Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:15, реферат
Социологическое исследование включает несколько этапов:
• подготовка исследования: составление его программы, разработка инструментария (анкеты, вопросы для интервью);
• сбор первичной социологической информации (анкетирование, интервьюирование);
• обработка полученных материалов;
• анализ полученных эмпирических данных и оформление выводов исследования.
Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, так как полученный ранее материал является ос-новой для последующих действий.
В данном случае вопрос-диалог по форме приближается к вопросу с преамбулой.
Вопросы-иллюстрации выполняют несколько психологических функций: переключают внимание опрашиваемых на новую тему, поясняют содержание задаваемых вопросов, а также за счет разнообразия техники заполнения, помогают снять утомление.
Например, задается вопрос: "Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время? (подчеркните, пожалуйста, картинки, на которых это изображено)". После вопроса дается серия рисунков с изображением людей, читающих газеты или книги, занимающихся спортом, просматривающих телепередачи, работающих на компьютере, отдыхающих на дискотеке и т. п.
Такой вопрос может носить форму незаконченного предложения. На рисунке изображаются, например, две девушки, одна из которых не закончила фразу. Под рисунком лишится: "Здесь Вы видите двух беседующих подруг. Одна из них не закончила фразу. Как Вы думаете, что она ответит подруге? Закончите за нее, пожалуйста, предложение".
Вопросы-фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. В этом случае задается вопрос фильтр, позволяющий выделить и опросить необходимую часть всей совокупности опрашиваемых. Например, пятый вопрос анкеты сформулирован так: "Делаете ли Вы ежедневно зарядку? (кто не делает, тот сразу переходит к ответу на вопрос № 10).
1 — да 2 — нет.
На четыре последующих вопроса отвечают только те респонденты, кто занимается зарядкой. Это могут быть вопросы о затрачиваемом на нее времени, о комплексе упражнений, их последовательности и т. п. Лица, не делающие зарядку, автоматически переходят к следующему блоку вопросов. Это облегчает респонденту заполнение анкеты и социолог освобождается от просмотра ненужной информации.
Иногда респонденты с удовольствием отвечают на вопросы, выносят оценки и даже высказывают мнение о вещах, не имея о них ни малейшего представления. Вопросы фильтры как раз и отсеивают таких "некомпетентных" и "неинформированных".
Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. К контрольным вопросам относятся:
— вопрос-тест;
— вопрос-ловушка.
Вопрос-тест обычно используют при определении информированности. Например, задается вопрос: "Знаете ли Вы хорошо современную научно-фантастическую литературу?
А после этого вопроса
дастся перечень нескольких (это может
быть 10 или 20) наиболее известных научно-
Вопрос-ловушка (трюковой вопрос) — это разновидность теста. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Например, просят оценить несуществующее произведение несуществующего автора. Эти вопросы широко используются при проверке профессиональной компетентности. Так же они помогают определить, можно ли доверять респонденту.
Например, перед вами стоит задача опросить школьников по какой-то проблеме. Вопрос-ловушка может быть сформулирован так: "Читали ли Вы недавно вышедшую книгу ... известного английского автора...?" Или: "Читали ли Вы книги?" и перечисляется несколько книг, среди которых указывается несуществующая. Если респондент отмечает, что и ее "читал", то это означает, что его ответам доверять нельзя.
Недостаток этих вопросов: во-первых, необходимо делать дополнительную работу, а во-вторых, происходит дезориентация респондента. Если такие вопросы использовать часто, то у опрашиваемого может создаться впечатление, что с ним обращаются нечестно.
В качестве контрольного может быть использован любой содержательный вопрос близкий по смыслу с вопросом, истинность ответа на который надо проверить. Контрольные вопросы формулируются таким образом, например, когда надо проверить ответы на вопросы о внутреннем состоянии респондента. Так, чтобы определить степень общей удовлетворенности учебой, можно задать три таких вопроса: "Устраивает ли Вас школа, в которой Вы учитесь?", "Хотели бы Вы перейти в другую школу?" и "Предположим, что какое-то время Вы не учились в этой школе (вместе в родителями были в длительной командировке в другом городе), вернулись бы Вы в нее после возвращения в город?". Два последних вопроса будут выполнять функции контрольных по отношению к первому и располагаются в других местах анкеты. Контрольные вопросы могут ставиться как перед, так и после основного. После опроса эти три вопроса анализируются все вместе, чтобы иметь представление о внутреннем состоянии респондента.
По содержанию принято различать:
Вопросы о фактах. Главная цель этих вопросов, сбор сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать и измерять (свойства и признаки людей, их поведение и т. п.). К этой группе относятся и вопросы паспортички.
При кажущейся простоте ответов на такие вопросы, они не всегда бывают истины. Если вопрос о возрасте, доходе, семейном положении и т. п. будет восприниматься респондентом как престижная характеристика, то ответы на него не будут соответствовать объективной действительности. Общеизвестно, что престижность семейного положения для женщин, например, является причиной того, что при переписи населения замужних женщин оказывается больше женатых мужчин.
Вопросы о знаниях. С помощью этих вопросов определяется степень информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях. Информированность (осведомленность) — это мера соответствия между сведениями данными респондентами и объективно существующей действительностью (различные реальные факты, события, высказывания и т. п.).
Самый простой и распространенный способ ее измерить— самооценка респондента своей осведомленности. Для этого чаще всего задаются такие вопросы: "Знаете ли Вы...?", "Слышали ли вы...?" или "Насколько хорошо Вам известны...?" и т. п. Но такую формулировку вопроса целесообразно использовать, только в том случае, если получаемые сведения не подвержены влиянию соображений престижа и не воспринимаются респондентом как подтверждение его авторитета.
Например: "Интересуетесь ли Вы тем, как учатся в школе Ваши друзья?". Многие из респондентов при ответе на такой вопрос даже сами себе не смогли бы признаться, что не интересуются этим. А тем более ответить в анкете, понимая, что это будет отрицательно характеризовать их в глазах социолога. Соответственно, оценка информированности будет завышена.
Как видно из этого примера, самооценка часто выявляет не столько реальные знания опрашиваемого, сколько отражает стремление сделать вид, что он располагает этими знаниями. Выявлена закономерность, если исследуемая проблема тесно связана с общественными идеалами, то самооценка информированности обычно бывает существенно завышена. А если получаемая информация нейтральна по отношению к принятой системе ценностей и идеалов общества, то самооценка приближается к фактической. Поэтому многие исследователи считают, что выявление информированности при помощи самооценки не всегда верно отражает реальные знания респондентов. Нередко они неосознанно искажают информацию. Чтобы проверить истинность ответов применяют различные контрольные вопросы (тесты, ловушки) и вопросы-фильтры.
Вопросы о внутренних состояниях помогают получить от респондентов сведения об их отношениях, интересах, мотивах, стремлениях, а так же оценках других людей и самих себя. Эта группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов на них самой низкой. Для того чтобы проверить и уточнить ответы применяют контрольные вопросы, вопросы фильтры, диалоги и используют преамбулы (об этом подробно было написано выше).
Решение о том, какие вопросы использовать, в каком количестве их брать для составления той или иной анкеты, в какой последовательности располагать отобранные вопросы, Вы принимаете самостоятельно.
Но при этом помните, что:
Желаем успехов в составлении анкет!!!
PS. Просим Вас присылать по адресу МООДиМ "Новая цивилизация" варианты ваших анкет для социологической экспертизы. Особенно в самом начале работы вашего Молодежного Клуба. Наш адрес есть в Предисловии к данной брошюре.
Не забудьте обсудить результаты проведенных опросов, ответив на следующие вопросы:
Используйте полученные в ходе опроса данные в качестве аргументов при обсуждении различных социальных проблем в разных инстанциях.
Обязательно познакомьте с результатами опроса общественность и руководителей города (региона), направив им письмо или через прессу.
Приложение № 4
Для примера мы приводим готовый бланк опроса, позволяющего изучить мнение жителей об общих социальных проблемах города (региона).
Межрегиональная организация детей и молодежи
"Новая цивилизация"
Региональный Молодежный Клуб
Уважаемый житель города!
Просим Вас принять участие в проводимом анкетировании. Его цель — определить первоочередные меры по решению социальных проблем нашего региона.
Все анкеты будут обработаны на компьютере — так сложится общая картина представлений жителей о проблемах нашего города (региона).
Подписывать фамилию необязательно. Молодежный Клуб "Новая цивилизация" гарантирует Вам анонимность, то есть ваши ответы не станут публичным достоянием без вашего разрешения.
Читайте внимательно вопрос и ответы. Выберите тот ответ, с которым Вы согласны, и обведите кружком его номер. Там, где нет ответов, напишите свое мнение.
Заранее благодарим за откровенность и оказанную Молодежному Клубу помощь!
Отметьте по 5-балльной шкале значимость решения в вашем регионе следующих социальных проблем:
№ |
Социальная проблема |
Совсем неважно |
Неважно |
Трудно сказать |
Важно |
Очень важно |
1 |
Борьба с преступностью |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Борьба с коррупцией |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Борьба с безработицей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Борьба с наркоманией |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Улучшение медицинского обслуживания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Улучшение организации досуга населения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Улучшение бытового обслуживания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
Улучшение работы общественного транспорта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Улучшение работы дошкольных учреждений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Улучшение работы системы школьного образования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Улучшение организации свободного времени детей и подростков |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
Улучшение социальной помощи инвалидам, пенсионерам, малоимущим |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13 |
Развитие малого бизнеса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
Улучшение работы местного самоуправление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15 |
Другое. Что именно? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А теперь поговорим об экологии.
15. Удовлетворяет ли Вас состояние окружающей среды в целом в вашем городе (районе, селе)?
1 — да; 2 — нет; 3 — затрудняюсь ответить.
16. Какие экологические проблемы в городе (районе, селе) вызывают у Вас беспокойство?
1 — загрязнение воздуха
2 — загрязнение водоемов
3 — низкое качество питьевой воды
4 — замусоренность территории
5 — загрязнение почвы
6 — сокращение площадей зеленых насаждений, зон отдыха
7 — автотранспорт, например, стихийные автостоянки
8 — неудовлетворительное
качество продуктов питания,
9 — шум (шумовое загрязнение)
10 — электромагнитное загрязнение
11 — повышение заболеваемости
населения вследствие
12 — Что еще? ______________________________
17. Какая из перечисленных в вопросе № 16 проблем вызывает у Вас особую тревогу? (ниже обведите ее номер).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
18. Назовите
источники загрязнения
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
19. Изменилось ли состояние окружающей среды в нашем городе (районе, селе) за несколько последних лет и каковы эти изменения?
Состояние |
Улучшилось |
Не изменилось |
Ухудшилось |
воздушной среды |
1 |
2 |
3 |
водоемов |
1 |
2 |
3 |
почвы |
1 |
2 |
3 |
флоры (растительного покрова) |
1 |
2 |
3 |
фауны (животного мира) |
1 |
2 |
3 |
А теперь несколько слов о материальной обеспеченности.
20. Отметьте
материальную сторону жизни
а) хорошее, покупаем все, что считаем нужным;
б) неплохая, хотя и отказываем себе в чем-то, но тем не менее находим возможность приобретать аудио-, видео аппаратуру, бытовую технику, современную одежду, продукты для полноценного питания;
Информация о работе Как изучить общественное мнение в регионе