Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение законодательных и теоретических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и практика её реализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить нормативную базу, касающуюся реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и выделить основные виды помощи, которые могу получить дети-инвалиды и их родители; изучение теоритических основ коммуникативной функции специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; описать профессионально значимые качества и навыки специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; определить особенности общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с разными заболеваниями и родителями детей-инвалидов; сформулировать рекомендации специалистам по социальной реабилитации относительно коммуникаций с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.

Содержание работы

Введение
Глава 1. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1. Социальная работа как профессионально-коммуникативная деятельность
1.2. Коммуникативная составляющая комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
2.2. Специфические задачи и методы профессионального общения специалистов по социальной реабилитации с детьми с инвалидностью.
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
3.1. Эмоциональные и коммуникативные особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
3.2. Значение и приемы общения специалистов с родителями в процессе социальной реабилитации детей с инвалидностью.
Заключение
Использованные источники и литература.

Файлы: 1 файл

Общение с детьми-инвалидами в социальной работе.docx

— 102.35 Кб (Скачать файл)

4.  Старший  школьный  возраст  (15-17  лет).  Трудность  перед  родителями  в определении  и  получении  профессии  и  дальнейшего  трудоустройства  ребенка. Внутрисемейный разлад.

Следует  отметить,  что  не  каждая  семья  проходит  все  4  кризиса.  Некоторые  семьи “останавливаются”  на  2  кризисе  —  в  случае,  если  ребёнок  имеет  очень  сложную патологию  развития  (глубокая  умственная  отсталость,  ДЦП  в  тяжёлой  форме, множественные  нарушения  и  т.  д.).  В  этом  случае  ребёнок  не  учится  совсем,  и  для родителей он навсегда остаётся “маленьким”.

В  других  семьях  (например,  если  у  ребёнка  соматическое  заболевание)  второй  кризис проходит  без  особых  осложнений,  т.е.  ребёнок  поступает  в  школу  и  учится  в  ней,  но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).

Для целостного психологического понимания ситуации  рассмотрим более подробно каждый кризисный период.

1 период — когда родители  узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые  часы или дни после рождения  ребёнка (генетическое заболевание  или врождённое качество), и тогда  вместо радости родителей ожидает  огромное горе от разом рухнувших надежд.

2 период –  о том, что  ребенок не такой, как все остальные  дети, родители могут узнать в первые  3  года  его  жизни  или  на  психологическом  обследовании  на  медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в  интеллектуальном  плане).  Это  известие  для  родных  и  близких  как  “удар  обухом”.

Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что “все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

3 период  –   ребенком   переживается  психофизиологический  и  психосоциальный возрастной  кризис,  связанный  с  ускоренным  и  неравномерным  созреванием  костно-мышечной,  сердечно-сосудистой  и  половой  систем,  стремлением  к  общению  со сверстниками  и  самоутверждению.  У  ребенка   активно  формируются  самооценка  и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как все. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и  кризис  “середины  жизни”  родителей,  кризис  сорокалетнего  возраста  супругов.  По мнению детского психолога Е. Вроно, “кризис сорокалетия у взрослых людей протекает не  менее  остро  и  болезненно,  чем  подростковый  кризис”.  К  этому  возрасту  люди достигают  определённой  стабильности  социального  и  профессионального  положения, обретают  уверенность  в  завтрашнем  дне,  подводят  итог  своей  жизни,  входят  в  пору зрелости, происходят изменения в физиологии. 

4  период  —  это  период  юношества  ребенка,  когда  остро  встают  вопросы  по формированию  его  дальнейшей   жизни  и  связанных  с  этим  вопросов  получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все  чаще задумываются о том, что  же будет с ребенком, когда  их не станет.

Специалистам, работающим с такой  семьей (социальные работники, педагоги, психологи), необходимо  знать  специфику  данных  кризисов  семьи  с  ребенком  с  ОВЗ  и  уметь  их определять,  чтобы  своевременно  оказать  необходимую  социальную  и  психологическую помощь.

В  кризисной  обстановке  человеку,  нуждающемуся  в  помощи,  необходимо  уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо,  чтобы  кто-то  находился  рядом,  и  лучше,  если  таким  человеком  окажется близкий  родственник.  Однако,  как    уже  отмечалось,  не  всегда  родные,  друзья  могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь  преодолеть  сложный  период  родителям  может  психолог  или  те  родители,  у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.

Родителям   можно  посмотреть  на  эту  ситуацию  с  другой  стороны:  возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и  внимание,   радоваться  жизни  и  помогать  другим  мамам  и  папам  с  такими  же проблемами обрести душевное равновесие.

Для того, чтобы легче воспринимать существующую проблему, либо по-иному взглянуть не нее рекомендуются

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1.  оставить все как  есть, или что-то изменить;

2.  изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или  изменить 

обстоятельства, в которых возникла проблема;

3.  если нельзя изменить  обстоятельства, то можно изменить  отношение к

обстоятельствам, то есть принять их:

  • как необходимую данность;
  • как урок, который необходимо пройти;
  • как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;
  • как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

В заключение параграфа можно сказать, что рождение ребёнка-инвалида это огромный стресс для родителей. Многие решают что на этом семейное счастье закончено и погружаются в депрессию, кто-то вообще не выдерживает и приводит семья к расколу. Чтобы сохранить семью социальный работник должен сопровождать её, прослеживать путь развития. Используя знания и опыт можно добиться положительного эффекта и сделать так чтобы родители смогли жить полной жизнью и помочь своему ребёнку жить и даже адаптироваться.

 

 

3.2. Значение и приемы общения специалистов с родителями в процессе социальной реабилитации детей с инвалидностью.

 

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения ребенка-инвалида в сложный и противоречивый окружающий мир.

Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако семьи с больными детьми развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации [19].

Внутренняя духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущего семьи. К сожалению, окружающие не всегда считаются с тем, что в такой семье горе — не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи. Если в семье процесс осознания новых реалий бытия развивается правильно, можно надеяться, что родители смогут принять и своего ребенка с функциональными ограничениями относительно скоро. Одновременно они сами могут избежать впоследствии психических расстройств на почве болезни ребенка.

Большинство из тех, кто прошел через горе, приспосабливаются к своей новой жизни без профессиональной помощи. Хотя горе является естественной и здоровой реакцией человека на потерю чего-то очень дорогого. Родители иногда реагируют слишком неадекватно на ограничения ребенка. Если у родителя появляются физические симптомы, если он испытывает очень сильное чувство вины и гнева, длительную депрессию или сильное отчаяние, которые не проходят, это может означать, что ему или ей нужна профессиональная помощь. Если горе родителей совершенно не проявляется внешне, возможно, оно отрицается или накапливается внутри. В этом случае также может понадобиться помощь [20].

В настоящее время существует большое число моделей реабилитации

детей-инвалидов и взглядов на методы ее проведения. Однако все ученые и практики сходятся во мнении, что результатом реабилитационных мер должна быть реинтеграция (возврат) детей-инвалидов в общество. При этом сами дети должны ощущать себя не менее полноправными членами общества, чем другие группы их сверстников. С учетом сказанного, цель реабилитации можно определить и так: это улучшение качества жизни и социального функционирования детей-инвалидов посредством преодоления их социальной отчужденности, а также повышение их активной жизненной и гражданской позиции.

Проблема «ребенок-инвалид» имеет как бы два плана: с одной стороны – семья ребенка-инвалида, как комплекс взаимосвязанных проблем выживания; а с другой – сам ребенок-инвалид: его проблема как личности в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.

Важнейшую роль в воспитании, социализации, удовлетворении потребностей, обучении, профориентации особенных детей имеющих инвалидность, выполняет его семья. Родители, у которых есть такие дети, особенно остро сталкиваются с проблемами в решении материально-бытовых, жилищных, психологических проблем, а также проблем связанных с медико-социальной реабилитацией ребенка. В результате чего они испытывают потребность в расширении своих социальных контактов со специалистами различных учреждений и организаций.

Работа с родителями не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело развития стало общим делом семьи и социальных служб, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

Формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.

Познавательные: семинары-практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.

Информационно-аналитические: анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик».

Досуговые: совместный досуг, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Наглядно-информационные: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка добрых дел.

Так суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Основные виды работы с родителями:

1. Родительские собрания - 1–2 раза в квартал.

2. Индивидуальные беседы  – по мере необходимости.

3. Консультации (индивидуальные  и по группам) – 1 раз в неделю.

4. Организация совместной  деятельности родителей и детей  – 1 раз в четверть

– привлечение родителей к проведению праздников;

– привлечение родителей к организации экскурсий.

5. Организация работы  родительского комитета.

6. Придумать поощрение  родителей за сотрудничество [19].

В заключение параграфа можно сказать, что родительская работа с ребёнком-инвалидом безусловно важна и даже во многом является определяющей, но необходимо их направлять. Это одна из сторон проводимой работы социального работника с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому важно знать как и в какой форме это делать, какие методы использовать.

Подводя итог главы можно сказать, что для родителей понимание и признание того факта, что их ребёнок-инвалид — это эмоционально невероятно сложная задача, требующая от человека активации всех его моральных качеств и огромной смелости. Эмоциональный фон в большинстве семей бывает крайне напряжённым. У многих родителей часто не хватает сил для сохранения семьи. Главной задачей социального работника является именно сохранение семьи через выполнение подзадач, которые позволят принять родителям существующее положение вещей, адаптироваться, полюбить своего ребёнка и помочь ему. Это осуществляется через совместную работу социального работника с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями, через информирование и обучение специалистами по социальной реабилитации. Через взаимодействие специалистов по социальной реабилитации и их совместной работы с родителями детей с ограниченными возможностями можно достичь высоких результатов в реабилитации и адаптации их детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Темой данной курсовой работы является «Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации».

Данная работа может быть интересна тем, кто только начинает работать в сфере социального обслуживания или социально-правовой защиты населения. Особенно тем, кто имеет мало собственного опыта в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями.

Из этой работы они смогут подчерпнуть знания о том, какими качествами нужно обладать, какие функции предстоит выполнять, особенности детей-инвалидов, эмоциональное состояние родителей.

К сожалению, в законодательстве в отношении социальной реабилитации есть только информация о праве ребёнка-инвалида на образование, осуществление материального, социально-бытового и медицинского обеспечения, право на получение технических средств, Порядок назначения и выплаты государственной помощи по уходу, льготы на жилье и право ребенка-инвалида на труд. Это те правовые знания, которыми социальному работнику нужно обладать и уметь с ними работать, но к коммуникационному аспекту они не относятся.

Специалисту по социальной работе важно помнить, что эффективность социальной реабилитации может быть получена при условии взаимосвязи и согласованности действий медиков, психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов. Одновременное параллельное взаимодействие специалистов разных профилей, объединенных реализацией комплексной программы реабилитации, направленной на социальную адаптацию ребенка, позволяет каждому специалисту выполнять свои обязанности максимально продуктивно в общем ключе действий всех специалистов и тем самым достигать максимальных результатов в социальной адаптации. Это максимально реализуемо в рамках многопрофильных центров реабилитации детей с ограниченными возможностями. Нужно понимать, что специалист по социальной работе не может сделать всё это самостоятельно, однако стоит обладать небольшими знаниями о специфике работы других специалистов по социальной реабилитации чтобы можно было действовать в строго определённом ключе.

Информация о работе Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации