Культура и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:53, сочинение

Описание работы

Если бы вся поступающая информация воспринималась и запоминалась человеком, то хватило бы нескольких минут, чтобы из-за перегрузки памяти он лишился способности принимать новые порции информации и эффективно действовать. Используя слова К. Ушинского о том, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира, можно сказать, что внимание - это ворота, захлопывающиеся перед одними объектами и открывающиеся перед другими. Только тысячная доля поступающей информации достигает «святая святых» человеческого существа - сознания. Остальная информация также не теряется. Она удивительным образом сохраняется в лабиринтах памяти и иногда оказывает помощь в решении возникающих проблем.

Файлы: 1 файл

общая психология.docx

— 78.36 Кб (Скачать файл)

Биологическая теория эмоций

В соответствии с биологической  теорией эмоций Петра Кузьмича Анохина, в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие  эмоции с отрицательным знаком сигнализируют  организму об отклонениях в его  внутренней среде (голод, жажда), что  активирует соответствующую программу  действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным  эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, Пётр Кузьмич Анохин приводит пример, когда  хищник в течение многих дней, целенаправленно  преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство  голода), так и позитивными (процесс  насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя  вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора  результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных  этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели».

Таким образом, основную информационную нагрузку в биологической теории несет её знак, который маркирует  программу поведения и придает  последней определенную направленность.[8]

Потребностно-информационная теория эмоций

Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина  о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности  поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить  возможность или невозможность  активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе  мозга. Эмоция представляется как некая  сила, которая управляет соответствующей  программой действий и в которой  зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта»

 

10.

 

11. Закон Йеркса-Додсона («оптимума  мотивации»)

 Закон Йеркса-Додсона (англ. Yerkes-Dodson law) — эмпирическое обобщение,  первоначально установленное психологами  Йерксом и Додсоном (1908) в опытах  на мышах, относительно влияния  силы мотивации (уровня возбуждения) на эффективность деятельности при разной трудности выполняемой задачи (напр., различение яркости). В обобщенной форме закон можно сформулировать в виде 2 положений:

1) зависимость эффективности деятельности  от уровня мотивации характеризуется  криволинейной функцией (в виде  перевернутой U-образной кривой); др. словами, существует некий оптимум  мотивации для выполнения к.-л.  деятельности;

2) уровень оптимальной мотивации  связан обратной зависимостью  с уровнем трудности задачи, т.  е. чем труднее для испытуемого  задача, тем ниже уровень оптимальной  мотивации. 

 Пример. Уровень мотивации, который  условно можно оценить в семь  баллов, будет наиболее благоприятным.  Последующее увеличение мотивации  (до 10 и более) приведет не к  улучшению, а к ухудшению эффективности  деятельности. Таким образом, очень  высокий уровень мотивации не  всегда является наилучшим.Т.е.  согласно закону Йеркса-Додсона,  для достижения успеха необходим  оптимальный (а проще говоря  — умеренный, средний) уровень  мотивации, избыток здесь столь  же плох, как и недостаток.

 Эксперимент с животными

 Роберт Йеркс и Джон Додсон  сначала проводили эксперименты  на мышах и шимпанзе. У животных  они вырабатывали дифференцировку  на различение темного входа  в лабиринт от светлого. Правильный  выбор входа в лабиринт позволял  мыши добраться до гнезда, где  ее ожидало положительное подкрепление  — мышь противоположного пола. В случае ошибок применялось  наказание — удар током через  проволочный пол. Сила наказания  варьировалась. В разных сериях  вырабатывались дифференцировки  различной степени сложности.  Слабый ток является оптимальным  наказанием для выработки трудной  дифференцировки. При формировании  легкой дифференцировки оптимальный  уровень наказания выше.

  Эксперимент с людьми

 Исследования на людях, продемонстрировал  аналогичные результаты. В качестве  экспериментального материала выступали  задачи-головоломки, в качестве  мотивирующего стимула — денежное  вознаграждение (сумма награды за  правильное решение, поначалу  ничтожная, постепенно возрастала  до весьма значительной). И вот  что обнаружилось.

 За чисто символический выигрыш  люди работали «спустя рукава»,  и результаты были невысокими. По мере возрастания награды  рос и энтузиазм; соответственно  улучшались и результаты. Однако  в определенный момент, когда  возможность выигрыша достигала  немалой величины, энтузиазм перерастал  в ажиотаж, и результаты деятельности  снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна  для успеха, но и избыточная  вредна, поскольку порождает ненужное  возбуждение и суетливость.

 

12. Информационная теория П. В.  Симонова 

Отечественный физиолог П.В.Симонов  попытался в краткой символической  форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение  и характер эмоции. Он предложил  для этого следующую формулу:

Э= F (П, (И н  - И с , …) ) , где Э - эмоция, ее сила и качество;

П - величина и специфика актуальной потребности; (И н  - И с ) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного  прижизненно приобретаемого опыта;

И н  - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;

И с  - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено  дефицитом прагматической информации (когда И н больше чем И с ) , именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и  т.д. Положительные эмоции, такие, как  радость и интерес, появляются в  ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже  существующим прогнозом, другими словами - когда И с больше чем И н .

13. Экспериментальное изучение  эмоций!

Исследования такого типа могут  быть наиболее многообразными, поскольку  можно изучать эмоциональное  отношение к очень большому количеству явлений (отношение к близким, к  окружающим людям, к себе самому, к  животным, к явлениям природы, спорту и его видам, к искусству в  его разновидностях, к явлениям общественной жизни, тем или другим историческим личностям и т. д.). Вопрос заключается  в том, чтобы такое исследование оказалось достаточно обоснованным и позволило методически выделить из целого ряда откликов человека искомое  нами отношение.

Самое перечисление возможных видов  эмоционального отношения, которое  может изучаться у различных  возрастных, образовательных и социальных групп, уже говорит, не только о широком  круге тем для научного исследования, но и о том, что в выяснении  такого рода вопросов могут оказаться  полезными экспериментальные методы, совмещающие реальную деятельность со словесными методами отчета, опроса и т. д., а также методы исследования, преимущественно связанные с  использованием словесного материала.

Л. Испытуемому предъявляется определенного  содержания наглядный материал (серии  фотографий, кинофильмы) и изучается  его эмоциональное отношение  к изображенным поступкам, действиям, поведению людей (как в форме  его непроизвольных реакций, так  и в форме его высказываний по этому поводу).

Имеется ряд работ, посвященных, например, вопросу о характере эмоционального отношения детей, взрослых к определенному  виду взаимоотношений людей, показанному  в кинофильме. При этом задача заключается  не только в том, чтобы узнать такое  отношение, но и увидеть, меняется ли оно при предъявлении нового материала, когда по - иному освещаются те или  другие взаимоотношения людей (их действия, поступки, мотивы этих действий и т. д.работы Формена, Форда). Б. Испытуемому  предъявляется серия специально составленных картинок, в которых  зафиксированы виды взаимоотношений  между людьми, отношение взрослого  к ребенку и т. д. И испытуемый должен сказать, как он бы поступил, оказавшись в такой ситуации. Используются такие наборы картинок (работы Розенцвейга) для детей, а также и взрослых. Но существенным недостатком методик  Розенцвейга является то, что они  используются как обычный тест. Поэтому 1) в самом способе проведения испытания отсутствует необходимый  учет того, что и как в психологическом  плане воспринял в задании  испытуемый; 2) при обработке результатов  отсутствует настоящий психологический  анализ.

 

14. Классификация эмоций

Представляя собой группу очень  сложных и многообразных психических  явлений, эмоциональные переживания  с трудом поддаются общему анализу. В связи с этим в психологии до сего времени не создано общепризнанной классификации эмоций.

Существующие попытки такой  классификации часто исходят  всего лишь из разного понимания  относящихся к данной проблеме терминов. Так, по мнению одних, термин «эмоция» должен быть отнесен только к простейшим эмоциональным состояниям, связанным  с удовлетворением или неудовлетворением  элементарных органических потребностей, а термин «чувства» — к субъективным переживаниям, источником которых являются высшие потребности человека, возникшие  в процессе исторического развития человеческого общества. Другие, наоборот, чувствами называют элементарные процессы, а эмоциями — сложные комплексы, состоящие из чувств и ощущений. Третьи рассматривают чувства как  устойчивые субъективные переживания, «укоренившиеся особенности человека», а эмоции лишь как особую форму  непосредственного переживания  чувств, например состояние наслаждения, восхищения, возмущения. Четвертые  считают характерным для эмоций, в отличие от чувств, их яркое  внешнее выражение, сближая их с  аффектами, и т. д.

Подобные попытки опираются  не на сколько-нибудь объективный анализ признаков, присущих эмоциям и чувствам, как качественно особым психическим  процессам, а всего лишь на привычное, ставшее в известных кругах традиционным употребление психологических терминов в том или другом их значении.

Эмоции могут быть более удачно разделены на составляющие их виды в зависимости от характерных  для них признаков длительности и интенсивности психического переживания. При этом термин «эмоции» («эмоциональное состояние», «эмоциональное переживание») употребляется как родовое понятие, обозначающее все психические процессы и состояния данной группы, а отдельными классами или видами эмоций будут  настроения, чувства (в свою очередь  подразделяемые на ряд видов в  зависимости от содержания эмоционального переживания) и аффекты.

Наряду с этой общей классификацией все эмоции (и настроения, и чувства, и аффекты) в зависимости от того влияния, которое они оказывают  на жизнедеятельность организма  и общий тонус психических  переживаний личности, могут быть подразделены на два вида - стенические  (повышают жизнедеятельность) и астенические (понижают жизнедеятельность).

 

15. КАЧЕСТВО   ЭМОЦИИ.

Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции  в зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него или он этой возможности лишен. В последнем  случае возникает напряжение или  подавленность и отказ от действия. В результате многократно повторяющегося, но несбывающегося предвосхищения развивается  безразличие, скука и даже неприязнь.

Еще одним источником эмоций является протекание процессов регуляции  и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляющиеся процессы восприятия, решения задач, навыки служат источником положительных эмоций удовольствия, удовлетворения, тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможность  достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции агрессивного характера (гнев, раздражение, озлобление).

Эмоциональная реакция зависит  также и от времени, когда произошло  то или иное значимое для субъекта, событие. Так, по утверждению Ханта, фрустрация, относимая к прошлому, вызывает страх, к настоящему - гнев, к будущему - печаль.

Эмоциональные процессы, связанные  с обеспечением биологического равновесия между организмом и средой, общие  для человека и животных. Но человеку свойственны и высшие эмоции, называемые «чувствами». В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, связанные  с отношениями между людьми.

Качество высших эмоций, или чувств, зависит от того, каким психологическим  образованиям соответствует действующий  эмоциональный сигнал. По этому основанию  можно выделить чувства, связанные  с потребностью социального контакта (симпатия, доброжелательность, чувства  товарищества, сочувствие) , с родительской потребностью (нежность, забота), с потребностью власти, доминирования (чувства превосходства, авторитета, высокомерия, силы) и т. п.

 

16. Формы переживания эмоций  и чувств

Эмоциональные состояния и формы  их выявления детерминируются преимущественно  социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых  врожденных особенностей человека. Богатство  эмоциональных состояний проявляется  в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.

 Настроение - это общее эмоциональное  состояние, которое своеобразно  окрашивает на время деятельность  человека, характеризует ее жизненный  тонус. 

 Различают настроения позитивные, которые оказываются в бодрости, и негативные, которые подавляют,  вызывают пассивность. Настроение - это такой общий эмоциональное  состояние, которое отчетливо  не направлен на то конкретное. Причины настроений - самые разнообразные:  неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные  известия и т.д. Особое место среди причин, вызывающих настроения, занимает суеверие. Вера в приметы, особенно негативные, вызывает пассивность, страх, розладнуе психическую деятельность личности. Мера податливости настроениям имеет индивидуальный характер.

 Лица, которым свойственно самообладание,  не поддаются настроению, не падает  духом даже тогда, когда для  этого есть какие-то основания,  а наоборот, преодолевают трудности.  Малодушно быстро поддаются настроениям.  Они нуждаются в поддержке  коллектива Египта отчуждение  доли в Ооо. .

Информация о работе Культура и личность