Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение законодательных и теоретических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и практика её реализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативную базу, касающуюся реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и выделить основные виды помощи, которые могу получить дети-инвалиды и их родители; изучение теоритических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; описать профессионально значимые качества и навыки специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; определить особенности общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с разными заболеваниями и родителями детей-инвалидов; сформулировать рекомендации специалистам по социальной реабилитации относительно коммуникаций с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.

Содержание работы

Введение
Глава 1. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1. Социальная работа как профессионально-коммуникативная деятельность
1.2. Коммуникативная составляющая комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
2.2. Специфические задачи и методы профессионального общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с инвалидностью.
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
3.1. Эмоциональные и коммуникативные особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
3.2. Значение и приемы общения специалистов с родителями в процессе социальной реабилитации детей с инвалидностью.
Заключение
Использованные источники и литература.

Файлы: 1 файл

Общение с детьми-инвалидами в социальной работе.docx

— 102.35 Кб (Скачать файл)

 

Степень развития общения определяется выраженной потребностью в общении, разнообразием целей и средств общения. Дети раннего возраста, имеющие особенности речевого развития и посещающие логопедические группы или логопедические детские сады ограничены в общении со сверстниками, посещающими обычные детские сады. Эталоном речи для них становится речь логопеда, воспитателя и родителей. Поэтому необходимо обращать внимание на расширение круга общения ребенка с окружающими детьми. Ребенка с особенностями речевого развития необходимо включать в игровую и досуговую детскую деятельность. Раннее включение в широкую коммуникативную среду в дальнейшем позволит ребенку самостоятельно организовывать общение со сверстниками и взрослыми, знакомиться и легко общаться с окружающими людьми, устанавливать дружеские отношения, чувствовать себя уверенным во взаимоотношениях с окружающими. Все поведение подростка подчинено его самооценке, которая, в свою очередь, формируется в процессе общения с окружающими людьми. В зависимости от отношения ребенка с особенностями речевого развития к себе, к своей собственной речи, умения и готовности общаться (особенности речи как препятствие в общении, ориентирование в ситуации общения, эмоциональное переживание особенностей своей речи), можно определить два основных типа самооценки речевой деятельности: коммуникабельный и некоммуникабельный.

Дети, имеющие коммуникабельный тип самооценки речевой деятельности испытывают потребность в общении, проявляют инициативу в установлении новых контактов. Особую важность для данной категории детей имеют доверительные отношения, позиция сверстника. Как правило, дети с коммуникабельным типом самооценки речевой деятельности стремятся к общению, но иногда испытывают трудности в силу эмоционального переживания особенностей своей речи. Для детей с данным типом самооценки речевой деятельности особенности собственной речи не являются препятствием к установлению личных отношений. Они легко знакомятся с новыми людьми, у них много друзей, как правило, не испытывают затруднений в семейном самоопределении.

Дети с некоммуникабельным типом самооценки речевой деятельности внешне неконтактны, не всегда выступают инициаторами общения. Из-за выработанного стереотипа в общении с окружающими избегают новых ситуаций общения, что приводит к узости межличностных контактов. Но, несмотря на внешние проявления нерешительности в общении, дети внутренне готовы и стремятся к общению с окружающими. В силу данных обстоятельств в некоторых случаях дети не всегда проявляют инициативу при знакомстве с новыми людьми, стараются общаться в привычном круге людей. В связи с этим необходимо объяснить ребенку, что особенности речи не являются основным показателем отношения к человеку, что его нарушение преодолимо, и он будет успешен в жизни.

Специалистам необходимо обращать внимание на данные особенности ребенка и учитывать их в процессе воспитательной и педагогической работы по формированию навыков общения. В литературе описаны разнообразные способы, игры, тренинги и упражнения, обучающие детей сотрудничеству и партнерскому взаимодействию, которые помогут ребенку с особенностями речевого развития поверить в свои силы и быть успешным.

Следующие особенности необходимо учитывать при организации коррекционной работы по формированию коммуникативных умений у детей с нарушениями речи:

1. Дети, имеющие высокий  уровень проявления коммуникативности, острее переживают свой речевой дефект, стараются скрыть потребность в общении и желание общаться.

2. Из опыта общения  с детьми, имеющими нарушения  речи, можно сделать вывод, о том, что компенсации недостатка коммуникативных  умений не возникает. Осознание  дефекта влияет на выбор будущей  профессии.

3. У детей с речевыми  нарушениями сложился стереотип  отношения к своей речи. Даже  слыша вокруг себя вполне нормальную  речь и стараясь соответствовать  нормативам, не испытывая дискомфорта  в общении, все равно в определенных  ситуациях задумываешься, что говоришь  не «как все» (хотя другие могут  воспринимать твою речь как  вполне правильную). Возникает чувство  понимания и осознания, что окружающие  оценивают речь, проигрываешь варианты  их отношения ко мне и к  моей речи.

Таким образом, осознание особенностей своей речи, может привести к ограничению круга общения подростка. Поэтому, большое внимание нужно уделять психологической помощи такой категории подростков. Важным условием успешной коррекции речевых нарушений является и активная позиция самих подростков. Необходимо максимально объединить силы родителей с терпеливым и длительным сотрудничеством со специалистами. Развитие коммуникативных способностей позволяет предотвратить многие проблемы, связанные с формированием уровня самосознания подростка, социальной адаптации, профориентации и семейного самоопределения [16].

 

Общие правила общения с детьми-инвалидами:

  1. Признайте его равным

Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, перед ребёнком, страдающим ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – можно поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты люди чаще всего стыдливо опускают глаза. Вместо этого лучше сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Однако, в отношении с ребёнком надо всё же помнить, что вы специалист и взрослый. Необходимо помнить, что социальный работник обеспечиваете в том числе и воспитательную функцию. В этой связи специалист стоит всё же выше и направляет ребёнка.

  1. Используйте его возможности

Если вам предстоит контакт с таким ребёнком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом имеют трудности в передвижении. Говорить нужно внятно и членораздельно. Взрослого это могло бы обидеть, но с ребёнком-инвалидом нужно именно так. Если ребёнок с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

  1. Старайтесь не показывать жалость

Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ребёнку, напротив, необходимо видеть мужество родителей и ощущать их любовь. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а предоставление примера силы и спокойствия. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе ребёнка-инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой [17].

В заключение параграфа можно сказать, что кроме самой инвалидности у ребёнка-инвалида есть и другие трудности, с которыми он ежедневно сталкивается. Всё это откладывается в его личности. И социальный работник должен знать, что ему предстоит работать именно с такой личностью. Оттого важно обладать информацией особенностей развития ребёнка-инвалида, причин развития и правильного отношения к ребёнку-инвалиду.

В заключении главы можно сказать, что все люди разные, у каждого своя жизнь и свои проблемы. Социальный работник работает именно с этими проблемами, ища из них выход и помогая людям в их желании жить более счастливо и вести полноценный образ жизни. Социальный работник должен обладать необходимыми навыками коммуникации а также знаниями особенностей клиентов, чтобы можно было помогать хотя бы той группе населения на которой он специализируется.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

3.1. Эмоциональные и коммуникативные особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Когда в семье рождается ребенок с нарушением развития, радость от появления на свет долгожданного малыша, смешивается с горем. «Почему это случилось именно в нашей семье?» «В чем мы провинились»? «Кто виноват в случившемся» - вот лишь немногие вопросы, которые еще долгое время не оставят как родителей ребенка, так и других близких ему людей. Но, решение этой проблемы можно и нужно искать. И, первое, что необходимо сделать родителям – взять себя в руки. Чувствительность новорождённого к среде очень велика, и поэтому, находясь в стрессовом состоянии, родители невольно погружают в него и ребенка [23].

Родители детей-инвалидов вначале не могут долго «отойти» от психологического шока, связанного с рождением ребенка с отклонениями. Затем, в некоторых случаях, они долго не могут внутренне согласиться с тем, что дефект может быть практически неизлечимым. Пройдя за первые годы жизни ребенка все доступные методы лечения, родители «остывают» к лечению, не приступив при этом к адаптации. К сожалению, большинство родителей в первые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта).

Воспитание ребёнка с отклонениями в  развитии, независимо  от характера  и  сроков  его  заболевания  или травмы,  изменяет,  а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение  у ребенка дефекта развития  и  подтверждение  инвалидности  почти  всегда  вызывает  у  родителей  тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации.

Родители впадают  в  отчаяние,  кто-то  плачет,  кто-то  несет  боль  в  себе,  кто-то  становится агрессивным  и  озлобленным,  родители  такого  ребенка  могут  полностью  отдалиться  от друзей,  знакомых,  часто  и  от  родственников.  Это  время  боли,  которую  небходимо пережить,  время  печали,  которая  должна  быть  излита.  Только  пережив  горе,  человек способен  рассмотреть  ситуацию  спокойно,  более  конструктивно  подойти  к  решению своей проблемы.

Американский психолог Ребекка Вулис, занимающаяся проблемами брака, семьи и детей,  типичными реакциями на стресс считает: отрицание, печаль, гнев.

Выделяют  четыре  фазы  психологического  состояния  в  процессе  становления их позиции к ребенку-инвалиду:

Первая  фаза  –  “шок”,  характеризуется  состоянием  растерянности  родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.

Вторая фаза – “неадекватное отношение к дефекту”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья  фаза  – “частичное  осознание  дефекта  ребенка”,  сопровождаемое  чувством “хронической  печали”.  Это  депрессивное  состояние,  являющееся  “результатом постоянной  зависимости  родителей  от  потребностей  ребенка,  следствием  отсутствия  у него положительных изменений”.

Четвёртая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К  сожалению,  далеко  не  все  мамы  и  папы  детей-инвалидов  приходят  к  правильному решению и обретают  дальнейшую жизненную перспективу.

Многие  родители  не  могут  самостоятельно  прийти  к  гармоничному  осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи  приспосабливаться  к  социальным  условиям  жизни.  На  семью  с  ребенком-инвалидом  накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к  ухудшению  качества  ее  жизни,  возникновению  семейных  и  личных  проблем.  Не выдержав  навалившихся  трудностей,  семьи  с  детьми-инвалидами  могут самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось  бы,  в  этом  случае  особенно  должна  быть  ощутима  помощь  со  стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о  сильной травме или болезни  ребенка,  они  тоже  испытывают  свой   психологический   стресс.  Каждому  приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать  встреч,  потому  что  боится  как  собственных  чувств  и  эмоции,  так  и  чувств родителей  данного  ребенка.  Особенно  тяжело  родителям  супругов  (бабушкам  и дедушкам).  Не  зная,  как  помочь  и  боясь  быть  бестактными,  родственники  и  знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей  данного ребенка.

В  первую  очередь  это  относится  к  глубоко  умственно  отсталым  детям,   которые привлекают  к  себе  нездоровое  любопытство  и  неизменные  расспросы  со  стороны знакомых  и  незнакомых  людей.  Все  это  ложится  тяжким  бременем  на  родителей  и,  в первую  очередь,  на  мать,  чувствующую  порой  себя  виноватой  за  рождение  такого ребенка.  Трудно  свыкнуться  с  мыслью,  что  именно  твой  ребенок  “не  такой,  как  все”.

Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что  родители  зачастую  отгораживаются  от  близких,  друзей  и  знакомых,  предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком  с ограниченными возможностями здоровья всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.

Специалисту важно знать наиболее  трудные  в  психологическом  плане,  моменты  в  жизни  семей,  имеющих детей-инвалидов:  

1.  Выявление  врачами  факта  нарушения  развития  ребёнка.  Возникновение страхов,  неуверенности  в  воспитании  ребенка.  Переживание  безысходности ситуации.

2.  Старший дошкольный  возраст ребенка (5-7 лет). Осознание родителями того, что ребенку трудно будет  учиться в общеобразовательной школе. 

3.  Подростковый  возраст  ребенка  (13-15  лет).   Осознание  ребенком  своей инвалидности  приводит к трудностям в налаживании  контактов со сверстниками и, особенно, с противоположным полом. Обособление семьи от общества.

Информация о работе Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации