Китайская социально-экономическая модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Экономика Китайской Народной Республики в последние 30 лет постоянно растет и в 2009 году занимала 3 место в мире по величине номинального ВВП (после США и Японии). По данным 2010 года, в апреле-июне Китай обогнал Японию по этому показателю.
Китай в начале XXI века является космической державой. Построение рыночной экономики происходит в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы, проживающие за рубежом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….........3
Глава 1. Факторы успеха экономических реформ в Китае
1.1 Факторы феноменального экономического роста……………………………………….7
1.2 Ресурсы рабочей силы и повышение качества человеческого капитала………………8
1.3 Инновационная модель развития - «доступ к рынку в обмен на технологии»………..9
1.4 Стратегические задачи Китая…………………………………………………………….10
Глава 2. Теория и практика экономических реформ в Китае
2.1 Начало китайских экономических реформ………………………………………………13
2.2 Специфика экономической реформы в Китае ………………………………………….17
2.3 Этапы реформы на селе…………………………………………………………………..20
2.4 Развитие семейного подряда……………………………………………………………..21
2.5 Современное состояние сельского хозяйства…………………………………………..23
Глава 3. Реформа ценообразований и государственных предприятий
3.1 Реформа цен в 1978 – 1988 гг…………………………………………………………….26
3.2 Реформа системы подряда на предприятиях…………………………………………….30
3.3 Современное состояние китайской промышленности…………………………………33
Глава 4. Китайская социально – экономическая модель
4.1 Социально – экономическая модель Китая……………………………………………..41
4.2 Уроки Китая для России………………………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………………………….50
Список литературы……………………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Маркова.docx

— 127.16 Кб (Скачать файл)

 

 

2.4 Развитие семейного  подряда

Система семейного подряда - глубокая и сложная социальная реформа, которая затронула интересы миллионов крестьян и привела  к историческим изменениям в сельской экономике, политике и идеологии.

Она вывела сельское хозяйство  Китая из долговременного застоя и создала благоприятную обстановку для сельской экономики, благодаря реформе села начали от полного или частичного самообеспечения переходить к товарному хозяйству, специализации и модернизации.

На первом этапе проведения сельской реформы правительство мобилизовывало производственную активность крестьян главным образом благодаря повышению закупочных цен на побочные продукты сельскохозяйственного производства, развитию различных форм хозяйствования, стимулированию специализации производства, выбору сельскохозяйственных культур в соответствии со сравнительными преимуществами района и расширению рынка торговли сельхозпродукцией.

Семейный подряд сыграл важную роль в повышении производительности сельского хозяйства, он встретил одобрение крестьянских масс. Однако его ход вовсе не был абсолютно благополучным. В сентябре 1980 г. «Протокол Всекитайского совещания первых секретарей провинциальных комитетов партии» хотя и утвердил место и роль закрепления производственных заданий за крестьянскими дворами, однако, согласно протоколу, это подходило только для некоторых отдаленных горных районов и бедных отсталых районов, а, кроме того, это было лишь «необходимое средство для решения проблем с одеждой и едой».

В 1981 г. по мере распространения  системы «двух видов закрепления» она стала осуществляться и в  сравнительно богатых районах. 1 января 1982 г. ЦК КПК утвердил «Протокол Всекитайского сельского рабочего совещания», полностью признав повсеместное осуществление различных систем производственной ответственности в Китае. В «Протоколе» указывалось на то, что все осуществляемые в настоящее время системы ответственности, включая подряд на короткое время, нормируемую оплату; специальный подряд с совместной оплатой; совместное производство; закрепление производственных заданий за крестьянскими дворами или за бригадами; закрепление всего объема работ за крестьянскими дворами и т. д., являются формами производственной ответственности социалистической коллективной экономики, и любая форма, если массы не требуют ее изменения, не должна изменяться.

В связи с тем, что какое  – то время крестьяне боялись изменений политики, в «Протоколе» было заявлено о двух «долгосрочных неизменных принципах», а именно, долгосрочной неизменности общественной собственности на землю и средства производства и долгосрочной неизменности системы производственной активности. Эти политические шаги отразили повсеместные требования крестьянских масс, они сыграли важную роль в развитии и совершенствовании системы семейного подряда.

Ко второй половине 1981 г. практика показала, что семейный подряд одинаково подходит и для сравнительно богатых районов - в этих районах  также настоятельно требовали создания таких форм хозяйствования. Под лозунгом «уважение воли народа» система семейного подряда быстро распространялась на богатые районы со сравнительно развитой товарной экономикой; помимо этого, система семейного подряда распространялась на многие госхозы, преодолев продолжавшуюся более десяти лет их убыточность и выявив колоссальную силу этой системы.

Система подряда использовалась не только в земледелии, она распространялась на лесное хозяйство, животноводство, рыбное хозяйство. Повсеместное внедрение системы подряда, основным содержанием которой была система «двух видов закрепления», привело к значительным изменениям сельской структуры собственности, системы экономического регулирования и системы распределения, а также дало мощный стимул к развитию сельскохозяйственных производительных сил. В 1985 г. в документе № 1 ЦК КПК было заявлено о «долгосрочной неизменности системы подряда и семейного хозяйствования на крестьянских дворах». Это ознаменовало решающий шаг в реформе сельской экономики Китая.

Закрепление производственных заданий и всего объема работ  за крестьянскими дворами - это система  производственной ответственности  в сельском хозяйстве; если ее сравнить с системой ответственности периода  коллективного централизованного  хозяйствования, можно заметить общий  закон в развитии системы производственной ответственности в сельском хозяйстве: переход от системы ответственности  коллективного производства к личному, от рабочих бригад к крестьянским дворам.

Система производственной ответственности  была увязана с конечным объемом  производства сельскохозяйственной продукции, этого требует специфика самого сельскохозяйственного производства. В прежних условиях коллективного централизованного хозяйствования хотя и осуществлялась система производственной ответственности, однако из-за того, что ответственность касалась всех рабочих бригады, возникли две непреодолимые трудности: во - первых, проблема оценки вложенного конкретным трудящимся труда. Верно оценивать вложенный труд вне связи с конечным объемом производства невозможно. Но для того чтобы оценивать вложенный труд в связи с конечным объемом производства, необходимо на все полевые работы, включая конечный объем производства, дать подряд конкретным работникам, а для этого нужно, чтобы единицей хозяйствования снова стала семья. Во - вторых, проблема стоимости управления сельскохозяйственным производством. Поскольку видов сельскохозяйственных работ очень много, работы разрозненны и существуют большие сезонные различия, при осуществлении коллективного труда только для установления норм труда, проверки выполнения работ, утверждения норм оплаты и т. д. приходится затрачивать много времени и сил. Если же эти вопросы будут решать семьи, то они упростятся: для членов семьи нет необходимости рассчитывать, сколько труда вложено каждым членом, а поэтому нет нужды в отдельных затратах на управление и учет.

Выделение семьи как основной единицы - это не только изменение  формы организации ведения сельского  хозяйства. При коллективном централизованном хозяйствовании и централизованном распределении крестьянская семья - это всего лишь субъект потребления. После начала закрепления производственных заданий и всего объема работ  за крестьянскими дворами, крестьянские семьи стали субъектом производства и накопления, что, несомненно, сыграло  важную роль в мобилизации производственной активности крестьян. После того как  крестьянские семьи в качестве относительно самостоятельных субъектов хозяйствования включились в экономическую деятельность, действительно произошли значительные изменения в накоплении сельского  имущества, распределении работы. Все  это реально повлекло за собой  превращение закрытой сельской экономики  в открытую и переход к модернизации. Значение нового места семьи (крестьянского хозяйства) в сельской экономике невозможно переоценить.

2. 5 Современное  состояние сельского хозяйства

После вступления в ВТО  для повышения конкурентоспособности  сельского хозяйства правительство  проводит стратегию реструктуризации сельского хозяйства, вкладывает финансовые и материальные ресурсы в ускорение  научно-технического новаторства и  процесса перевода продукции сельского  хозяйства на промышленные рельсы.

Проект глубокой переработки  основной сельскохозяйственной продукции, предложенный Министерством науки  и техники, был включен в число главных научно-технических программ 10-й пятилетки. Он предусматривал развитие исследований ключевых технологий и оборудования для глубокой переработки зерновых, масличного сырья, фруктов, овощей, продукции животноводства, даров леса и другой главной сельскохозяйственной продукции, разработку систем контроля за качеством всего процесса и технологий и оборудования быстрого осмотра и измерения продукции сельского хозяйства. После завершения этого проекта Китая по общему уровню переработки сельскохозяйственной продукции должен был достигнуть передового международного уровня середины 1990-х гг., а по некоторым областям технологий выйти на передовой мировой уровень. Одновременно проекты развития молочной отрасли и сельского хозяйства с экономным расходом воды включены в 12 главных специальных научно - технических программ практического назначения, которые Министерство науки и техники реализует с 2002 г. и где есть надежда на скачкообразное развитие.

Кроме того, в рамках всекитайской программы экспериментов среднего звена научно-технических достижений в сельском хозяйстве, утвержденной министерствами сельского хозяйства  и финансов, в 2002 г. начаты 19 новых  проектов, затрагивающие новые технологии выращивания зерновых, масличного сырья  и фруктов, экономный расход воды в сельском хозяйстве, масштабное разведение. С помощью Программы наведены мосты между научными исследованиями и внедрением новых технологий в  сельское хозяйство.

Эффективность научно-технических  достижений в сельском хозяйстве  с 20 % в 1949 г. возросла до 42 % в настоящее  время. Сельскохозяйственные научно - технические ведомства добились сравнительно крупных успехов в биоинженерии, наукоемкой технике, фундаментальных исследованиях. Китай находится в первых рядах в мире в области выращивания тканей и клеток растений, выращивания цветов и лекарственных растений, в галлоидной селекции. Скрещивание риса и кукурузы с другими культурами и технологии тщательной обработки почвы с целью созревания культур несколько раз в год уже приблизились или достигли передового мирового уровня. Важные открытия сделаны в исследованиях гибридных сортов соевых бобов. С 1949 г. ученые Китая вывели более 40 сортов агрономических культур, около 5 тыс. новых высокоурожайных и устойчивых к болезням сортов и комбинаций, 4-5 раз обновлялись ведущие сельскохозяйственные культуры, каждое обновление увеличивало урожаи на 10-30 %. В настоящее время урожайность зерновых культур в Китае с 116 ц/га в 1950 г. повысилась до 440 ц/га, то есть более чем в 3,8 раза.

Вместе с тем в сельском хозяйстве по-прежнему существует ряд  проблем. Около 120 млн крестьян сейчас живут ниже черты бедности, а разница в доходах между крестьянами и горожанами остается большой. В 2000 г. средний доход в деревне составил 1640 юаней (около 200 долл.), что на 2 % больше, чем в 1999 г., а в городе - 6280 юаней (около 750 долл.), увеличившись на 7 %.

В 2006 г. общее количество посевных площадей достигло 1,5 млрд га, посевные площади зерновых составляют 105,38 млн га, прирост - 1,1 млн га; посевные площади хлопка составляют 5,4 млн га, прирост - 0,34 млн га; площади для выращивания масляные растений составляют 13,8 млн га, по сравнению с 2005 г. они сократились на 0,52 млн га; площади для выращивания сахарных растений составляют 1,78 млн га, прирост - 0,22 млн га; площади для выращивания овощей составляют 18,18 млн га, прирост - 0,46 млн га.

Сельское хозяйство получает различные льготы. После полной отмены в 2006 г. сельхозналога еще 900 млн крестьян освобождены от уплаты 1250 юаней. В 2006 г. для развития деревни было выдано 2,5 млрд юаней на газ, 4 млрд юаней на улучшение качества питьевой воды.

Китай - страна древней земледельческой  цивилизации. Расположенный в трех климатических поясах по разнообразию возделываемых культур он занимает одно из первых мест в мире. КНР - лидер  в мире по сбору практически всех видов зерна, хлопка, сахарной свеклы и сахарного тростника, чая, табака. Традиционны для Китая плодоводство и овощеводство. Вместе с тем чтобы прокормить 1,5 млрд человек (прогнозируемое население к 2030 г.) при росте потребления на человека до 450 кг в год потребляется около 650 млн т зерна, а для сбора такого количества зерна нужны еще значительные усилия. Некоторые китайские ученые прогнозируют небольшой импорт Китаем зерновой продукции (около 5 % потребления).

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕФОРМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ  И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3. 1 Реформа цен  в 1978 – 1988 гг.

От планового установления государством цен на все виды продукции  - до формирования цен в соответствии с изменениями рыночного спроса и предложения был пройден довольно длинный процесс реформ. В нем можно выделить несколько важных шагов: пересмотр цен на товары, переход от двойных цен к свободным ценам.

1. Масштабный пересмотр  цен на продукцию - начало реформирования  ценовой системы. Масштабный пересмотр  цен осуществлялся на основе  постепенного реформирования деформированной  ценовой системы, благодаря чему  цены на продукцию стали более  соответствовать реальным затратам  на производство, теснее были  связаны с рыночным спросом  и предложением.

 Как происходил пересмотр  цен?

Во - первых, в связи с сильным занижением цен на сельскохозяйственную продукцию с 1979 г. были повышены закупочные цены на 18 основных видов сельскохозяйственной продукции, включая зерновые и хлопок. Закупочные цены на зерновые были повышены на 30,5 %, на хлопок - на 25 %, на жиры и масличное сырье - на 38,7 %. По отношению к побочным продуктам осуществлялась политика повышения цен при увеличении спроса, были увеличены закупки по договорным ценам. Поскольку параллельно с повышением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию государство не урегулировало соответствующим образом продажные цены, это привело к тому, что производство и сбыт продуктов переработки сельского хозяйства сильно пострадали. Поэтому в ноябре 1979 г. государство подняло продажные цены на 8 видов пищевых продуктов, включая продукты животноводства, яйца, продукты водного промысла и овощи. Одновременно с этим городскому и сельскому населению была предоставлена ежемесячная компенсация в 5 юаней на человека.

Во - вторых, в связи с сильным занижением цен на основные промышленные товары с апреля 1979 г. были увеличены цены на уголь, железную руду, чугун, стальные слитки, биллет, частично повышены цены на прокат, цветные металлы и цемент. Цены на необработанный уголь были подняты на 30,5 %, на чугун - на 30 %, на прокат - на 20 %. Из-за повышения цен на топливо, сырье и упаковочные материалы себестоимость связанной с ними продукции с высокой добавленной стоимостью также увеличилась, прибыль уменьшалась, что повлияло на государственные налоговые поступления. В этих условиях в ноябре 1981 г. были подняты цены на табачные изделия, алкоголь, изделия из бамбука, дерева, железа, керамики, фарфора и кожи.

В - третьих, сравнительно завышенные цены на обработанную промышленную продукцию начали падать. На этом этапе государство понизило цены на автомобили, станки и детали, аппаратуру и приборы, а также на такие потребительские товары как трикотажные изделия из химволокон, телевизоры, часы.

Информация о работе Китайская социально-экономическая модель