Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования – изучение законодательных и теоретических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и практика её реализации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить нормативную базу, касающуюся реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и выделить основные виды помощи, которые могу получить дети-инвалиды и их родители; изучение теоритических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; описать профессионально значимые качества и навыки специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; определить особенности общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с разными заболеваниями и родителями детей-инвалидов; сформулировать рекомендации специалистам по социальной реабилитации относительно коммуникаций с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.
Содержание работы
Введение Глава 1. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1.1. Социальная работа как профессионально-коммуникативная деятельность 1.2. Коммуникативная составляющая комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 2.1. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья 2.2. Специфические задачи и методы профессионального общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с инвалидностью. Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 3.1. Эмоциональные и коммуникативные особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 3.2. Значение и приемы общения специалистов с родителями в процессе социальной реабилитации детей с инвалидностью. Заключение Использованные источники и литература.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный
национальный исследовательский университет»
Юридический факультет
Кафедра
социальной работы
КОММУНИКАТИВНЫЙ
АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ
Курсовая работа
студента 4 курса 11 группы
дневного отделения
специальности «Социальная
работа»
Фёдорова Павла Олеговича
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук
доцент кафедры социальной
работы
Баженова Мария Игоревна
Пермь 2014
Оглавление
Введение
Инвалиды с детства и дети-инвалиды
(до 18 лет) составляют существенную часть
в контингенте инвалидов всех категорий.
В Российской Федерации за последние 20
лет уровень инвалидности с детства увеличился
более чем в 3,6 раза. По прогнозам Федерального
научно-практического центра МСЭ и реабилитации
инвалидов, Министерства труда и социального
развития Российской Федерации, абсолютное
число инвалидов в 2010 г. достигло 13,2 миллионов
человек, а доля инвалидов в населении
в 2015 г. составит 10% при благоприятных условиях
развития страны или 15% при неблагоприятных.
Символические барьеры, выстраиваемые
обществом, сломать порой гораздо сложнее,
чем физические препятствия. Здесь требуется
развитие таких культурных ценностей
гражданского общества как эмпатия, уважение
человеческого достоинства, гуманизм,
равенство прав.
В целом ряде зарубежных и отечественных
учебных пособий дети и взрослые, имеющие
инвалидность, изображаются объектами
заботы – как своеобразное бремя, которое
вынуждены нести заботящиеся о них близкие,
общество и государство. Вместе с тем,
существует и другой подход, который привлекает
внимание к жизненной активности самих
инвалидов. Речь идет о формировании новой
концепции независимой жизни при одновременном
акценте на взаимную помощь и поддержку
в современном совладании с испытаниями,
вызванными инвалидностью.
Создание условий для успешной
социализации детей-инвалидов в современном
обществе – это одна из задач государства.
И поэтому решение проблем детей-инвалидов
на сегодняшний день является одним из
важнейших необходимых действий социальной
политики государства, социальных учреждений,
специалистов по социальной работе и общественных
организаций.
Ко всему прочему в России остроту
данной проблеме придает то, что вплоть
до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком
осуществлялась в специальных домах-интернатах
изолировано от общества.
Направлениями работы социальных
служб являются составление и реализация
социальных программ и планов, проведение
совместных мероприятий и коллегий, совещаний
и семинаров с руководящими и практическими
работниками, организация бригадной формы
медико-социального обслуживания детей-инвалидов,
создание комнат медико-социальной помощи,
подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание
детей-инвалидов позволяет увеличить
не только число обслуживаемых, но и объем
оказываемых услуг.
В настоящее время существует
множество актов, раскрывающих основные
понятия и правовую основу социальной
работы с детьми-инвалидами. Примером
могут быть Федеральный Закон «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»,
Указ Президента Российской Федерации
от 25 марта 1993 года №394 «О мерах по профессиональной
реабилитации и обеспечению занятости
инвалидов», Указ Президента Российской
Федерации от 01.06.96 №1011 «О мерах по обеспечению
государственной поддержки инвалидов»,
Постановление Правительства Российской
Федерации «О порядке признания граждан
инвалидами» от 13 августа 1996 года №965,
«Методические указания по определению
причин инвалидности» и многие другие.
Актуальность данной работы
состоит в том, что у специалистов нет
обобщённой информации о коммуникативной
функции с детьми с ограниченными возможностями
в процессе социальной реабилитации. А
данная работа предоставляет данную информацию.
Цель исследования – изучение
законодательных и теоретических основ
коммуникативной функции специалистов
по социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями и практика её реализации.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативную базу, касающуюся
реабилитации детей с ограниченными возможностями
здоровья и выделить основные виды помощи,
которые могу получить дети-инвалиды и
их родители;
изучение теоритических основ
коммуникативной функции специалистов
по социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями;
описать профессионально значимые
качества и навыки специалистов по социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями;
определить особенности общения специалистов по социальной
реабилитации с детьми с разными заболеваниями
и родителями детей-инвалидов;
сформулировать рекомендации
специалистам по социальной реабилитации
относительно коммуникаций с детьми с
ограниченными возможностями и их родителями.
Объект исследования – коммуникативная
функция специалиста по социальной работе.
Предмет исследования – коммуникации
специалистов по социальной реабилитации
с детьми с ограниченными возможностями
здоровья как важный фактор эффективности
реабилитационного процесса.
Гипотеза исследования состоит
в том, что коммуникативная компетентность
специалистов является необходимым условием
социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями.
В работе использованы общетеоретические
методы, а также анализ документов, наблюдение
и опрос.
Научная новизна работы состоит
в том, что был проанализирован и систематизирован
материал, описывающий деятельность специалистов
по социальной реабилитации, а также представлены
конкретные рекомендации по оценке эффективности
общения с детьми-инвалидами.
Практическая значимость состоит
в том, что она предоставляет систематизированные
знания, которые могут быть использованы
специалистами по социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями.
Глава 1. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1. Социальная
работа как профессионально-коммуникативная
деятельность
Социальная работа как специфический
вид профессиональной деятельности впервые
в России была законодательно закреплена
1991 году, когда Единый тарифно-квалификационный
справочник должностей и профессий был
дополнен новой профессией – «социальный
работник». Понятие «социальный работник»
вошло в обиход в конце XIX – начале XX века.
Сначала под ними понимались люди, занимающиеся
меценатством и благотворительностью,
осуществляющие социальное призрение
слабозащищённых слоёв населения. В современном
понимании «социальный работник» – это
профессионал, осуществляющий свою деятельность
в соответствии с нормами и требованиями
профессии [1].
Ряд авторов дает свои определения
понятию профессионализма. Они его определяют
как яркое развитие способностей, глубокие
и широкие знания, нестандартное владение
умениями, необходимыми для той области,
в которой этот профессионализм проявляется,
другие, как своеобразную норму регуляции
поведения и деятельности, накладывающую
на субъекта деятельности определенные
обязательства. В этой связи интересно
будет обратиться к пониманию профессионализма
в социологии. Он трактуется «как высший
уровень психофизических, психических
и личностных изменений, происходящих
в процессе длительного выполнения человеком
служебных обязанностей, обеспечивающих
качественно новый, более эффективный
уровень решения сложных профессиональных
задач в особых условиях» [2].
Профессионализм в социальной
работе выражается, прежде всего, во владении
знаниями, навыками и умениями, необходимыми
в деятельности специалиста по социальной
работе, в способности грамотно применять
их на практике, учитывая особенности
сложившейся социальной ситуации, в способности
предвидеть результаты своих действий
и адекватно оценивать их. Качественным
показателем успешности выполнения своих
профессиональных функций социальным
работником будет выступать стабильность,
результативность его деятельности.
Перечень качеств, черт, свойств,
особенностей, которые должны быть присущи
социальному работнику, достаточно велик.
Это, прежде всего, соответствие гуманистического
потенциала личности данному роду деятельности,
высокий уровень знаний, профессиональная
честность, компетентность не только в
конкретной области работы, но и тесно
связанных с ней сферах, умение устанавливать
адекватные межличностные и конвенциональные
отношения в различных ситуациях общения
и т. д.
Необходимы также:
определённые социально-психологические особенности
личности: такие свойства, как интеллектуальные,
эмоциональные, волевые, организаторские
качества, направленные на создание эффекта личного обаяния;
психическое здоровье социального работника;
набор таких личностных качеств,
как ответственность, принципиальность,
наблюдательность, коммуникабельность,
корректность, интуиция, личная адекватность
по самооценке и оценке других, мобильность,
терпимость, оптимистичность и т.д.
Кроме того, специалист по социальной
работе должен уметь просто, грамотно,
говорить и писать, обучать других, внимательно
и дружелюбно реагировать на эмоциональные
и кризисные ситуации, служить образцом
в профессиональных отношениях, объяснять
сложные психосоциальные явления, эффективно
организовать свою работу, обеспечивать
связь с различными организациями, вызывать
доверие у клиента и т.п. [3].
Конкретизация деятельности
специалистов по социальной работе вытекает
из его основных функций:
диагностическая функция направлена на изучение особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и с её помощью ставится «социальный диагноз»;
прогностическая функция направлена на прогнозирование развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;
правозащитная функция направлена на использование законов и правовых актов, направленных на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;
организационная функция способствует организации социальных
служб на предприятиях и по месту жительства,
привлекает к их работе общественность
и направляет их деятельность на оказание
различных видов помощи и социальных услуг
населению;
предупредительно-профилактическая функция приводит в действие различные
механизмы (юридические, психологические,
медицинские, педагогические и др.) предупреждения
и преодоления негативных явлений, организует
оказание помощи нуждающимся;
социально-медицинская функция организует работу по профилактике
заболеваний, способствует овладению
основами оказания первой медицинской
помощи, содействует подготовке молодежи
к семейной жизни, развивает трудотерапию
и т.д.;
социально-педагогическая функция выявляет интересы и потребности
людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой,
спортивно-оздоровительной, художественного
творчества) и привлекает к работе с ними
различные учреждения, общества, творческие
союзы и т.д.;
психологическая функция консультирует по вопросам
межличностных отношений, способствует
социальной адаптации личности, оказывает
помощь в социальной реабилитации всем
нуждающимся;
социально-бытовая функция способствует в оказании необходимой
помощи и поддержки различным категориям
населения (инвалидам, людям пожилого
возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий.
Для осуществления всех этих
функций необходимо обладать серьёзными
коммуникативными навыками с целью установления
контактов с нуждающимися, организации
обмена информацией, разработки единой
стратегии взаимодействия, восприятия
и понимания другого человека.
Однако, значение коммуникативных
навыков в осуществлении обязанностей
социального работника играет куда большую
роль. Под выполнением своих функций скрывается
более важный смысл. Это структурирование,
программирование и координация действий
различных систем социальной помощи населению.
Социальный работник также оказывает
большое влияние на личность или группу
людей. В широком смысле слова термин «влияние»
можно объяснить как процесс создания
условий для развития личности или системы.
В практике социальной работы
это означает обеспечение эффективности
продвижения к намеченной цели при помощи
соответствующих методов. Влияние есть
не что иное, как двусторонний процесс
взаимодействия, который может быть успешным
при наличии, с одной стороны, способности
социального работника оказывать эффективное
воздействие на сознание клиента, а с другой
стороны, при наличии у клиента способности
правильно и благосклонно воспринимать
направленное на него воздействие, а также
сам факт оказания на него воздействия
со стороны. Этот процесс всегда двусторонний
и потому, что на человека оказывают влияние
не только слова социального работника,
его убеждения, но и его личностные качества,
а также отношение клиента к нему как субъекту
воздействия. Еще и потому этот процесс
двусторонний, что в процессе воздействия
на клиента социальный работник неизбежно
испытывает на себе его воздействие: его
отношение к сказанному и его отношение
к личности социального работника.
Знания и опыт, приобретенные
социальным работником в процессе обучения
и жизненной практики, являются наиболее
фундаментальной основой его способности
оказывать свое влияние на других людей,
хотя сами эти способности могут варьировать
в зависимости от личного опыта, личных
интересов, талантов. Знания и опыт применяются
прежде всего в межличностных отношениях.
В этой сфере большое значение имеют такие
виды деятельности как интервьюирование,
оказание поддержки, способность к лидерству,
установление обратной связи, посредничество,
которые нацелены на достижение перемен
в поведении и отношениях друг к другу.
Другая сфера применения знаний и умений
социального работника — дифференцированный
подход к клиентам. Здесь необходимо знание
потребностей и интересов человека на
различных этапах жизненного пути, кризисных
состояний, последствий физических и психических
недомоганий. Еще одна сфера применения
знаний и умений социального работника
— управление деятельностью социальных
служб, подбор кадров для них и применение
необходимых технологий.