Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования – изучение законодательных и теоретических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и практика её реализации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить нормативную базу, касающуюся реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и выделить основные виды помощи, которые могу получить дети-инвалиды и их родители; изучение теоритических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; описать профессионально значимые качества и навыки специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; определить особенности общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с разными заболеваниями и родителями детей-инвалидов; сформулировать рекомендации специалистам по социальной реабилитации относительно коммуникаций с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.
Содержание работы
Введение Глава 1. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1.1. Социальная работа как профессионально-коммуникативная деятельность 1.2. Коммуникативная составляющая комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 2.1. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья 2.2. Специфические задачи и методы профессионального общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с инвалидностью. Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 3.1. Эмоциональные и коммуникативные особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 3.2. Значение и приемы общения специалистов с родителями в процессе социальной реабилитации детей с инвалидностью. Заключение Использованные источники и литература.
Степень развития общения определяется
выраженной потребностью в общении, разнообразием
целей и средств общения. Дети раннего
возраста, имеющие особенности речевого
развития и посещающие логопедические
группы или логопедические детские сады
ограничены в общении со сверстниками,
посещающими обычные детские сады. Эталоном
речи для них становится речь логопеда,
воспитателя и родителей. Поэтому необходимо
обращать внимание на расширение круга
общения ребенка с окружающими детьми.
Ребенка с особенностями речевого развития
необходимо включать в игровую и досуговую
детскую деятельность. Раннее включение
в широкую коммуникативную среду в дальнейшем
позволит ребенку самостоятельно организовывать
общение со сверстниками и взрослыми,
знакомиться и легко общаться с окружающими
людьми, устанавливать дружеские отношения,
чувствовать себя уверенным во взаимоотношениях
с окружающими. Все поведение подростка
подчинено его самооценке, которая, в свою
очередь, формируется в процессе общения
с окружающими людьми. В зависимости от
отношения ребенка с особенностями речевого
развития к себе, к своей собственной речи,
умения и готовности общаться (особенности
речи как препятствие в общении, ориентирование
в ситуации общения, эмоциональное переживание
особенностей своей речи), можно определить
два основных типа самооценки речевой
деятельности: коммуникабельный и некоммуникабельный.
Дети, имеющие коммуникабельный
тип самооценки речевой деятельности
испытывают потребность в общении, проявляют
инициативу в установлении новых контактов.
Особую важность для данной категории
детей имеют доверительные отношения,
позиция сверстника. Как правило, дети
с коммуникабельным типом самооценки
речевой деятельности стремятся к общению,
но иногда испытывают трудности в силу
эмоционального переживания особенностей
своей речи. Для детей с данным типом самооценки
речевой деятельности особенности собственной
речи не являются препятствием к установлению
личных отношений. Они легко знакомятся
с новыми людьми, у них много друзей, как
правило, не испытывают затруднений в
семейном самоопределении.
Дети с некоммуникабельным
типом самооценки речевой деятельности
внешне неконтактны, не всегда выступают
инициаторами общения. Из-за выработанного
стереотипа в общении с окружающими избегают
новых ситуаций общения, что приводит
к узости межличностных контактов. Но,
несмотря на внешние проявления нерешительности
в общении, дети внутренне готовы и стремятся
к общению с окружающими. В силу данных
обстоятельств в некоторых случаях дети
не всегда проявляют инициативу при знакомстве
с новыми людьми, стараются общаться в
привычном круге людей. В связи с этим
необходимо объяснить ребенку, что особенности
речи не являются основным показателем
отношения к человеку, что его нарушение
преодолимо, и он будет успешен в жизни.
Специалистам необходимо обращать
внимание на данные особенности ребенка
и учитывать их в процессе воспитательной
и педагогической работы по формированию
навыков общения. В литературе описаны
разнообразные способы, игры, тренинги
и упражнения, обучающие детей сотрудничеству
и партнерскому взаимодействию, которые
помогут ребенку с особенностями речевого
развития поверить в свои силы и быть успешным.
Следующие особенности необходимо
учитывать при организации коррекционной
работы по формированию коммуникативных
умений у детей с нарушениями речи:
1. Дети, имеющие высокий
уровень проявления коммуникативности,
острее переживают свой речевой дефект,
стараются скрыть потребность в общении
и желание общаться.
2. Из опыта общения
с детьми, имеющими нарушения
речи, можно сделать вывод, о том,
что компенсации недостатка коммуникативных
умений не возникает. Осознание
дефекта влияет на выбор будущей
профессии.
3. У детей с речевыми
нарушениями сложился стереотип
отношения к своей речи. Даже
слыша вокруг себя вполне нормальную
речь и стараясь соответствовать
нормативам, не испытывая дискомфорта
в общении, все равно в определенных
ситуациях задумываешься, что говоришь
не «как все» (хотя другие могут
воспринимать твою речь как
вполне правильную). Возникает чувство
понимания и осознания, что окружающие
оценивают речь, проигрываешь варианты
их отношения ко мне и к
моей речи.
Таким образом, осознание особенностей
своей речи, может привести к ограничению
круга общения подростка. Поэтому, большое
внимание нужно уделять психологической
помощи такой категории подростков. Важным
условием успешной коррекции речевых
нарушений является и активная позиция
самих подростков. Необходимо максимально
объединить силы родителей с терпеливым
и длительным сотрудничеством со специалистами.
Развитие коммуникативных способностей
позволяет предотвратить многие проблемы,
связанные с формированием уровня самосознания
подростка, социальной адаптации, профориентации
и семейного самоопределения [16].
Общие правила общения с детьми-инвалидами:
Признайте его равным
Обычно, первое, что отображается
на лицах здоровых людей, когда в комнате
появляется инвалид, – это страх и растерянность.
Особенно, к примеру, перед ребёнком, страдающим
ДЦП, который не может даже владеть мышцами
лица – можно поздороваться или кивнуть
головой. В такие моменты люди чаще всего
стыдливо опускают глаза. Вместо этого
лучше сделать вид, что все в порядке. А
для этого нужно не бояться смотреть на
человека с ограниченными возможностями
и активно вступать с ним в контакт. Однако,
в отношении с ребёнком надо всё же помнить,
что вы специалист и взрослый. Необходимо
помнить, что социальный работник обеспечиваете
в том числе и воспитательную функцию.
В этой связи специалист стоит всё же выше
и направляет ребёнка.
Используйте его возможности
Если вам предстоит контакт
с таким ребёнком, предварительно уточните
у его близких, каковы его реальные возможности.
Например, многие страдающие детским церебральным
параличом прекрасно понимают, что им
говорят. Но при этом имеют трудности в
передвижении. Говорить нужно внятно и
членораздельно. Взрослого это могло бы
обидеть, но с ребёнком-инвалидом нужно
именно так. Если ребёнок с ограниченными
возможностями что-то умеет делать сам,
то не следует предлагать ему помощь.
Старайтесь не показывать жалость
Дело в том, что жизнь человека,
прикованного к инвалидному креслу, никогда
не наладится, если близкие не смирятся
с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно.
Причитания и слезы в данном случае только
расстраивают человека. Ребёнку, напротив,
необходимо видеть мужество родителей
и ощущать их любовь. И лучшей тактикой
тех, кто находится рядом, будет не жалость,
а предоставление примера силы и спокойствия.
Спокойствие – это платформа, на которой
будут строиться все достижения. Поэтому,
находясь в обществе ребёнка-инвалида,
уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите
ему настроение доброй улыбкой [17].
В заключение параграфа можно
сказать, что кроме самой инвалидности
у ребёнка-инвалида есть и другие трудности,
с которыми он ежедневно сталкивается.
Всё это откладывается в его личности.
И социальный работник должен знать, что
ему предстоит работать именно с такой
личностью. Оттого важно обладать информацией
особенностей развития ребёнка-инвалида,
причин развития и правильного отношения
к ребёнку-инвалиду.
В заключении главы можно сказать,
что все люди разные, у каждого своя жизнь
и свои проблемы. Социальный работник
работает именно с этими проблемами, ища
из них выход и помогая людям в их желании
жить более счастливо и вести полноценный
образ жизни. Социальный работник должен
обладать необходимыми навыками коммуникации
а также знаниями особенностей клиентов,
чтобы можно было помогать хотя бы той
группе населения на которой он специализируется.
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ
С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
3.1. Эмоциональные
и коммуникативные особенности родителей
детей с ограниченными возможностями
здоровья
Когда в семье рождается ребенок
с нарушением развития, радость от появления
на свет долгожданного малыша, смешивается
с горем. «Почему это случилось именно
в нашей семье?» «В чем мы провинились»?
«Кто виноват в случившемся» - вот лишь
немногие вопросы, которые еще долгое
время не оставят как родителей ребенка,
так и других близких ему людей. Но, решение
этой проблемы можно и нужно искать. И,
первое, что необходимо сделать родителям
– взять себя в руки. Чувствительность
новорождённого к среде очень велика,
и поэтому, находясь в стрессовом состоянии,
родители невольно погружают в него и
ребенка [23].
Родители детей-инвалидов вначале
не могут долго «отойти» от психологического
шока, связанного с рождением ребенка
с отклонениями. Затем, в некоторых случаях,
они долго не могут внутренне согласиться
с тем, что дефект может быть практически
неизлечимым. Пройдя за первые годы жизни
ребенка все доступные методы лечения,
родители «остывают» к лечению, не приступив
при этом к адаптации. К сожалению, большинство
родителей в первые годы не уделяют должного
внимания психическому развитию ребенка
и формированию у него знаний, умений и
навыков, необходимых для самостоятельной
жизни во взрослом периоде (с учетом специфики
имеющегося дефекта).
Воспитание ребёнка с отклонениями
в развитии, независимо от характера
и сроков его заболевания
или травмы, изменяет, а нередко
нарушает весь привычный ритм жизни семьи.
Обнаружение у ребенка дефекта развития
и подтверждение инвалидности
почти всегда вызывает у
родителей тяжелое стрессовое состояние,
семья оказывается в психологической
сложной ситуации.
Родители впадают в отчаяние,
кто-то плачет, кто-то несет
боль в себе, кто-то становится
агрессивным и озлобленным,
родители такого ребенка могут
полностью отдалиться от друзей,
знакомых, часто и от родственников.
Это время боли, которую небходимо
пережить, время печали, которая
должна быть излита. Только
пережив горе, человек способен
рассмотреть ситуацию спокойно,
более конструктивно подойти
к решению своей проблемы.
Американский психолог Ребекка
Вулис, занимающаяся проблемами брака,
семьи и детей, типичными реакциями
на стресс считает: отрицание, печаль,
гнев.
Выделяют четыре фазы
психологического состояния в
процессе становления их позиции к
ребенку-инвалиду:
Первая фаза – “шок”,
характеризуется состоянием растерянности
родителей, беспомощности, страха, возникновением
чувства собственной неполноценности.
Вторая фаза – “неадекватное
отношение к дефекту”, характеризующаяся
негативизмом и отрицанием поставленного
диагноза, что является своеобразной защитной
реакцией.
Третья фаза – “частичное
осознание дефекта ребенка”,
сопровождаемое чувством “хронической
печали”. Это депрессивное состояние,
являющееся “результатом постоянной
зависимости родителей от потребностей
ребенка, следствием отсутствия
у него положительных изменений”.
Четвёртая фаза – начало социально-психологической
адаптации всех членов семьи, вызванной
принятием дефекта, установлением адекватных
отношений со специалистами и достаточно
разумным следованием их рекомендациям.
К сожалению, далеко
не все мамы и папы детей-инвалидов
приходят к правильному решению
и обретают дальнейшую жизненную перспективу.
Многие родители не
могут самостоятельно прийти
к гармоничному осознанию сложившейся
ситуации. В результате нарушается способность
семьи приспосабливаться к социальным
условиям жизни. На семью
с ребенком-инвалидом накладываются
медицинские, экономические и социально-психологические
проблемы, которые приводят к ухудшению
качества ее жизни, возникновению
семейных и личных проблем.
Не выдержав навалившихся трудностей,
семьи с детьми-инвалидами могут
самоизолироваться, потерять смысл жизни.
Казалось бы, в этом
случае особенно должна быть
ощутима помощь со стороны родственников,
друзей. Но когда родственники и знакомые
узнают о сильной травме или болезни
ребенка, они тоже испытывают
свой психологический стресс.
Каждому приходиться задуматься о
своем отношении к ребенку, к его родителям.
Кто-то начинает избегать встреч,
потому что боится как собственных
чувств и эмоции, так и
чувств родителей данного ребенка.
Особенно тяжело родителям супругов
(бабушкам и дедушкам). Не зная,
как помочь и боясь быть
бестактными, родственники и
знакомые порой предпочитают отмалчиваться,
не замечать сложившуюся ситуацию, что
еще больше затрудняет положение родителей
данного ребенка.
В первую очередь
это относится к глубоко
умственно отсталым детям,
которые привлекают к себе нездоровое
любопытство и неизменные расспросы
со стороны знакомых и незнакомых
людей. Все это ложится тяжким
бременем на родителей и,
в первую очередь, на мать,
чувствующую порой себя виноватой
за рождение такого ребенка.
Трудно свыкнуться с мыслью,
что именно твой ребенок
“не такой, как все”.
Страх за будущее своего ребенка,
растерянность, незнание психологических
особенностей воспитания, чувство стыда
за то, что “родили неполноценного малыша”,
приводят к тому, что родители зачастую
отгораживаются от близких,
друзей и знакомых, предпочитая
переносить свое горе в одиночку. Жизнь
с ребенком с ограниченными возможностями
здоровья всегда сложна, однако есть периоды,
особенно трудные в психологическом плане.
Специалисту важно знать наиболее
трудные в психологическом плане,
моменты в жизни семей, имеющих
детей-инвалидов:
1. Выявление врачами
факта нарушения развития ребёнка.
Возникновение страхов, неуверенности
в воспитании ребенка. Переживание
безысходности ситуации.
2. Старший дошкольный
возраст ребенка (5-7 лет). Осознание
родителями того, что ребенку трудно будет
учиться в общеобразовательной школе.
3. Подростковый возраст
ребенка (13-15 лет). Осознание
ребенком своей инвалидности
приводит к трудностям в налаживании
контактов со сверстниками и,
особенно, с противоположным полом.
Обособление семьи от общества.