Как изучить общественное мнение в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Социологическое исследование включает несколько этапов:
• подготовка исследования: составление его программы, разработка инструментария (анкеты, вопросы для интервью);
• сбор первичной социологической информации (анкетирование, интервьюирование);
• обработка полученных материалов;
• анализ полученных эмпирических данных и оформление выводов исследования.
Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, так как полученный ранее материал является ос-новой для последующих действий.

Файлы: 1 файл

Kak_izuchit_obshchestvennoe_mnenie.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Организованное наблюдение отличается от обыденного тем, что для него характерно целенаправленность, планомерность, систематичность, применение специальных технических средств, выделение единиц наблюдения, строгость и единообразие при фиксировании наблюдаемой информации, а также проверка полученных результатов.

Существует два основных вида наблюдения:

  • включенное, когда наблюдатель является полноправным участником наблюдаемого процесса. Окружающие не знают о его исследовательской деятельности. Пример: изучая отношения в трудовом коллективе, социолог работает на производстве. В коллективе он известен лишь как рабочий.
  • невключенное, когда наблюдатель находится в стороне, а не внутри изучаемого процесса. По организации это более простой вид социологического исследования, основная информация получается о действиях людей, о их мотивах можно делать только предположения. Данный вид наблюдения целесообразно проводить в комплексе с изучением документов и социологическим опросом.

 

Оба вида наблюдения могут  проводиться скрытым или открытым способом. В первом случае наблюдатель  остается незаметным для наблюдаемых, во втором — он не скрывает своих  действий, например, записывает на видеокамеру  происходящие события.

Если в ходе наблюдения осуществляется строгая фиксация информации, оно называется стандартизированным, если такой фиксации не производится, то это нестандартизированное наблюдение.

Наконец, если исследователь  производит наблюдение в обычных  естественных условиях, то это называется полевым наблюдением. Возможно проведение наблюдения за людьми в специально созданной обстановке или в заранее заданной ситуации, тогда это лабораторное наблюдение.

Формы и приемы фиксации могут быть разными — дневник наблюдения и бланк регистрации, фото- или киноаппарат, телевизионная и видеотехника или другие технические средства.

Основная особенность  этого метода социологического исследования — возможность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его богатстве и разнообразии. В ходе него можно зафиксировать не только характер поведения, жесты, мимику, выражение эмоций отдельных лиц, но и даже целых коллективов людей.

2.2.3. Опрос

В ходе социологического исследования часто бывает нужна  информация о явлениях, процессах, которые не зафиксированы документально и недоступны прямому наблюдению. Это может быть информация о семейной жизни, социально-психологическом климате в коллективе, об интересах и предпочтениях людей, их отношении к трудовой деятельности, политическим событиям и т. д. В этом случае единственным источником социологической информации являются сами люди, их высказывания о своих мнениях, настроениях, поступках или о том, что их окружает. Такую информацию можно получить благодаря специально организованному социологическому опросу.

В настоящее время  это наиболее распространенный вид  социологического исследования и самый широко используемый метод сбора первичной информации. До 90% всех социологических данных получено благодаря этому методу. Опрос является средством получения данных об общественном мнении, состоянии сознания людей.

Специфика данного метода заключается в том, что источник первичной социологической информации — сам человек (или говоря социологическим языком — "респондент")

Отметим особенности этого метода:

  • он экономичен, так как, опросив относительно небольшое количество людей, можно судить о различных социальных феноменах и тенденциях развития социальных процессов в обществе в целом;
  • ему присуща широта охвата разных сфер жизни общества;
  • необходимо учитывать, что получаемая информация отражает изучаемую действительность в субъективном представлении опрашиваемых людей, то есть нельзя ставить знак равенства между реальной действительностью и данными, полученными в результате опроса людей.

Этот метод сбора  первичной социологической информации  основан на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами.

Связь между исследователем (анкетером) и источником информации (респондентом) обеспечивается:

  • специальным методическим инструментом. Это может быть анкета или план интервью, т. е. перечень вопросов, которые отражают изучаемый объект;
  • анкетером, который выполняет функции оператора и непосредственно обеспечивает заполнение вопросников всеми респондентами.

 

Существует две основные разновидности социологического опроса:

  • анкетирование (или заочный опрос), когда опрашиваемый заполняет вопросник сам в присутствии анкетера или без него;
  • интервьюирование (или очный опрос), когда интервьюер лично общается с респондентом. Интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы.

2.2.4. Анкетирование

В данной главе дается более подробная характеристика анкетирования потому, что:

  • это распространенный и оперативный метод сбора первичной социологической информации;
  • можно за короткий промежуток времени опросить большое количество людей.
  • овладев методикой анкетирования, исследователь получает основной объем знаний и умений, которые необходимы для проведения интервью;
  • результаты анкетирования более удобны для математической обработки;

 

Различают две организационные  формы проведения опроса:

  • По месту основной занятости респондентов. Обстоятельства, связанные с темой опроса, быстрее вспоминаются респондентами на привычном для них месте учебы или работы.
  • По месту жительства. Анкетирование проводится, когда надо ослабить влияние официальной обстановки или изучить мнение не только учащихся или работающих людей, но и остальных категорий населения. Такую форму опроса часто используют при исследовании культурного и бытового обслуживания, проведения досуга и т. д.

Сложность этой формы  обусловлена тем, что:

  • нелегко найти респондентов (человек может поменять адрес);
  • часто во время прихода исследователя респондента нет дома (человек может находится на каникулах, в отпуске или в командировке);
  • присутствие главы семьи, "третьего" лица (гость, сосед) оказывает влияние на результат опроса;
  • наличие свободного времени у респондента обычно ведет к отвлечению от главной темы разговора (пенсионеры очень словоохотливы, начинают делиться всеми своими житейскими проблемами).

 

Основными достоинствами  можно считать следующее:

  • дома у человека больше свободного времени;
  • в домашней обстановке он охотнее отвечает на острые вопросы, связанные с сообщением критической информации об отрицательных фактах и явлениях, имеющих место на его рабочем месте.

Поэтому перед началом  проведения опроса надо решить, какая форма проведения его даст Вам более ценную информацию по интересующей проблеме.

В зависимости от источника  информации различают:

  • массовый опрос, когда основным источником информации являются представители различных категорий населения, чья деятельность не связана непосредственно с предметом исследования;
  • специализированный (экпертный) опрос, в нем главным источником выступают компетентные люди, профессиональная деятельность которых имеет тесную связь с предметом изучения или накопленный жизненный опыт дает возможность делать авторитетные заключения.

 

В зависимости от того, какое количество людей будет  опрошено, анкетирование бывает:

  • сплошное, в ходе которого опрашивается вся генеральная совокупность.6
  • выборочное, в ходе которого опрашивается только часть генеральной совокупности — выборочная совокупность. Такой вид анкетирования наиболее распространен среди исследователей для получения первичной социологической информации.

По способу заполнения анкетирование бывает:

  • прямое, когда ответы вписываются лично опрашиваемыми.
  • косвенное, если ответы записывает анкетер, последнее применяется, когда респонденту трудно лично заполнить анкету, например, по причине крайне преклонного возраста, из-за физической травмы, слабого зрения и т. п.

 

По способу общения  между исследователем и респондентом анкетирование возможно:

  • очное, в ходе которого происходит прямое общение исследователя с респондентом и анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения. При сборе заполненных анкет анкетер может проконтролировать качество их заполнения.
  • заочное, в ходе которого респондент заполняет анкету в отсутствии исследователя и затем высылает ее по указанному адресу.

 

По характеру процедуры  личного опроса анкетирование бывает:

  • групповое — это единовременное, но индивидуальное анкетирование респондентов, которых для этой цели собирают в определенное время в одном помещении. Оно широко применяется по месту работы и учебы. При его проведении достаточно одного анкетера для одновременной работы с группой в 15—20 человек, что дает возможность собрать значительный материал, не тратя на это много времени.
  • индивидуальное, которое проводится, если нет возможности пригласить респондентов в одно место. В этом случае опрос производится поочередно.

По способу распространения анкет различают:

  • прессовое — анкета публикуется на страницах газет и журналов.
  • почтовое — вопросники рассылаются с просьбой заполнить  и возвратить по почте. Нужно иметь виду, что при прессовом и почтовом анкетировании процент возврата анкет низкий.
  • раздаточное — анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее обговаривает время и адрес возврата анкеты. Недостатки этого вида анкетирования заключаются в том, что респондент при заполнении анкеты может советоваться с другими людьми, а это уменьшает достоверность информации. При групповом заполнении респондентов просят работать самостоятельно, собирают анкеты, что обеспечивает высокий процент возврата.

2.2.5. Интервью

Интервью — это второй вид опроса. В современной социологии его классифицируют так же по самым различным основаниям. По технике проведения различают:

  • свободное интервью, которое представляет собой длительную беседу. Вопросник заранее не готовится, нет и разработанного плана беседы. Определяется только тема разговора. Такой вид интервью проводится для уточнения проблемы исследования;
  • стандартизированное (формализованное) интервью, для которого детально разрабатывается вся процедура опроса, то есть составляется общий план беседы, определяется последовательность вопросов и примерные варианты ответов;
  • полустандартизированное интервью представляет собой единство двух первых.

По типу респондентов:

  • с ответственным лицом, то есть с человеком, который занимает ответственный государственный пост и по своим должностным обязанностям владеет определенной информацией;
  • с экспертом, то есть человеком, который является специалистом высшей категории в данной проблеме, и, следовательно, способен дать максимально подробную информацию или объективную оценку;
  • с рядовым респондентом, то есть с обыкновенным жителем, который воспринимает ситуацию как обычный житель города.

 

По способу общения между  исследователем и респондентом:

  • явные, проводимые "лицом к лицу" с опрашиваемым человеком или группой людей;
  • телефонные, то есть проводимые по телефону.

 

3. Логическая  структура используемого инструментария

В этой части программы  излагаются структурные блоки вопросов используемого инструментария. При  этом указываются те характеристики предмета исследования, которые они выявляют. Далее перечисляются основные понятия, которые используются в ходе исследования, типы шкал измерения изучаемых процессов и явлений (номинальные, порядковые, интервальные, процентные), указывается нумерация вопросов в анкете или вопроснике для интервью.

 

4. Методика  обработки информации

Цель социологического исследования состоит в том, чтобы  дать научно обоснованную интерпретацию изучаемых фактов. Для этого в программе исследования разрабатывается схема обработки и анализа данных. Уже на стадии формирования гипотезы, исследователь должен четко представлять, как он будет, опираясь на гипотезу, собирать, обрабатывать и анализировать материалы. Первичная информация — лишь основа для анализа, его необходимо обработать (упорядочить, классифицировать и т.д.).

В этой части программы  надо наметить формы и методы обработки  собранных данных. Если обработка  будет производиться с помощью компьютера, то исследователь должен иметь представление о программных возможностях данного компьютера, заранее выбрать соответствующие математические методы, технические средства и место проведения.

Информация о работе Как изучить общественное мнение в регионе