Так как благодаря этому будет проще выяснить интересующую Вас проблему. Вместо вопроса о том, как респондент реагирует на имеющиеся негативные явления, рекомендуется спрашивать, как к подобным явлениям относится большинство людей, или его знакомые.
Косвенные высказывания обычно более доверительные, особенно если речь идет об интимных или чисто личных вопросах.
Теперь перейдем к классификации вопросов, зависящей от особенностей конструкции вариантов ответа на них.
Дихотомические вопросы — это вопросы типа "да — нет", альтернативные. Ответы в этих вопросах носят взаимоисключающий характер.
"Да — нет". Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Это могут быть такие вопросы, как: "Есть ли у Вас компьютер?", "Подписываетесь ли Вы на газеты?".
Специфика вопроса: формулировка не уравновешена. Респонденту представлена возможность выбрать только один из возможных ответов. Этот вид вопроса не рекомендуется использовать при изучении знаний, мнений и установок респондентов. Например, если задается вопрос: "Знаете ли Вы...?", "Любите ли Вы...?", "Нравится ли Вам...?", "Хотели бы Вы...?" и т. п., то ответы в основном бывают смещены в положительную сторону. Человеку проще ответить, что он знает что-то, что он на самом деле не знает, чем сознаться в своем незнании.
Альтернативный вопрос предпочтительнее, чем "да — нет" вопрос, так как формулировка более уравновешена. Поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%. Например после вопроса: "Укажите Ваш класс" указываются классы с 1-го по 11-й, а респонденту остается только отметить, тот, в котором он сейчас учится. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Нельзя одновременно учиться в 5-ом и 6-ом классе.
Поливариантные вопросы — это вопросы типа "меню". Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько. В этом главное отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений.
Например: "Какие учебные предметы Вы предпочитаете?
Математика — 1
Русский язык — 2
Литература — 3
История — 4
и т. д."
Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы, т. е. упорядочить их по степени привлекательности и значимости для него.
Например: "Выберите из списка наиболее привлекательные для Вас профессии?" (отметьте, пожалуйста, не более 3-х и проранжируйте их, присвоив ранг № 1 самой привлекательной, № 2 менее привлекательной и № 3 менее привлекательной).
Программист — 1
Врач
Ученый
Переводчик — 3
Художник
Коммерсант — 2
Военный и т. д."
Практически респондент может указать одновременно все перечисленные профессии. Поэтому замечание "не более трех" позволяет выделить из всего перечня наиболее значимые и существенные для опрашиваемого профессии.
Шкальные вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.
Пример вопроса, использующего самооценочную шкалу. "Довольны ли Вы своей учебой?"
— учебой очень доволен;
— скорее доволен, чем недоволен;
— учеба для меня безразлична;
— скорее недоволен, чем доволен;
— учебой очень недоволен.
Шкальный вопрос может быть задан в виде строчной развертки: "Насколько важно для Вас, чтобы работа была престижная? (отметьте на шкале степень значимости)".
совсем не важно |
очень важно | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Шкальный вопрос может быть представлен в табличной форме. Тогда шкала измерений будет располагаться или построчно, или столбцами. Благодаря таким вопросам экономится место, так как фактически в одном вопросе задаются несколько.
"Из каких источников и как часто вы узнаете о текущих событиях в жизни страны и за рубежом? (обведите, пожалуйста, соответствующую цифру на каждой строчке)"
№ |
Источник |
почти всегда |
часто |
редко |
никогда |
1. |
Из газет |
||||
2. |
Из телевизионных передач |
||||
3. |
Из разговора с товарищами на работе |
||||
4. |
и т. д. |
Вопросы-диалоги — это разновидность функциональных вопросов, состоящих из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников. Хорошо в данном случае использовать рисунки изображающие собеседников. Благодаря такой форме диалога абстрактное становится более наглядным.
Вопрос-иллюстрация. При составлении этого вопроса используется рисунок, что позволяет лучше ввести респондента в ситуацию вопроса.
Одному из собеседников прописывается какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается выполнить роль второго собеседника, которому надо завершить начатое предложение или ответить на заданный вопрос.
При этом надо учитывать, что если опрашиваются мужчины, то вопрос-иллюстрация должен изображать мужчин, а если женщины, то должны быть изображены женщины, т. е. анкеты следует напечатать в 2-х вариантах: "мужском" и "женском".
По цели вопросы бывают содержательные и функциональные, иногда их еще называют основными и второстепенными.
Содержательные — направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязей.
Функциональные упорядочивают течения опроса. Они в свою очередь делятся на функционально-психологические, вопросы фильтры и контрольные вопросы.
Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения, перехода от одной темы к другой, для нивелировки нежелательных установок, создания и поддержания интереса к анкете. Они служат не столько для сбора сведений, сколько для обеспечения отношений между социологом и респондентом.
К функционально-психологическим вопросам относятся:
— контактные вопросы;
— буферные (с преамбулой) вопросы;
— вопросы-диалоги;
— вопросы иллюстрации.
Контактные вопросы ставятся в начале анкеты. После прочтения первого или нескольких начальных вопросов, у респондента складывается первое впечатление о предстоящей работе. Очень важно, чтобы это впечатление было благоприятным, т.е. от этого зависит, будет ли респондент дальше работать с этой анкетой.
Первый вопрос обязательно должен быть контактным, его цель — расположить респондента к опросу. К этой категории вопросов предъявляются следующие требования:
Буферные вопросы. Главная их цель — смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, и для плавного перехода от одной группы вопросов к другой, желательно их разграничивать. Если переход сделан неожиданно и резко, то это производит на респондентов неблагоприятное впечатление. В этом случае буферные вопросы играют роль своего рода "мостиков". Для перехода с одной темы на другую. Например: "А теперь несколько слов о...".
Буферные вопросы так же помогают составителю анкеты пояснить ход своих мыслей, Эту функцию выполняет не сам вопрос, а преамбула к нему. Такие "буферы" дают возможность не только вежливо предложить респонденту новую тему, по и пояснить, зачем это нужно. Например, после блока вопросов о свободном времени, может быть написано: "Учеба занимает очень важное место в жизни школьника. Пять (шесть) дней в неделю, ему приходится посещать различные уроки. Поэтому вполне естественен наш интерес — с какими трудностями Вы сталкиваетесь во время учебы, что доставляет Вам радость, чего Вы достигли, каковы Ваши планы на будущее и т. д ..."
Буферные вопросы так же необходимы для нейтрализации влияния одних ответов на другие: "Мы говорили о... теперь перейдем к другой теме ...". Роль буферного вопроса в данном случае может сыграть любой содержательный вопрос, который не связан с обсуждаемым предметом.
Часто вопросы с преамбулой используются для обоснования различных оценок и поведения. Преамбула дает понять, что в реальной жизни имеют место любые отношения и формы поведения человека, и этим позволяет респонденту заранее оправдать себя в своих собственных глазах при любом ответе.
Например, вопросы, цель которых получить знание о каких-то фактах, часто воспринимаются респондентами как оценивающие их, поэтому, чтобы ослабить оценочный характер, лучше задать такие вопросы с преамбулой. "Одни люди думают, что необходимо каждый день делать домашние задания и ежедневно выполняют их, а другие не считают это строго обязательным и выполняют их, только когда необходимо. А как Вы поступаете чаще всего?" Сформулированная подобным образом преамбула дает респонденту понять, что не все люди поступают всегда так, как принято, и позволяет ему более откровенно ответить на поставленный вопрос, не боясь осуждения за то, что он думает и поступает не так, как общепринято.
Вопросы-диалоги, задаваемые в виде высказываний двух или трех псевдособеседников, Респонденту необходимо только согласиться с одним из них. Пример такого вопроса: "Встретились два школьных товарища Иванов и Петров. Иванов летом отдыхал в загородном лагере и занимался в спортивной секции, а Петров почти все лето изучал иностранный язык. Между ними возникает спор о смысле жизни. Иванов говорит: "Я считаю ...", а Петров ему возражает: "Ты не прав, главное ...". Вам предлагается решить, кто из них прав".
Информация о работе Как изучить общественное мнение в регионе