Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования – изучение законодательных и теоретических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и практика её реализации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить нормативную базу, касающуюся реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и выделить основные виды помощи, которые могу получить дети-инвалиды и их родители; изучение теоритических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; описать профессионально значимые качества и навыки специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; определить особенности общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с разными заболеваниями и родителями детей-инвалидов; сформулировать рекомендации специалистам по социальной реабилитации относительно коммуникаций с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.
Содержание работы
Введение Глава 1. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1.1. Социальная работа как профессионально-коммуникативная деятельность 1.2. Коммуникативная составляющая комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 2.1. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья 2.2. Специфические задачи и методы профессионального общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с инвалидностью. Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 3.1. Эмоциональные и коммуникативные особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья 3.2. Значение и приемы общения специалистов с родителями в процессе социальной реабилитации детей с инвалидностью. Заключение Использованные источники и литература.
1. Это стратегии, нацеленные
на непосредственное осуществление
изменений путем воздействия
на базовый уровень. Они не
требуют понимания со стороны
клиента. Терапевт добивается изменений
в жизненной ситуации клиента
с помощью собственных действий.
2. Это действия, целью
которых является побуждение
клиента изменить свои базовые
действия. Терапевт добивается изменений
в жизненной ситуации клиента
путем прямого управления. В этом
случае терапевт берет на себя
ответственность за то, какого
рода изменения необходимо осуществить,
тогда как клиент отвечает за осуществление
действий.
3. Это действия, направленные
на внутреннее изменение системы, что
в последствии изменяет поведение клиента.
Эти действия требуют от социального работника
глубокого психологического понимания
клиента. Изменения жизненной ситуации
клиента происходит при этом путем косвенного
управления, чтобы побудить клиента принять
ответственность за свое поведение.
Таким образом, социально-терапевтический
контакт (по мнению К. Роджерса) проходит
следующие шаги помощи:
- клиент приходит за помощью;
- определяется ситуация;
- поощряется свободное
выражение;
- советующий принимает
и проясняет;
- происходит постепенное
выражение позитивных чувств;
- обнаружение позитивных
импульсов;
- проявление инсайта (т.е.
догадки, озарения);
- пояснение выбора;
- растет независимость;
- уменьшается потребность
в помощи.
Этот последовательный ряд
событий, предусматривающий не один сеанс,
раскрывает этапы деятельности терапевта,
побуждающий клиента при одобрении и поддержке
определить собственный путь, чтобы о
результате уже не нуждаться в поддержке
[22].
Термин “коммуникация” означает
буквально меру “участия” (или “соучастия”)
в процессе потребления, обмена и использования
информации. В процессе коммуникации образуется
коммуникативное сообщество. Оно характеризуется
отношениями единства, взаимосвязи, обмена
взаимодействия, взаимопонимания и т.
п. Именно такое сообщество правомерно
определять как людей, находящихся в отношении
коммуникации.
Согласно этому можно выделить
ряд характеристик, которые составляют
профессиональный портрет специалиста
с точки зрения владения им коммуникативной
техникой. Эти характеристики называются
коммуникативной профессиограммой. Специалист
в области теории и практики общения должен:
- знать речевой этикет и уметь
его использовать;
- уметь формулировать цели
и задачи делового общения;
- уметь анализировать конфликты,
кризисные ситуации, конфронтации и разрешать
их;
- иметь навык доказывать и обосновывать,
аргументировать и убеждать, критиковать
и опровергать, достигать соглашений и
решений, компромиссов и конвенций, делать
оценки и предложения;
- владеть техникой речи, риторическими
фигурами, и приемами, уметь правильно
строить речь и другие публичные выступления;
- знать речевой и служебный
этикет и уметь его использовать;
- уметь с помощью “слова” осуществлять
психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать
клиента к соответствующим условиям, корректировать
его поведение.
Это всего лишь малая толика
чисто профессиональных навыков, без которых
нет и не может быть профессионала [9].
Для того, чтобы помочь ребёнку
с ограниченными возможностями преодолеть
своё состояние, приспособиться к новой
среде жизнеобитания и призвана социальная
реабилитация.
Социальная реабилитация —
это совокупность мероприятий, осуществляемых
государственными, частными, общественными
организациями, направленных на защиту
социальных прав граждан. Процесс социальной
реабилитации представляет собой процесс
взаимодействия личности и общества, которое
включает в себя, с одной стороны, способ
передачи индивиду социального опыта,
способ включения его в систему общественных
отношений, с другой стороны, процесс личностных
изменений.
Общение с детьми с ограниченными
возможностями зависит от типа инвалидности.
Проблемы с речью. Во время разговора с инвалидом
нужно обращаться непосредственно к нему,
а не к сопровождающему или сурдопереводчику,
которые присутствуют при разговоре. При
знакомстве вполне естественно пожать
ему руку: даже те, кому трудно двигать
рукой или кто пользуется протезом, вполне
могут пожать руку - правую или левую, что
вполне допустимо [8].
На основе наблюдения, проведённого
автором в КГАУ ЦКРИ (Краевое Государственное
Автономное Учреждение «Центр Комплексной
Реабилитации Инвалидов»), можно сказать,
что такое может быть и возможно с взрослыми
инвалидами, но если у ребёнка есть проблемы
с рукой, то лучше воспользоваться другим
видом приветствия (похлопать по спине
или погладить по голове). Если у ребёнка
с ограниченными возможностями есть проблемы
с руками, то они, как правило, стесняются
этого и не любят когда кто-то прикасается
к их рукам. Однако это относится только
к детям с нормальным умственным развитием.
Дети с нарушениями умственной сферы очень
редко обращают внимание на это, так что
их можно поприветствовать и рукопожатием.
Во время разговора с человеком,
испытывающим трудности в общении, нужно
слушать его внимательно. Не надо бояться
переспросить.
Проблемы со зрением,
слухом. Во время встреч с ребёнком,
который плохо или совсем не видит, обязательно
называйте себя и тех людей, которые также
находятся в комнате. Если у вас общая
беседа в группе, не забывайте пояснить,
к кому в данный момент вы обращаетесь,
и назвать себя.
Чтобы привлечь внимание человека,
который плохо слышит, помашите ему рукой
или похлопайте по плечу. Говорите четко,
помните, что дети, которые плохо слышат,
скорее всего не могут читать по губам.
Предлагая свою помощь, направляйте ребёнка,
но не стискивайте его руку. Не нужно хватать
слепого и тащить его за собой. Опишите
кратко, где вы находитесь. Предупреждайте
о препятствиях: ступенях, лужах, ямах,
низких притолоках, трубах и т.п. Используйте,
если это уместно, фразы, характеризующие
звук, расстояние. Делитесь увиденным.
Необходимо помнить, что, как
и у слепоты, существует несколько типов
и степеней глухоты. Соответственно, существует
много способов общения с людьми, которые
плохо слышат. Если вы не знаете, какой
предпочесть, спросите у них. Некоторые
люди могут слышать, но воспринимают отдельные
звуки неправильно. В этом случае говорите
более громко и четко, подбирая подходящий
уровень. В другом случае понадобится
лишь снизить высоту голоса, так как человек
утратил способность воспринимать высокие
частоты. Не нужно излишне подчеркивать
что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не
надо. Если вас просят повторить что-то,
попробуйте перефразировать свое предложение.
Используйте жесты. Убедитесь, что вас
поняли. Не стесняйтесь спросить, понял
ли вас собеседник. Очень часто глухие
люди используют язык жестов.
Проблемы с передвижением. Когда
вы говорите с ребёнком, пользующимся
инвалидной коляской или костылями, расположитесь
так, чтобы ваши и его глаза были на одном
уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
Избегайте положения, при котором ребёнку
нужно будет запрокидывать голову. Помните,
что, как правило, у людей, имеющих трудности
при передвижении, нет проблем со зрением,
слухом и пониманием [8]. Из своего опыта
могу сказать, что дети с ограниченными
возможностями в передвижении довольно
легко позволяют помогать себе. Однако,
если у ребёнка только проблемы с передвижением,
но он может ходить, то необходимо делать
так, чтобы он старался передвигаться
сам, а специалист только помогает ему
и следит за тем, чтобы он не упал. Также
нужно следить за тем, чтобы ноги не находились
на вису и не затекали. Исправлением же
проблем с передвижением занимается физиотерапевты
с помощью ЛФК, игровых упражнений и специальных
приборов. В КГАУ ЦКРИ применяются
многие из известных методов. К примеру:
гидрокинезотерапия (лечебная гимнастика в воде) которая способствует разгрузке позвоночника, закаливанию организма, снижению мышечного тонуса у детей с ДЦП, укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
Методика Бабат-NDT, основывающаяся на приближении к нормальному образцу движения путём проприоцептивного нервно-мышечного повторения, т.е. «наслаивания» физиологического образца движения на патологический до тех пор, пока в мозг не попадёт нужная информация;
Позиционная терапия (лечение положением) необходимая для тренировки опороспособности стоп, тренировки функции вертикальной позы, обучение прямостоянию, правильного формирования тазобедренного сустава, укрепления костной ткани.
Динамический вертикализатор (параподиум) применяемый для фиксации позы, разгрузки позвоночника, обучения стоянию, тренировка равновесия, улучшения работы сердца, лёгких и кишечника, профилактики остеопароза;
Нейро-ортопедический костюм «Атлант» обеспечивает удержание вертикальной позы и ходьбы у детей с ДЦП, способствует улучшению речи, обладает массажным эффектом;
Рефлекторно нагрузочный костюм
«Гравистат» используемы й для коррекции двигательных нарушений у детей с церебральными параличами.
Дети с задержкой
в развитии и проблемами общения. Используйте доступный язык,
выражайтесь точно и по делу. Избегайте
словесных штампов и образных выражений.
Не говорите свысока. Если необходимо,
используйте иллюстрации или фотографии
[8]. Из своего опыта могу сказать, что дети
с задержкой в развитии, как правило, апатичны
и не настроены работать. Поэтому процесс
реабилитации строится на том, что ребёнка
заинтересует. Это может быть игрушка
с необычным звуком, предметы необычного
цвета и формы, заводные движущиеся игрушки
и прочее. Всё это можно использовать для
привлечения и развития внимания, а также
безобидного шантажа. К примеру: если нужно
чтобы ребёнок сделал определённое задание,
можно поставить в его поле зрения заинтересовавшую
его вещь и дать понять, что если он выполнит
задание, то он сможет поиграть. Здесь
важно помнить, что как и у любого ребёнка
ребёнок с задержкой в развитии может
просто пропасть интерес, так что необходимо
быть готовым с новым объектом интереса,
который сможет ребёнка впечатлить. Проблемы
общения чаще всего выражаются в том, что
уровень развития остаётся на уровне младенчества,
раннего детства или раннего дошкольного
возраста. В этом случае не нужно паниковать.
Можно также использовать интересующую
игрушку как стимул, а если она не нужна,
то можно просто давать задания, служащие
на развитие тех или иных качеств. Исправлением
нарушений речи занимается логопед с помощью
артикуляционной гимнастики (разумеется
при определённом уровне сохранности
интелекта).
Дети с психиатрическими
проблемами. Психические нарушения – не
то же самое, что проблемы в развитии. У
таких детей свой особый и изменчивый
взгляд на мир. Не надо думать, что люди
с психическими нарушениями обязательно
нуждаются в дополнительной помощи и специальном
обращении. Обращайтесь с людьми с психическими
нарушениями как с личностями. Не нужно
делать преждевременных выводов на основании
опыта общения с другими детьми с такой
же формой инвалидности. Не следует думать,
что дети с психическими нарушениями более
других склонны к насилию. Помните, что
чем более вы дружелюбны, они будут чувствовать
себя спокойно [8].
В заключении параграфа можно
сказать, что социальный работник прежде
всего влияет на людей и даже, в каком то
смысле, наставляет их. Этот процесс не
простой и требует знаний и немалого опыта.
Нужно знать как вести приём, уметь его
организовать, знать этикет, уметь разбираться
в людях. Также необходимо знать особенности
различных групп клиентов, которые приходят
на приём.
В заключении главы можно сказать,
что владение коммуникативной техникой
является важным качеством специалистов
по социальной работе и социальной реабилитации.
Специалист по социальной работе должен
уметь понять и объяснить, спросить и передать,
уметь разрешать конфликты и направлять
в нужное русло. Только владея коммуникационными
навыками можно осуществлять свои обязанности
на должном уровне и считать себя профессионалом.
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1. Психологические
особенности детей с ограниченными возможностями
здоровья
Дети с отклонениями в развитии
оказываются лишены доступных их здоровым
сверстникам каналов получения информации:
скованные в передвижении и использовании
сенсорных каналов восприятия, дети не
могут овладеть всем многообразием человеческого
опыта, остающегося вне сферы досягаемости.
Они также лишены возможности предметно-практической
деятельности, ограничены в игровой деятельности,
что негативно сказывается на формировании
высших психических функций.
Нарушение, недостаток развития
может возникнуть внезапно после несчастного
случая, болезни, а может развиваться и
усиливаться на протяжении длительного
времени, например, вследствие воздействия
неблагоприятных факторов окружающей
среды, вследствие длительно текущего
хронического заболевания. Недостаток,
нарушение могут устраняться (полностью
или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими,
социальными средствами или уменьшаться
в своем проявлении [11].