Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:53, сочинение
Если бы вся поступающая информация воспринималась и запоминалась человеком, то хватило бы нескольких минут, чтобы из-за перегрузки памяти он лишился способности принимать новые порции информации и эффективно действовать. Используя слова К. Ушинского о том, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира, можно сказать, что внимание - это ворота, захлопывающиеся перед одними объектами и открывающиеся перед другими. Только тысячная доля поступающей информации достигает «святая святых» человеческого существа - сознания. Остальная информация также не теряется. Она удивительным образом сохраняется в лабиринтах памяти и иногда оказывает помощь в решении возникающих проблем.
Биологическая теория эмоций
В соответствии с биологической
теорией эмоций Петра Кузьмича Анохина,
в процессе эволюции эмоции совершенствовались
так же как мышцы, зрение и слух.
Наиболее развита система эмоций
у человека, так как у него наряду
с биологическими потребностями, появляются
потребности физиологические. Ведущие
эмоции с отрицательным знаком сигнализируют
организму об отклонениях в его
внутренней среде (голод, жажда), что
активирует соответствующую программу
действий. Завершение целенаправленных
действий сопровождается положительным
эмоциональным фоном, что закрепляется
в памяти животного как «получение
награды». Объясняя свою позицию, Пётр
Кузьмич Анохин приводит пример, когда
хищник в течение многих дней, целенаправленно
преследует свою добычу, что сопровождается
как негативными переживаниями (чувство
голода), так и позитивными (процесс
насыщения). Таким образом: «ведущие
эмоции участвуют в формировании
функциональной системы, определяя
вектор, то есть направленность поведения,
постановку цели, формирование акцептора
результата действия. Ситуативные эмоции,
возникающие при оценке отдельных
этапов действия, позволяют корректировать
поведение и достигать
Таким образом, основную информационную нагрузку в биологической теории несет её знак, который маркирует программу поведения и придает последней определенную направленность.[8]
Потребностно-информационная теория эмоций
Потребностно-информационная теория
эмоций Павла Васильевича Симонова
развивает идею Петра Кузьмича Анохина
о том, что качество эмоции необходимо
рассматривать с позиций
10.
11. Закон Йеркса-Додсона («
Закон Йеркса-Додсона (англ.
Yerkes-Dodson law) — эмпирическое обобщение,
первоначально установленное
1) зависимость эффективности
2) уровень оптимальной мотивации
связан обратной зависимостью
с уровнем трудности задачи, т.
е. чем труднее для
Пример. Уровень мотивации, который
условно можно оценить в семь
баллов, будет наиболее благоприятным.
Последующее увеличение
Эксперимент с животными
Роберт Йеркс и Джон Додсон
сначала проводили
Эксперимент с людьми
Исследования на людях,
За чисто символический
12. Информационная теория П. В. Симонова
Отечественный физиолог П.В.Симонов
попытался в краткой
Э= F (П, (И н - И с , …) ) , где Э - эмоция, ее сила и качество;
П - величина и специфика актуальной потребности; (И н - И с ) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта;
И н - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;
И с - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.
Согласно теории эмоций Симонова,
возникновение эмоции обусловлено
дефицитом прагматической информации
(когда И н больше чем И с
) , именно это вызывает эмоции отрицательного
характера: отвращение, страх, гнев и
т.д. Положительные эмоции, такие, как
радость и интерес, появляются в
ситуации, когда полученная информация
увеличивает вероятность
13. Экспериментальное изучение эмоций!
Исследования такого типа могут
быть наиболее многообразными, поскольку
можно изучать эмоциональное
отношение к очень большому количеству
явлений (отношение к близким, к
окружающим людям, к себе самому, к
животным, к явлениям природы, спорту
и его видам, к искусству в
его разновидностях, к явлениям общественной
жизни, тем или другим историческим
личностям и т. д.). Вопрос заключается
в том, чтобы такое исследование
оказалось достаточно обоснованным
и позволило методически
Самое перечисление возможных видов
эмоционального отношения, которое
может изучаться у различных
возрастных, образовательных и социальных
групп, уже говорит, не только о широком
круге тем для научного исследования,
но и о том, что в выяснении
такого рода вопросов могут оказаться
полезными экспериментальные
Л. Испытуемому предъявляется
Имеется ряд работ, посвященных, например,
вопросу о характере
14. Классификация эмоций
Представляя собой группу очень
сложных и многообразных
Существующие попытки такой
классификации часто исходят
всего лишь из разного понимания
относящихся к данной проблеме терминов.
Так, по мнению одних, термин «эмоция»
должен быть отнесен только к простейшим
эмоциональным состояниям, связанным
с удовлетворением или
Подобные попытки опираются не на сколько-нибудь объективный анализ признаков, присущих эмоциям и чувствам, как качественно особым психическим процессам, а всего лишь на привычное, ставшее в известных кругах традиционным употребление психологических терминов в том или другом их значении.
Эмоции могут быть более удачно
разделены на составляющие их виды
в зависимости от характерных
для них признаков длительности
и интенсивности психического переживания.
При этом термин «эмоции» («эмоциональное
состояние», «эмоциональное переживание»)
употребляется как родовое
Наряду с этой общей классификацией все эмоции (и настроения, и чувства, и аффекты) в зависимости от того влияния, которое они оказывают на жизнедеятельность организма и общий тонус психических переживаний личности, могут быть подразделены на два вида - стенические (повышают жизнедеятельность) и астенические (понижают жизнедеятельность).
15. КАЧЕСТВО ЭМОЦИИ.
Один и тот же сигнал вызывает
различные эмоциональные
Еще одним источником эмоций является протекание процессов регуляции и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляющиеся процессы восприятия, решения задач, навыки служат источником положительных эмоций удовольствия, удовлетворения, тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможность достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции агрессивного характера (гнев, раздражение, озлобление).
Эмоциональная реакция зависит также и от времени, когда произошло то или иное значимое для субъекта, событие. Так, по утверждению Ханта, фрустрация, относимая к прошлому, вызывает страх, к настоящему - гнев, к будущему - печаль.
Эмоциональные процессы, связанные с обеспечением биологического равновесия между организмом и средой, общие для человека и животных. Но человеку свойственны и высшие эмоции, называемые «чувствами». В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, связанные с отношениями между людьми.
Качество высших эмоций, или чувств, зависит от того, каким психологическим образованиям соответствует действующий эмоциональный сигнал. По этому основанию можно выделить чувства, связанные с потребностью социального контакта (симпатия, доброжелательность, чувства товарищества, сочувствие) , с родительской потребностью (нежность, забота), с потребностью власти, доминирования (чувства превосходства, авторитета, высокомерия, силы) и т. п.
16. Формы переживания эмоций и чувств
Эмоциональные состояния и формы
их выявления детерминируются
Настроение - это общее эмоциональное
состояние, которое
Различают настроения
Лица, которым свойственно