Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение законодательных и теоретических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и практика её реализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативную базу, касающуюся реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и выделить основные виды помощи, которые могу получить дети-инвалиды и их родители; изучение теоритических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; описать профессионально значимые качества и навыки специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; определить особенности общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с разными заболеваниями и родителями детей-инвалидов; сформулировать рекомендации специалистам по социальной реабилитации относительно коммуникаций с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.

Содержание работы

Введение
Глава 1. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1. Социальная работа как профессионально-коммуникативная деятельность
1.2. Коммуникативная составляющая комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
2.2. Специфические задачи и методы профессионального общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с инвалидностью.
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
3.1. Эмоциональные и коммуникативные особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
3.2. Значение и приемы общения специалистов с родителями в процессе социальной реабилитации детей с инвалидностью.
Заключение
Использованные источники и литература.

Файлы: 1 файл

Общение с детьми-инвалидами в социальной работе.docx

— 102.35 Кб (Скачать файл)

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя «как рыба в воде» в конфликтных ситуациях, другие — в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста.

Поэтому роль личностных качеств социального работника, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемыми профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу ее структурных элементов также относят психолого-педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения [4].

Существует определенная этика в служебных отношениях, которая предъявляет четкие требования к методам работы с человеком. Социальный работник обязан следить за такими «деталями», как тон в разговоре, уметь владеть собой в напряженных ситуациях, уважать мнение собеседника и т.д.

Социальный работник должен всегда стремиться выразить свое отношение к случившемуся с клиентом: возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства, удовлетворение и радость по поводу достигнутых успехов, беспокойство в связи с теми или иными затруднениями, сожаление, укор в связи с допущенными ошибками и т.д. Эмоциональное сопереживание, живое участие, открытое выражение своего отношения к делу позволяют социальному работнику создавать благоприятную обстановку общения, в которой между участниками устанавливается действительное взаимопонимание, более четко фиксируются их намерения и запросы [5].

Коммуникативная функция призвана устанавливать с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека [3].

Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др.

Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, что он должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различных областях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен обладать определённой социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т.д. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он должен уметь общаться.

Таким образом, деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. Задачей социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники ведения беседы и правила общения, психологические особенности людей и значение невербальных средств общения, но и обладать такими качествами, как вежливость, приветливость, любезность, направленность на людей, терпение, интуиция, сострадание и т.д. [6].

Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: социальная работа – это профессия коммуникативная, то есть тесно связанная и неотрывная с процессом общения, как на микро- и мезоуровнях, так и на макроуровне социальной работы [7].

Коммуникативные умения - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации специалистов характерно: достижение большей определенности во взаимопонимании партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов.

Одним из главных приёмов формирования коммуникативных умений обладает театральная педагогика, главной целью которой является предупреждение проявления затрудненности в общении, которое обусловлено фактором межличностных отношений и обнаруживается в форме изменения стилей делового общения. Частыми причинами затруднений общения специалистов могут, по мнению автора, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления субъекта.

Одним из самых распространенных и эффективных приёмов формирования коммуникативных умений является игра. Именно ролевая игра используется театральной педагогикой в качестве одного из приёмов развития коммуникативных умений специалистов. В театральной педагогике давно сложилась особая методика, специфические принципы и средства обучения через творческие мастерские.

Особую роль в театральной педагогике занимает групповое общение и умение взаимодействовать с другими; в таких играх личность специалиста учится строить взаимоотношения с товарищами и сотрудниками, на основе кооперации и разделения, дифференциации труда. Кроме того, расширяется репертуар профессиональных ролей. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают у студентов и специалистов необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права [2].

В заключение можно сказать, умение слушать и слышать – является важнейшей, если не самой важной, характеристикой профессиональной компетенции не только социального работника – консультанта, но и специалиста по социальной работе во всех других областях.

Деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.

Коммуникативные умения специалиста по социальной работе оказывают непосредственное влияние на личность ребёнка-инвалида. Однако, помимо каждодневной практики, они требуют постоянного контроля и тренировки с использованием самых современных методик развития и оценки коммуникативных умений.

 

1.2. Коммуникативная составляющая комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Речевое общение между людьми очень многолико. Его можно рассматривать под разными углами зрения. Первый и основной — это человек в мире коммуникаций в процессе обмена информацией. Эта ипостась общения характеризует человека как субъекта коммуникативных связей. Вопросы, связанные с таким аспектом, касаются теории и практики коммуникации, особенностей процесса коммуникации в науке, бизнесе, политике.

Предмет общения составляет такую его характеристику, которая определяет содержательный характер человеческого взаимодействия. В зависимости от того, что является предметом общения, его содержанием, увеличивается многообразие разновидностей общения: бытовое, деловое, специально-профессиональное и общенаучное, социально-политическое и т. д. Учитывая организацию процесса общения, цели, которые преследует общение, уровень эмоционального настроя, на котором оно реализуется, можно говорить о разнообразных способах такого взаимодействия. Общение между людьми имеет много параметров и изменение каждого из них ведет к той или иной модификации данного процесса.

Социальный работник должен знать эти параметры, уметь их задавать, формировать и тем самым уметь управлять процессом общения. Знания того, как нужно общаться и умение использовать это знание в разговоре, беседе, споре, собеседовании, переговорах, т. е. владеть коммуникативной техникой, составляет важное профессиональное качество социального работника.

Одной из важнейших особенностей деятельности педагога, социолога, философа и вообще гуманитария является умение вести диалог, организовать процесс коммуникации, общения. Умение вести диалог предполагает ряд специфических профессиональных навыков.

Профессионал должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности в беседе и делового настроя в собеседовании, найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

В основе всего этого лежит коммуникативная техника общения. Владение

ею — важный признак, профессиональной пригодности. Теории общения как самостоятельной дисциплины не существует. Однако это не означает, что не существует методов научного анализа человеческого общения, различных концепций, школ и направлений.

Коммуникация имеет несколько значений. Во-первых, это путь сообщения (например, воздушные или водные коммуникации), во-вторых, это форма связи (к примеру, радио, телеграф и т. п.), в-третьих, это процесс сообщения информации с помощью технических средств — средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение и пр.), наконец, в-четвертых, коммуникация выражает акт общения, связь между двумя или более индивидами, сообщение информации одним лицом другому [21].

Социальная работа как вид деятельности является коммуникативной. Коммуникативное взаимодействие – это взаимосвязь, взаимодействие. Основная цель взаимодействия социального работника и клиента предполагает:

- увеличение степени самостоятельности  клиента, его способности контролировать  свою жизнь и более эффективно  разрешать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых  клиент может максимально проявить свои возможности;

- адаптация или реадаптация людей в обществе.

Конечная цель деятельности социального работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.

Особенность социально-терапевтического контакта состоит в том, что в процессе взаимодействия с клиентом социальный работник воздействует на видение клиентом проблемы и тем самым на его поведение, что ведет к формированию определенного типа отношений.

Такое взаимодействие должно пройти 3 этапа:

Информация о работе Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации