Как изучить общественное мнение в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Социологическое исследование включает несколько этапов:
• подготовка исследования: составление его программы, разработка инструментария (анкеты, вопросы для интервью);
• сбор первичной социологической информации (анкетирование, интервьюирование);
• обработка полученных материалов;
• анализ полученных эмпирических данных и оформление выводов исследования.
Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, так как полученный ранее материал является ос-новой для последующих действий.

Файлы: 1 файл

Kak_izuchit_obshchestvennoe_mnenie.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

 

Проверка формулировок вопросов

  • Следует избегать неясных формулировок, специальных терминов. Если такие есть, их необходимо объяснить или заменить.
  • Система используемых категорий должна быть понятна всем респондентам.
  • Вопросы не должны содержать установок. Пример: "Чем Вам не нравится однообразная работа, наверное тем, что не заставляет думать...".
  • Если вопрос связан с оценкой не одобряемого в обществе поведения или деятельности, надо дать понять респонденту, что ответ не вызовет осуждения. Для этого используйте примерное такое начало вопроса: "Одни считают, что...,  другие считаю, что... А как Вы считаете?".
  • Не следует допускать, чтобы конструкция вопроса склоняла опрашиваемого к ответу. "Вы ведь не думаете?... — Нет, не думаю …, "Разве Вы не хотите ...? — Да, хочу …".
  • Если на один вопрос много вариантов ответов, то их нужно разделить на тематические блоки и вместо одного вопроса задать несколько.
  • При ответе на вопрос обычно внимание респондента фиксируется на первом и последнем варианте ответа с перевесом на первый и больше всего положительных выборов приходится на него. Поэтому, если есть возможность, то располагайте варианты не последовательно, а в случайном порядке.
  • Чтобы повысить достоверность ответов, необходимо обеспечить респонденту возможность уклониться от них. Используйте варианты ответа: "Затрудняюсь ответить".
  • Проверить закрытые вопросы (то есть с конкретным перечнем ответов). Их целесообразно превратить в полузакрытые, дав возможность респонденту дописать свой вариант ответа.
  • Вопросы не должны задевать самолюбия, достоинства респондента, каких-то его престижных представлений. "Почему Вам не нравится работа …. (далее указывается конкретный государственный или общественный орган или человек?" Такого типа вопросы лучше не использовать. Респондент может негативно отреагировать на такой вопрос, и его мнение будет искажено. Попросите его оценить работу нескольких организаций, например, по 5-балльной шкале. Разумеется, респондент должен иметь представление о деятельности этих организаций.
  • Необходимо орфографически и стилистически правильно оформить вопросы. Для этого попросите проверить их текст кого-то из старших, компетентных в филологии лиц.

 

 

 

Проверка композиции анкеты

Необходимо проверять  не только отдельные вопросы, а всю  композицию анкеты и ее графическое  оформление. Вот основные требования:

  • Ясность объяснения респонденту техники ответов на вопросы.
  • Более простые ("контактные") вопросы в начале анкеты, в середине — наиболее сложные и содержательные, в конце — опять простые.
  • Использование переходных (буферных) вопросов2 для перехода от одного блока вопросов к другому.
  • Основные и контрольные вопросы лучше не располагать друг за другом. Если респондент поймет, что ему не доверяют и проверяют, то это может отразиться на достоверности последующей информации.
  • Если есть подозрение, что не все респонденты достаточно компетентны в каком-то вопросе или что они не все относятся к той группе, для которой предназначен вопрос, то надо поставить вопрос-фильтр, имеющий указатель перехода для разных групп респондентов.  Например, "На следующий вопрос отвечают только пенсионеры".
  • Не следует задавать вопросы, которые превышают возможности памяти респондентов. Это могут быть события, которые давно произошли, или которые хотя и имели место недавно, но для респондента не играли принципиальной роли и поэтому были забыты. Например, вопрос: "Напишите фамилию депутата Вашего района" поставит в тупик  многих респондентов не только младшего возраста. Вместе с тем, этот вопрос, заданный сразу после выборов, в известной мере выявляет активность электората.
  • Нельзя допускать скопления однотипных вопросов (ряд альтернативных, закрытых, открытых вопросов или вопросы табличной формы и т. п.). Это приводит к утомлению респондента, вызывая ощущение монотонности. В этом случае надо шире использовать все многообразие возможных типов вопросов.
  • В социологии существует понятие компетентности общественного мнения. Например, не следует спрашивать о проекте того или иного закона, если он не опубликован, или о тех явлениях, с которыми респондент не сталкивался.

 

Проверка графического оформления анкеты

  • Шрифт текста не должен быть "слепым", то есть трудно читаемым (иначе многие респонденты, прежде всего слабовидящие не ответят на анкету).
  • Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разным шрифтом, выделяя вопрос более крупным или жирным шрифтом, а варианты ответов — курсивом, то есть наклонным шрифтом или более мелким.
  • Пояснения к смысловым вопросам лучше также набрать особым шрифтом, чтобы респондент обратил на них внимание.
  • Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк. Не стоит на этом экономить бумагу, респонденту может не хватить места для ответа.
  • Вопросы в табличной форме рекомендуется разлиновать, чтобы при ответе на них у респондентов не возникло путаницы. Это облегчит и обработку ответов на эти вопросы.
  • На респондента влияет и длина текста вариантов ответов. Необходимо графически уравновесить, проставив ряд точек, продлив строки с короткими ответами.
  • Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.

 

Внимание! Чтобы окончательно оценить качество составленной анкеты, необходимо провести пробное (или пилотное) исследование. Для этой цели достаточно опросить небольшую группу людей. Проведение пробного исследования помогает уточнить понятность формулировок и содержание вопросов, полноту набора вариантов ответов, а также последовательность их расположения.

Проверка позволяет  не только выявить и исключить  лишние вопросы, которые являются общеизвестными или не имеющими прямого отношения к исследуемой проблеме, но и определить, какие вопросы будут наиболее сложными для респондентов. Постарайтесь сделать их более доступными.

 

Помните, что качественно  разработанная анкета — необходимое  условие успешного проведения исследования общественного мнения.

 

2. Сбор первичной социологической  информации

(проведение анкетирования)

 

Социологи, проводя свои исследования, делают специальную выборку.3 Они определяют, сколько людей из разных демографических и социальных групп нужно опросить, чтобы судить о мнении всего населения на данной территории.

Пропорции лиц мужского и женского пола должны соответствовать их долям среди населения. И так по многим показателям: возраст, социальное положение, образование, длительность проживания в данном городе и т.д.

Это очень важный вопрос, так как если вы опросите мало людей или людей одной категории, например, молодежь, то ваши выводы не будут отражать мнение жителей города. Следовательно, ваш проект не будет иметь реальной социальной опоры.

А если вы будете стараться  опросить как можно больше, то:

  • потратите огромное количество времени (а также бумаги и других материалов) и затянете социологическое исследование на несколько месяцев или даже лет;
  • у вас не будет возможности для организации и реализации самого социального проекта, ради которого и проводится изучение мнений жителей города.

 

А теперь о самой процедуре опроса.

Если у Вас есть возможность провести письменный опрос, то растиражируйте текст  анкеты на ксероксе (или с помощью другой современной множительной техники, например, принтер, ризограф и проч.).

Предложите заполнить ее родственникам, друзьям, соседям, попросите их вовлечь в опрос своих знакомых.

Желательно, чтобы бланк  с вопросами заполняли при  Вас, иначе люди могут отложить это дело "в долгий ящик" и шанс получить свою анкету назад у вас будет очень небольшим.

Если у вас нет  средств размножить анкету, проведите  устный опрос. Для этого сделайте шаблон или макет опросного листа  и ставьте на нем отметки о  получаемых  от респондентов ответах. Затем подсчитайте их число.

Если Вы решили проводить  опрос на улице, не делайте этого в одиночку. Подойдя к потенциальному респонденту, представьтесь, как члены Молодежного Клуба "Новая цивилизация", назовите свои имена, объясните цель проводимого опроса.

Попросите человека уделить  Вам несколько минут.  Будьте внимательны к тем, кто согласился потратить свое время на ответы.

Учитесь вежливо и  тактично общаться с людьми. Помните, что анонимная форма опроса повышает искренность ответов, поэтому еще  раз подчеркните, что фамилию  и имя указывать необязательно.

Когда будете изучать мнение окружающих, то не подсказывайте, не задавайте наводящих вопросов, не комментируйте. Ведь Вам важно выяснить именно их точку зрения.

Суждения людей могут  быть очень субъективными. Возможно, они не располагают необходимой информацией или имеют свои интересы. И это надо иметь в виду.

Если у человека возникают  вопросы по тексту анкеты, непонятен  какой-либо конкретный пункт, спокойно и терпеливо объясните, что означает то или иное слово или все предложение. Помните, что у всех людей разный уровень образования и общей подготовки.

Не забудьте поблагодарить  за работу над анкетой (или за взятое интервью) всех, кто принял в этом участие.

Если с Вами будут  невежливы или откажутся отвечать на вопросы анкеты (разговаривать во время интервью), не переживайте — люди разные, им может быть некогда или плохое настроение. Нужно быть готовым и к этому. Извинитесь и пригласите принять участие в анкетировании (интервью) в следующий раз.

3. Обработка данных

Полученный в ходе анкетирования материал необходимо обработать, то есть систематизировать содержание ответов в соответствии с программой исследования.

Если проводится ручная обработка информации, то следует заранее приготовить вспомогательные таблицы и матрицы, использование которых значительно  ускоряет и облегчает процесс обработки первичных материалов.

Например, для  обработки  данных "паспортички" (разделы "Пол" и "Возрастная группа") можно использовать следующую таблицу.

Таблица

 

Данные о  половой принадлежности  и возрасте респондентов

 

 

до 12

13-17

18-25

26-35

36-50

51-60

61-70

71-80

> 81

Итого

Муж.

                   

Жен.

                   

Итого

                   

 

 

Возможна и другая разбивка по возрасту. Это лишь пример.

Если в анкете много  открытых вопросов, то сначала следует  выписывать в столбик полученные ответы, а потом их классифицировать, подсчитав количество примерно одинаковых по содержанию ответов.

Обычно суммируют ответы по каждому пункту анкеты и вычисляют  их процент от числа опрошенных. Проценты рассчитываются не менее чем  от 100 человек, десятые процента — от 1000 и более человек.

Если вы хотите сразу  соединить содержательные ответы и "биографические" данные респондентов, обрабатывайте полученные материалы  с помощью приведенной ниже таблицы, указав в ее колонках ответы опрошенных граждан в соответствии с их полом и возрастом.

 

№ вопроса

Варианты ответа

Муж.

Жен.

до 12 лет

13-

17

18-

25

26-

35

36-

50

51-

60

61-70

71-

80

> 81

Итого

1.

1.1.

                       
 

1.2.

                       

 

2.

2.1.

                       
 

2.2.

                       

и т.д.

Если Вы хотите изучить  мнение разных категорий респондентов, то подготовка к опросу и обработка результатов будет сложнее. Лучше выполнять ее на компьютере, однако нужно предварительно составить или приобрести специальную  программу, которая  систематизирует введенные в компьютер данные по заданным  критериям.

Компьютерная технология диктует соответствующую форму  анкеты, в которой респондент будет  отмечать свои ответы. Это облегчает  кодирование информации и ее ввод в компьютерную базу данных.

4. Оформление выводов

Подчеркнем, что Вам  не следует, опросив небольшую группу людей, обобщать результаты, считая, что выявлено мнение всего населения. Но, тем не менее, вы получили представление о том, что думают респонденты, и можете использовать полученные данные.  Например, вы направляете письмо в какую-либо инстанцию и как аргумент отмечаете, что 2/3 из трехсот опрошенных Вами граждан считают следующее…

Информация о работе Как изучить общественное мнение в регионе