Как изучить общественное мнение в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Социологическое исследование включает несколько этапов:
• подготовка исследования: составление его программы, разработка инструментария (анкеты, вопросы для интервью);
• сбор первичной социологической информации (анкетирование, интервьюирование);
• обработка полученных материалов;
• анализ полученных эмпирических данных и оформление выводов исследования.
Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, так как полученный ранее материал является ос-новой для последующих действий.

Файлы: 1 файл

Kak_izuchit_obshchestvennoe_mnenie.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Программа социологического исследования — это стратегический документ, направленный на решение социальной проблемы или познание какого-то социального явления. После завершения разработки программы составляется рабочий план. Это приложение к программе, в котором указываются конкретные шаги, предпринимаемые в процессе социологического исследования. Назначение рабочего плана — упорядочить основные этапы социологического исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, рассчитать материальные и людские затраты.

Рабочий план включает в  себя:

  • порядок подготовки, обучения группы исследователей;
  • примерную оценку расходов,
  • сроки и затраты времени;
  • количество необходимого инструментария, его объем, форма и условия размножения;
  • подготовленность интервьюеров, их состав и число;
  • время и место проведения исследования;
  • форма используемого опроса;
  • сроки, которые даются на подготовку информации к обработке и на саму обработку;
  • закрепление ответственных лиц за конкретные этапы исследования;
  • время на подготовку отчета и т. д.

Качество полученной социологической информации будет  выше, если до основного исследования провести пилотное или "пилотаж", главное назначение которого проверка качества методик и процедур исследования. Оно помогает внести, если необходимо, коррективы и изменения, более четко сформулировать цель, задачи, выделить объект и предмет исследования". Благодаря ему "обкатывается" разработанный инструментарий (анкеты, опросные листы, бланки интервью), в который вносятся так же необходимые изменения и дополнения.

Следует отметить, что  на разработку программы тратится больше времени, чем на проведение самого исследования.

Таким образом, в программе  социологического исследования необходимо отразить все ее основные разделы, включая краткое описание социальной проблемы, определить объект и предмет, указать цель и задачи предстоящего исследования, сформулировать одну или несколько гипотез, над которыми предстоит поработать. В методической части программы следует определить оптимальный объем выборки, дать краткое описание методов сбора первичной информации и методику ее обработки.

 

Приложение № 2

Как определить объем выборки?

 

На этот вопрос нет  однозначного ответа. Все зависит от объекта и целей исследования. Социологи обычно руководствуются следующим принципом: чем более изучаемый объект однороден по признакам, поддающимся статистическому выражению, тем меньше может быть выборка.

Генеральная совокупность — это объект исследования, который ограничен территориально, производственно и во времени. Например, население России, Москвы, завода ЗИЛ и т.д.

Выборочная  совокупность (выборка) — это отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности. Выборка — своеобразная микро-модель всей генеральной совокупности, она по всем основным изучаемым качественным характеристикам и контрольным признакам должна своей структурой максимально повторять структуру генеральной совокупности. Таким образом составленная выборка называется репрезентативной или представительной.

В репрезентативной выборке  все элементы генеральной совокупности представлены в той же пропорции. Но как бы тщательно не соблюдать этот принцип, случайные ошибки все же будут. Репрезентативность выборки определяется двумя компонентами: ошибками допущенными при регистрации и случайными ошибками.

Если объект исследования огромен, то потребуется большое  число анкетеров и интервьюеров, иногда среди них бывают и недостаточно квалифицированные, что влечет увеличение ошибок регистрации. Проведение же выборочного исследования более подготовленными кадрами, которых можно лучше проинструктировать и проконтролировать, ведет к уменьшению ошибок регистрации. И тогда, если случайная ошибка не велика, то ошибка при проведении выборочного опроса в целом может быть меньше ошибки сплошного исследования.

Если разница в показателях  выборки и генеральной совокупности более пяти процентов, то выводы такого социологического исследования не будут соответствовать действительности. Например, доли мужчин и женщин среди населения города составляют соответственно 48% и 52%. Эти же пропорции должны соблюдаться в выборке исследования. Если они нарушены и на вопросы анкеты ответили 55% мужчин и 45% женщин, то проводится ремонт выборки и добираются анкеты женщин, чтобы доли разных полов в выборке соответствовали их представительству в генеральной совокупности.

Каким должен быть оптимальный объем выборки? Одни социологи считают, что если объект составляет 50 человек, то необходимо проводить сплошной опрос, если более 50, то можно применять выборочный метод. Другие придерживаются мнения, что если объект 500 человек и более, то только тогда необходимо применять выборочный метод. Для генеральной совокупности менее 5 тыс. человек достаточна выборка не менее 500 человек, а для генеральной совокупности 5 тыс. человек, и более, надо брать 10% ее состава, но не более 2—2,5 тыс. человек. Если выборка формируется по случайному принципу, то обычно она не превышает 10%. Иногда она может быть больше, если это будет обусловлено целями исследования.

Для проведения пробного опроса в масштабном исследовании достаточна выборка объемом 100-250 человек.

Для проведения исследования на одном предприятии или учреждении можно использовать метод квот.

Квотовая выборка получила наибольшее распространение при сборе информации посредством интервью. Под квотой понимается пропорция. Этим методом пользуются, когда имеются предварительные данные о важных элементах генеральной совокупности: возрасте, образовании, профессиональной подготовке и т. д. Показатели генеральной совокупности в этом случае берутся из официальной статистики.

Практика применения квотной выборки показала, что  достаточно 10% единиц наблюдения генеральной совокупности, чтобы выборочная совокупность была обоснованной.

Как же набрать необходимые 10% единиц наблюдений?

 

Рассмотрим основные способы формирования обследуемой  совокупности и виды выборок.

Не строго случайные  методы: целенаправленная, квотная  и стихийная выборка.

Целенаправленная — выбираются типичные для генеральной совокупности элементы по каким-то определенным критериям.

Квотная — представляет собой модель структуры генеральной совокупности, которая строится в виде квот (пропорций) распределения признаков изучаемых объектов. Допустим, опрашивается каждый 20-й житель территории.

Стихийная — часто называется выборкой "первого встречного". Критерии выбора не задаются. Исследуя какую-то проблему через газету, заранее трудно предопределить структуру массы читателей, которые заполнят и вышлют обратно анкеты. Поэтому выводы такого исследования будут распространяться только на активных читателей данного издания.

 

Существует три типа вероятностных (случайных) выборок: простая случайная выборка, систематическая случайная выборка, серийная случайная выборка (часто ее называют гнездовой выборкой).

 

Простая случайная  выборка — используется таблица случайных чисел. Существуют разные последовательности случайных чисел объемом от нескольких десятков до миллиона цифр.

Если генеральная совокупность не очень велика, то можно использовать другой способ. Единицы наблюдения пронумеруем, перенесем на карточки номера, тщательно перемешиваем или складываем в барабан и вытаскиваем необходимое количество карточек.

 

Систематическая случайная выборка — в этом случае отбор производится через какой-то определенный интервал из исходного списка. Им могут быть классные журналы, домовые книги, алфавитные списки, финансовые ведомости и т. д.

Первый элемент отбора определяется случайным способом (по таблице случайных чисел), так же им может быть средний элемент списка или стоящий рядом с ним. Потом выбор единиц отбора будет производиться через один и тот же интервал. Такая выборка в социологии называется шаговой. Однако, применяя ее необходимо следить, чтобы шаг отбора не совпадал с какой-либо внутренней закономерностью изучаемой генеральной совокупности. Если составляется выборка для опроса рабочих в цехе, надо проверить не попали ли в нее одни бригадиры.

 

Серийная (гнездовая) выборка — единицей отбора будет статистическая серия, т. с. совокупность статистически различных единиц. Эта выборка используется, когда есть возможность разбить генеральную совокупность на однородные группы, гнезда (семьи, бригады, территориальные общности и т. д.).

Серии, попавшие в выборку, подвергаются сплошному или выборочному  обследованию.

Гнездовой отбор имеет  большие преимущества. С помощью его легче произвести отбор и изучение нескольких коллективов или групп, которые находятся в одном месте. Выборку можно сконцентрировать в относительно небольшом числе пунктов.

Любой тип вероятностной  выборки может быть осуществлен в одно- или многоступенчатом отборе. Если нет необходимой информации о единицах наблюдения генеральной совокупности, то проводится многоступенчатый отбор.

 

Многоступенчатая  выборка — случайный отбор будет проводиться в несколько ступеней, при этом на каждой следующей ступени единица отбора будет меняться. Например, на первой ступени мы отобрали учебные заведения, на второй — классы в школах или академические группы в вузах, а на третьей — школьников или студентов из попавших в выборку на предыдущем этапе классов или групп.

При этом на первой ступени  используется случайный отбор, а со второй —случайно отбирается количество единиц, которое должно быть пропорционально размеру отобранной единицы на предыдущей ступени.

Если на каждой ступени  будет меняться не только единица, то и техника случайного отбора — то это уже будет комбинированная выборка.

 

Качество выборки оценивают  по двум показателям: репрезентативность и надежность. О репрезентативности уже говорилось выше. А чтобы создать надежную выборку необходимо правильно построить ее основу. Для этого соблюдаются следующие требования:

  • полнота выборки;
  • отсутствие дублирования;
  • точность;
  • адекватность;
  • удобство работы.

Полнота выборки требует наличия всех элементов генеральной совокупности в основе выборки. Если в выборку не включены многие единицы наблюдения, тем более несущие в себе существенные особенности и характеристики объекта, то результаты исследования будут неполными и однобокими.

 

Отсутствие  дублирования подразумевает недопустимость повторного включения в выборку одной и той же единицы наблюдения (например, ученик перешел учиться в другую школу, его включили в новый список, не вычеркнув при этом из старого, таким образом, он дважды попал в выборку).

 

Точность информации выборки предполагает исключение несуществующих единиц наблюдения из основы выборки. Например, в избирательных списках, которые готовятся для очередных выборов депутатов различного уровня, нередко остаются умершие люди или жильцы снесенных домов.

 

Адекватность означает, что основа составленной выборки должна соотноситься с решением поставленных в исследовании задач. Например, "полный список всех учащихся школы — хорошая основа для того, чтобы сформировать выборку при изучения проблемы общей успеваемости. Но если Вас интересует отношение старшеклассников к основным учебным дисциплинам, то этот список может быть использован только для формирования новой основы выборки — списка старшеклассников".

 

Для удобства работы с основой выборки необходимо четко пронумеровать все элементы, которые в нее входят, а составленные списки централизованно хранить.

 

Таким образом, вопрос об объеме выборки, то есть определении общего количества людей, которых Вы предполагаете опросить в ходе анкетирования по той или иной социальной проблеме, остается за вами. Но при этом:

  • не стоит опрашивать слишком много людей — иначе у Вас хватит сил только на то, чтобы изучить мнение жителей города, обработать полученный материал, а на сам социальный проект не будет ни времени, ни желания, ни сил;
  • ограничиваться беседой только с пятью или десятью своими соседями, друзьями или знакомыми тоже недопустимо — иначе Вы начнете реализацию проекта, отношение к которому граждан вашего родного города вам неизвестно;
  • в случае затруднений проконсультируйтесь у специалиста, который поможет Вам определить оптимальный объем выборки, исходя из целей и задач вашего исследования (изучения общественного мнения).

 

Приложение  № 3

Классификация вопросов

 

Вопросы анкеты — это все речевые высказывания социолога адресованные респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но утвердительную или отрицающую форму, и которые побуждают опрашиваемого письменно ответить на них. Имеются в виду не только собственно вопросы и высказывания, а также таблица, незаконченное предложение.

Закрытый вопрос с  готовым набором возможных ответов предполагает выбор одного или нескольких ответов, соответствующих мнению респондента.

Один и тот же вопрос можно задать по разному. Например, надо выяснить пол респондента. Формулировки вопроса могут быть такими:

  • Пол — мужской, женский (ненужное зачеркните);
  • Ваш пол? (подчеркните): а) мужской, б) женский;
  • Ваш пол? (обведите соответствующий код)

1 — мужской     2 — женский

  • Ваш пол? (напишите, пожалуйста) "_____"

Для выяснения более  сложных признаков, могут быть использованы другие формулировки: альтернативные вопросы, вопросы—меню, вопросы—иллюстрации, шкальные вопросы и т. д. Необходимо знать классификацию существующих видов вопросов, это поможет правильно сформулировать и расположить вопрос, чтобы получить достоверную информацию.

Информация о работе Как изучить общественное мнение в регионе