Организованное наблюдение
отличается от обыденного тем, что для
него характерно целенаправленность, планомерность,
систематичность, применение специальных
технических средств, выделение единиц
наблюдения, строгость и единообразие
при фиксировании наблюдаемой информации,
а также проверка полученных результатов.
Существует два основных
вида наблюдения:
- включенное, когда наблюдатель является полноправным участником наблюдаемого процесса. Окружающие не знают о его исследовательской деятельности. Пример: изучая отношения в трудовом коллективе, социолог работает на производстве. В коллективе он известен лишь как рабочий.
- невключенное, когда наблюдатель находится в стороне, а не внутри изучаемого процесса. По организации это более простой вид социологического исследования, основная информация получается о действиях людей, о их мотивах можно делать только предположения. Данный вид наблюдения целесообразно проводить в комплексе с изучением документов и социологическим опросом.
Оба вида наблюдения могут
проводиться скрытым или открытым
способом. В первом случае наблюдатель
остается незаметным для наблюдаемых,
во втором — он не скрывает своих
действий, например, записывает на видеокамеру
происходящие события.
Если в ходе наблюдения
осуществляется строгая фиксация информации,
оно называется стандартизированным, если
такой фиксации не производится, то это
нестандартизированное наблюдение.
Наконец, если исследователь
производит наблюдение в обычных
естественных условиях, то это называется полевым
наблюдением. Возможно проведение наблюдения
за людьми в специально созданной обстановке
или в заранее заданной ситуации, тогда
это лабораторное наблюдение.
Формы и приемы фиксации
могут быть разными — дневник
наблюдения и бланк регистрации, фото- или киноаппарат,
телевизионная и видеотехника или другие
технические средства.
Основная особенность
этого метода социологического исследования — возможность анализировать и
воспроизводить жизненный процесс во
всем его богатстве и разнообразии. В ходе
него можно зафиксировать не только характер
поведения, жесты, мимику, выражение эмоций
отдельных лиц, но и даже целых коллективов
людей.
2.2.3. Опрос
В ходе социологического
исследования часто бывает нужна
информация о явлениях, процессах, которые не зафиксированы
документально и недоступны прямому наблюдению.
Это может быть информация о семейной
жизни, социально-психологическом климате
в коллективе, об интересах и предпочтениях
людей, их отношении к трудовой деятельности,
политическим событиям и т. д. В этом случае
единственным источником социологической
информации являются сами люди, их высказывания
о своих мнениях, настроениях, поступках
или о том, что их окружает. Такую информацию
можно получить благодаря специально
организованному социологическому опросу.
В настоящее время
это наиболее распространенный вид
социологического исследования и самый широко используемый
метод сбора первичной информации. До
90% всех социологических данных получено
благодаря этому методу. Опрос является
средством получения данных об общественном
мнении, состоянии сознания людей.
Специфика данного метода
заключается в том, что источник
первичной социологической информации — сам человек
(или говоря социологическим языком —
"респондент")
Отметим особенности этого метода:
- он экономичен, так как, опросив относительно небольшое количество людей, можно судить о различных социальных феноменах и тенденциях развития социальных процессов в обществе в целом;
- ему присуща широта охвата разных сфер жизни общества;
- необходимо учитывать, что получаемая информация отражает изучаемую действительность в субъективном представлении опрашиваемых людей, то есть нельзя ставить знак равенства между реальной действительностью и данными, полученными в результате опроса людей.
Этот метод сбора
первичной социологической информации
основан на устном или письменном
обращении к определенной группе
людей с вопросами.
Связь между исследователем
(анкетером) и источником информации
(респондентом) обеспечивается:
- специальным методическим инструментом. Это может быть анкета или план интервью, т. е. перечень вопросов, которые отражают изучаемый объект;
- анкетером, который выполняет функции оператора и непосредственно обеспечивает заполнение вопросников всеми респондентами.
Существует две основные разновидности социологического
опроса:
- анкетирование (или заочный опрос), когда опрашиваемый заполняет вопросник сам в присутствии анкетера или без него;
- интервьюирование (или очный опрос), когда интервьюер лично общается с респондентом. Интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы.
2.2.4. Анкетирование
В данной главе дается
более подробная характеристика
анкетирования потому, что:
- это распространенный и оперативный метод сбора первичной социологической информации;
- можно за короткий промежуток времени опросить большое количество людей.
- овладев методикой анкетирования, исследователь получает основной объем знаний и умений, которые необходимы для проведения интервью;
- результаты анкетирования более удобны для математической обработки;
Различают две организационные
формы проведения опроса:
- По месту основной занятости респондентов. Обстоятельства, связанные с темой опроса, быстрее вспоминаются респондентами на привычном для них месте учебы или работы.
- По месту жительства. Анкетирование проводится, когда надо ослабить влияние официальной обстановки или изучить мнение не только учащихся или работающих людей, но и остальных категорий населения. Такую форму опроса часто используют при исследовании культурного и бытового обслуживания, проведения досуга и т. д.
Сложность этой формы
обусловлена тем, что:
- нелегко найти респондентов (человек может поменять адрес);
- часто во время прихода исследователя респондента нет дома (человек может находится на каникулах, в отпуске или в командировке);
- присутствие главы семьи, "третьего" лица (гость, сосед) оказывает влияние на результат опроса;
- наличие свободного времени у респондента обычно ведет к отвлечению от главной темы разговора (пенсионеры очень словоохотливы, начинают делиться всеми своими житейскими проблемами).
Основными достоинствами
можно считать следующее:
- дома у человека больше свободного времени;
- в домашней обстановке он охотнее отвечает на острые вопросы, связанные с сообщением критической информации об отрицательных фактах и явлениях, имеющих место на его рабочем месте.
Поэтому перед началом
проведения опроса надо решить, какая
форма проведения его даст Вам более ценную
информацию по интересующей проблеме.
В зависимости от источника
информации различают:
- массовый опрос, когда основным источником информации являются представители различных категорий населения, чья деятельность не связана непосредственно с предметом исследования;
- специализированный (экпертный) опрос, в нем главным источником выступают компетентные люди, профессиональная деятельность которых имеет тесную связь с предметом изучения или накопленный жизненный опыт дает возможность делать авторитетные заключения.
В зависимости от того,
какое количество людей будет
опрошено, анкетирование бывает:
- сплошное, в ходе которого опрашивается вся генеральная совокупность.6
- выборочное, в ходе которого опрашивается только часть генеральной совокупности — выборочная совокупность. Такой вид анкетирования наиболее распространен среди исследователей для получения первичной социологической информации.
По способу заполнения
анкетирование бывает:
- прямое, когда ответы вписываются лично опрашиваемыми.
- косвенное, если ответы записывает анкетер, последнее применяется, когда респонденту трудно лично заполнить анкету, например, по причине крайне преклонного возраста, из-за физической травмы, слабого зрения и т. п.
По способу общения
между исследователем и респондентом
анкетирование возможно:
- очное, в ходе которого происходит прямое общение исследователя с респондентом и анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения. При сборе заполненных анкет анкетер может проконтролировать качество их заполнения.
- заочное, в ходе которого респондент заполняет анкету в отсутствии исследователя и затем высылает ее по указанному адресу.
По характеру процедуры
личного опроса анкетирование бывает:
- групповое — это единовременное, но индивидуальное анкетирование респондентов, которых для этой цели собирают в определенное время в одном помещении. Оно широко применяется по месту работы и учебы. При его проведении достаточно одного анкетера для одновременной работы с группой в 15—20 человек, что дает возможность собрать значительный материал, не тратя на это много времени.
- индивидуальное, которое проводится, если нет возможности пригласить респондентов в одно место. В этом случае опрос производится поочередно.
По способу распространения анкет различают:
- прессовое — анкета публикуется на страницах газет и журналов.
- почтовое — вопросники рассылаются с просьбой заполнить и возвратить по почте. Нужно иметь виду, что при прессовом и почтовом анкетировании процент возврата анкет низкий.
- раздаточное — анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее обговаривает время и адрес возврата анкеты. Недостатки этого вида анкетирования заключаются в том, что респондент при заполнении анкеты может советоваться с другими людьми, а это уменьшает достоверность информации. При групповом заполнении респондентов просят работать самостоятельно, собирают анкеты, что обеспечивает высокий процент возврата.
2.2.5. Интервью
Интервью — это второй вид опроса. В современной
социологии его классифицируют так же
по самым различным основаниям. По технике
проведения различают:
- свободное интервью, которое представляет собой длительную беседу. Вопросник заранее не готовится, нет и разработанного плана беседы. Определяется только тема разговора. Такой вид интервью проводится для уточнения проблемы исследования;
- стандартизированное (формализованное) интервью, для которого детально разрабатывается вся процедура опроса, то есть составляется общий план беседы, определяется последовательность вопросов и примерные варианты ответов;
- полустандартизированное интервью представляет собой единство двух первых.
По типу респондентов:
- с ответственным лицом, то есть с человеком, который занимает ответственный государственный пост и по своим должностным обязанностям владеет определенной информацией;
- с экспертом, то есть человеком, который является специалистом высшей категории в данной проблеме, и, следовательно, способен дать максимально подробную информацию или объективную оценку;
- с рядовым респондентом, то есть с обыкновенным жителем, который воспринимает ситуацию как обычный житель города.
По способу общения между
исследователем и респондентом:
- явные, проводимые "лицом к лицу" с опрашиваемым человеком или группой людей;
- телефонные, то есть проводимые по телефону.
3. Логическая
структура используемого инструментария
В этой части программы
излагаются структурные блоки вопросов
используемого инструментария. При
этом указываются те характеристики
предмета исследования, которые они выявляют.
Далее перечисляются основные понятия,
которые используются в ходе исследования,
типы шкал измерения изучаемых процессов
и явлений (номинальные, порядковые, интервальные,
процентные), указывается нумерация вопросов
в анкете или вопроснике для интервью.
4. Методика
обработки информации
Цель социологического
исследования состоит в том, чтобы
дать научно обоснованную интерпретацию
изучаемых фактов. Для этого в программе
исследования разрабатывается схема обработки и анализа
данных. Уже на стадии формирования гипотезы,
исследователь должен четко представлять,
как он будет, опираясь на гипотезу, собирать,
обрабатывать и анализировать материалы.
Первичная информация — лишь основа для
анализа, его необходимо обработать (упорядочить,
классифицировать и т.д.).
В этой части программы
надо наметить формы и методы обработки
собранных данных. Если обработка
будет производиться с помощью компьютера,
то исследователь должен иметь представление о программных
возможностях данного компьютера, заранее
выбрать соответствующие математические
методы, технические средства и место
проведения.