Китайская социально-экономическая модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Экономика Китайской Народной Республики в последние 30 лет постоянно растет и в 2009 году занимала 3 место в мире по величине номинального ВВП (после США и Японии). По данным 2010 года, в апреле-июне Китай обогнал Японию по этому показателю.
Китай в начале XXI века является космической державой. Построение рыночной экономики происходит в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы, проживающие за рубежом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….........3
Глава 1. Факторы успеха экономических реформ в Китае
1.1 Факторы феноменального экономического роста……………………………………….7
1.2 Ресурсы рабочей силы и повышение качества человеческого капитала………………8
1.3 Инновационная модель развития - «доступ к рынку в обмен на технологии»………..9
1.4 Стратегические задачи Китая…………………………………………………………….10
Глава 2. Теория и практика экономических реформ в Китае
2.1 Начало китайских экономических реформ………………………………………………13
2.2 Специфика экономической реформы в Китае ………………………………………….17
2.3 Этапы реформы на селе…………………………………………………………………..20
2.4 Развитие семейного подряда……………………………………………………………..21
2.5 Современное состояние сельского хозяйства…………………………………………..23
Глава 3. Реформа ценообразований и государственных предприятий
3.1 Реформа цен в 1978 – 1988 гг…………………………………………………………….26
3.2 Реформа системы подряда на предприятиях…………………………………………….30
3.3 Современное состояние китайской промышленности…………………………………33
Глава 4. Китайская социально – экономическая модель
4.1 Социально – экономическая модель Китая……………………………………………..41
4.2 Уроки Китая для России………………………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………………………….50
Список литературы……………………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Маркова.docx

— 127.16 Кб (Скачать файл)

С третьим принципом стратегии  сравнительных преимуществ связан еще один урок китайской реформы - необходимость постепенного, а не мгновенного перехода к рыночной экономике. В начале необходимо осуществить реформы в системе управления на предприятиях, в отраслях и регионах, а затем на макроуровне. Государство постепенно, по этапам освобождает себя от постоянного контроля за деятельностью предприятий на микроуровне, сохраняя при этом контроль за основными отраслями экономики (ТЭК, транспорт, финансы). За счет фиксированных цен на продукцию этих отраслей обеспечиваются возможности для развития предприятий различных форм собственности и конкуренции между ними.

Главным в китайском опыте  перехода к рынку является не только использование стратегии сравнительных  преимуществ, но и усиление роли государства  в регулировании рынка. В КНР  в период реформ уже более 20 лет  сохраняется госконтроль за основными  «ценообразующими» отраслями экономики. При анализе роли госрегулирования в китайской экономике следует обратить внимание на появление «двойного» бюджета (собственно государственный бюджет и бюджет капитального строительства), который формируется за счет строительного налога, введенного в 1983 году. Кроме того, на 40% был снижен подоходный налог с реинвестируемой в производство прибыли. В результате к середине 90-х годов расходы на капитальное строительство и реконструкцию из госбюджета значительно уменьшились, что позволило выделять больше средств в непроизводственную сферу. С 1978 года в госбюджете Китая существует статья расходов — «ценовые субсидии» для борьбы с инфляцией, поддержки сравнительно высокого уровня расходов на развитие науки и техники, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и культуры. Становым хребтом китайской экономики по-прежнему являются государственные предприятия, и большая часть доходов бюджета формируется за счет госсектора. По мере развития экономической реформы в КНР будут постепенно приниматься меры, направленные на постепенный перевод их на самофинансирование и самоокупаемость.

В китайском опыте трудно найти серьезные теоретические  обоснования и практические мероприятия  призванные подкрепить программу экономического развития в нашей стране, поскольку  она идет по пути дальнейшей либерализации  экономики и отказа от активной роли государства в выработке социально-экономической  политики развития общества. Следует обратить внимание на то, что Китай в ходе экономической реформы не прибегал к шоковой терапии в виде либерализации цен и не осуществлял непродуманной всеобщей приватизации подобно России. Отказ от реформ, где центральным звеном является приватизация, позволяет избежать несправедливости в процессе перераспределения имеющегося объема государственных ресурсов и вызываемых этим конфликтов. Такой подход позволяет обеспечить стабильный рост экономических показателей, повышение жизненного уровня основной массы населения и заинтересованность большинства населения в реформах. В противном случае процесс перехода к рынку на неопределенное время замедляется.

Самое важное для России в китайском опыте — комплексный подход к реформе  экономической системы, обеспечивающий постепенный переход от командно-административной системы к рыночной экономике под государственным контролем. Чтобы в полной мере воспользоваться опытом китайских реформ, России следует начать с «урегулирования» экономических результатов шоковых приватизации и отпуска цен. Только в этих условиях можно обеспечить полноценное развитие сельского хозяйства, промышленности и предпринимательства, с тем, чтобы выйти на начальный рубеж реформ и провести наименее болезненный переход к рыночной экономике.

Одна из китайских пословиц гласит: нельзя преодолеть пропасть в два прыжка. Она оказалась справедливой и для России. Попытавшись это сделать в начале 90-х годов разрушением экономических связей единого союзного организма с одновременным проведением шоковой приватизации, мы оказались на дне глубокого каньона, из которого уже более 10 лет пытаемся выбраться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет  сформулировать ряд выводов:

    1.Эволюция китайской цивилизации в результате проникновения западных держав в середине XIX в. протекала под влиянием двух разнонаправленных тенденций. На первом этапе доминирующей было приобретение динамизма за счет заимствования западной культуры и западных форм исторического развития, способных вытолкнуть общество из состояния социально-политического застоя и начать движение в сторону западного мира, далеко ушедшего вперед в техническом и экономическом развитии. Освоение достижений Запада было невозможно в рамках старого общества, внутренние связи которого необходимо было разрушить, а само общество сделать открытым для заимствований. Эта задача предопределила решающую роль революционных методов преобразований, способных преодолеть социокультурную инерцию. На следующем этапе главной стала интеграция заимствований и принесенных ими социальных изменений в социокультурную среду. Наступил этап взаимопроникновения и синтеза. По мере его осуществления все острее чувствовалась потребность закрепить и эффективно использовать эти достижения. Главной задачей стало достижение стабильности, которое потребовало усиления внимания к традиционной культуре. В процессе стабилизации началась стихийная, а затем все более сознательная и направляемая государством реконструкция традиционных структур, прежде всего, социально-политических.

   2. Целью модернизации является достижение универсальных, социально-экономических показателей, обеспечивающих независимость общества от давления из-вне и гарантирующих самосохранение культуры. Однако процесс модернизации не ограничивается, как долгое время было принято считать, социально-экономическими преобразованиями и следующими из них изменениями в социально-политической сфере. Экономический детерминизм, свойственный европейской цивилизации и зафиксированный в европейских социологических концепциях, прежде всего марксистских, не действует в Китае в полном объеме. Экономические преобразования являются необходимым этапом в приведении уровня развития в соответствие с мировым и ликвидации, таким образом, угрозы поглощения внешней средой. На следующем этапе главной задачей становится обретение нового качественного состояния – новой идентичности, неразрывно связанной с социокультурными традициями и способной гарантировать удержание этого статуса. При этом формирование социально-политических механизмов находится в непосредственной зависимости от социокультурных факторов, которые обладают исключительной способностью придавать стабильный характер общественному развитию в период крупномасштабных перемен. Модель успешной модернизации включает, таким образом, традиции политической культуры, применение и использование которой для текущих политических преобразований придает новой системе завершенность и превращается из фактора инерции в фактор стабильности.

   3.Социализм применительно к Китаю может быть представлен не как общественный строй, лишенный вызревших в Европе недостатков и классовых противоречий. «Социализм с китайской спецификой» представляет собой мобилизационную модель социально-исторического развития, избранную китайской цивилизацией для овладения западными методами в целях преодоления разрыва в уровне развития. Использование опыта европейского развития ограничено не только социально-экономическими условиями, но и, в не меньшей степени - социокультурными традициями.

    4.Ведущую роль в успешном осуществлении модернизации играет общественная мысль, способствующая формированию политических движений и партий, готовых провести социально-экономические преобразования, а затем осуществляющая синтез с социокультурными традициями, придавая обществу стабильные формы воспроизводства. Выбор Китаем марксистской теории и идеологии, а затем и социалистического пути развития был продиктован не зрелостью классовых противоречий и необходимостью вести поиск путей достижения социальной справедливости, а давлением западного мира и необходимостью заимствовать адекватные для его отражения средства. Существенную роль в восприятии марксистской идеологии и практики сыграли социокультурные традиции Китая, близкие по своим параметрам европейским социальным утопиям.

    5.Политическая практика марксизма была воспринята в Китае, поскольку претерпела глубокие изменения в России и была уже там частично адаптирована для использования в восточных обществах. Дав Китаю характерные для западной цивилизации инструменты преобразований, большевизм сыграл решающую роль в переходе Китая от традиционных форм общественного устройства к современным. При этом и сам марксизм последовательно эволюционировал и как идеологическая концепция, и как общественно-политическая практика в направлении национальных традиций, сначала превратившись в большевизм в России, а затем в марксизм в Китае.

    6.Завершающим этапом формирования модернизационной модели является формирование эффективной политической системы. Важнейшими ее чертами являются механизм воспроизводства власти, т.е. обеспечение ее сменяемости, гарантирующее адекватное внимание нового руководства вызовам и угрозам эпохи, и механизм преемственности, учитывающей как необходимость, идеологической легитимизации в русле революционных традиций обретения власти КПК, так и соответствие социокультурным традициям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии

1.Жуджунь, Ковалев М.  М. – Путь к рыночной экономике  (китайская модель реформ)  –  монография, Минск, 2008

Учебные пособия

2.Лавриннко В. Н., Путилова  Л. М. – Исследование социально – экономических      процессов – М., 2004

3.Плотнинский Ю. М. –  Модели социальных процессов  – М., 2001

4.Рой О. М. – Исследование  социально – экономических и политических процессов – СПБ, 2004

5.Булатов А. С. –  Экономика – М., 2004

6.Иохин В. Я. – Экономическая  теория – М., 2004

7.Гутник В. П. – Западноевропейские  модели социально – экономического  развития – М.,  2009

8.Канке В. А. – Философия  экономической науки – М., 2009

9.Портяков В. Я. –  Экономическая политика Китая  в эпоху Дэн Сяопина – М., 1998

10.Микульский К. И. –  Социально - экономические модели  в современном мире и путь       России – М., 2003

11.Виноградов А. В. –  Китайская модель модернизации: диалектика   революционного развития  и стабильности – М., 2008

12.Виноградов А. В. –  Китайская модель модернизации: поиски новой идентичности –  М., 2008

13.Лю Цзайци – Китайско – российские отношения в новой геополитической ситуации: политико – дипломатические аспекты – РАН, 2004

Статьи

14.Блауг М.– методология  экономической науки или как  экономисты объясняют –        М.,2004

15.Лузянин С. Г. - Некоторые  итоги внешнеполитической активности  КНР в 2005 году//  Проблемы Дальнего  Востока, 2006

16.Гельбрас В. Г. –  Россия и Китай: партнерство  на стратегическую перспективу//   Проблемы Дальнего Востока №  2, 2007

17.Лукин А. – Россия  и Китай // Международная жизнь  № 3, 2000

18.Михеев В. – Китай  и азиатский регион// Международная  жизнь  № 9, 2006

19.Маргелов М. – Российско-китайские  отношения на высшей точке  развития// Международная жизнь,  № 9, 2003

20.Мясников В. С. –  Россия – Китай// ОНС № 2, 2006

21.Тихвинский С. Л. – Реформы и революции в Китае// Новая и новейшая история №2,

22. Винградов В. А. – Китайская модель модернизации: социально – политические и социокультурные аспекты – Научная диссертация, М., 2004

23.Курбатов В. М. –  КНР: модернизация экономики и  сотрудничество с Россией// Российский  экономический журнал № 5, 2005

24.Бирюлин Е. В. - Предварительные  итоги выполнения 10-го государственного пятилетнего плана КНР по охране окружающей среды // Проблемы Дальнего Востока, 2006

25.Рамазанов Ш. Ж. –  Социально – экономическая модель  Китая и уроки для России//  Известия Томского политехнического  университета № 6, 2009

26.Волохова А. А -  Изменения во внешнеполитических  концепциях КНР (взгляды китайских политологов) // Проблемы Дальнего Востока № 3, 2006

27.Кашин В. Б.- Российско-китайские  отношения в 2005 году // Проблемы  Дальнего Востока № 3, 2006

28.Бергер Я. М. - Совместная  декларация Российской Федерации  и Китайской Народной   Республики // Проблемы Дальнего Востока №  3, 2006

29.Воробьев В. Я. - Неизвестные  страницы пограничных переговоров  с Китаем/

30.В. Я. Воробьев // Международная  жизнь № 12, 2006

31.Кулина Е. Л. - Китайский  фактор во внешней политике  Вашингтона// США. Канада Экономика  - политика – культура № 11, 2006

Электронный ресурс

32.Посольство Китая в  России: http// ru. china – embassy. org/rus

 


Информация о работе Китайская социально-экономическая модель