Китайская социально-экономическая модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Экономика Китайской Народной Республики в последние 30 лет постоянно растет и в 2009 году занимала 3 место в мире по величине номинального ВВП (после США и Японии). По данным 2010 года, в апреле-июне Китай обогнал Японию по этому показателю.
Китай в начале XXI века является космической державой. Построение рыночной экономики происходит в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы, проживающие за рубежом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….........3
Глава 1. Факторы успеха экономических реформ в Китае
1.1 Факторы феноменального экономического роста……………………………………….7
1.2 Ресурсы рабочей силы и повышение качества человеческого капитала………………8
1.3 Инновационная модель развития - «доступ к рынку в обмен на технологии»………..9
1.4 Стратегические задачи Китая…………………………………………………………….10
Глава 2. Теория и практика экономических реформ в Китае
2.1 Начало китайских экономических реформ………………………………………………13
2.2 Специфика экономической реформы в Китае ………………………………………….17
2.3 Этапы реформы на селе…………………………………………………………………..20
2.4 Развитие семейного подряда……………………………………………………………..21
2.5 Современное состояние сельского хозяйства…………………………………………..23
Глава 3. Реформа ценообразований и государственных предприятий
3.1 Реформа цен в 1978 – 1988 гг…………………………………………………………….26
3.2 Реформа системы подряда на предприятиях…………………………………………….30
3.3 Современное состояние китайской промышленности…………………………………33
Глава 4. Китайская социально – экономическая модель
4.1 Социально – экономическая модель Китая……………………………………………..41
4.2 Уроки Китая для России………………………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………………………….50
Список литературы……………………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Маркова.docx

— 127.16 Кб (Скачать файл)

Важнейшим фактором успеха экономических реформ в Китае, является их поэтапная социальная ориентированность.

Бюрократия является одним из активных участников реформ. При попытке осуществления реформ, которые предполагали внедрение новых элементов управления, чиновный аппарат или накладывает на них жесточайшие ограничения, сводящие к нулю все начинания, или присваивает себе «право первой ночи» на рынке, быстрее других наживаясь спекуляцией и использованием общественных средств в личных целях. В результате усиливается недовольство народа, а идеологическое и политическое господство бюрократии подкрепляется ее экономическим господством; степень участия масс в социально и экономически значимых мероприятиях снижается, и развитие общества происходит не на рыночной основе, а на коммунистической редакции принципов государственного монополизма.

Главным условием успеха явилась сама цель реформ в Китае, которая была понятна, близка населению страны, взывала к патриотическим и национальным чувствам — поднять страну, поднять народ, возродить величие Китая. 

 Рыночные реформы в  Китае начались с реформ сельского хозяйства в 1978 г., в то время около 70% рабочей силы Китая составляли работники, занятые в сельском хозяйстве. На первом этапе реформ между 1978-м и 1985 годами, в результате перехода на семейный подряд, сельскохозяйственное производство выросло на 67%. Земля не стала частной собственностью, она передавалась крестьянам в долгосрочную аренду, однако тот факт, что крестьянин мог распоряжаться своим продуктом сверх фиксированной доли, сдаваемой государству, оказался значительным стимулом, который способствовал росту производительности труда приблизительно наполовину.  Крестьяне получили возможность брать в аренду землю, находившуюся в собственности государства. Фермеры должны были продавать установленный объем сельскохозяйственной продукции государству по фиксированной цене, а продукцию сверх этого объема могли продавать по рыночным ценам. Фермерам разрешили продавать более высокие объемы урожая по рыночным, а не по фиксированным ценам. Деколлективизация и ценовая реформа привели к усилению рыночных стимулов и быстро приблизили экономику Китая к рыночному сельскому хозяйству. Крестьяне - собственники увеличили производительность своего труда путем замены труда крестьян машинами, перехода на более ценные виды культур и разработки новых земель. В 80-х годах сельскохозяйственное производство в Китае выросло. Важным является и то, что в результате более высокой производительности в сельском хозяйстве были высвобождены трудовые ресурсы, которые нашли применение в расположенных в сельских районах частных производственных фирмах.

На втором этапе реформ (1985—1991 годы) акцент стал переноситься из деревни в город. Однако тут также сохранялся принцип не быстрого разрушения старых структур, а формирования новых параллельно со старыми. Правительство распространило реформы на государственные предприятия в городах. Таким предприятиям было предоставлено больше полномочий в определении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, принятии решений в отношении найма работников и распоряжении большей частью прибыли. Государственным предприятиям была дана возможность покупать материалы и комплектующие, используемые ими в производстве, все в больших объемах по рыночным, а не по фиксированным ценам. К тому же они получили право продавать свою продукцию все в большем объеме по рыночным, а не по фиксированным ценам.

Китайское правительство способствовало созданию негосударственных предприятий, они назывались городскими коллективными хозяйствами, — предприятия, которые находились в собственности руководителей и работников предприятий. 

«Негосударственный» сектор в Китае не то же самое, что «частный» сектор. Более, чем 70% продукции, производимой негосударственным сектором, приходится на предприятия, которые находятся в общественной собственности местных провинциальных правительств. Иными словами, приватизация не играет особой роли в экономических реформах Китая. Однако, многие экономисты полагают, что одним из двигателей экономики в Китае стало сокращение деятельности государства. За последние 15 лет совокупные расходы государственного бюджета значительно снизились. В результате этого высвободились гигантские финансовые ресурсы. Наиболее эффективен негосударственный сектор экономики Китая оказался в производстве бытовой продукции всех видов и продуктов питания. В настоящее время 80-90% товаров в китайских магазинах - отечественного производства. Импортные товары и продукты стоят значительно дороже.

На третьем этапе, начиная  с 1992 года, правительство занялось углублением реформ, а также попыталось реформировать государственный сектор, который на фоне развивающегося частного предпринимательства выглядел все более неповоротливым и малоэффективным. От 30 до 40% всех промышленных предприятий государственного сектора были убыточными. Радикальная реформа государственного сектора откладывалась не раз. До 1995 года ситуация ограничивалась частичной либерализацией управления, массовым обновлением директорского корпуса, введением системы «двойных цен». К середине 90-х многие промышленные товары полностью реализовывались по рыночным ценам. В 1995 году в 18 крупных городах была начата реализация практики банкротств. На протяжении 1996 года было децентрализовано около  1000 ключевых предприятий.

Во время реформ в Китае были созданы институты, призванные способствовать построению рыночной системы и осуществлять контроль над ней. Китайское правительство утвердило Банк Китая в качестве центрального банка и передало ему полномочия по регулированию деятельности банковской системы  и контролированию денежной массы.

Китайское правительство заменило систему «трансфертов прибыли» с государственных предприятий центральному правительству системой налогообложения предприятий.

Оно установило «рынок свопов», на котором китайские предприятия могли покупать и продавать иностранную валюту по мере необходимости для осуществления международной экономической деятельности.

Правительство создало фондовый рынок для торговли ценными бумагами новых акционерных компаний.

Значительную роль в успехе китайских реформ играет внешнеэкономический фактор — иностранные инвестиции и внешняя торговля.

2.2 Специфика экономической реформы в Китае

  1. В 1978 г. КПК провозгласила о создании «плановой экономики, дополненной регулированием рынка»;
  2. с 1984 г. по 1987 г. целью экономических реформ стала «плановая товарная экономика»;
  3. в 1987-1989 гг. - приступила к строительству экономики, в которой «государство регулирует рынок, а рынок регулирует предприятия»;
  4. в 1989-1991 гг. - «экономики с органически интегрированными плановой экономикой и регулированием рынка»;
  5. с 1993 г. КПК стала использовать термин «социалистическая рыночная экономика с китайской спецификой».

У правительства не было и плана по реформированию сельского хозяйства. На самом деле, деколлективизация сельского хозяйства, считавшаяся одним из успехов экономической политики КПК, происходила так: несколько провинций в середине 1970-х гг. вынужденно из-за голода начали проводить эксперименты с альтернативными системами сельского хозяйства, когда результаты эксперимента оказались положительными, центральное правительство решило применить эту политику к сельскому хозяйству всей страны.

С начала 1980-х гг. китайские  власти уделяли теории реформ самое  пристальное внимание.

В 1981 г. во время поиска подходящей модели развития генеральный секретарь КПК Ху Яобанг отдал распоряжение китайским экономистам и социологам провести исследования с целью определения того, каким должен стать Китай к 2000 г.  Исследования выявили, что Китаю не следует копировать опыт других стран, что не существует такой модели, которая может быть использована в качестве шаблона для переустройства китайской экономики.

Китайская реформа проводилась путем постоянных исканий, но ее путь  довольно понятен - постепенный переход от плановой экономики к рыночной. Реформа не была предварительным проектом руководителей КНР, а скорее неизбежным выбором каждого хозяйствующего субъекта, стремящегося к получению выгоды. Функция руководителей реформы сводилась к своевременному принятию правильных решений, соответствующих тенденциям развития.

Некоторые авторы утверждают, что Китай использовал уже  отработанную восточно-азиатскую модель реформ, приспосабливая ее к своим целям экономического развития. Это поясняется тем, что развитие китайской экономики основывалось на опережающем росте внешней торговли, накоплении валютных резервов, девальвации юаня.

Эти показатели не доказывают то, что Китай копировал восточно-азиатскую модель развития. К примеру, высокий рост торговли объясняется, во-первых, отсталостью внешнеэкономических отношений до начала реформ - т. е. высокие показатели отражают эффект «догоняющего развития», и, во-вторых, вскоре после начала реформ Китай стал огромной перерабатывающей зоной, получающей иностранные полуфабрикаты и отправляющей готовую продукцию. Точнее будет сказать, что Китай использовал некоторые элементы восточно-азиатской модели реформ. Уникальность китайской экономики и общества, долгий период изоляции, размер страны и ее разнообразие сделали использование какой-либо одной модели экономического развития в Китае практически невозможным. Китайская модель экономического развития совмещает в себе элементы опыта разных стран.

Описание китайской модели развития опирается на такие термины как «китайское экономическое чудо», «социалистическая рыночная экономика». Под «социалистической рыночной экономикой» в Китае понимается модель рыночной экономики с ведущей ролью государственного сектора. Это значит, что в процессе перехода к рыночной экономике, основной составной частью экономики довольно долго остаются государственные, коллективные и кооперативные предприятия. Задачей «социалистической рыночной экономики» является эффективное соединение общественной собственности с рыночной экономикой.

 Основные черты «социалистической рыночной экономики»:

  1. рыночное распределение ресурсов под макроэкономическим руководством государства; многоукладность экономики, во главе которой стоит общественная собственность;
  2. расширение открытости китайской экономики и усиленное привлечение иностранных инвестиций;
  3. макроконтроль, опирающийся на косвенные рычаги;
  4. система социального обеспечения;
  5. реформа государственных предприятий и их превращение в полноценных рыночных агентов;
  6. дифференцированность доходов.

В 1982 г. для решения целей и задач реформ был создан Государственный комитет по реформе экономической системы при Госсовете КНР. Одновременно в сжатые сроки были созданы соответствующие комитеты по реформе на уровне провинций, городов и ниже. К теоретическим исследованиям к началу 1990-х гг. было подключено более, чем 60 центральных научных учреждений и значительное число научно - исследовательских региональных учреждений. На базе действительной разрозненности мнений ученых формировалась официальная политика проведения реформы.

 

 

2. 3 Этапы реформы  на селе

Реформы начались с сельского  хозяйства. Были отменены коммуны, вместо которых был введен семейный подряд. Правительство разрешило осуществлять свободную продажу излишков произведенной  сельскохозяйственной продукции после  сдачи государству плана. Земельные участки были закреплены в долгосрочной аренде. На селе стали появляться кооперативные поселковые предприятия.  
Эти  меры  создали условия для повышения платежеспособного спроса и уровня жизни населения, привели к быстрому росту сельского хозяйства, его модернизации

Земля в  Китае находится в государственной или коллективной собственности, в городах - в государственной.  В Китае существует возможность отделения земли в пользу государства, что может вызывать конфликты с властями. В настоящее время проводится дальнейшая реформа землепользования, в результате которой земледельцы смогут сдавать свои участки в аренду, обменивать и закладывать их. 
В 2006 г. в Китае были отмены сельскохозяйственные налоги. Государство стало оказывать поддержку аграрному сектору. Страна, располагая около 7% мировых пахотных угодий, производит около 20% зерновых, занимает лидирующие позиции в мире по производству хлопка, мяса, молока, яиц, масличных культур.  
Вышесказанное подтверждает тезис о том, что развитие нормального рынка всегда начинается с реформ на селе. Превращение русских крестьян в «аграрных пролетариев» во времена советской власти крайне дорого обошлось России, которая до революции была одним из мировых лидеров производства сельскохозяйственной продукции. Несмотря на положительное введение института частной собственности на землю, сельскохозяйственная политика государства не является эффективной.  Нет существенных мер по поддержке сельского хозяйства, развития фермерства, в результате рост производства сельскохозяйственной продукции в РФ не превышает нескольких процентов в год. Земля - основное национальное богатство России, но используется оно недостаточно - при огромном фонде многие жители села живут в домах далеко не лучшего качества и не имеют участков такого размера, который мог бы позволить им вести эффективное хозяйство. Развитие сельского хозяйства, активное освоение территории РФ может явиться важнейшим фактором активного роста экономики, повышения внутреннего спроса, роста рождаемости, стимуляции регионального развития. 

Информация о работе Китайская социально-экономическая модель