Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:31, реферат
Актуальность темы. Экономика Китайской Народной Республики в последние 30 лет постоянно растет и в 2009 году занимала 3 место в мире по величине номинального ВВП (после США и Японии). По данным 2010 года, в апреле-июне Китай обогнал Японию по этому показателю.
Китай в начале XXI века является космической державой. Построение рыночной экономики происходит в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы, проживающие за рубежом.
Введение…………………………………………………………………………………….........3
Глава 1. Факторы успеха экономических реформ в Китае
1.1 Факторы феноменального экономического роста……………………………………….7
1.2 Ресурсы рабочей силы и повышение качества человеческого капитала………………8
1.3 Инновационная модель развития - «доступ к рынку в обмен на технологии»………..9
1.4 Стратегические задачи Китая…………………………………………………………….10
Глава 2. Теория и практика экономических реформ в Китае
2.1 Начало китайских экономических реформ………………………………………………13
2.2 Специфика экономической реформы в Китае ………………………………………….17
2.3 Этапы реформы на селе…………………………………………………………………..20
2.4 Развитие семейного подряда……………………………………………………………..21
2.5 Современное состояние сельского хозяйства…………………………………………..23
Глава 3. Реформа ценообразований и государственных предприятий
3.1 Реформа цен в 1978 – 1988 гг…………………………………………………………….26
3.2 Реформа системы подряда на предприятиях…………………………………………….30
3.3 Современное состояние китайской промышленности…………………………………33
Глава 4. Китайская социально – экономическая модель
4.1 Социально – экономическая модель Китая……………………………………………..41
4.2 Уроки Китая для России………………………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………………………….50
Список литературы……………………………………………………………………………53
Достаточному предложению электроэнергии на рынке способствует бурный рост производственных мощностей в угольной промышленности. С 1980-х гг. вкладываются огромные средства в создание крупных современных угольных шахт, что постепенно повышает производственные мощности по добыче угля. К 1989 г. вышли на добычу более 1 млрд тонн в год. В 2006 г. производство угля составило 2,38 млрд т. Непрерывно повышается технический уровень в угольной промышленности, в результате в настоящее время Китай обладает потенциалом проектирования, строительства, оснащения и управления крупными угольными карьерами с производством в десятки миллионов тонн, а также крупными и средними шахтами. Непрерывно улучшаются технологии и способы обогащения различных сортов угля, в больших масштабах развертываются сжижение угля и газификация на базе подземных трубопроводов. В 2001 г. экспорт угля превысил 80 млн тонн, Китай стал вторым мировым поставщиком угля.
Нефть и природный газ являются также важными энергоресурсами Китая. В 1995 г. добыча сырой нефти в Китае превысила 150 млн тонн, в 1997-2002 гг. производственные мощности шесть лет подряд превышало 160 млн тонн в год, это пятое место в мире, в 2006 г. добыто 184 млн т чистой нефти.
Развитие нефтяной промышленности стимулирует развитие смежных отраслей. В 1996 г. мощности производства природного газа превысили 20 млрд м3, после этого неизменно сохраняют стабильный рост, в 2006 г. они достигли 58,55 млрд м3. Увеличение добычи нефти и природного газа позволило повысить их удельный вес в структуре потребления энергоносителей. Доля нефти и газа повысилась в общем объеме потребления энергоносителей соответственно с 17,5 % и 1,8 % в 1995 г. до 23,4 % и 2,7 % в 2002 г.
Порты и гражданская авиация. Портовое строительство в приморских районах Китая главным образом связано с потребностями в перевозках угля, контейнеров, импортной железной руды и зерна, с погрузочно- разгрузочными операциями между материком и островами, стыковкой с глубоководными морскими фарватерами и другими системами перевозок, при этом особенно активно ведется строительство системы контейнерных перевозок.
Путем концентрации сил в портах Далянь, Тяньцзинь, Циндао, Шанхай, Нинбо, Сямэнь и Шэнь - чжэнь построен ряд глубоководный контейнерных причалов, что заложило фундамент для образования узловых портов контейнерных перевозок. Укрепляется строительство системы перевозки угля, для этого построен ряд новых причалов для угольных барж. одновременно реконструирован и расширен ряд причалов для импорта сырой нефти и железной руды. К концу 2002 г. в главных портах насчитывалось около 1800 причалов, из них более 530 причалов - 10 тыс.-тонных. Общегодовая пропускная способность портов с 2002 г. по 2006 г. выросла с 1,666 млрд т до 45,6 млрд т продукции. Грузооборот контейнеров по всей стране составил в 2006 г. 93 млн штук. Общая пропускная способность некоторых крупных портов превышает 100 млн тонн грузов в год, при этом Шанхай, Шэньчжэнь, Циндао, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Сямэнь, Нинбо и Далянь вошли в число 50 лучших контейнерных причалов мира.
К концу 2002 г. в
Китае функционировал 141 гражданский
аэропорт. В стране действуют
1176 регулярных воздушных линий,
из них 1015 внутренних авиалиний,
соединяющих 130 городов страны, и
161 международная авиалиния,
Наукоемкие отрасли. С 1981 г в Китае зарегистрированы 522 тыс крупных научно-технических достижений, из них около 20 % соответствуют передовому мировому уровню.
Правительство выработало ряд
стимулирующих установок для
быстрого внедрения научно-технических
достижений в жизнь и поощрения
развития новейших технологий. Сегодня
свыше 80 % научно-технического потенциала
подчинено интересам
Стремительно развиваются
районы освоения наукоемких отраслей.
Создано 53 района государственного значения,
которые осуществили
Сравнительно большое развитие получили и научно-технические предприятия коллективной собственности. Некоторые из них уже превратились в корпорации с валовой продукцией в несколько сотен миллионов юаней и даже несколько миллиардов юаней в год; их наукоемкая продукция превышает 50 % внутреннего рынка.
В государственных районах
освоения наукоемких отраслей, где
есть условия, созданы базы экспорта
новейшей технической продукции, это
является важным содержанием разработанного
и внедряемого правительством плана
по расцвету торговли путем науки
и техники. Общая тенденция быстрого
развития наблюдается в научно-
Транспорт. Шоссейные дороги неизменно рассматривались государством одним их важных направлений ускорения строительства инфраструктуры.
В 1998-2001 гг. капиталовложения в эту сферу превысили 200 млрд юаней. В 2002 г. инфраструктурное строительство на транспорте вложено свыше 300 млрд юаней, протяженность новых шоссейных дорог составила 67 тыс. км, в том числе 5700 км - скоростные автомагистрали. На конец 2002 г. протяженность действующих шоссейных дорог достигла 1765,2 тыс. км, из них 25,1 тыс. км - скоростные автомагистрали, по этому показателю Китай вышел на второе место в мире. Наряду с этим государство ускоряет строительство шоссейных дорог в центральных и западных районах Китая, в результате там значительно улучшилось автодорожное сообщение.
Железные дороги развиваются
исторически невиданными в
С 1998 г. четыре раза успешно повышалась скорость движения поездов на железных дорогах протяженностью в 13 тыс. км. По сравнению с 1997 г. скорость движения пассажирских поездов повысилась в среднем на 25 %, самая высокая скорость экспрессов со 120 км/ч возросла до 160 км/ч, самая высокая скорость пассажирских поездов по железной дороге Гуанчжоу-Шэньчжэнь достигла 200 км/ч.
Железная дорога Цинхай-Тибет - самая высокогорная в мире. Строительство было сопряжено с огромными инженерными, геодезическими и природными трудностями, поэтому, поэтому отрадны большие прорывы в решении сложных проблем прокладки полотна в условиях вечной мерзлоты и недостатки кислорода на нагорье, соблюдения критериев охраны окружающей среды. 7 января 2003 г. официально открыта первая в Китае железная дорога через море - Гуандун- Хайнань. От станции Чжаньцзян в провинции Гуандун она ведет через полуостров Лэйчжоу и пролив Цюнчжоу до станции Чахэ на западе острова Хайнань, где стыкуется с существенной железной дорогой до Санья - административного центра провинции Хайнань. Протяженность всей линии - 345 км.
Китай вышел на третье место после США и Японии по числу посетителей компьютерных сетей.
К концу 2002 г. в Китае было 59,1 млн пользователей компьютерных сетей. Со второго полугодия 2001 г. количество сайтов в Китае непрерывно увеличивается и достигло 300 тыс. сегодня информатика стала первой главной отраслью промышленности страны. По валовой продукции, объему сбыта и прибыли электронная промышленность и производство оборудования связи вышли на первое место среди всех отраслей, внося самый большой вклад в рост народного хозяйства Китая.
Строительство системы связи увенчалось созданием емкой и скоростной передающей сети, покрывающей всю страну. Главную роль в ней играет оптоволоконная связь, а дополнительную - спутниковая, цифровая и микроволновая связь. В 1998 г. завершено строительство главной сети оптоволоконной связи, покрывающей страну с востока на запад и с юга на север. Она связала все административные центры, города и свыше 90 % уездных городов. Во всех административных центрах провинций и автономных районов связь поддерживается по двум и более каналам оптоволоконной связи. К концу 2002 г. протяженность оптоволоконного кабеля в стране составила 2,25 млн км. В приморских и внутренних экономически сравнительно развитых районах оптоволоконная связь уже проведена в волости и поселки, микрорайоны и крупные здания, она стала главным техническим средством информатизации.
Во всех провинциях действуют
станции спутниковой связи, эксплуатируются
более 20 тыс. каналов спутниковой
связи, протяженность каналов цифровой
и микроволновой связи
К концу 2002 г. емкость местных телефонных станций достигла 284 млн номеров. Все уездные города и выше оборудованы программными коммутаторами, программирование телефонной связи достигло 99,8 %. Всего насчитывается 5,782 млн полностью автоматизированных линий междугородной телефонной связи.
В 1987 г. Китай начал операции в области мобильной связи, с 1990 г. они стремительно растут, среднегодовые темпы роста превышают 100 %. К концу 2002 г. сеть мобильной связи покрыла все крупные и средние города, а также более 2000 небольших и уездных городов, число абонентов мобильной связи достигло 206,62 млн человек, автоматическая связь установлена с 120 странами и районами мира.
С 1992 г. в Китае в больших масштабах строятся сети общественной цифровой связи. В настоящее время они уже покрывают свыше 90 % уездов и городов, в основном это сети цифрового обмена по группам, сети цифровой связи, Интернет, сети мультимедийной связи и трансляционные сети. Потенциал связи формируют 610 тыс. входов в компьютерные сети, ставшие одними из самых масштабных сетей общественной цифровой связи в мире. Одновременно Китай всемерно расширяет международные телекоммуникационные операции, в основном соответствуя потребностям открытости внешнему миру.
Планировавшееся удвоение в 10-ю пятилетку (2001-2005) масштабов общественной телефонной сети было перевыполнено, число абонентов увеличилось более чем на 200-300 млн, помимо обычных услуг деревням и отдаленным районам стали предоставляться услуги по подключению к интернету. Стремительно росла мобильная связь, к 2006 г. у нее было 461 млн абонентов. Стремительно развиваются интернет и взаимные услуги в электронных сетях связи, пользователями которых станут свыше 200 млн абонентов. В процессе эволюции стремительными темпами развиваются широкополосная скоростная общественная информационная сеть нового поколения, основой которой являются технологии IP. Широкое применение в будущем получит коммерческое дистанционное обучение граждан по электронным сетям, а также цифровая экономика, основывающаяся на различных сетях, и социальная деятельность в электронном режиме. По-прежнему стремительно растет радиовещательная и телевизионная сеть, к 2005 г. число радиослушателей и телезрителей превысило 200 млн человек, в основном будет выполнен план «каждая деревня охвачена радио и телевидением».
Авиакосмическая промышленность. Авиакосмическая промышленность, созданная в 1956 г, находится на особом пути развития.
В результате в настоящее
время Китай является пятой мировой
державой, самостоятельно ведущей испытания
и запуски искусственных
Первый искусственный
спутник земли «Дунфанхун-1»
Информация о работе Китайская социально-экономическая модель