Китайская социально-экономическая модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Экономика Китайской Народной Республики в последние 30 лет постоянно растет и в 2009 году занимала 3 место в мире по величине номинального ВВП (после США и Японии). По данным 2010 года, в апреле-июне Китай обогнал Японию по этому показателю.
Китай в начале XXI века является космической державой. Построение рыночной экономики происходит в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы, проживающие за рубежом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….........3
Глава 1. Факторы успеха экономических реформ в Китае
1.1 Факторы феноменального экономического роста……………………………………….7
1.2 Ресурсы рабочей силы и повышение качества человеческого капитала………………8
1.3 Инновационная модель развития - «доступ к рынку в обмен на технологии»………..9
1.4 Стратегические задачи Китая…………………………………………………………….10
Глава 2. Теория и практика экономических реформ в Китае
2.1 Начало китайских экономических реформ………………………………………………13
2.2 Специфика экономической реформы в Китае ………………………………………….17
2.3 Этапы реформы на селе…………………………………………………………………..20
2.4 Развитие семейного подряда……………………………………………………………..21
2.5 Современное состояние сельского хозяйства…………………………………………..23
Глава 3. Реформа ценообразований и государственных предприятий
3.1 Реформа цен в 1978 – 1988 гг…………………………………………………………….26
3.2 Реформа системы подряда на предприятиях…………………………………………….30
3.3 Современное состояние китайской промышленности…………………………………33
Глава 4. Китайская социально – экономическая модель
4.1 Социально – экономическая модель Китая……………………………………………..41
4.2 Уроки Китая для России………………………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………………………….50
Список литературы……………………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Маркова.docx

— 127.16 Кб (Скачать файл)

В - четвертых, в связи с заниженными ценами на услуги с декабря 1983 г. были увеличены цены на грузовые железнодорожные перевозки и пассажирские перевозки водным транспортом. Повышение цен на железнодорожные перевозки составило 21,6 %.

Благодаря этим мерам закупочные цены с 1978 г. по 1988 г. на сельскохозяйственную продукцию повысились на 144,5 %, что на 83,1 % больше роста цен на предметы розничной продажи в селах за этот же период и на 106 % больше роста цен на промышленную продукцию, продаваемую в селах; заводские цены на продукцию тяжелой промышленности выросли на 64,5 %, в том числе рост цен на продукцию добывающей промышленности составил 100 %, на продукцию сырьевой промышленности - 72 %, на продукцию обрабатывающей промышленности - 33 %.

2. Введение системы двойных  цен на средства производства. Чтобы мобилизовать активность  товаропроизводителей, стимулировать  развитие рынка, упорядочить искаженную  структуру производства - постепенный  переход от плановых цен к рыночным был выдвинут в качестве центрального содержания китайской ценовой реформы. Основная цель введения системы двойных цен заключалась в том, что в условиях планового снабжения и распределения основной части продукции предприятиям разрешалось продавать сверхплановую продукцию и часть новой продукции по рыночным ценам или по ценам, установленным ими самими. В результате по мере роста объема производства, соответственно увеличивались доля рыночной торговли и постепенно ликвидировалась плановая цена, происходило «слияние» плановой и рыночной цен.

Система двойных цен появилась  в основных отраслях. В 1979 г. государством было принято распоряжение о том, что при гарантии выполнения госзаказа  металлургическим предприятиям разрешалось  самостоятельно продавать часть  проката. В 1983 г. государство разрешило  сверхплановую часть нефтепродуктов продавать в Китае по ценам  международного рынка. С мая 1984 г. были отпущены цены на внеплановые средства производства. Госсовет принял распоряжение о том, что на внеплановые средства промышленного производства, которые предприятия реализуют самостоятельно, они имеют право самостоятельно устанавливать цены, но не более чем на 20 % выше или ниже государственных цен. Затем в январе 1985 г. Государственное управление цен и Государственное управление материальных ресурсов разослало извещения об отмене 20 %-го предела отклонений цен на продукцию, самостоятельно сбываемую предприятиями и на сверхплановую продукцию.

С этого времени распространилась система двойных цен на средства производства.

Конкретно метод двойных  цен заключался в том, что для  госпредприятий, которые до 1983 г. получали материальные ресурсы в соответствии с планом, поставки необходимых средств производства должны по-прежнему вестись в соответствии с плановыми ценами; та же часть поставок, которая превышает «показатель 1983» должна приобретаться на рынке по рыночным ценам. Постепенно сократилась доля централизованного государственного распределения материальных ресурсов, часть сырья и продукции закупалась и продавалась самими предприятиями.

Фактически система двойных  цен была дополнительным механизмом, введенным после ослабления методов  государственного планового распределения. Это неизбежный продукт и двухрельсовой производственной системы наряду с двойной системой планирования, двойной системой материального обеспечения. Утверждение системы «двойных цен» подготовило условия для появления и развития негосударственной экономики, сыграло положительную роль в обеспечении стремительного развития негосударственной экономики и вообще всей китайской экономики.

В Китае надеялись, что  благодаря системе двойных цен, по мере роста объема производства, будет увеличиваться доля продукции, продаваемой по рыночным ценам, и будет осуществлен переход к установлению цен на основе рыночного спроса и предложения. К 1985 г. доля сверхпланового производства некоторых важных средств производства уже была сравнительно высокой: прокат - 55 %, каменный уголь - 54 %, древесина - 19 %.

3. Постепенный отпуск  цен на потребительские товары, переход на рыночные цены. В  сентябре 1982 г. были отпущены цены на 160 видов мелких товаров. Через год были отпущены цены еще на 360 видов; в апреле 1984 г. Государственное управление цен издало распоряжение о том, что кроме тех цен на мелкие товары, которыми ведают органы управления всех уровней, все остальные цены на мелкие товары также отпускаются, и устанавливаются договорные цены.

С 1985 г. государство ликвидировало  систему централизованных закупок  сельскохозяйственной продукции и  начало осуществлять систему контрактации между государственными органами торговли и крестьянами. Кроме контрактованной  доли зерновых и пищевого масла, а  также небольшого числа таких  важных для национальной экономики  видов сельскохозяйственной продукции, как хлопок, табак огневой сушки  и сахар, цены на большинство сельхозпродукции были полностью отпущены, т. е. цены устанавливались в соответствии с рыночным спросом и предложением.

В 1985 г. были отпущены цены на следующие массовые виды промышленных потребительских товаров: швейные  машины, часы отечественного производства, радиоприемники и вентиляторы. В 1986 г. были поочередно отпущены цены на новые  виды промышленных потребительских  товаров, включая велосипеды, черно- белые телевизоры, холодильники и  стиральные машины; затем в 1988 г. были отпущены цены на 13 известных сортов табачных изделий и вин.

На этом этапе ценовой  реформы произошли колоссальные изменения механизма ценообразования. К 1988 г. из всего перечня сельскохозяйственной продукции, реализуемой крестьянами, цены на 24 % устанавливались государством, цены на 19 % устанавливались под руководством государства, цены на остальные 57 % полностью  регулировались рынком. Из всего перечня  социальных товаров, продаваемых в  розницу, государство устанавливало  цену на 29 %, цены на 22 % устанавливались  под руководством государства, цены на 49 % регулировались рынком. Из перечня  продукции тяжелой промышленности государство устанавливало цены на 60 %, продукция с колеблющимися  и договорными ценами составляла 40 %. За этими цифрами скрыты глубокие изменения экономической системы, состоявшие в том, что благодаря  изменениям механизма ценообразования  рыночный механизм функционирования экономики  оказал значительное влияние на экономическую  жизнь Китая.

План радикальной ценовой реформы, называемый ценовым «прорывом», был выдвинут в июне 1988 г. Руководящая идея ценовой реформы заключалась в том, что «долгая боль хуже короткой боли» и в «достижении цели одним шагом». Однако в то время макроэкономическое положение в Китае было достаточно напряженным: давление инфляции было очень сильным (инфляция составила 18,5 %), трение двойных цен было очень серьезным (в этот год разница между плановыми ценами и рыночными была самой большой за 20 лет реформ и открытости). В этих условиях необходимо было посредством обуздания инфляции и устранения разрыва между двойными ценами осуществить ценовой прорыв «одним шагом». Как только новость о проекте ценовой реформы была освещена в средствах массовой информации, началась волна покупательского ажиотажа. Эта волна бесследно смыла проект ускорения ценовой реформы.

Тем не менее, поражение реформы ценового «прорыва» доказало, что вышеописанный метод преодоления двойных цен осуществим. Разумеется, неудача «достижения цели одним шагом» не означала, что цели не надо достигать, в любом случае нужно было преодолевать двойные цены, то есть вводить рыночные. Однако для слияния цен необходимы были минимум три условия: во-первых, плановые цены путем постоянного регулирования должны быть постепенно приближены к рыночному уровню цен, то есть разница между двойными ценами не должна быть слишком большой. Во-вторых, нужно расширить долю рыночных цен посредством изменения механизма ценообразования, то есть доля свободных цен должна была быть достаточно большой. В-третьих, макроэкономическое положение не должно было быть слишком напряженным, то есть спрос и предложение денег должны быть соразмерными.

3. 2 Реформа системы  подряда на предприятиях

Основным мотивом реформы  было заимствование успешного опыта  системы подряда на землю в  селе.

В соответствии с принципами разделения права собственности  и права хозяйствования государство, не изменяя права собственности, посредством подряда на прибыль  полностью передало предприятиям право  хозяйствования. Система подряда  на предприятиях была новым витком реформы «передачи прав и прибыли  низовым организациям» - она быстро утвердилась в качестве системы  хозяйствования.

В декабре 1986 г. в связи  со снижением прибылей госпредприятий Госсовет опубликовал «Некоторые распоряжения об углублении реформы предприятий  и укреплении жизненной силы предприятий» и заявил о необходимости распространения  разнообразных форм системы подрядной  ответственности и предоставления им полного права на самоуправление. В январе - апреле 1987 г. Государственный  экономический комитет несколько  раз созывал совещания для  подготовки распространения подрядной  системы хозяйствования на предприятиях. К концу 1987 г. 78 % госпредприятий ввели  систему подряда. В феврале 1988 г. Госсовет опубликовал «Временные положения  о системе подрядной ответственности на промышленных предприятиях общенародной собственности», в которых основное содержание подрядной системы было обобщено в двух положениях: во-первых, это принцип сочетания ответственности, прав и прибыли, реального осуществления прав предприятий на самоуправление, охраны законных прав и интересов предприятий; во-вторых, согласно принципам подряда на прибыль, гарантии сдачи отчислений из прибыли в бюджет, а также принципам, по которым в случае сверхплановой прибыли она оставалась на предприятии, а в случае недополучения прибыли предприятие самостоятельно восполняло нехватку. К концу 1988 г. более 90 % госпредприятий осуществляли систему подряда, из них 95 % составляли крупные и средние предприятия.

Внедрение подрядной системы  за короткий срок привело к явным  результатам и не только изменило вызванное «заменой отчислений из прибыли  налогами» снижение прибылей, но в  определенной мере мобилизовало активность руководителей, рабочих и служащих предприятий, гарантировало стабильный рост финансовых поступлений государства.

По мере ускорения процесса перехода всей экономики на рыночные рельсы система подряда выявляла внутренние системные недостатки, проявившиеся по четырем направлениям:

  1. Предприятия по-прежнему оставались в административной зависимости от государства, вопрос самоокупаемости предприятий не был коренным образом разрешен.
  2. Срок подряда обычно устанавливался на 3-5 лет и «параметры подряда» вступали в противоречие с изменениями рыночного спроса и предложения.
  3. Срочный характер подряда вызывал сокращение горизонта действий руководства, побуждал руководителей для обеспечения отчислений вышестоящим инстанциям и на доходы рабочих и служащих обращать мало внимания на амортизацию и инвестиции.
  4. Была укреплена прежняя форма распределения между предприятиями, не был регламентирован макроэкономический контроль со стороны государства за объединением, поглощением и реорганизацией предприятий.

Система подряда по всей стране, просуществовала 5 лет и к 1992 г. в основном прекратила существование. Система подряда не могла разрешить  все проблемы госпредприятий.

Было пройдено два этапа (каждый этап приблизительно 3 года). В  июле 1992 г. Госсовет опубликовал «Положение об изменении механизма хозяйствования на промышленных предприятиях всенародной собственности», в которых была выдвинута идея о движении предприятий к рынку; а в ноябре 1993 г. на третьем пленуме ЦК КПК XIV созыва были приняты «Некоторые решения о создании социалистической рыночной экономики», в которых выдвинута идея о создании современной системы предприятий. После этого система подряда на госпредприятиях стала историей.

Китайские экономисты по-разному  оценивают систему подряда па госпредприятиях. Например, оценка известного китайского экономиста Сюе Мэнцяо такова: во - первых, слабой стороной системы подряда являются «продольные» отношения прямых переговоров между правительством и предприятиями, а не «поперечные» отношения равной конкуренции предприятий как субъектов рынка. Такой механизм коренным образом не соответствовал курсу реформы, направленной на рынок. Он унаследовал от плановой экономики отношения торга между предприятиями и правительством. Единственная разница в том, что при плановой экономике споры велись о показателях капиталовложений и производства, а при системе ответственности или подряде - о показателях передачи доли прибыли вышестоящим инстанциям. Во - вторых, при дележе прибыли между государством и предприятиями в краткосрочном периоде государство вроде бы получало стабильный доход, однако в долгосрочном периоде не существовало достаточно стандартных критериев выбора показателей подряда. Во время переговоров предприятия проталкивали увеличение своей доли прибыли, а у правительственных чиновников не было ограничений ответственности. В процессе подряда часто возникала ситуация, когда предприятия несли ответственность за прибыли, но не за убытки. Эта ситуация стала одной из причин утечки государственного имущества. Таким образом, система подряда на словах означала разделение права собственности и права хозяйствования и охрану всенародной собственности, но в реальности это было разбазаривание государственного имущества. Факты «тихой приватизации» доказывали, что по мере утечки государственного имущества и увеличения убытков предприятий становилось сложно сохранить систему подряда. Как говорил Сюе Мэнцяо, в дальнейшем реформа должна продвигаться по курсу «обновления системы госпредприятий», которые должны стать товаропроизводителями, самостоятельно осуществляющими расчеты, самостоятельно ведущими хозяйствование, самоокупаемыми, ведущими конкуренцию, где выживают сильнейшие.

 

3. 3 Современное  состояние китайской промышленности

Машиностроение. Китайское машиностроение обеспечивает промышленные потребности в крупном комплектном оборудовании высокого класса, куда входят крупные газотурбины, крупные наносные агрегаты, атомные энергоблоки, трансформаторное оборудование сверхвысокого напряжения постоянного тока, крупное комплектное оборудование для металлургии, промышленности химических удобрений и нефтехимической промышленности, оборудование для городского рельсового транспорта, новейшее оборудование для бумажной и текстильной промышленности.

Продукция машиностроения и  электроники стала основной статьей  экспорта во внешней торговле Китая, в 1996-2006 гг. она удерживает первое место  среди экспортных товаров Китая. В 2006 г. экспорт продукции машиностроения и электроники достиг 549,4 млрд юаней, рост на 28,8 % против предыдущего года.

С 1990-х гг. стабильно развивается  одна из основных отраслей - автомобилестроение. Выпуск автомобилей с 1,45 млн в 1995 г. увеличился до 2,07 млн в 2000 г., в том числе производство легковых машин - с 337 тыс. до 607 тыс. Количество машин в частном пользовании с 2,5 млн в 1995 г. увеличилось до 6,26 млн в 2000 г., количество пассажирских автобусов с 1,14 млн увеличилось до 3,65 млн. В 2001 г. в Китае выпущено 2,342 млн автомобилей, рост на 13,1 % по сравнению с предыдущим годом. В 2002 г. в стране выпущено 3,251 млн автомобилей, в том числе 1,092 млн легковых, что стало рекордом в отрасли.

В 1979-2000 гг. добавленная стоимость  в промышленности в сопоставимых ценах увеличилась в среднем  на 11,6 %.

За 20 с лишним лет реформ Китая производство промышленной продукции  увеличилось в десятки и даже сотни раз, многие виды промышленной продукции пользуются широким спросом  во всем мире. С 1996 г. по производству стали, угля, цемента, химических удобрений  и телевизоров Китай занимал  первое в мире.

За 2006 г. общая добавленная  стоимость в промышленности составила 1157,055 млрд долл., прирост - 12,5 %, коэффициент продажи продукции - 98,1 %.

Энергетика. Среди промышленных отраслей самыми стремительными темпами развивается электроэнергетика, включающая тепловую, гидроэнергетику и атомную энергетику. С 1990 г. мощности всех энергоблоков с 100 млн кВт увеличились до 300 млн кВт, к концу 2002 г. они достигли 353 млн кВт, выработка электроэнергии - 1 трлн 654 млрд кВт/ч, но уже в 2006 г. выработка электроэнергии достигла 2 трлн 834 млрд кВт/ч. Китай занимает второе место в мире по мощности электростанций.

Строительство электросетей также находится на этапе самого быстрого в истории развития, электросети  покрывают все города и большую  часть деревень. На смену линиям электропередач напряжением в 220 кВт  приходят линии в 500 кВт. Повсеместно  внедрена современная автоматизированная диспетчерская система. В настоящее  время построены шесть межпровинциальных и межрегиональных электросетей и пять самостоятельных электросетей напряжения в 500 кВт на уровне провинций, сдан в эксплуатацию ряд крупных электростанций. Все это характеризует новый этап в электроэнергетике, который отличает такие особенности, как крупные агрегаты, крупные станции, крупные сети, сверхвысокое напряжение и автоматизация.

Информация о работе Китайская социально-экономическая модель