Клинические модели, групповое консультирование и группы психологического самопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 20:33, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим психосоциальные теории, характерные для групповой социальной работы, опишем различные групповые процессы, остановимся на терапевтических процессах и обозначим его цели и более подробно рассмотрим практические методы социальной работы с группой.
Целью данной работы является изучение теоретических основ групповой социальной работы и наиболее компетентное использование метода групповой социальной работы в практике социального работника.

Содержание работы

Введение
1. Психосоциальные теории и групповые процессы
1.1 Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
1.2 Цели создания групп и взаимодействие между членами группы
1.3 Модель группового взаимодействия и этические принципы социального группового работника
2. Клинические модели, групповое консультирование и группы психологического самопонимания
2.1 Основные клинические модели работы с группой
2.2 Основные методы группового консультирования
2.3 Основные группы психологического самопонимания
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

реферат общинная работа как вид группов 23.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Групповой работник выступает в роли наставника, однако он не решает проблемы клиента, придерживается принципа безоценочного отношения к ситуации. Выполняя связующую функцию между клиентами, показывает образцы конструктивного поведения, различные вклады клиентов в развитие межгруппового взаимодействия, обеспечивает стимулирование групповой дискуссии.

Семейное групповое консультирование. Социальное консультирование семьи имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Следует отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социального семейного консультирования, возможно лишь обозначить основные стратегии: акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; системный подход к семье. Анализируются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации; подход к семье как единице изменения, осмысления способов изменения ситуации.

«Активно-терапевтический» подход использует активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.

Концентрирование работы по принципу «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.

Семейное консультирование Фуллмера. Метод группового семейного консультирования Фуллмера базируется на утверждении, что индивидуальное поведение человека есть отражение его семейной ситуации. В центре внимания метода — использование позитивных образцов семейных отношений для формирования новых моделей поведения учеников, имеющих школьные проблемы.

В связи с тем, что негативное поведение было сформировано в рамках семейных отношений, предполагается найти позитивные модели семейного влияния, чтобы изменить существующее поведение детей, этому подчинены групповые процессы.

Семейная терапия Сатир. Согласно В. Сатир, семья — это самоорганизующая система, в основе отношений которой лежат принципы гомеостазиса: элементы системы реагируют друг на друга таким образом, чтобы сохранить баланс отношений. Многие проблемы В. Сатир предлагает трактовать как «дефекты» в системных семейных связях. Социальный терапевт, имея представления об идеальной семье, разъясняет сложившуюся ситуацию брачным партнерам, способствует их интеграции. Каждый член семьи рассматривается в соответствии с его ролью, в хронологическом контексте семейных отношений, большой объем времени уделяется работе над «болью», кризисными семейными ситуациями.

Структурная семейная терапия Минухина. Структурная семейная терапия направлена на изменение позиций членов семьи в конфликтных ситуациях. Социальный терапевт пытается разъяснить сторонам границы сложившихся отношений, представляя семью как мультисистему, включающую в себя: подсистему супруга (супруги), подсистему родителей, подсистему дальних и ближних родственников. Возникновение напряженности в системе семейных отношений возникает от неумения регулировать и адаптировать личное пространство (границы подсистемы) при возникающих внутренних и внешних изменениях (рождение детей, назначение, потеря работы и т.д.). Социальный терапевт обучает клиентов гибко выстраивать границы своей системы, отказываться от жестких моделей взаимодействия, заменяя их на более функциональные. Ключевым концептом С. Минухина является «соединение» терапевта и семьи, в результате чего возможно терапевтическое изменение.

Системная терапия Боуена. Теоретические подходы М. Боуена наиболее близко связаны с системным подходом. Согласно теории систем, если один элемент системы изменяется, то возникает такая реакция, которая приводит к изменению всей системы. М. Боуен рассматривает семью как мультигенерацию, где связи между поколениями играют определенную роль в семейном функционировании. Генограмма, структурная система межпоколенных связей, составленная терапевтом, дает возможность понять и оценить поведение отдельных элементов системы (супруги, дети, родственники, родители) в контексте проблем отдельного случая, а также в контексте всей системы родственных связей. Роль социального терапевта заключается в том, чтобы помочь каждому разобраться в своих функциях в системе семейных отношений.

 

2.3 Основные группы психологического самопонимания

 

Лабораторные методы и Т-группы. Лабораторный метод может рассматриваться как процесс самоизучения клиентом своих индивидуальных особенностей, где осуществляется «расширение сознания» в целях более эффективного социального функционирования. Клиенты рассматривают проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Рабочий метод базируется на концепции межгруппового взаимодействия и концепции полномочий. Цель лаборатории — тренинг навыков организационного поведения и развития сенситивного опыта.

Тренинг сенситивности может рассматриваться только как часть лабораторного метода, так как он непосредственно связан с вопросами персонала и лишь отчасти — с процессами группы.

Т-группа, или «тренинг-группа», рассматривается как отдельная группа развития сенситивности. Она состоит из десяти-пятнадцати членов, роль тренера состоит в том, чтобы помогать расширять опыт межгрупповых взаимодействий. Неструктурированные ситуации, которые проявляются в результате межгруппового взаимодействия, служат материалом для изучения. Методы тренера могут включать ролевые игры, работу с групповыми фантазиями, конфронтации и обратную связь.

Джесард Эгон, выделив главные переменные сенситивного тренинга, предложил новую модель «контракт-интерперсональной группы». Данная группа отличается от традиционной Т-группы, так как она имеет структуру, цели, лидера, который на основе контракта моделирует поведение группы. Лидер — член группы, он является примером для остальных в ситуации самораскрытия, самоанализа.

Лорэйн Гибб развил эту форму групповой работы. Согласно его концепции, лидером становится тот, кто может войти в группу «свободным от роли» способом. Лидер стремится отвечать спонтанно, бессознательно, однако его ответы должны быть полезны группе, отражать уровень их притязаний и потребностей.

S-группы. S-группы, или группы обучения, состоят из восьми — пятнадцати человек, работу организует консультант, в задачи которого входит анализ группового поведения. Задача лидера — отрефлексировать неконструктивное поведение клиента и подсказать ему адекватные модели поведения. В процессе развития метода были предложены и другие модели, корректирующие отношения членов группы.

Групповой процесс используется для того, чтобы в процессе группового взаимодействия помочь клиентам понять специфику своих отношений и поведения, которые в реальности выступают в качестве дисфункции. Лидер или консультант рефлексирует осознанные или неосознанные поведенческие проявления клиентов, а затем корректирует их в процессе группового взаимодействия.

В работе используют элементы психодрамы, ролевых игр, чтобы расширить стратегии понимания конфликтов. В отличие от групп терапии, данные группы существуют непродолжительное время, они позволяют участникам справиться с такими проявлениями, как чувство неуверенности, гнев, агрессия, беспокойство и т.д., которые проявляются в межгрупповом взаимодействии.

Группы встреч. Группы встреч сосредоточиваются на индивидуальном развитии, терапевтические проблемы в них менее актуальны. Группа состоит из шести-двенадцати человек, работа строится на столкновении, конфронтации различных мнений. Техники работы — самораскрытие, спонтанность, обратная связь, используются сенсорные методы. Основная цель — обеспечение непосредственного контакта, без фильтрации информации и ее искажения. В работе подчеркивается познавательная и эмоциональная причастность к ситуации, которая разворачивается в группе. Правила групповой работы не накладывают ограничений на форму дискуссий, они свободны, не разрешено лишь причинение физического вреда членам группы. Тактика лидера — конфронтация к тем, кто не принимает активного участия в обсуждении предложенной темы.

Марафон. Цель группы марафонов — личностное изменение клиентов. Такие группы предпочли радикальный отход от традиционных групповых методов. Группа работает непрерывно в течение 24 часов и более, роль лидеров направлена на развитие творческого потенциала группы и снятие напряжения.

Психологическая близость, которая раскрывается благодаря интенсивному общению, дает возможность раскрыться клиентам, влияет на интенсивный личностный рост. Существуют групповые правила, среди которых можно выделить: конфиденциальность, взаимодействие на основе принципа «здесь и теперь», сохранение единого пространства общения и т.д. Исследования показали, что фактор усталости может позитивно влиять на групповое взаимодействие, активизацию поставленных целей.

Таким образом, социальная работа с группой имеет широкий спектр форм и моделей. Основные задачи групповой работы применительно к практике социальной помощи можно свести к следующему: помощь клиенту во взаимодействиях с другими людьми, решение проблем с общением и взаимодействием, социальное развитие и изменение окружающей социальной среды.

Социальная работа с группой функционирует в пределах сфер, связанных со здоровьем, социальным благосостоянием, проблемами свободного времени, образования, социальной помощи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, социальная групповая работа – это практический метод социальной работы, который помогает личностям расширять свое социальное функционирование и, используя целенаправленный опыт группы, более эффективно справляться с индивидуальными, групповыми ситуациями или проблемами в микросоциуме.

Социальная групповая работа – это метод интерперсональной помощи развития в профессиональной социальной работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей. Социальная групповая работа, как и социальная работа со случаем, включает в себя различные подходы поведенческого обмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповых ориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена достаточно широко – от группового консультирования до терапевтических подходов.

Социальная групповая работа включает различные виды деятельности: развитие целой группы и отдельного члена группы; развитие взаимной помощи и поддержки среди членов группы; использование группового процесса для жизнедеятельности группы; развитие автономности в группе. Социальная групповая работа традиционно используется в практике работы в микросоциуме, с детьми, в социальных агентствах. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, организационно-реабилитационные подходы, а также социальные тренинги и тренинги социальной компетенции.

Развивающие подходы основаны на экзистенциальных концепциях, они направлены на преодоление стрессов и кризисов в индивидуальном развитии. Реабилитационные подходы основаны на принципах эго-психологии с ориентацией на поведенческие теории, используют динамику малых групп в терапевтических целях для решения индивидуальных проблем.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Волков Б.С. Методы исследований  в психологии: Учебно-практическое  пособие./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. –  М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

2 Кулебякин Е.В. Психология социальной работы / Е.В. Кулебякин. - Владивосток. 2004. – 86 с.

3 Фирсов М.В. Психология  социальной работы: Содержание и  методы психосоциальной практики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: 2002. – 192 с.

4 Фирсов М.В. Теория социальной  работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманитарный изд., 2001. – 432 с.

5 Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. - 334 с.


Информация о работе Клинические модели, групповое консультирование и группы психологического самопонимания